Продолжительность занятия 1 час (50 мин.)


· Организационная часть - 3 мин.

· Самостоятельная работа студентов (выписывание рецептов,

решение тестовых заданий) - 25 мин.

· Совместная работа студентов с преподавателем

(устный опрос по основным вопросам темы, решение

ситуационных задач) - 15 мин.

· Общая оценка знаний - 5 мин.

· Задание по самостоятельной подготовке - 2 мин.

  1. Основные вопросы темы:

1. Классификация противовоспалительных средств, применяемых при суставном синдроме.

2. Нестероидные и стероидные противовоспалительные средства. Сравнительная характеристика основных препаратов. Особенности применения.

3. Базисные препараты, применяемые при ревматоидном артрите. Классификация, механизм действия, показания, противопоказания, побочные эффекты.

4. Препараты, применяемые при остеоартрозе (хондропротекторы). Механизм действия, показания, побочные эффекты.

5. Особенности применения в возрастном аспекте противовоспалительных средств.

6. Препараты витамина «Д»: нативные и активные метаболиты витамина Д. Влияние на фосфорно-кальциевый обмен. Показания к применению, в том числе в педиатрии, побочные эффекты.

7. Современные препараты кальция. Механизм действия, показания, в том числе в педиатрической практике, противопоказания, побочные эффекты. Комбинированные препараты кальция.

8. Бисфосфонаты. Классификация, механизмы действия, показания, побочные эффекты.

9. Препараты кальцитонина. Механизм действия, показания, побочные эффекты.

10. Препараты других групп, применяемые при остеопорозе (эстрогены, анаболические стероиды, препараты растительного происхождения).

 

5. Методы обучения:устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз.

Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - С 327-331, 418-435, 396-406.

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005 – С 320-327, 399-415, 377-387.

3. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– 212-216, 276-287, 231-238 с.

4. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – С 201-206, 184-186.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

4. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

5. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.

6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

7. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

8. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

9. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

10. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

11. Сатбаева Э.М. Лекарственные средства, применяемые при патологии опорно-двигательного аппарата. Алматы, 2011. - 96с.

Препараты по программе: Эргокальциферол, кальцитриол, альфакальцидол, кальция глюконат, кальция карбонат, кальция цитрат, кальций Д3, кальцитонин, этиндронат, клодронат, памидронат, ибандронат, алендронат, золендронат, препараты эстрогенов (монофазные, двухфазные), хондроитин сульфат, глюкозамин, диклофенак натрий, нимесулид, пироксикам, мелоксикам, напроксен, ибупрофен, индометацин, фенилбутазон, метотрексат, препараты золота, сульфасалазин, пеницилламин, циклофосфамид, хингамин, преднизолон, лефлуномид, гидроксихлорохин (плаквенил), циклоспорин, азатиоприн, Д-пеницилламин (купренил), биологические препараты (инфликсимаб, ритуксимаб).

Препараты для выписывания в рецептах:Эргокальциферол, ибандронат, хондроитин сульфат, преднизолон, диклофенак натрий, кальция глюконат, метотрексат, кальцитонин.

7. Контроль:Выписывание рецептов с разбором и расчетом доз, решение тестовых заданий, ситуационных задач.

Тесты для самоконтроля.

Тест №1 (4отв)

Для кальцитонина характерно:

  1. уменьшает резорбцию фосфора в почках
  2. уменьшает уровень кальция в крови
  3. уменьшает экскрецию оксипролина с мочой
  4. уменьшает реабсорбцию кальция в почках
  5. уменьшает уровень магния в крови

Тест №2 (1 отв)

Средство, снижающее уровень кальция в костях:

  1. преднизолон
  2. диклофенак натрия
  3. индометацин
  4. пироксикам
  5. мелоксикам

Тест №3 (1 отв)

При длительном применении миокалька необходимо назначать препарат витамина

  1. А
  2. С
  3. Д
  4. Е
  5. К

Тест №4 (2 отв)

К препаратам витамина Д относятся

  1. Кальция глюконат
  2. эргокальциферол
  3. кальцитонин
  4. кальцитриол
  5. хондроитин сульфат

Тест №5 (3отв)

К препаратам, подавляющим резорбцию костной ткани относятся:

  1. кальцитонин
  2. преднизолон
  3. холекальциферол
  4. ретаболил
  5. эстрадиола валерат

Тест №6 (4 отв)

Препараты кальция оказывают эффекты:

  1. снижают резорбцию костной ткани
  2. снижают фагоцитарную функцию лейкоцитов
  3. улучшают нервно-мышечную проводимость
  4. ингибируют активность остеокластов
  5. восполняют дефицит кальция

Тест №7 (1отв)

Препарат, увеличивающий костную массу:

  1. активные метаболиты витамина Д
  2. гидрохлортиазид
  3. напроксен
  4. диклофенак
  5. преднизолон

Тест №8 (1отв)

При длительном применении кальцитонина необходимо назначать препараты

  1. калия
  2. магния
  3. фосфора
  4. кальция
  5. фтора

 

