Риторика – «величайшее благо, она дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторика – «величайшее благо, она дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми».



Горгия –

«Риторика – величайшее благо»

 

Риторика (от греч. rhetorike) – 1) наука об ораторском искусстве; 2) теория художественной прозы. Знаменитейшее сочинение по риторике написано Аристотелем. Аристотель понимал риторику как науку о приёмах убеждения и делил её на 3 части: 1) о принципах, на основании которых оратор может убеждать; 2) о свойствах оратора и 3) о технических приёмах убеждения. На Западе красноречие развивалось под влиянием Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. В России до Петра I существовало исключительно духовное красноречие. Преподавалась риторика в южнорусских школах с XVII в. по латыни. Первые научные труды по риторике были написаны Ломоносовым.

Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение – учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах и в зависимости от использования этих средств – о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.

Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. Для одного оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским искусством, для другого – выступает как синоним пустословия, краснобайства, третий воспринимает слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» как синонимы. Рассмотрим соотношение между этими понятиями.

Древнейшее из них – красноречие – «красная (красивая) речь». Когда мы бываем особенно красноречивы? Когда нас что-то особенно «задевает», есть интерес в убеждении. Отсюда можно сделать вывод, что красноречивость – это природный дар,которым в разной степени наделён любой человек. Такой дар можно определить как врождённую способность к созданию более или менее «заразительной» речи, которая воспринимается как идущая к сердцу и ведомая сердцем. Истинно красноречивый человек всегда выражает то, что он чувствует сам, в истинность чего он безусловно верит. Обращаясь прямо к сердцам своих слушателей, он не нуждается ни в каких особых приёмах, законах. Эффективность его речи определяется искренностью обращения к слушателям.

Искренность и стремление к общению – важные условия успеха оратора, но они не могут заменить умения. Знаменитый американский актёр Джефферсон однажды точно заметил: «Произнести яркую речь – одно дело, а произнести её ярко – другое». Оратор уже не обязательно должен чувствовать и испытывать сам то, что он внушает другим. Но он должен точно представлять себе, что могут или должны почувствовать, осознать или сделать слушатели при восприятии его речи. Он должен рассуждать над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей уместны те или иные приёмы, средства убедительности речи. Этим он отличается от просто красноречивого человека, это уже искусство «ораторское искусство», мастерство. Оратор должен выделять приёмы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учётом возрастных, умственных, эмоционально-волевых и других качеств и возможностей своих слушателей. Действенность речи оратора определяется уже совершенством освоенных им через подражание речевых навыков и умений, творческой способностью включать их в общение в любой момент, когда это потребует реальная обстановка выступления.

Ораторское искусство плюс красноречие и есть риторика.

Навыки, необходимые для подготовки и произнесения речи, приёмы и способы убеждения различной аудитории, умение управлять собой и слушателями и ещё множество других навыков и умений – даёт риторика.

Современная трактовка риторики расширяет её до теории убедительной коммуникации. Именно такое понимание риторики даётся у В.И. Аннушкина, А.К. Авеличева: «Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учётом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»; «наука об условиях и формах эффективной коммуникации». А.К. Михальская в книге «Основы риторики» отмечает: «Современная риторикаэто теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи». Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторика — это наука о способах создания речевого поступка, это искусство воздействия словом! Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чём он говорит, но не осознаёт, что же он своей речью делает. Поэтому создаётся целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории. Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.

В нашей стране возрождение риторики началось в 1980-е годы в связи с известными политическими изменениями. Риторика вновь стала преподаваться в гимназиях, лицеях, университетах. Но ещё в 50-е годы 20-го века подспудно вызревали те факторы, которые привели к ренессансу риторики в конце 80-х годов. Это потребности демократического развития общества, осознание роли речевых умений каждого члена общества; успехи наук об общении, о речи, достигнутые в последние 50 лет; острый и быстро растущий интерес молодёжи к риторике; требования делового общения; пример развитых стран Запада.

Неожиданный интерес к риторике, показавшийся поначалу просто очередной модой, постепенно приводит к формированию весьма перспективного направления междисциплинарных исследований языка в действии. Современная обновлённая риторика получила название неориторики.

Вместе с тем неориторика представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия в содержании. Сходство классической и новой риторики в их целях: цель риторики – наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. Неориторика определяется как поиск наилучших вариантов общения, воздействия, убеждения. У этого феномена также имеются свои причины, главные из которых могут быть обозначены как «информационное общество» и «массовое общество». Риторика была востребована содержанием всех составляющих нового информационного взгляда на мир.

В современном мире информация стала осознаваться как ресурс, полезный запас, а не как пустые «слова», противостоящие «делу». Представление о том, что слова – это простое сотрясение воздуха, в информационный век оказались существенно поколеблены. В наше время стала понятна объективная роль речевых технологий и конструктивная роль слова в жизни общества, в поддержании общественных установлений. Понятие «языковая картина мира» вышло за пределы науки о языке. В двадцатом веке многие поняли, что язык – это очки, сквозь которые человек смотрит на жизнь, и захотели подбирать эти очки по своему вкусу. Когда же люди поняли, что удачная метафора способна изменить общественную жизнь скорее, чем мускульные усилия многих людей, успех риторики оказался предрешенным.

Таким образом, ораторское искусство – это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник. Это поможет сделать Ваше сообщение яркими и запоминающимися и, кроме того, интересными с точки зрения содержания; чувствовать себя легко и комфортно во время выступления.

 

* * *

В Театр-Школе «Образ» вы можете посетить ораторско-речевой тренинг «Мастер общения».

Через игровые ситуации проводится работа над следующими элементами:

– мышечной свободой;

– лёгкостью и уверенностью в использовании собственного тела и голоса;

– дикцией и правильной артикуляцией;

– дыханием;

– несложными дефектами речи.

Это приводит к главному – наработке навыков свободной и спонтанной речи.

В программу также входят:

– настрой на выступление, устранение страха и неуверенности;

– моделирование эмоционального состояния зрителя (слушателя) и владение вниманием публики;

– мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций;

– эффективные методы работы с вопросами, нейтрализация недоброжелательной публики и «провокаций».

Основные блоки ораторского тренинга «Мастер общения»:

1. Работа с голосом.

2. Работа над дикцией.

3. Телесная раскрепощённость.

4. Использование актёрских приёмов, которые помогают сделать речь более эмоционально окрашенной и выразительной.

5. Ознакомление с универсальной схемой, используя которую можно научиться легко и свободно воспроизводить текст любой сложности, а также ввести в речь достигнутые на практикуме навыки.

6. Психологические «секреты», позволяющие создать позитивный настрой, сохранить его на протяжении всего публичного выступления.

7. Проработка страха публичного выступления.

8. Подготовка публичного выступления различной тематики, сложности и продолжительности.

9. Подбор материала – принцип баланса между необходимым и интересным.

10. Структура сообщения (закон композиции).

11. Приёмы привлечения и удержания внимания аудитории (вербальные и невербальные

 

Новый уникальный проект Театр-Школы "Образ" – тренинг «Практикум лёгкого и успешного общения».

Вся наша жизнь строится на общении. Любая сфера нашей жизни – личные, дружеские, деловые и любые другие отношения – связана с общением. Мы общаемся с деловыми партнёрами, родственниками, друзьями, любимыми... Насколько гармонично мы общаемся друг с другом, настолько мы довольны собой и своей жизнью.

Каждый день мимо вас проходят симпатичные люди. В ком-то вы видите своего друга или приятеля, в ком-то – делового партнёра или любимого человека... Но вы не подходите и не знакомитесь, хотя и хотите этого. Почему? Что мешает вам знакомиться и как избавиться от того, что мешает? Как стать хозяином своей жизни и начать самому делать выбор, а не ждать, когда выберут тебя? Эффективные навыки взаимодействия с людьми не появляются сами по себе, им обучаются. Цель нашего тренинга – помочь сделать более эффективным, лёгким и гармоничным ваше общение с людьми, чтобы вы могли получить больше радости, пользы и удовлетворения от общения.

Темы тренинга:

• Что такое уверенное поведение, как легко устанавливать контакт с незнакомым человеком.

• Как заинтересовать человека и познакомиться с ним.

• Из чего состоит успешное знакомство.

