Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала



Для обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь должны осуществляться комплексные меры по защите и рациональному использованию всех составляющих биосферы, сохранению биологического разнообразия.

Основные проблемы в области защиты атмосферного воздуха в Беларуси связаны с его загрязнением объектами энергетики, промышленными предприятиями, передвижными источниками, трансграничными выбросами, а также с разрушением озонового слоя и изменением климата.

В 2002 г. общий объем выбросов в воздушный бассейн составил 1354 тыс. т загрязняющих веществ. Около 70% валового объема вредных выбросов продуцируется автотранспортом. За последние годы почти во всех контролируемых городах страны приостановлен процесс увеличения загрязнения воздуха взвешенными веществами, оксидами серы, углерода и азота, а также специфическими примесями – сероуглеродом, фенолом, аммиаком.

Стратегической целью защиты атмосферного воздуха является улучшение его качества для обеспечения экологически безопасной жизнедеятельности человека. Для достижения этой цели необходимо: обеспечить развитие законодательной и нормативной базы, экономического механизма охраны атмосферного воздуха; системы стандартизации, нормирования нагрузок на окружающую среду; совершенствование инфраструктуры транспортного комплекса страны.

Снижению выбросов вредных веществ в воздушный бассейн и улучшению качества атмосферного воздуха в ближайшей перспективе будут содействовать следующие меры:

· внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий в промышленности и энергетике;

· установление стандартов и удельных технических нормативов выбросов;

· внедрение прогрессивных методов очистки отходящих газов, в том числе сернистых соединений, оксида азота, углеводородов и оснащение источников выбросов эффективным пылегазоочистным оборудованием;

· организация производства и широкое использование низкосернистого мазута и других «экологически чистых» видов топлива;

· организация повсеместного контроля выбросов от передвижных источников;

· перевод автотранспорта на сжатый и сжиженный газ и другие альтернативные виды топлива; внедрение нейтрализаторов для отработавших газов автомобилей и фильтров для сажи;

· производство транспортных средств с соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ, соответствующих стандартам ЕС.

Особенности географического положения Беларуси обусловили преобладание западных потоков воздушных масс, в результате чего она является одной из наиболее загрязняемых стран Европы за счет трансграничного переноса: ежегодно на ее территории осаждается 180–190 тыс. т серы, 60–70 тыс. т окисленного азота, 150–170 тыс. т восстановленного азота, более 400 т свинца, около 5 т ртути.

Изменение климатастраны определяется влиянием большого числа факторов естественного и антропогенного происхождения. Ежегодные выбросы парниковых газов в Республике Беларусь составляют 0,5% от общих выбросов парниковых газов в мире. Предполагается, что в результате энергосбережения и проведения других мероприятий к 2010 г. выбросы парниковых газов в стране составят 90–94% от уровня 1990 г.

Для снижения воздействия трансграничных загрязнений и собственных выбросов парниковых газов в перспективе до 2010 г. предусматривается:

· дальнейшее сокращение выбросов оксидов серы и азота, а также парниковых газов за счет улучшения структуры топливопотребления и совершенствования технологических процессов;

· создание национальной системы оценки выбросов и стоков (поглощениия) парниковых газов и их прекурсоров;

· увеличение потенциала стоков (поглотителей) парниковых газов.

Озоноразрушающие вещества (ОРВ) в Беларуси не производятся, поэтому основные усилия должны быть сосредоточены на сокращении и прекращении их использования в промышленности, сельском хозяйстве, а также на проблеме рециклинга этих веществ.

С целью дальнейшего сокращения потребления озоноразрушающих веществ необходимо обеспечить: выполнение международных соглашений по уменьшению их использования; внедрение безопасных заменителей; создание сети станций рециклинга для сбора, очистки и повторного использования отработанных ОРВ для предотвращения их выброса в окружающую среду.

Водные ресурсы. Стратегическая цель охраны и рационального использования водных ресурсов состоит в обеспечении населения водой необходимого санитарного качества и в достаточных количествах при сохранении гидрологических, биологических и химических функций водных экосистем.

Оценка качества поверхностных источников по индексу загрязненности вод (ИЗВ) показывает, что большинство рек и водоемов Беларуси (60%) классифицируется как умеренно загрязненные (III класс) и около 10% отнесено к категории «загрязненные» (IV класс).

Загрязнение водных объектов вызвано прежде всего недостаточной эффективностью работы сооружений по очистке сточных вод в отдельных городах, технологическим несовершенством, а в ряде случаев неудовлетворительным уровнем эксплуатации. Влияние рассредоточенных источников (талые и дождевые воды с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий) и трансграничных переносов сопоставимо с нагрузкой от сброса сточных вод. Однако учет этих источников пока затруднен как по экономическим причинам, так и в связи с отсутствием приемлемых методов оценки.

Качество питьевой воды является серьезной проблемой, особенно для сельских районов, где население пользуется неглубокими колодцами. В Беларуси качество воды в 40–50% колодцев не отвечает действующим стандартам. Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствует СанПиН по химическим показателям и около 6% – по микробиологическим. Значительное количество водозаборных скважин (14%) не обеспечено водоохранными зонами строгого режима и около 80% коммунальных водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных (главным образом, обезжелезивающих и озонирующих) сооружений.

Исходя из сложившейся ситуации, в соответствии с социально-экономическим развитием до 2020 г. необходимо решить следующие основные проблемы: ликвидировать загрязнение поверхностных объектов сточными, талыми и дождевыми водами с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, а также вредными веществами, поступающими из сопредельных стран; увеличить мощности очистных сооружений и повысить эффективность очистки стоков; уменьшить риск для здоровья населения путем снабжения чистой питьевой водой.

На первом этапе для реализации этих направлений необходимо:

· осуществление комплексного подхода к экологически безопасному управлению водными ресурсами (включая планирование устойчивого, рационального водопользования, защиту и восстановление водных экосистем);

· строительство и реконструкция очистных сооружений с целью глубокой очистки сточных вод в соответствии с прогрессивными технологиями, внедрение мало- и бессточных технологий;

· осуществление межгосударственного сотрудничества по трансграничным водным объектам, включая разработку межгосударственных и национальных правовых документов по мониторингу загрязнения, реализация международных проектов, направленных на разработку Схем комплексного управления водными ресурсами бассейнов рек Днепр, Западный Буг, Неман;

· совершенствование стандартов в области качества поверхностных вод и приведение их в соответствие с международными требованиями;

· развитие системы питьевого водоснабжения, строительство систем очистки и обезвреживания на питьевых водозаборах, обеспечение населения питьевой водой высокого качества (расширение централизованных систем городского и особенно сельского водоснабжения);

· организация территорий водосборов с целью предотвращения негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на качество воды поверхностных и подземных источников, водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ, а также зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения.

На втором этапе необходимо:

· осуществление эффективного мониторинга и регулирования качества поверхностных и подземных вод с учетом сокращения объемов загрязнения от крупных точечных и неточечных (диффузионных) источников;

· развитие рынка работ и услуг в сфере рационального использования и охраны вод.

Земельные ресурсы. Для повышения эффективности землепользования и охраны почвенного покрова как стратегической цели государственной земельной политики наиболее актуальными задачами, кроме совершенствования земельных отношений и оптимизации сельскохозяйственного землепользования, являются: реабилитация земель, загрязненных радионуклидами, защита почв от водной и ветровой эрозии, сохранение мелиорированных земель, особенно осушенных торфяников, облесение малопродуктивных сельхозземель, рекультивация нарушенных земель, охрана почв от загрязнения тяжелыми металлами, рациональное использование продуктивных угодий; снижение чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузок на земли.

Эродированные и эрозионно-опасные земли в стране занимают около 4,0 млн га (19% всей территории). Доля водной эрозии в разрушении почв составляет 84% от всех эродированных земель, ветровой – 16%. Противоэрозионные мероприятия ежегодно проводятся на 600 тыс. га. Однако в последние годы их объемы резко сокращаются.

Общая площадь мелиорированных земель составляет более 3,0 млн га (16,4% территории страны), в том числе 2,9 млн га сельхозземель. Для значительной части мелиоративных систем требуется реконструкция. Продолжается уменьшение слоя торфа на осушенных торфяниках при их интенсивном использовании под пропашные и зерновые культуры. К настоящему времени, несмотря на проводимые меры по сохранению мелиорированных земель, в Беларуси остаются деградированными около 223 тыс. га торфяников, главным образом в Полесье, на которых слой торфа разрушен полностью или составляет менее 30 см. Поэтому требуется модернизация технически устаревших мелиоративных систем. В государственной поддержке нуждаются не только осушенные земли, но и территории с сохранившимися пока естественными болотными экосистемами, для чего предполагается дальнейшее осуществление Национальной стратегии и плана действий по использованию, восстановлению и охране болот и торфяных месторождений, а также мероприятий по выполнению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.

Значительные нарушения земель связаны с добычей полезных ископаемых, строительством дорог, прокладкой трубопроводов, коммуникаций и т.п. Для восстановления природного и хозяйственного потенциала нарушенных земель необходимо осуществление комплекса рекультивационных мероприятий. В 2011–2020 гг. ожидается повышение до 15–17% доли восстановленных земель в общей площади нарушенных.

В городах и зонах их влияния имеются территории, загрязненные свинцом, цинком, кадмием, сульфатами и другими поллютантами. В этой связи первоочередное значение приобретает организация систематического мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами и другими токсикантами.

Для рационального использования и охраны земельных ресурсов необходимо:

· создание необходимых экономических, правовых и организационных условий для рационального землепользования и охраны почв, в том числе по внедрению экологобезопасных систем земледелия;

· совершенствование земельных отношений путем обеспечения равных условий для всех субъектов хозяйствования; создание действенного правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли при сохранении государственной собственности на сельхозземли и на территории ценных и уникальных экосистем;

· дальнейшее ведение государственного земельного кадастра и мониторинга, в том числе радиоэкологического, проведение геохимического многоцелевого картирования территории;

· оптимизация структуры земельного фонда путем перепрофилирования низкопродуктивных и экологически неустойчивых земель;

· изменение стратегии мелиорации земель – ограничение нового мелиоративного строительства при приоритете реконструкции и модернизации устаревших систем с осуществлением мероприятий по сохранению торфяных почв и предотвращению их минерализации.

Решение задач по совершенствованию земельных отношений, рациональному землепользованию, осуществлению мер по защите почвенного покрова от деградации и истощения должно привести к 2020 г. к устойчивости землепользования и форм хозяйствования на земле, оптимизации использования сельхозземель.

Минерально-сырьевые ресурсы. Стратегической целью охраны и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов является их эффективное использование, снижение отрицательного влияния добычи и использования полезных ископаемых на окружающую среду.

Для успешной реализации мер по охране и рациональному использованию минерально-сырьевых ресурсов необходимо:

· экономно использовать добываемое сырье, уменьшать его потери при добыче и транспортировке;

· создавать и использовать искусственные минералы (алмазы, рубины, пьезокварц и др.);

· осуществлять добычу полезных ископаемых с минимальным ущербом для окружающей среды, а из добытого сырья – извлекать все возможные полезные компоненты;

· рекультивировать природную среду, нарушенную в процессе деятельности горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;

· использовать малоотходные технологии добычи и переработки минерального сырья на основе комплексного его использования;

· внедрять инновационные технологии по использованию твердых и жидких, особенно токсичных отходов в качестве минерально-сырьевых ресурсов;

· использовать попутно извлекаемые материалы.

В более отдаленной перспективе необходимо:

· совершенствование политики лицензирования пользования недрами на основе тесного взаимодействия с местными органами управления, повышение качества и полноты лицензионных соглашений; устранение причин незаконного пользования месторождениями;

· обеспечение технического перевооружения геологоразведочной отрасли;

· развитие информационной системы в сфере добычи минерально-сырьевых ресурсов и геологоразведочных работ, включая их мониторинг.

Необходимо создавать и внедрять в практику принципиально новые технологии освоения месторождений полезных ископаемых, включая физико-химические технологии, скважинные технологии, подземное выщелачивание и др.

Лесные ресурсы. Рациональное использование лесов имеет существенное значение для устойчивого развития страны.

Общая площадь земель лесного фонда I группы (насаждения выполняют в основном экологические функции) составляют 4601 тыс. га, или 50% всего лесного фонда. Из них наибольшую площадь занимают водоохранные леса (31%), зеленые зоны (30%), защитные (26%), заповедники и национальные парки (10%). Особо охраняемые территории составляют 1159 тыс. га, или 15% лесного фонда, что превышает аналогичный показатель большинства европейских государств.

Ежегодно на леса страны выпадает до 400 тыс. т загрязняющих веществ, что ведет к их деградации. Чернобыльская катастрофа привела к радиоактивному загрязнению 25% лесных площадей Беларуси.

Леса Беларуси являются опасными также и в противопожарном отношении – ежегодно возникает 2–3 тысячи лесных пожаров, которые охватывают в отдельные годы до 20 тыс. га.

Для устойчивого развития лесного хозяйства необходимо:

· поддержание жизнеспособности лесных экосистем;

· охрана и обеспечение экологической замкнутости лесных экосистем, загрязненных радионуклидами;

· сохранение и увеличение биологического разнообразия лесных экосистем;

· сохранение и повышение защитных функций лесов;

· совершенствование инструментов политики ведения устойчивого лесного хозяйства.

На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается:

· разработать и ввести в действие зонально-технологические нормативы на проведение рубок главного пользования для районов с лесистостью менее 20%;

· осуществить мероприятия по благоустройству лесов, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции;

· обеспечить проведение экспериментальных работ по устойчивому экологически ориентированному лесоуправлению и лесопользованию и поэтапное внедрение их результатов;

· завершить внедрение систем интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней;

· разработать программы и внедрить систему мониторинга избыточно увлажненных земель, радиационного и лесопатологического мониторинга;

· завершить облесение низкобалльных сельхозземель, переданных лесному хозяйству;

· расширить использование новых химических средств борьбы с лесными пожарами;

· повысить возраст рубок главного пользования.

В 2011–2020 гг. потребуется решить следующие задачи:

· осуществить лесовосстановление в полном объеме на генетико-селекционной основе;

· расширить применение новых биологических средств борьбы с вредителями;

· осуществить комплекс организационных и технологических мер, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развертыванию системы космического и наземного мониторинга пожарной опасности лесных массивов;

· активизировать реабилитацию радиоактивно загрязненных лесов и обеспечить частичное вовлечение их в хозяйственный оборот;

· расширить масштабы рекреационного лесопользования и охотничьего туризма.

Выполнение указанных мероприятий обеспечит должную охрану лесных ресурсов и повысит социально-экологические функции леса.

Биологическое разнообразие Республики Беларусь по мере развития науки способно превратиться в ресурс первостепенной важности для национального и общеевропейского развития. С целью его сохранения необходимо обеспечить благоприятные условия для функционирования экоситем в естественном их состоянии. Для этого следует осуществлять мероприятия по снижению отрицательного воздействия на биоразнообразие сельскохозяйственного производства, лесоэксплуатации, промышленности, транспорта, городского и сельского строительства, мелиорации, браконьерства, рекреационной деятельности и др.

Главной целью сохранения биоразнообразия является рациональное использование, воспроизводство и охрана ресурсов животного и растительного мира, их генетического и биологического разнообразия и восстановление естественных экосистем при поддержании воспроизводящих возможностей биосферы, регионального и глобального экологического равновесия. Для ее достижения целесообразно выделить следующие направления:

· сохранение, приумножение и обеспечение неистощительного использования возобновимых (биологических) ресурсов;

· обеспечение условий сохранения и самовоспроизводства неэксплуатационных ресурсов биоразнообразия на основе системного подхода;

· экологизация всех сфер общественного производства для снижения негативного воздействия на биоразнообразие.

Важнейшими мерами по их реализации должны стать:

· совершенствование системы мониторинга биоразнообразия;

· издание 3-ей редакции Красной книги Республики Беларусь;

· разработка и совершенствование методов экономической оценки используемых биологических и неэксплуатационных ресурсов биоразнообразия, внедрение финансово-экономических механизмов регулирования потребления и обеспечения воспроизводства биологических ресурсов;

· своевременное обновление Национальной стратегии и плана действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствии с национальными приоритетами и международными обязательствами;

· разработка и формирование национальной каркасной экологической сети, ООПТ, предусматривающей ее интеграцию в общеевропейскую систему;

· разработка новых методов и технологий изучения и сохранения ресурсов биоразнообразия;

· совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны и использования ресурсов биоразнообразия, приведение нормативных документов в соответствие с основополагающими законами;

· развитие системы государственного учета и создание государственных кадастров природных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий;

· расширение межгосударственного сотрудничества в целях обеспечения эффективного сохранения находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих видов животных, включая создание трансграничных ООПТ;

· разработка Схемы рационального размещения ООПТ Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.102 с.)