Тема 7. Основные лингвистические методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Основные лингвистические методы



 

1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке

 

Термин метод употребляется в широком философском и в узком специальном смысле. В философском смысле метод – это путь познания и истолкования явлений действительности, способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (Философский энциклопедический словарь). Философский метод задает общее направление исследований, принципы подхода к объекту изучения.

В узком смысле метод – это определенный подход к изучаемому явлению, система положений, научных и чисто технических приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определенной точки зрения.

Процедуры, используемые в процессе применения научного метода, обычно основываются на следующих этапах:

Ø распознавание и четкое формулирование проблемы;

Ø сбор данных посредством наблюдения, эксперимента и другими способами;

Ø формулирование научных понятий посредством логических рассуждений;

Ø проверка гипотез.

Одно из основных требований научного метода – предсказуемость результатов исследования; в то же время исход научного исследования не предсказуем до конца.

Принято разграничивать методы в соответствии с их направленностью:

Ø оперирующие с имеющимся научным знанием;

Ø служащие для получения нового знания.

Методы различаются также уровнем применения:

Ø общенаучные;

Ø специально-научные;

Ø конкретно-научные.

Современная наука признает ограниченность любого метода. Это значит, что даже самый обоснованный и адекватный метод применим только к определенной сфере исследования и/или только для решения определенных задач. Поскольку результатом применения научного метода, как правило, становится построение модели объекта, очевидны параллели между свойствами модели и свойствами метода.

Фундаментом метода являются его цели и задачи. Это в полной мере относится к лингвистическим методам. Основные цели лингвистического исследования сводятся к обнаружению конкретного языкового факта, его описанию, определению его положения среди других фактов данного языка, выяснение его генезиса, эволюции, функций с точки зрения универсальных или национальных свойств языка.

Методика представляет собой включение конкретного приема в процедуру исследования. Важнейшие из методик:

Ø методика наблюдения,

Ø вычленение лингвистической единицы,

Ø обобщение единиц в классы,

Ø методика компонентного анализа,

Ø классификация,

Ø сравнение,

Ø моделирование,

Ø картографирование,

Ø реконструкции и так далее.

 

 

2. Сравнительно-исторический метод

 

Если в основу классификации языковедческих методов положить цель исследования, то можно выделить следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, таксономический, типологический и некоторые другие. Рассмотрим сравнительно-исторический и таксономический методы.

 

Генетически языки обнаруживают ту или иную степень родства между собой, причем родство по происхождению обусловливает определенную схожесть в закономерностях развития. Учет этого момента и лежит в основе сравнительно-исторического метода, возникшего в XIX веке.

Сравнительно-исторический метод (СИМ) представляет собой совокупность исследовательских приемов, направленных на решение следующих задач:

Ø Установление генетического родства между различными языками определенного ареала;

Ø Объяснение генетической общности определенных языков на основе постулата их происхождения из общего источника (праязыка);

Ø Объяснение причин и условий распада праязыка, образование отдельных языков.

 

Фундаментальное положение сравнительно-исторического метода: родственные языки, образовавшиеся из одного источника, типологически и материально едины, связаны постоянными звуковыми и морфологическими соответствиями, но развиваются они не симметрично, что и позволяет их сравнивать.

Основные приемы сравнительно-исторического метода:

Ø генетического отождествления фактов,

Ø лингвистической хронологии,

Ø внешней реконструкции,

Ø лингвистической географии.

 

3.Другие лингвистические методы

 

Таксономический метод является описательным методом на качественно новой ступени развития. Таксономический метод объединяет совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов (языков и языковых единиц), а также саму эту классификацию.

В отличие от описательного, таксономический метод не имеет дело с реально наблюдаемыми (объектами) явлениями; таксономический метод используется для того, чтобы выявить и описать систему языка, которая в непосредственном наблюдении не дана, а выводится из языкового материала путем умозаключений.

Процедурной основой таксономического метода являются структурные методики вычленения лингвистических единиц, обобщения их в классы, классифицирования (установления иерархических отношений), моделирования и другие.

Наиболее распространены следующие методики:

1. Методика коммутационной проверки: последовательно учитывает соотношение плана содержания и плана выражения в пределах лингвистической единицы и ставит своей целью выделение таких единиц из звуковой последовательности. Эта методика применима при исследовании фонемного яруса.

В общем виде методика коммутационной проверки формулируется следующим образом: «Если в звуковой последовательности АВ оба элемента А и В или один из них не могут быть заменены другим элементом, в том числе нулевым, то АВ – реализация одной фонемы; в противном случае комплекс АВ – реализация двухфонемного сочетания». Например, испанское слово chato (курносый), транскрипция [tsato]. Начальный звуковой комплекс – ch [ts]; этот комплекс – особая фонема испанского языка ts или совокупность фонем t и s. В слове [tsato] [s] можно опустить – [tato] – «братик» или заменить [tzato] – обращение, но [t] опустить нельзя. Следовательно, ts – это одна фонема испанского языка.