• Как быстро вызывать симпатию.

• Эффективная самопрезентация: как вызывать интерес к себе.

• Как быть независимым от мнения окружающих.

• Как по позам и жестам понимать психологическое состояние человека.

• Какие бывают маски и роли.

• Мои роли в жизни: теории ролевого поведения.

• Как принимать и поддерживать друг друга во время общения.

• Как конструктивно решать проблемы и конфликты в общении друг с другом.

• Типы отношений между людьми и как их обустраивать.

• Как влияют на общение наш голос, интонации.

• Как говорить комплименты и как они влияют на человека.

• Как получать удовольствие от общения.

• Как перестать уговаривать и просить, а начать привлекать и получать в ответ внимание, заинтересованность, желание познакомиться.

Формат проведения. Тренинг состоит из 4 занятий по 3,5 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю (тренинг проходит в течение месяца). На каждом занятии вы получаете домашнее задание.

Первые 2 занятия проходят в аудитории. Вначале – упражнения, которые проходят в виде игры; они посвящены знакомству с партнёрами по общению на тренинге и с самим собой. Вы сможете понять, насколько хорошо вы знаете себя сами, легко ли вас понять. Осознаёте, что для того чтобы построить значимые отношения с другими, необходимо уметь раскрывать себя. Сможете научиться доверять себе и окружающим вас людям. Овладеете навыками эффективного решения проблем и конфликтов, возникающих при общении между людьми.

Ещё одна немаловажная деталь: этот тренинг демонстрирует, что люди могут «носить маски» и не одну, а несколько; играть роли, накладывающие на человека особые нормы поведения. Откуда берутся эти роли? Хорошо ли то, что они существуют? Нужны ли они, и как их применять в жизни? Обо всём этом можно получить полное представление, побывав на тренинге.

Вторые 2 занятия проходят в реальных условиях: на улице, в кафе, в торговых центрах. Это и есть основное отличие нашего тренинга от других тренингов: практика в реальных условиях. Вместе с тренером участники тренинга выезжают на заранее запланированное место (это может быть любое место в Москве, где много людей и есть возможность вступать в контакт и общаться с ними). Приехав на это место, участники тренинга получают задание от тренера, на выполнение которого им отводится определённое количество времени. Выполнив задание, участники возвращаются на место, где их ожидает тренер. Далее идёт обратная связь и обмен опытом: каждый участник рассказывает о выполнении задания, обсуждаются вопросы, возникшие по ходу выполнения. После этого идёт новая тема – теоретическая часть, затем даётся новое задание.

В таком формате проводятся вторые 2 занятия. Напоминаем, главное преимущество нашего тренинга – это реальная практика!

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕАТР-ШКОЛЫ «ОБРАЗ» - ФИЛОСОФИЯ ИГРЫ

«Серьёзность угнетала, пугала, сковывала; она лгала и лицемерила; она была скупой и пост­ной...»

 

М. М. Бахтин

(русский философ, филолог, историк культуры)

 

«Не относитесь к жизни серьёзно. Если вы слишком серьёзно относитесь к жизни, вы обре­чены на беспокойство. Единственный способ со­хранить своё спокойствие - это относиться к жизни как к игре, как к пьесе и ничего не восприни­мать слишком серьёзно».

Шри Шри Рави Шанкар

(гуманитарный мировой лидер, официальный консультант Всемирной организации здравоохранения. В 1981 году Шри Шри Рави Шанкар основал образовательную гуманитарную, неправительственную организацию «Искусство Жизни», обладающую особым консультационным статусом Совета ООН по экономическим и социальным вопросам)

 

Философия Театр-Школы «Образ» вытекает из её благородной миссии - помочь человеку в «Искусстве жить».

Сергей Базаров отмечает тот факт, что «веками, тысячелетиями люди пытаются отгадать, в чём секрет жизни, почему так много страданий, почему из поколения в поколение люди повторяют одни и те же процессы, совершая одни и те же ошибки, почему многие проявления человеческой деятельности начинаются с радости, лёг­кости, с творческого возбуждения, надежды, а заканчиваются раз­очарованием, ненавистью, ощущением бессмысленности и безыс­ходности? Почему написано столько книг по философии, а челове­честву не стало легче? Почему книги по психологии выходят мил­лиардными тиражами, а проблем становится больше? Почему все религии мира говорят об идеале, а он по-прежнему не достижим? Почему нас призывают к всеобщей любви и приятию, а мы про­должаем мучить друг друга и добиваться признания своего превос­ходства?..»

