Система социальных функций журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социальных функций журналистики



В определении совокупности социальных функций журналистики Е.П. Прохоров предлагает идти от социального предназначения журналистики «как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями»[59]. Он вычленяет следующий функциональный комплекс: коммуникативная, идеологическая, непосредственно-организаторская, культуроформирующая, рекламно-справочная и рекреативная. Причем, автор рассматривает функции во взаимодействии, подчеркивая, что наиболее эффективными будут полифункциональные материалы, в которых представлены в равной мере все перечисленные функции.[60]

Иное основание для определения ряда функций журналистики выдвигает С.Г. Корконосенко. Он предлагает рассматривать функции, которые журналистика реализует в основных социетальных сферах деятельности человека: экономике, политике, социальной сфере и духовно-идеологической. Причем, содержание социальной сферы не конкретизируется, и, по-видимому, поскольку перечень сфер деятельности дан как исчерпывающий, может быть вычленено по остаточному принципу: это то, что не экономика, не управление, не духовно-идеологическая сфера.

Журналистика действует в этих сферах, и играет там соответствующие роли: производственно-экономическую, регулирующую, коммуникативную и духовно-идеологическую. Кроме того, С.Г. Корконосенко подчеркивает, что журналистика реализует свои роли по запросу той или иной группы людей (властных структур, корпораций, частных лиц, самих журналистов), и в зависимости от потребностей запрашивающего субъекта реализует различные функции (интегративные, познавательные, пропагандистские, агитационные, организаторские, ориентационные, устанавливающие связи, функции психологической разрядки, служебно-профессиональные и творческие). Именно на социально-ролевой деятельности журналистики и делает акцент исследователь. А реализация этих ролей и порождает конкретный тип журналистики.[61]

Л.Г. Свитич предлагает вести разговор о функциях журналистики, имея в виду цикличный характер ее функционирования, наличие в ее круговороте обратных связей и с учетом ориентира на два противоположных, но взаимосвязанных направления: потребности и интересы аудитории. Первое направление журналистики, связанное с удовлетворением потребностей аудитории (политических, экономических, социальных, духовных и биологических) названо общественным, поскольку обеспечивает объективную необходимость в оптимальном развитии. Второе, связанное с удовлетворением субъективных интересов аудитории – аудиторным. Автор особо подчеркивает, что «уровень прогрессивности общества измеряется тем, насколько сбалансированы оба этих направления».[62]

Другие исследователи функций журналистики идут от общеизвестной схемы коммуникативного процесса Лассуэла и описывают ее, внося каждый свои компоненты, указывая на обратные связи. Отсюда формулируются функции журналистики.

Во всех методиках определения функций, на наш взгляд, присутствует преимущественно социологический, а иногда психологический подход. Однако нам представляется необходимым рассмотреть реализацию функций журналистики с онтологических позиций, то есть с позиций, обеспечивающих ей как системе выживание и развитие в любые времена и на любых территориях, что называется при любых внешних условиях. Для этого следует разобраться в ее собственных природных законах функционирования и в природных же взаимосвязях ее как системы с более широкой системой – обществом. О внутреннем функционировании журналистики мы уже вели речь, что же касается внешнего взаимодействия, то очевидно, что в него вступают два феномена: массовая информация как результат адекватного отражения картины мира - и сознание (сначала индивидуальное, а потом и массовое) с его структурными особенностями и вытекающими из них способностями к познанию, то есть восприятию информации. Таким образом, в результате взаимодействия массовой информации и сознания общая объективная картина мира должна отразиться в индивидуальном и массовом сознании в виде мировоззренческой и миросозерцательной картины.

Картина мира в наиболее общем онтологическом варианте представлена в виде органической связи идеальной и реальной материи.

Рис. 13 Целостная картина мира

 

А картина сознания может быть представлена в соответствии со структурой головного мозга как логическое (рациональное) и чувственное. Отсюда известны и два способа восприятия мира на сознательном уровне: логический (рациональный, теоретический) и чувственный (эмпирический).

Рис. 14 Структура познавательной модели

 

Наложив картину сознания на картину мира, мы получим отражение картины мира в нашем сознании. И это отражение будет иметь онтологическую структуру, состоящую из четырех сфер: идеально-логической, материально-логической, идеально-чувственной и материально-чувственной.

Рис. 15 Структура отражения картины мира в сознании

 

Первая сфера представляет собой восприятие идеальной материи логическим уровнем сознания, что дает нам логическую картину идеального мира. Вторая сфера – это восприятие уже реальной материи тоже логическим уровнем сознания, что дает нам логическую картину реального мира. Две эти сферы в совокупности представляют собой логически осмысленную целостную (идеально-реальную) картину мира, то есть мировоззрение.

Третья сфера есть отражение идеальной картины мира, но уже на чувственном уровне сознания, что формирует у человека чувственную картину идеального мира. Четвертая сфера образуется при отражении реальной картины мира на чувственном уровне сознания, что создает чувственную картину реального мира. Третья и четвертая сферы вместе порождают в сознании человека целостную (идеально-реальную) картину мира, созданную на основе чувственного восприятия, то есть миросозерцание.

Отсюда вытекают и два типа функций журналистики. Мировоззренческие функции, цель которых предоставить аудитории достаточное количество массовой информации, чтобы люди имели возможность сформировать для себя целостное рационально-логическое представление об идеально и материальном мире. И миросозерцательные функции, цель которых предоставить аудитории достаточное количество массовой информации, чтобы у нее могло возникнуть целостное чувственное ощущение идеального и реального мира.

Мировоззренческие функции – это совокупность двух функций журналистики:

1. Картина мира на уровне идей (идеально-логическая сфера) – это, с одной стороны, внутреннее духовное состояние человека и общества в целом. И с другой стороны - это внешнее выражение внутреннего духовного состояния, проявляющееся во вне в виде определенных символов, которые в совокупности называют идеологией, то есть совокупностью идей. Таким образом, отражение духовных и идеологических процессов в массовой информации сообщает ей способность осуществлять духовно-идеологическую функцию в обществе. (Сущность этой, как и других функций, более основательно мы рассмотрим ниже, а пока только определим их совокупность).

2. Картина мира на уровне реальных материальных процессов (реально-логическая сфера) - это сама зримая реальность во всей ее целостности, которую мы определяем как существующая культура в самом широком значении этого понятия. Отражение реальности как культуры в массовой информации и будет тем знанием о социальной действительности, которое поможет аудитории ориентироваться в ней. Так журналистика реализует свою культурно-просветительскую функцию, то есть проливает свет на реальную культуру и осмысливает, оценивает ее.

Миросозерцательные функции – это также совокупность двух функций журналистики:

1. Чувственная картина мира на идеальном уровне (идеально-чувственная сфера) - это внутренние психические процессы человека, которые проявляются вовне в виде эмоций, индивидуальных и коллективных. Эмоционально-психологическая картина мира, отраженная в массовой информации позволяет реализовать журналистике ее эмоционально-психологическую функцию.

2. Реальная картина мира, данная нам не логически, а через ощущения, через опыт представляет собой картину нашего обыденного существования, то есть бытовую картину. Отражение в массовой информации реального опыта бытовой жизни человека и общества позволяет журналистике реализовать социально-бытовую функцию.

Название всех функций не случайно состоит из двух понятий: одно из них отражает внутренние процессы, происходящие в человеке и в обществе, другое обозначает их внешнее проявление. Например: духовность и психика – это внутренние качества человека, а идеология и эмоции – это внешнее проявление этих внутренних качеств. Аналогично: культура – это внутреннее содержание реальной жизни общества, а просвещение есть процесс распространения этого содержание во вне. Индивидуальная организация жизни человека (быт) – это внутреннее содержание его бытования, а его общественная (социальная) жизнь – это внешнее проявление его бытия. Таким образом, каждая из 4 частей общей картины мира получает целостную характеристику в совокупности ее внутренних и внешних свойств.

Однако массовая информация сможет реализовать все эти функции при условии, что организована коммуникация, в задачи которой входит установка постоянной связи с аудиторией, в том числе и обратной, для регулярной передачи ей сообщений и получения откликов от нее. Иными словами говоря, все социальные функции журналистики реализуются лишь в коммуникативном процессе и потому можно говорить об их общей коммуникационной природе.

Некоторые исследователи выделяют коммуникативную функцию как самостоятельную функцию журналистики. С этим можно согласиться, ведь коммуникация как акт общения имеет целью взаимопонимание общающихся сторон, то есть это результативный процесс, а значит можно говорить об его функциональности. Однако конкретная функциональность определяется именно предметом коммуникации, то есть взаимопонимание устанавливается не вообще как таковое, а по поводу конкретного предмета общения. А в качестве предмета, как сказано выше, выступают 4 сферы действительности, отражая которые журналистика и реализует соответствующие социальные функции. Таким образом, очевидно, что в каждой функции журналистики есть общая коммуникационная основа. Именно поэтому мы склонны говорить о ней не как о самостоятельной функции, а как о некой общей сущности всех функций.