В русском слове строиться [тс] звучит как [ц]. Делая коммутационную проверку путем опускания [т] и [с], утверждаем, что здесь две фонемы, сливающиеся в одну аффрикату [ц].

 

2. Методика дистрибутивного анализа применяется шире. Дистрибутивный анализ – это метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом окружении этих единиц.

Суть методики состоит в том, что каждая лингвистическая единица в линейной последовательности речи всегда находится в окружении других однотипных единиц, но, очевидно, что языковая единица отличается от другой единицы своим окружением.

Процедура дистрибутивного анализа может проходить в три этапа.

На первом этапе осуществляется символическая запись текста. Каждое слово получает определенное формализованное обозначение С им (сущ. в им. п.), С род (сущ. в род. п.), Гл (глагол личный), Г бл (глагол безличный). Из теста устраняются элементы типа междометий, вводных слов и т.п. Далее текст записывается в символической форме. Например, предложение Человек требует справедливости = С им Гл С род. Затем составляется дистрибутивная таблица, в которой «левое окружение» – это те элементы, от которых зависит данное окружение, а «правое окружение» – элементы зависимые. Последующий анализ таблицы позволяет увидеть дистрибутивные особенности единиц данного языка.

На второй ступени методики происходит идентификация, то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка. Если две текстовые единицы никогда не встречаются в одних и тех же окружениях, то они принадлежат одной и той же единице языка (например, [и] и [ы] в русском языке). Если встречаются в одних и тех же окружениях, но при этом в значении не различаются (например, землей и землею), то перед нами тоже одна единица языка. Но если текстовые единицы встречаются в одном и том же окружении, но различаются значениями (например, звуки [л] и [к] в словах лом и ком), они принадлежат разным единицам языка.

На третьем этапе методики осуществляется объединение выделенных языковых единиц в классы. Тест на объединение – это способность одной и той же языковой единицы замещать другую в одном и то же окружении (например, качественным прилагательным является такое слово, перед которым возможно слово очень). С помощью методики дистрибутивного анализа можно изучать все ярусы языка, включая синтаксис и семантику.

 

3. Методика анализа по непосредственным составляющим основывается на следующих теоретических положениях:

Ø язык – строго организованная система ярусов;

Ø единицы ярусов находятся друг с другом в неоднородных, иерархических отношениях;

Ø языковые единицы, реализуясь в линейной последовательности речи, связаны попарно (принцип бинарности).

 

Анализ по непосредственным составляющим имеет целью ответить на два основных вопроса: а) каковы отношения между языковыми единицами и б) как эти единицы расположены (аранжированы).

В предложении любое слово связано с любым словом, но степень их связи различна. Анализ по непосредственным составляющим показывает иерархию слов в высказывании. При членении на непосредственные составляющие словосочетания или предложения одна из непосредственных составляющих – ядро членимой конструкции, а другая – маргинальный элемент. Например, в именной группе моя книга ядро – суш.; в глагольной группе прочитать интересную книгу ядро – глагол, именная группа –маргинальный элемент.

Методика анализа по непосредственным составляющим может быть использована при описании не только синтаксического, но и морфемного и фонемного ярусов.

 

4. В основе трансформационного анализа лежат следующие допущения: 1) синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной или исходной, а все остальные – её производные. Ядерная подсистема – это набор типов элементарных предложений, то есть простых утвердительных предложений с глаголом в изъявительном наклонении активного залога, настоящего времени, не содержащих модальных слов, однородных членов, определений, обстоятельств, инфинитива, причастия, деепричастия; 2) Каждое ядерное предложение описывает элементарную ситуацию, а тип ядерных предложений – класс элементарных ситуаций; 3) Любой сложный синтаксический тип получается из одного или нескольких ядерных предложений путем применения к ним набора необходимых трансформаций.

Трансформации либо вовсе не меняют содержания ядерных предложений, либо меняют его незначительно, так как они сохраняют неизменным лексический состав ядерного предложения и синтаксические отношения между лексемами. Представить синтаксическую структуру предложения, – значит, указать, какие ядерные типы лежат в его основе, какие трансформации, и в каком порядке на него воздействовали. Так как в процессе трансформирования элементарные ситуации, обозначаемые ядерными предложениями, остаются неизменными, считается, что вопрос о понимании сложных предложений и даже связных текстов можно свести к вопросу о том, как понимаются ядерные предложения.

Ранее мы уже говорили о том, что в XX-XXI веках формируются новые языковедческие дисциплины. Это значит, что новые потребности и новые задачи исследования, а также реализация новых подходов к исследованию языка требуют применения и новых методов анализа языка. Выше мы уже говорили о том, как экспериментальные методы используются в психолингвистике и какие методики (процедуры) работают в рамках эксперимента.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

5. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию.

6. Хроленко А.Т. Общее языкознание.

7. Лингвистический энциклопедический словарь.

8. Степанов Ю.С. Основы языкознания.

 

 

 

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.023 с.)