Поскольку политические доктрины начали зарождаться на определенном этапе исторического развития общества, нужно определить основные причины и предпосылки их возникновения.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что каждая идейно-политическая доктрина с момента своего возникновения и по сегодняшний день прошла определенную эволюцию и потому существует периодизация их развития. Необходимо определить понятие «идеология». Показать, что это ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное и общественное устройство. Это своеобразная форма интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных, межнациональных интересов. Рассмотреть взаимосвязь понятий «идеология», «наука», «мировоззрение». Остановиться на рассмотрении уровней функционирования идеологии: теоретико-концептуальном, программно-политическом и актуализированном.

Исторический опыт свидетельствует, что эффективность общественных преобразований всегда зависела от наличия или отсутствия определенной идеологии. Многие считают, что жить и развиваться может только тот народ, имеющий ясное представление о самом себе, о том, кто он и куда идет. Конечно, речь не может идти о какой-либо государственной (единственной) идеологии, которую насильно навязывают сверху, как было, например в СССР. Эффективна прежде всего добровольно принятая и разделяемая большинством граждан идеология, определенная как совокупность идей (национальная идея), в которой выражены их общие интересы, взгляды, ценности и традиции.

Важно проанализировать также процесс «деидеологизации», переход к многообразию идеологий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что идеология является одним из важных компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать политические партии и общественные объединения. Может ли, на ваш взгляд, современное общество развиваться вне идеологии?

Необходимо проанализировать основные идеологические течения в современном мире. Показать особенности либерализма и неолиберализма, консерватизма и неоконсерватизма, социализма и социал-демократизма. В чем отличительные особенности коммунистической политической идеологии. При рассмотрении различий основных идеологий между собой надо акцентировать внимание на различии взглядов на человека и прогресс в либерализме и консерватизме, на общественную ориентацию социалистических идеологий и
т. д. Нужно уметь отличить классический либерализм от неолиберализма, классический консерватизм от неоконсерватизма.

Тема 8. Этнос и этнонациональная политика

План семинара

1. Понятие этноса. Этнонациональные сообщества как субъекты и объекты политики.

2. Национальный суверенитет и политическое самоопределение наций.

3. Сущность национальной политики и ее место в гармонизации национальных отношений.

Темы рефератов

· Национальная государственность украинского народа в исторической ретроспективе.

· Украинская диаспора: прошлое и современность.



· Украинская национальная идея.

· Национализм в социально-политическом аспекте.

· Особенности национальной политики в современной Украине.

Вопросы для дискуссии

1. Известно, что большинство государств мира многонациональны по составу своего населения. Существует и несколько полиэтнических государств. Тождественны ли понятия «полиэтническое государство» и «многонациональная по составу населения».

2. Есть ли взаимосвязь между национализмом и интернационализмом? Если есть, то в чем? Если нет, то почему?

3. Произойдет ли объединение наций в будущем?

4. Каково будущее языков?

5. В чем состоит отличие между понятиями «украинский народ», «украинская нация», «народ Украины», «население Украины»?

Задачи для самостоятельной работы

1. Назовите и кратко охарактеризуйте подходы к определению наций.

2. На чем базируется культура межнационального общения? Назовите также антиподы культуры межнационального общения.

3. Дайте определение понятия «государственный язык».

4. Дайте определение понятий «национальное сознание» и «национальное самосознание».

5. Как взаимодействуют между собой нации и государство?

6. В чем отличие между понятиями «патриотизм» и «национализм»?

7. В Конституции Украины (ст. 11) употребляються понятия «коренные народы» и «национальные меньшинства». Определите содержание этих понятий.

8. Что означает национальное самоопределение народов?

Методические указания

Изучение первого вопроса надо начать с выяснения сущности понятий «субъект» и «объект» этнонациональной политики, раскрыть содержание субъект-объектных отношений этнонациональних сообществ-этносов, наций, этнических и этнографических групп, национальных меньшинств и т. п.

При изучении второго вопроса важно понять то, что в мире фактически не существует моноэтнических государств и поэтому национальная политика занимает одно из руководящих мест в государственной политике. Для осознания этого необходимо выяснить, что является объектом национальной политики, а также, как удовлетворяются этнические интересы и нужды разных этнических групп, какие механизмы применяются для гармонизации национальных отношений, урегулирования и локализации межнациональных конфликтов.

Третий вопрос посвящен анализу особенностей национальной политики в современной Украине. Определение таких особенностей предусматривает выяснение состояния национальных отношений в государстве, обеспеченности межэтнических и межнациональных отношений нормативными актами, раскрытие сущности национальной политики и ее основных принципов.

Тематика самостоятельной подготовки

Тема 1. Становление и развитие политической мысли
в Украине (ІХ – ХХ вв.)

План

1. Политическая мысль Киевской Руси.

2. Политическая мысль в Украине в литовско-польский период.

3. Политико-правовые документы казацко-гетманского государства.

4. Народно-демократические идеи мыслителей ХІХ – ХХ вв. Украинский либерализм.

5. Консерватизм, национализм в политических идеях в Украине конца ХІХ – ХХ вв.

6. Национально-государственное направление и национал-коммунизм в украинской политические и думцы.

Темы рефератов

· Политические идеи представителей Киево-Могилянской академии.

· Роль Конституции П. Орлика в развитии политической мысли в Украине.

· Взгляды В. Винниченко относительно национального возрождения Украины в работе «Завещание борцам за освобождения».

Вопросы для дискуссии

1. Период Киевской Руси приходится на эпоху Средневековья в Европе. Какие элементы Средневековья содержались в идеях мыслителей Киевской Руси?

2. Охарактеризуйте особенности взглядов украинских мыслителей XIХ – начала ХХ в. на украинскую государственность и социальную иерархию в этом государстве?

3. В чем состоит принципиальное отличие во взглядах на будущее Украины Г. Драгоманова и
Г. Михновского

Задача для самостоятельной работы:

1. Раскройте содержание развития политической мысли в украинской диаспоре.

2. Охарактеризует современное состояние развития политической науки в Украине.

Методические указания

При подготовке к первого вопросу студенту необходимо усвоить основное содержание таких памяток политической мысли, как «Слово о законе и благодати» Іллариона, «Поучение В. Мономаха», «Русская правда» Ярослава Мудрого, «Слово о полку Игореве».

Готовясь ко второму вопросу, студенту надо понять содержание полемических произведений Ю. Дрогобыча,
С. Ориховского, которые содействовали бурному развития украинской полемической и образовательной литературы братств.

Изучая третий вопрос, студент должен показать почему Запорожская Сечь была демократической республикой, на каких социально-экономических, политических, духовных принципах она базировалась.

При изучении четвертого - шестого вопросов студенту необходимо выяснить основные направления развития революционно-демократических идей, осмыслить место и роль Кирилло-Мефодиевского братства как выразителя идеологии антикрепостнического, национально-освободительного движения народных масс Украины.

Готовясь к обработке материала, вынесенного на самостоятельную работу студенту, нужно ознакомиться с политическими идеями украинских интеллектуалов в диаспоре, проанализировать современное состояние украинской политической науки.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь