Общая организаторская сущность функций журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая организаторская сущность функций журналистики



Если коммуникационная сущность функций журналистики является необходимым условием для реализации всех функций журналистики, то завершается процесс взаимодействия журналистского текста с аудиторией определенным результатом - влиянием на свою аудиторию, на ее сознание и поведение. Иными словами говоря, журналистский текст является причиной или организатором изменений: духовно-идеологических, культурно-просветительских, эмоционально-психологических или социально-бытовых. Таким образом, очевидно, что организационная сущность свойственна каждой функции журналистики.

К какому результату по изменению действительности приводит журналистское вмешательство в нее - это по сути дела главный вопрос, который обязательно должен волновать журналиста, когда он берется за перо. Ведь совершенно очевидно, что его влияние может оказаться как конструктивным, так и деструктивным. Вот потому и необходимо понять, в чем собственно заключается организационная сущность функций журналистики и как она обеспечивается.

Профессор Прохоров, который выделяет непосредственно-организационную функцию как самостоятельную функцию журналистики, указывает на способы влияния журналиста на аудиторию. Делать это можно в двух формах:

1. Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения.

2. Оказывать воздействие на поведение людей и социальных институтов.

Влияние через создание общественного мнения имеет свои характерные особенности. Прежде всего, необходимо учесть, что это процесс длительный. Прохоров пишет, что «общественное мнение чаще всего складывается не сразу вслед за публикацией, а требует некой «критической массы» информации на заданную тему»[78]. Это справедливо как в отношении каждого отдельно взятого потребителя массовой информации, так и относительно больших групп людей. Практически ничто и никогда не воспринимается человеком сразу на веру, и уж тем более не переходит моментально в область его убеждения и мотивов к действию. Нужно время, чтобы полученная информация была осмыслена, обсуждена, получила свое логическое объяснение, сформировала чувственную реакцию. Чтобы на основе сделанных логических выводов и чувственных ощущений сформировались оценки, которые бы продиктовали человеку те или иные потребности к действию.

Все это обусловлено сущностью и структурой человеческого сознания. Уже само определение понятия «сознание» дает возможность представить, с чем взаимодействует журналист, какие функции сознания активизирует. Наиболее емким в этом смысле нам представляется определение А.Г.Спиркина: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»[79]. Все эти функции в сознании индивидов и происходят при участии и под влиянием массовой информации.

Интересна и последовательность протекания этих процессов, определяемая структурой сознания. А.В.Иванов представляет сознание в виде следующей условной схемы.[80]

Рис.19 Структурная схема сознания индивида

Нижняя половина представляет собой чувственные способности человека к познанию мира. Верхняя – его рациональное, логическое осмысление. Левое полушарие (на рисунке справа) выполняет функцию внешнепредметного познания. Правое (на рисунке слева) – занято осмыслением «я» и других «я» и продуктов их деятельности.

Первый сектор сознания позволяет через внешние рецепторы получить информацию о внешнем мире (ощущения, восприятие и представление). Во втором секторе происходит понятийное определение полученной информации: что это такое. В третьем формируются чувственные эмоционально-психические реакции на полученную и осмысленную информацию (приятно, отвратительно, страшно, удивительно и т.п.). В четвертом секторе происходит формирование оценки полученной информации (плохо, хорошо, добро, зло, справедливо, гуманно и т.д.).

Нам представляется, что аналогично должен быть выстроен и текст. Реальная картинка происходящего – логика действия – эмоциональные реакции – оценочные суждения. Литературная композиция, конечно, может иметь иной порядок, но смысловая структура текста предполагает наличие всех четырех компонентов. В реальности мы нередко встречаем тексты, в которых журналист ограничивается описанием событий, не идет дальше чувственных реакций. В таком случае остается незадействованной значительная часть мозговых структур, снижается эффективность восприятия информации сознанием. Ведь не всегда читатель может самостоятельно сформировать оценку описанного, а чисто чувственная реакция не мотивирует его на целенаправленные сознательные действия.

Мотивировка окажется недостаточной даже в том случае, когда информация прошла по всем четырем секторам сознания, потому что в этом случае она формирует лишь осознанное долженствование. Однако не всякий, осознавший свой долг, действует. Для этого необходимо еще и иметь желание, а лучше сильное желание, к действию. Значит, журналисту придется позаботиться о том, чтобы полностью осмысленная информация вновь вернулась в третий сектор и сформировала положительную эмоцию в виде желания. Это возможно сделать, если логически осмысленные знания будут представлены читателю в ярких художественных образах. Именно это требование, будучи реализованным, позволяет называть журналистскую деятельность художественно-публицистической. Такой текст обеспечит наиболее эффективное восприятие аудиторией.

К сожалению, сегодня мы весьма часто вынуждены констатировать значительную степень атрофированности сознания. И это происходит, в том числе, и по вине журналистов. Очень часто они не стремятся подать полноценную массовую информацию. Иногда в их текстах не представляется возможным отличить истину от гипотезы или откровенной лжи. Весьма распространенны технологии манипулирования общественным сознанием. Все это отбивает у аудитории всяческое желание вообще делать попытки какого-либо анализа информации из СМИ. Это и есть, на наш взгляд, главная причина добровольного «отключения» сознания и формирования цинизма как формы защиты от массированного оболванивания.

В результате информация встречает огромную преграду на пути к российской аудитории, преодоление которой становится проблемой для журналиста. Ленин делал революцию в безграмотной стране, и потому все его обращения к населению были весьма примитивны по форме и содержанию – агитки и листовки. Сегодня, в информационном обществе, мы вновь вынуждены переходить на емкие краткие, броские формы подачи информации с ничтожно малым объемом содержания, чтобы хоть как-то привлечь внимание к сообщению. Чего стоят дерзкие заголовки и шокирующие откровенностью фото! На дворе – век рекламы, которая по сути своей мало чем отличается от агитационных плакатов 20-х годов. Главное для авторов – «застолбить» в голове у прочитавшего некий оригинальный слоган.

Именно в связи с современными сложностями информационного восприятия мы и считаем разговор об эффективности влияния информации особенно актуальным. Изучение структуры и функционирования сознания дает возможность избежать иллюзий относительно произвольно выбираемых путей взаимодействия с потребителем массовой информации, ставит организацию этого процесса в объективные рамки. Журналисту придется изучать биосоциальные закономерности восприятия информации, если он хочет быть услышанным и правильно понятым.

Относительно социальных закономерностей следует отметить, что информация, чтобы достичь поистине массового распространения, должна пройти довольно длинный путь. Дело в том, что аудитория делится на группы в зависимости от скорости усвоения содержания сообщений. Многочисленные исследователи уже давно определили некую общую схему распространения массовой информации, которую, на наш взгляд, журналист может взять за основу оценки распространения оперативных знаний в информационной среде. Первыми анализируют события 5 процентов населения, относящихся преимущественно к людям интеллектуального труда с высоким уровнем аналитических способностей. Как правило, эти люди имеют заметное влияние на окружающих, с их мнением считаются, им интересуются. Это так называемые лидеры мнений. В зависимости от активности такой личности и ее места и роли в обществе, она распространяет информацию с разной скоростью на следующий слой населения, который по объему уже доходит до 20 процентов. Это второе коммуникативное звено (ранее усвоение), обладает средними способностями к анализу и передачи информации. Зато оно доносит новость до 80 процентов населения. Именно поэтому журналисты при передаче информации чаще всего ориентируются на средний уровень аналитических способностей и пытаются придать своему сообщению как можно более простую, доступную для понимания форму. Такая форма наиболее удобна для тиражирования при пересказе.

По нашим эмпирическим наблюдениям, чтобы какая-то довольно простая идея овладела массами, необходимо около двух месяцев транслировать ее в СМИ при условии не слишком массированного информационного давления, такого, которое не вызывает отторжения от восприятия самой темы. Очевидно, конечно, что есть темы, которые требуют значительно более оперативного усваивания, точно также как есть и проблемы, изменение сознания относительно которых происходит весьма медленно и может быть приравнено к ментальным трансформациям. Отсюда ясно, что каждое издание должно разрабатывать стратегическую и тактическую информационную политику, четко обозначать и проводить ее с учетом динамики протекания информационных процессов в окружающей среде.

До сих пор мы вели речь о восприятии массовой информации сознанием аудитории. При этом мы определяли лишь наиболее общие закономерности взаимодействия, не углубляясь в изучение этой проблемы в полном объеме. Так, например, не упоминалось о творческих факторах повышения эффективности восприятия и многом другом. Наши ограничения в данном случае связаны с тем, что пока предметом разговора являются функции журналистики, делается попытка выявить их онтологическую природу. И потому важны наиболее общие представления о проблеме.

Если мы говорим о природной способности журналистики с помощью информации так взаимодействовать с сознанием аудитории, что у людей на основе формирующихся убеждений возникают и мотивации к совершению определенных действий, то мы признаем возможность реальных изменений действительности под воздействием журналистики. Журналистика может реально влиять не только на мнение, но и на действия как отдельных людей, так и групп, и социальных институтов. Причем, сила этого влияния оценивается обществом как весьма существенная. Иначе не получила бы журналистика такое определение как «четвертая власть». Свои «властные полномочия» она реализует, разумеется, не как первые три ветви власти, у которых существует в той или иной форме официальное распорядительное право: их указания обязательны для всех. Журналистика изменяет действительность только через изменение сознания. Она формирует понимание необходимости и желание к совершению тех или иных действий.

И когда такое понимание наступает, а следом за ним и производятся действия, мы получаем измененную действительность, а вместе с тем и новый повод для коммуникации, то есть для описания произошедших изменений. Именно поэтому эффективная журналистика функционирует циклически, по спирали, а не линейно или иерархически как процесс управления авторитарного типа. Так журналистика как массово-информационная деятельность реализует свои управленческие функции через развитие среды. Направление этого развития мы уже обозначали как прогрессивное, устойчивое. Как видим, эта цель совпадает с онтологической миссией журналистики.

Можно предложить следующий план анализа текста, с точки зрения реализации в нем организаторской сущности функций журналистики.

1. Какие уровни сознания (чувственный, логический) и отделы мозга, скорее всего, будут задействованы для восприятия текста? Какие логические выводы может сделать читатель? Какие эмоции у него могут сформироваться?

2. Благодаря каким текстовым средствам это будет происходить?

3. Определите возможную силу влияния текста на аудиторию в зависимости от того, какие отделы мозга будут задействованы при восприятии текста? (Для удобства восприятие информации в каждом из отделов мозга можно условно оценивать в 20%. Максимальным влиянием – 100% можно считать ситуацию, когда информация прошла все 4 отдела мозга, в результате чего была выработана оценка описываемого, и затем она вернулась в эмоциональный отдел, где формируется желание к действию).

4. Оцените степень декодируемости текста для аудитории (сложный, средний, простой).

5. На изменение действий каких социальных институтов рассчитано влияние текста? В чем именно оно может происходить?

6. Возможно ли изменение поведения конкретных личностей под воздействием текста? В чем именно оно может происходить?

Кроме того, можно предложить план анализа номеров издания, с точки зрения реализации в нем организаторской сущности функций журналистики.

1. Есть ли в издании рубрики, под которыми печатаются результаты воздействия на аудиторию ранее опубликованных тестов (по следам выступлений, отклики читателей, по нашему запросу сообщили и т.п.)?

2. Сколько раз за исследуемый период появлялись такие рубрики на страницах издания, каков в сумме объем этих публикаций?

3. Сколько раз за исследуемый период редакция возвращалась к тем или иным публикациям, отслеживая происходящие изменения?

4. Сравните, сколько раз редакция обещала следить за темой, и сколько раз реально следила? С какой периодичностью публикаций?

5. Определите, какой предположительной силой влияния (в каком диапазоне) могут обладать аналитические публикации в каждом номере издания (по методике, предложенной выше).

6. Оцените степень декодируемости аналитических текстов для аудитории (сложный, средний, простой). Сколько сложных, сколько средних и сколько простых?

7. На изменение поведения каких социальных институтов рассчитано влияние аналитических текстов? В чем может выразиться это изменение поведения?

8. Какой процент рассмотренных текстов предположительно может иметь влияние на поведение личности? Каковы могут быть эти изменения?

 

Основная литература

1. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. - С. 204-231 (Функции журналистики).

2. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 161-197 (Функционирование журналистики).

3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП – холдинг, 2002. - С. 66-71 (Глава 3 Функции журналистики).

 

Дополнительная литература

1. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. Часть 2 / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – (Глава о функциях).

 

Практическое задание

Проанализировать аналитические журналистские публикации (и отдельно издания) с точки зрения реализации ими организаторской сущности функций журналистики по планам, предложенным в данном разделе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается организаторская сущность функций журналистики?

2. Почему она присуща каждой функции журналистики?

3. Каковы способы влияния журналистских текстов?

4. Что такое сознание человека и какова его структура?

5. Каковы особенности журналистского взаимодействия с сознанием аудитории?

6. Почему сегодня говорят об атрофировании сознания аудитории?

7. Каковы закономерности взаимодействия массовой информации с массовым сознанием?

8. Почему журналистику называют «Четвертой властью»?

 

Терминология

Организаторская сущность функций журналистики, «четвертая власть».

 

 

Учебное издание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.034 с.)