 

Подарить технологию обретения будущего - этого не удава­лось ещё, кажется, никому.

Все великие системы философии дают повод рассматривать саму философию как искусство построения целого из понятий, как искусство построения мира и мировой истории из внутренних об­разов, а в самом философе видеть архитектора-систематика, воздвигающего здание идей. Система Философии Игры, предло­женная Сергеем Базаровым, и есть такое здание.

Философия Игры - это современная концепция общественного развития (возможного дальнейшего развития общества).

Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная Игра смыслами и значениями, как нетривиальное ос­мысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции.

Сегодня стали нарастать многие кризисные явления в обществе (экономический, экологический, антропологический кризисы и др.), поставив под угрозу само существование человечества. Воз­никла потребность поиска новых стратегий отношения к природе и к человеческой коммуникации, что остро поставило проблему но­вых мировоззренческих ориентиров. Их выработка представляет собой основную задачу современного философского исследования.

 

«Необходимо новое философское удивление перед всем. Всё могло быть другим».

М. М. Бахтин

 

Наступают новые времена. Мне нравится говорить о них как об эпохе целостности, интеграции, эпохе преодоления двойственного разделения на «я» и «ты», на «хорошо и плохо», «правильно-­неправильно» и т.д.

Если мы оглянемся вокруг, то увидим, что на территории, пред­ложенной настоящим временем, уже нет и не может быть разделе­ния на режиссёра и актёра, ведущего и ведомого, диктующего и ис­полняющего, на Бога и послушника. То есть, в нашем информационно-квантовом мире уже нет места для того, кто имеет безапелля­ционное право что-то делать с другим, нет режиссёра и зависимого, беспомощного актёра. Время диктует иные схемы, иные, более от­крытые и совершенные модели. Человечество нуждается в возвра­щении к Форме, Интеграции и Целостности.

В системе культуры Игра выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхожде­нию нового поколения в человеческое сообщество. Игра также яв­ляется сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объеди­няющей людей с различным социальным положением и профес­сиональным опытом. Кроме того, пространство Игры сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. Игра имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, вы­свобождающего сознание из-под гнёта стереотипов, она способст­вует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению человека.

Игра - одно из ключевых понятий современной культурологии. Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен необходимостью выявить глубинные основы человече­ского существования, связанные с присущим лишь человеку спосо­бом переживания реальности. Игра не случайно трактуется как «форма существования человеческой свободы» (Сартр Жан Поль - французский писатель, философ), «высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите» (Ортега-и-Гассет — испанский философ и социолог), самоценная деятельность, вовлекающая человека в свою орбиту как «превосходящая его действительность» (Гадамер Ханс Георг - немецкий философ). Таким образом, Игра - это и своеоб­разный путь человека к себе.

Философия Игры Сергея Базарова - концепция, перечень и опи­сание основных понятий и правил эффективного, целесообразного и безопасного взаимодействия современного человека с окружаю­щим миром.

Эффективность - это максимальная реализация Личности.

Целесообразность - соотношение действий Личности и зако­нов Природы.

Безопасность - соотношение действий Личности и действий других людей.

В игре мы имеем дело с тотчас же узнаваемой каждым челове­ком абсолютно первичной жизненной категорией, с некоей тоталь­ностью и целостностью. В этой целостности и должны мы попы­таться понять игру и дать ей оценку.

Если проанализировать человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более, чем ИГРОЙ! Игра стоит у истоков культуры. Игра - это древняя форма активно­сти.

Термин «Игра» (или более древнее «Ягра») восходит к глубо­чайшей индоевропейской древности. Изначально он обозначал культовое действие - жертвоприношение Свету, Космическому За­кону Вселенной. Это жертвоприношение (от санскрит. «Ягья» - жертвоприношение + «Ра» - Закон, Свет) включало в себя ритуаль­ные песни и пляски, очищение огнём и водой, общую трапезу, включающую возлияния мёдом и ячменным пивом, а также риту­альный бег. Интересно, что такие термины, как лат. ludus, означало «игра», а русское «луда» - «ослепительный блеск», лудить - «чис­тить»; соответственно слово «люди» переводили как «очищенные в игре»\ В русских диалектах понятие «играть» звучит также иногда как «молить».

Древнегреческие авторы говорили о том, что «скифы - русь и другие гиперборейские народы, которые живут у арктического поя­са», и есть те самые «счастливые гипербореи», которые всегда ве­селятся, поют, и пляшут, и славят вместе с лебедями Аполлона, но никогда не приносят кровавых жертвоприношений. И поэтому «Ги­перборейские и Аримасповские города и Елисейские поля суть обитатели праведных». Судя по всему эта прославленная древними греками праведность и достигалась участием всего народа в очи­щающих душу и тело ЯГРАХ (ИГРАХ).

«Ягра» состояла из состязаний поэтов, певцов, музыкантов. Как правило, все эти ипостаси сочетались в одном лице - мудреце, по­эте, творце священного гимна. Все обязательные компоненты Ягры как коллективного обряда очищения сохранялись на Руси вплоть до XIX в., а кое-где и до наших дней.

Таким образом, главной целью любой календарной «Ягры» в русской народной традиции было физическое и духовное очищение всего коллектива людей, участвующих в этом обряде. Это была мощнейшая энергетическая чистка при посредстве слова, музыки, движения-ритма, ритуальных очищающих организм напитков, воды и огня. Очищенный Разум начинал воспринимать мир таким, каков он был на самом деле: как различные видимые формы одного и то­го же - Света. Это и была, и есть единственная подлинная Реаль­ность. Осознание этой истины ставило на места все действитель­ные и мнимые ценности, меняло приоритетные жизненные цели.

Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, в Библии, сочинениях древних философов (Платона, Аристотеля). Интересно взглянуть на корни слова «игра» в других древних языках. У греков им назывались действия, свойственные детям (т.е. то, что называет­ся «предаваться ребячеству»). У римлян смысл слова происходил от понятий радости, веселья, у евреев - от шутки, смеха. И санскрит обозначал игру как радость. А у древних германцев она связыва­лась с лёгким, плавным движением, наподобие качания маятника, доставляющим удовольствие.

В древнем мире игры были в центре общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют играм, и потому Ф. Шил­лер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих досугов человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал, понимая, что спортивные состязания, военные парады, бои гладиаторов, соперничество в сфере музыки и танцев демонстрируют мощь государства, авторитет его правителей. Люди древних культур «играли порядок природы», культуру рели­гии, запечатлённую в их сознании.

Античный идеал - совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рождённые в Древней Гре­ции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекра­щались все войны, устанавливалось перемирие, узников отпускали на поруки, никто не мог быть арестован, все имели право на уча­стие в великом празднестве спорта, искусств и ремёсел, на участие в самых разных игровых состязаниях.

В «Политике» термином «игра» Платон обозначает все искусст­ва, «направленные исключительно к нашему удовольствию» - жи­вопись, украшения, музыка, т.е. «изящные искусства». Платон, Аристотель, стоики, многие мыслители Возрождения видели в игре действенное воспитательное средство.

 

КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

 

«Жизнь есть игра.

Существование существует, чтобы сущест­вовать.

Так же и жизнь.

В ней нет смысла помимо самой себя.

Будь ИГРИВ, и только ТОГДА ты узнаешь иг­ривость вселенной».

Ошо

 

Существование игры утверждает в высшем смысле сверхлоги- ческий характер нашего положения в космосе.

В описаниях процесса творения часто подчёркивается присут­ствие в нём Творца, его шаловливость, наслаждение собой и кос­мический юмор. Эти элементы лучше всего описаны в древних ин­дуистских текстах, где рассказывается о Вселенной и о бытии как о Лиле, или Божественной Игре. Согласно этой точке зрения, творе­ние - это замысловатая, чрезвычайно сложная космическая игра, которую Бог творит по своей воле и внутри себя. Он - драматург, задумавший игру, а равно её режиссёр-постановщик и все актёры, играющие несчётное множество ролей. Эта космическая игра игр имеет невообразимые масштабы, многие уровни и измерения. Все­ленная и бытие подразумевается как божественная игра Абсолют­ного Разума.

 

«Я, играющий бесчисленными вселенными, приглашаю тебя к игре. Правил в игре два: сохра­няй гармонию частей и получай удовольствие от происходящего».

 

Игорь Беляев - «Пространство сознания»

Индуистские писания называют эту божественную игру Все­ленной Лилой и говорят о том, что материальная реальность, какой мы её воспринимаем в повседневной жизни, есть порождение вели­кой космической иллюзии, или майи.

«Если реальное становится иллюзией, иллюзия становится ре­альностью».

Древнекитайская философия, исходя из посылки неразделимости истины и иллюзии, также рассматривает жизнь, как игру. Кон­фуций, даосские учителя подводили под категорию игры практиче­ски все сферы человеческой деятельности и всю практику челове­ческого совершенствования.

Мы видим не реальный мир, а лишь то, каким образом это от­ражает наше сознание. По этой причине разные люди одну и ту же ситуацию видят по-разному. Таким образом, реальное становится иллюзией, то есть субъективным представлением о реальности не­кого конкретного человека.

Не задумываясь об иллюзорности восприятия, большинство людей считают свои субъективные представления о мире единст­венной существующей реальностью. Человек, убеждённый в том, что окружающий мир полон опасности и угрозы, проведёт свою жизнь в страхе. Таким образом, иллюзия для него становится ре­альностью.

Странствуя в океане иллюзий, люди играют, исполняя те или иные роли. В большинстве случаев люди не осознают игры, в кото­рую они вовлечены, и не понимают, что правила этой игры отра­жают естественные и неизменные законы мироздания. Принимая игру за реальность, они относятся к ней с неоправданной серьёзно­стью, которой нередко сопутствуют тревожность, внутреннее на­пряжение, неуверенность в себе, чувство вины, ощущение собст­венной беспомощности или никчёмности.

 

«Все мы смешные актёры в театре Господа Бога».

 

Н.Гумилёв – «Театр»

Притча:

«Однажды к даосу, известному своей мудростью, пришёл человек, страдающий от преследующих его несчастий.

- Моя жизнь похожа на лодку в бушующем море, - пожаловался он.Волны играют ею, швыряя её то туда, то сюда, и не в моих си­лах хоть что-либо изменить. Это приводит меня в отчаяние и вызы­вает ощущение безысходности. Люди называют тебя Познавшим Ис­кусство Жизни. Скажи мне, могу ли я каким-то образом повлиять на положение вещей?

- Это совсем несложно, - усмехнулся даос. - Подумай о том, что если волны играют с лодкой, лодка тоже может играть с волнами».

В отличие от представителей западной культуры древнекитай­ские мыслители отнюдь не считали игру пустячным или легкомыс­ленным занятием. От поведения, которое мы называем «серьёз­ным», игра отличается не содержанием и даже не способом дейст­вия. Отличие заключается главным образом в нашем отношении к действию.

Эйнштейн говорил: «Я не верю, что Бог играет в кости». Ис­ходя из сформулированной гипотезы, можно на это ответить: «Да, Бог не играет в кости, он равно приемлет все возможности. В кости играет сознание каждого наблюдателя».

Платон в «Законах» называет человека «какой-то выдуманной игрушкой бога», смысл жизни которого заключается в том, чтобы «жить играя» в «прекраснейшие игры».

 

«Хотя дела человеческие не стоят большой серьёзности, но приходится быть серьёзным, пусть и нет в этом счастья».

Платон

 

«Человек, - говорил Платон, - сотворён, дабы служить игруш­кою Бога, и это, по существу, самое лучшее для него. Посему дол­жен он проводить свою жизнь, следуя своей природе и играя в са­мые прекрасные игры, хотя полагать это противоречит тому, что ныне принято». Поскольку игра есть наисерьёзнейшее, «следует проводить жизнь, играя в определённые игры, с жертвоприноше­ниями, пением и танцами, дабы снискать милость богов и победить в битвах». Поэтому «люди должны жить согласно свойствам своей природы, ибо во многих отношениях они куклы и лишь в малой степени причастны истине. Из заколдованного круга игры челове­ческий дух может вырваться, устремляя взгляд в наивысшее».

И старинное «всё - суета» вытесняется, пожалуй, более пози­тивно звучащим «все есть игра». Это - мудрость, к которой пришёл Платон, называя человека игрушкой богов. Мысль эта возвращает­ся в Книге притчей Соломоновых. Там Премудрость, источник справедливости и владычества, говорит, что прежде начала творе­ния, играя пред Богом, была она Его радостью и, играя в земном кругу Его, разделяла радость с сынами человеческими.

 

ФЕНОМЕН ИГРЫ

 

«Что наша жизнь? Игра...»

А. С. Пушкин- «Пиковая дама»

 

Словом «игра» обозначаются самые различные, порой мало­схожие между собою явления. В четырёхтомном словаре русского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятель­ность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью оп­ределённых правил, приёмов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа («играет вино»), и быстрая смена пятен света, красок и т.п., блеск, переливы, выразительная изменчивость. Это исполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актёрская игра). Это преднамерен­ный ряд действий, преследующих определённую цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы... Кроме игр людей, существу­ют игры животных. Польский писатель-фантаст и мыслитель Ста­нислав Лем, как бы возрождая античное космическое понимание игры, писал о Великой Игре между Цивилизацией и Природой. «Теория игр» - так называется раздел математики, исследующий формальные модели принятия оптимальных решений в конфликт­ных ситуациях.

Что же такое игра? Можно ли во всех этих многообразных зна­чениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях, которые называют игрою? «Ребёнок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою» - говорится в народной пословице.

Значение игры и состоит в том, что в процессе её вырабатыва­ются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Трениро­вочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удо­вольствия, вызываемое ею, - основной её стимулятор. В сущности то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. По единодушному мнению психоло­гов, игра - ведущая деятельность ребёнка и основа всего после­дующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обре­тает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Игра содействует формированию физических и духовных спо­собностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра - это школа общения. Ребёнок учится в игре своему «я», но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычай­но важно для жизни в обществе. Поэтому игра - действенное сред­ство нравственного воспитания. Игра - модель «взрослой» жизни, и здесь ребёнок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружени­ком, ещё не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря достав­ляемому ею удовольствию, - это отдых, разрядка психической на­пряжённости.

Итак, игра - непринуждённая деятельность в воображаемой си­туации по определённым правилам. И если субъективная цель иг­ры, её мотив находятся в самом процессе деятельности, достав­ляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятель­ности заключается в формировании и тренировке физических и ду­ховных способностей, необходимых для осуществления других ви­дов деятельности и жизни личности в обществе.

Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра челове­ка - порождение деятельности, посредством которой человек пре­образует действительность и изменяет мир. Суть человеческой иг­ры - в способности, отображая, преображать действительность.

 

«Игра есть добровольное действие либо за­нятие, совершаемое внутри установленных гра­ниц места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключённой в нём самом, сопровождаемое чувст­вом напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь».

Хёйзинга И. - «Человек играющий»

 

«Игра - это одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, совершаемой ради неё самой и доставляющей, как правило, её участникам и зрителям эстетическое наслажде­ние, удовольствие, радость. Принципиально не­продуктивный и внерациональный характер игры издревле связал её с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинствен­ными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного тренинга для охотников, воинов, спортсменов, в обучении и воспитании детей».

Новая Философская Энциклопедия

 

«Суть всякой эстетической деятельности, а также её механизм - игра. Игра с реальностью и игра в реальность. Игра живёт, играется, но она сама есть образ чего-то другого, что стоит за ней, её самоё детерминирует, направляет и в ней отражается».

Кривко-Апинян - «Мир игры»

 

Игра - форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёрты­вается либо в виде состязания, либо в виде представления (испол­нения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Универсальная интрига любой игры - победа над собой: физи­ческая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Наслажде­ние от процесса (или результата) победы над собой в этом мире.

Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.

Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задаётся и не ограничивается конкретным содержанием - темой игр может быть буквально любая деятельность человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.243.2.41 (0.179 с.)