У функций журналистики, на наш взгляд, есть и еще одна общая сущность - организаторская, которая выражается в том, что все функции производят какие-либо конкретные изменения в среде, с которой взаимодействует массовая информация.

Обычно исследователи, так же как и в случае с коммуникативной функцией, выделяют организаторскую функцию как самостоятельную. Мы же полагаем, что это опять-таки общее свойство всех функций, которое выражается в их способности оказывать влияние на сознание аудитории и ее поведение. При этом каждая функция реализует вполне конкретное организующее влияние в соответствии с предметом своего отражения: идеологическое, культурно-просветительское, эмоционально-психологическое, социально-бытовое.

Таким образом, коммуникационная сущность обеспечивает изначальную возможность реализации функций журналистики, а организаторская сущность – окончательную результативность.

Измененная в результате журналистского воздействия действительность дает новый повод для коммуникации, поэтому процесс реализации функций журналистики носит циклический характер, а учитывая динамику процессов – спиралевидный. Такова совокупность социальных функций журналистики, если рассматривать их на онтологическом уровне. Графически это можно изобразить следующим образом:

 

Рис. 16 Взаимосвязь онтологических социальных функций журналистики

 

В идеале любой журналистский материал должен стремиться к реализации всей совокупности социальных функций, хотя не исключено, что в каждом отдельном случае возможно превалирование тех или иных целей.

Социальные (внешние) функции журналистики, разумеется, могут быть реализованы только при условии одновременной реализации методологических (внутренних) функций, поскольку нефункционирующий организм, не производящий основного продукта своей деятельности – массовой информации, не в состоянии выполнять какие-либо действия во внешней среде. Это две стороны одной медали.

Онтологический уровень анализа позволяет определить функциональные действия журналистики в самом общем плане, вытекающие из ее сущностной природы как массово-информационной деятельности. Очевидно, что они в полном объеме могут быть реализованы в любой социетальной сфере деятельности, ведь, например, в экономике присутствует и своя идеология, и своя культура, и текущие процессы, есть и свой эмоциональный климат. Та же структура характерна и для политики и т.д. Таким образом, через описание онтологических функций мы характеризуем потенциальные возможности профессии.

Естественно, что степень и форма их реализации зависит от конкретно-исторических условий, от запросов производителей и потребителей массовой информации. Конкретная форма реализации функций журналистики рождается от пересечения онтологической сути ее функций с реальными запросами среды. Эта конкретная форма может быть названа социальной ролью журналистики.

Рис. 17 Рождение социальных ролей журналистики

Как видно из схемы, реальная роль журналистики при всем желании ее заказчиков и участников никак не может полностью абстрагироваться от онтологических возможностей профессии, если только речь не идет о полной трансформации профессии в какой-либо другой вид деятельности. Именно поэтому мы считаем принципиально важным не ограничиваться исследованием только различных социальных ролей журналистики, нужно знать и сохранять природную сущность профессии при любых ее конкретно-исторических изменениях.

Для того чтобы уметь это делать, необходимо подробно раскрыть сущность каждой из вышеперечисленных онтологических функций.

 

Основная литература

1. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 161-197 (Функционирование журналистики).

2. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП – холдинг, 2002. - С. 44-73 (Глава 3 Функции журналистики).

3. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. Выпуск 2. – О функциях.

4. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. – М.: Факультет журналистики МГУ, Издательство «Икар», 2000. С. 107-110.

 

Дополнительная литература

1. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. - С. 204-231 (Функции журналистики).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальные функции журналистики?

2. Изложите концепцию Е.П.Прохорова о системе функций журналистики.

3. Изложите концепцию С.Г. Корконосенко о системе функций журналистики.

4. Изложите концепцию Л.Г. Свитич о системе функций журналистики.

5. Изложите концепцию Л.Г. Свитич о системе функций журналистики.

6. Изложите концепцию И.Д. Фомичевой о системе функций журналистики.

7. Изложите принцип онтологического подхода при определении функций журналистики.

8. Объясните систему социальных функций журналистики, выстроенную с помощью онтологического подхода к анализу проблемы.

9. Почему функции имеют двойное название?

10. Каждый ли материал должен реализовывать всю совокупность функций журналистики?

11. Что такое социальная роль журналистики и как она определяется?

12. Почему важно изучать не только социальные роли журналистики, но и ее онтологические функции?

 

Терминология

Социальные функции журналистики, социетальные сферы действительности, мировоззренческие функции журналистики, миросозерцательные функции журналистики, социальная роль журналистики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.029 с.)