Тест №9 (1 отв)

Базисный препарат для лечения остеоартроза

1.Ибандронат

2.Кальция гюконат

3.Хондроитин

4.Кальцитонин

5.Диклофенак натрия

Тест №10 (1отв)

Селективный ингибитор ЦОГ-2

1.Пироксикам

2.Напроксен

3.Ибупрофен

4.Мелоксикам

5.Индоматацин

Тест №11 (4отв)

Нестероидные противовоспалительные средства обладают эффектами:

1.Жаропонижающим

2.Противовоспалительным

3.Обезболивающим

4.Антипролиферативным

5.Иммунодепрессивным

Тест №12 (1отв)

При длительном применении, какого противовоспалительного средства необходим контроль уровня сахара крови

1.Диклофенака натрия

2.Преднизолона

3.Пироксикама

4.Напроксена

5.Кислоты ацетилсалициловой

Тест №13 (4отв)

Стероидные противовоспалительные средства обладают эффектами:

1.Иммунодепрессивным

2.Противовоспалительным

3.Противошоковым

4.Противоаллергическим

5.Антиагрегантным

Тест №14 (1отв)

При лечении стероидными противовоспалительными средствами иммунная система реагирует

1.Угнетением Т- звена иммунитета

2.Угнетением гуморального иммунитета

3.Угнетением клеточного и гуморального иммунитета

4.Активацией клеточного иммунитета

5.Активацией выработки иммуноглобулинов

Тест №15 (1отв)

Препарат золота

1.Кризанол

2.Преднизолона

3.Пироксикама

4.Напроксена

5.Кислоты ацетилсалициловой

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки»

СРС №1

 

1.Тема: «Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-фосфорный обмен. Особенности применения в детской практике»

2.Цель: Самостоятельное изучение номенклатуры и классификации средств, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-фосфорный обмен, анализировать фармакодинамику, фармакокинетику и побочное действие отдельных препаратов для выбора и правильного их применения

3.Задачи обучения:

  1. Изучить общую характеристику, механизм действия и основные фармакологические и побочные эффекты средств, влияющих на формирование скелета и регулирующих кальций-фосфорный обмен.
  2. Выбирать лекарственное средство для направленного изменения функции различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.
  3. Определять показания к применению средств, влияющих на формирование скелета и регулирующих кальций-фосфорный обмен, умению распознавать нежелательные эффекты и проводить своевременную их коррекцию.
  4. Выбирать комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

 

4. Форма выполнения:

Подготовить реферат по теме«Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие кальций-фосфорный обмен. Особенности применения в детской практике»

 

5. Критерии выполнения:

а) изучение и подбор литературных источников за последние годы;

б) обработка и систематизация информации;

в) разработка плана;

г) составление библиографии;

д) оформление реферативной работы

 

6. Структура реферативной работы:

13) титульный лист;

14) оглавление(последовательное изложение с указанием номеров страниц основных разделов);

15) введение(обоснование исследуемой проблемы, ее значимости и актуальности; определение целей и задач работы);

16) основная часть (каждый раздел должен доказательно раскрыть отдельную прблему или одну из ее сторон, являться логическим продолжением предыдущего; в этой части могут быть приведены таблицы, схемы, графики, рисунки или они могут быть оформлены в виде приложения к рефертивной работе);

17) заключение(подводятся итоги, формулируются выводы и предлагаются рекомендации);

18) список литературы(оформляется по форме)

 

Титульный лист реферата КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.Д. АСФЕНДИЯРОВА КАФЕДРА______________________________________________________   Р Е Ф Е Р А Т ТЕМА: _________________________________________________ _________________________________________________ Ф.И.О. студента__________________________________________ Факультет _____________________________________________ Курс ____________________________________________________ Группа __________________________________________________ Преподаватель ___________________________________________ Алматы, 200_- 200_ учебный год  

Требования к оформлению и выполнению реферата:

а) объем реферата должен не превышать 10-15 печатных страниц* (приложения к работе не входят в объем реферата);

б) текст реферативной работы должен быть тщательно отредактирован и грамматически выверен;

в) ссылки на используемую литературу оформляются в в виде номера, соответствующего номера в списке литературы;

г) список литературы помещается в конце текста и составлятеся в соответствии с порядком упоминания.

7.Срок сдачи:до рубежного контроля по модулю «Опорно-двигательная система, кожа и придатки кожи»

8.Критерии оценки:

Максимально 100 баллов

Традиционная оценка Критерий Балл
«5» Полное выполнение всех требований соответствующей формы СРС 9-10 б.
«4» Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания 7,5-8,9 б.
«3» Допущены значительные ошибки, неполное выполнение заданий 5-7,4 б.
«2» Допущены принципиальные ошибки, невыполнение заданий, несоответствие критериям СРС 0,1-4,9 б.
  Отсутствие СРС 0 б.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - С.529-544

2. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– С.327-335

Дополнительная:

Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

3. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь