Понятие и структура правового исследования как формы развития правовой науки.


Динамический аспект правовой науки проявляется в правовых исследованиях, т. е. познавательной деятельности, осуществляе­мой учеными-юристами в целях получения новых знаний об объ­екте и предмете данной науки. При этом познавательная научная деятельность представляет собой единство действия и его резуль­тата. По своей сути деятельность означает активные действия. Од­нако обоснованные выводы о том, была деятельность подлинно научной или ее имитацией, можно сделать лишь по ее результа­там. Соответственно и в нашей работе, раскрывая сущностные признаки научного правового исследования, приходится говорить не столько о самой деятельности, сколько о ее результатах.

Основное предназначение научной деятельности, таким обра­зом, видится в том, чтобы выявлять и восполнять имеющиеся про­белы науки, развивать ее содержание вширь и вглубь. Прогрессив­ное развитие общества предопределяет необходимость постоянно­го совершенствования государства и права как важнейших средств управления его делами и обеспечения стабильного правопорядка. Поиск путей и способов приведения государства и права в соот­ветствие с постоянно меняющимися задачами и основными на­правлениями развития общества ведется учеными-правоведами. Непосредственно на них возлагается задача раскрывать законо­мерности функционирования и развития государства и права в но­вых, конкретно-исторических условиях бытия общества и на этой основе готовить научно обоснованные предложения по совершен­ствованию политико-правовой практики, повышению роли госу­дарства и права в решении актуальных задач общества.

В современных условиях, когда правовая наука представляет собой развитую систему знаний о государстве и праве, конкрет­ных формах их бытия и закономерностях функционирования и развития, процесс получения новых теоретических знаний пред­ставляет собой довольно сложную познавательную задачу. Она ре­шается в ходе мыслительной деятельности высокопрофессиональ­ных специалистов-юристов, осуществляемой с творческим приме­нением теоретических и исторических знаний о государстве и праве, а также методов научного познания. Обыденная и иные формы ненаучного знания о государстве и праве ни при каких ус­ловиях не способны подняться до уровня научного теоретического познания, поэтому их необходимо четко и последовательно отли­чать от всех видов правовых исследований.

Как особая форма отражения реально существующего мира на­учное познание государства и права отличается от обыденного, а также от профессионального юридического и публицистического познания следующими признаками: 1) целями познания; 2) спосо­бами познания; 3) способами обоснования достоверности полу­ченных знаний; 4) новизной.

В отличие от обыденного познания, в котором решающую роль играет чувственное познание, а его результаты ограничиваются не­посредственным восприятием наблюдаемых политико-правовых явлений и процессов, научное познание ведется рациональным путем с применением понятийного аппарата науки. Понятия и ка­тегории правоведения составляют основу мыслительной деятель­ности юристов и выступают основным средством их профессио­нального общения, поскольку в форме категорий и понятий фик­сируются существенные признаки правовых явлений и процессов, а также их закономерные связи. Широкое применение категорий и понятий правовой науки сопровождает все стадии научного позна­ния, в том числе сбор, оценку и описание эмпирических фактов, процессы познания содержания, сущности и закономерных связей политико-правовых явлений и процессов.



Кроме того, обыденное познание пол итико-правовых явлений и процессов ведется по преимуществу с применением самых при­митивных познавательных средств, например, толкование норм права ограничивается воспроизведением буквального текста нор­мативных правовых актов. Научное же познание права неизменно предполагает применение методов научного познания. Благодаря творческому применению этих методов обеспечивается получение новых достоверных эмпирических и теоретических знаний. Даже традиционное для юристов толкование норм права осуществляет­ся с применением специально разработанных для этих целей ме­тодов толкования, позволяющих верно понимать смысл норм пра­ ва и устанавливать выраженную в них действительную волю пра­вотворческого органа.

Более сложным предстает соотношение двух форм познания — профессионального и научного юридического, имеющих ряд сходных черт. В частности, обе формы в равной мере применяют понятий­ный аппарат правовой науки и даже определенную часть методов научного познания. Так, методы толкования норм права могут быть использованы как в научных, так и в практических целях, поскольку иным путем познать смысл действующих норм права не представляется возможным. В результате научное и практическое познание толкования норм права характеризуется одинаковыми результатами.

Эмпирические исследования, проведенные на должном в мето­дологическом отношении уровне, приводят к одним и тем же зна­ниям, независимо от того, кто был их исследователем — ученый или практический работник. Все знания такого рода способствуют развитию эмпирического базиса науки и поэтому являются науч­ными, несмотря на то, что, проводя эмпирические исследования, практический работник преследовал сугубо практические цели выявить реальное положение дел, например ошибки, которые до­пускают суды при рассмотрении той или иной категории дел, что мешает норме права действовать эффективно. Поэтому провести четкую границу между эмпирическими исследованиями, прове­денными учеными-юристами и практическими работниками, не представляется возможным. Научные результаты таких исследова­ний оказываются тождественными и могут быть в равной мере ис­пользованы как в практических, так и в научных целях.

Точную границу удается провести лишь на уровне теоретиче­ских исследований и актов эмпирического познания, осуществ­ляемых практическими работниками. Критерием же разграниче­ния выступает такой их признак, как цели познания.

Практическое познание осуществляется в целях решения кон­кретных проблем правотворческой, правоохранительной или пра­воприменительной деятельности, например оценки качества под­готовленного проекта нормативного правового акта и решения во­проса о возможности его одобрения, принятия при вынесении судебным органом приговора, иного решения по уголовным и гражданским делам, а также в целях разработки мер борьбы с пре­ступностью и т. д. Научное же познание ориентировано на иные цели — на формирование теоретических знаний о государстве и праве, на дальнейшее обогащение, совершенствование наличных знаний правовой науки. Таким образом, целевая направленность познавательных актов позволяет весьма четко и последовательно отличать научные теоретические исследования от эмпирических познавательных актов в сфере предметно-практической деятель­ности правотворческих, правоприменительных и правоохрани­тельных органов.

К настоящему времени назрела необходимость в проведении четкой границы между научными исследованиями и публицисти­ческими работами по вопросам государства и права. Особенно час­то такими вопросами увлекаются журналисты, писатели, да и сами юристы не чураются этого жанра. Тем не менее независимо от то­го, кто выступает автором публицистического произведения — юрист или иной специалист, оно не входит в число научных работ.

В публицистическом произведении основной акцент делается на описании тех или иных событий, явлений, процессов с исполь­зованием литературных приемов, с тем чтобы привлечь внимание как можно более широкого круга читателей к поднятым в произве­дении проблемам. Однако в публицистической литературе крайне редко используются приемы обоснования, аргументирования по­ложений, выводов по канонам и правилам науки. Существует лишь строгое правило, что автор излагает правду и только правду. Одна­ко, как говорилось ранее, в науке ни одно положение не восприни­мается на веру, а должно быть надлежащим образом аргументиро­вано. Поэтому публицистические работы, не соответствующие ве­дущему принципу науки — аргументированности положений, выводов, не могут быть причислены к научным юридическим пуб­ликациям.

Таким образом, научное юридическое исследование понимается как познавательная деятельность, осуществляемая в целях получе­ния новых научно обоснованных, рациональных знаний по пред­мету или объекту правовой науки.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь