Тема 1. Политология как система знаний о политике

План семинара

1. Политика как общественное явление. Место и роль политики в системе общественного отношения.

2. Объект и предмет политологии. Двойственный характер политологии.

3. Основные категории, методы и функции политологии.

4. Место политологии в системе наук об обществе.

Темы рефератов

· Макс Вебер о политике как призвание и профессию.

· Взаимодействие политики и экономики.

· Исторические предпосылки появления украинского государства.

Задачи для самостоятельной работы

1. Составьте схему: политология как наука и как учебная дисциплина.

2. Какие из функций политологии являются наиболее важными для современного украинского общества и почему?

3. Выберите и проанализируйте разные определения политики и политологии. Которое из них, на ваш взгляд, наиболее удачное? Аргументируйте свой выбор.

Методические указания

Готовясь к первому вопросу, студент должен понять, что политическая наука тесно связана с политикой, так или иначе он анализирует разные аспекты политической жизни общества. Термин «политика» происходит от древнегреческого polis (город-государство) и его производных politike (искусство управления государством), politeia (конституция). Эти понятия указывают на государство как на одну из центральных категорий политики, а точнее – политической науки, которая ведет свой отсчет от Платона и Аристотеля. Именно древнегреческие философы тесно связывали политику с государством. Студент должен понять, что политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление.

Рассмотрение второго вопроса необходимо начать из того, что объектом политологии выступает политическая жизнь общества, его проявления, тенденции и закономерности.

Анализируя категории политологии студенту прежде всего нужно уяснить сущность таких категорий: политическая власть, государство, политические отношения, политическая система, политические интересы, политическое сознание, политическое культура, политическая борьба, политическое управление.

При изучении четвертого вопроса студент должен выяснить, что политическая наука развивается в тесном взаимодействии с другими социальными науками – философией, социологией, историей, правом. Их объединяет общий объект исследования – политическая жизнь общества во всем ее многообразии.

 

Тема 2. Основные этапы развития политической мысли

План семинара (2 ч)

1. Политическая мысль в традиционном обществе. Политические воззрения античных философов (Платон, Аристотель, Цицерон). Политическая мысль Средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

2. Политическая мысль эпохи Нового времени.
Н. Макиавелли о сущности политики, соотношении политики и нравственности. Дж. Локк и Ш. Монтескье о «разделении властей».

3. Идеи правового государства и гражданского общества в учениях Г. Спенсера и М. Вебера.

4. Марксистская концепция политики (К. Маркс,
Ф. Энгельс, В. И. Ленин).



5. Современная зарубежная политическая наука. Специфика европейской и англо-американской политологических школ.

Темы рефератов

1. Платон об идеальном правлении.

2. Аристотель о формах политического правления.

3. Н. Макиавелли о качествах правителя.

4. Д. Локк и Ш. Монтескье о разделении властей.

5. Классовая теория политики (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Вопросы для дискуссии

1. Н. Макиавелли выдвинул тезис о несовместимости политической деятельности с требованиями норм христианской морали. Попробуйте опровергнуть или подтвердить этот тезис.

2. Кто из мыслителей Нового времени внес наибольший вклад в разработку концепции распределения власти?

3. Ранние социалисты-утописты ( Т. Мор,
Т. Кампанелла) придерживались принципа равного распреде­ле­ния материальных благ. Чем это можно объяснить?

Задачи для самостоятельной работы

1. Назовите основные причины появления первых мифологических толкований власти и государства.

2. Сопоставьте идеи философских школ древнего Китая с современными политическими доктринами.

3. Проанализируйте политическую мысль в Древней Индии и Египте.

4. Составьте схему: учение Аристотеля о «правильных» и «неправильных» формах правления и дайте характеристику каждой из них.

5. Опишите социально-политическую доктрину католической церкви в период Средневековья.

 

Методические указания

Готовясь к первому вопросу семинара, студенту нужно понять, что процесс возникновения мировой политической мысли тесно связан с развитием древних государств как первоначальной формы организации власти. При рассмотрении сущности учения Конфуция необходимо подчеркнуть, что он понимает государство как большую патриархальную семью, где император – суровый, но справедливый отец, а население – послушные дети.

Изучая содержание политического учения Платона, обратите внимание на его тезис о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости, создание идеального политического порядка во главе с избранными мудрецами. При анализе политической концепции Аристотеля студенту нужно понять сущность его положений о естественном происхождении государства, о человеке как существе политическом. Рассматривая вопрос о римском праве и политике, студент должен обратить внимание на содержание политической доктрины Полибия, который видел успех Рима в объединении трех государственных форм правления (царской, аристократической, демократической), и Цицерона, который выступал противником полновластия отдельных лиц в республике, в частности против монополизации власти.

Отметить, что эпоха Средневековья с точки зрения истории политической мысли характеризуется зарождением и обоснованием христианской политической концепции «двух государств» – земного и небесного. Политическая мысль Средневековья представлена прежде всего именами Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Показать, что Августин в труде «О Граде Божьем» теоретически обосновал идею надстройки духовной власти над властью мирской, превращения христианства в государственную религию – господствующую политическую идеологию. Он предложил разграничить морально-религиозную и политическую сферы, функции церкви и государства. Главное в политическом учении Фомы Аквинского («Сумма философии», «О правлении государей») – обоснование необходимости подчинения светской власти господству церкви, необходимости строгого следования вечному праву (Божественный разум) и Божественному праву (библейские заповеди). Важно показать, что в рамках позднего Средневековья появляются и все более усиливаются концепции освобождения государства от подчинения церкви. Следует остановиться на взглядах Н. Макиавелли (основной труд «Государь»), который впервые выделил политику в качестве самостоятельной области знания и человеческой деятельности, свободной от богословия и христианской морали. Студенту необходимо остановиться на макиавеллизме, в частности на обосновании принципа «цель оправдывает средства».

Нужно показать, что политическая мысль везде и всегда предопределялась ходом исторического развития. Лучшее подтверждение этому – эпоха Нового времени. Появляется концепция «естественного права», а вместе с ней и государства как результата общественного договора между людьми. Общее и различия во взглядах Т. Гоббса и Дж. Локка. Показать истоки и основы развития политической концепции либерализма (Дж. Локк, Ш. Монтескье). Политические взгляды Ж.-Ж. Руссо (концепции «народного суверенитета», общественного договора на основе общей воли). Идеи правового государства и гражданского общества в трудах
Г. Спенсера и М. Вебера. Возникновение и развитие политической концепции марксизма как соответствующей реакции на бурное развитие капитализма в первой половине XIX века. Основной источник изучения теоретических взглядов Маркса и Энгельса – «Манифест Коммунистической партии» (1848). Дальнейшее развитие идей марксизма в трудах Ленина и Плеханова. Остановиться на труде Ленина «Государство и революция». Также не стоит забывать о возникновении и развитии политической концепции социал-демократизма.

Говоря о современной зарубежной политической науке и специфике англо-американских и европейских политологических школ, нельзя забывать о таких известных теоретиках современной политологии, как Т. Парсонс,
Д. Истон, Г. Алмонд.

Тема 3. Политическая власть

План семинара

1. Власть как социальный феномен. Ресурсы власти. Классификация власти.

2. Основные концепции власти.

3. Сущность политической власти, ее структура и функции.

4. Проблема распределения власти и понятие легитимности политической власти.

Темы рефератов

· Проблемы демократизации власти в Украине на современном этапе.

· Природа власти в семье, социальной группе, государстве. Сравните.

· Макс Вебер о легитимности власти.

Вопросы для дискуссии

1. Может ли политическая власть быть нелегитимной?

2. Возможно ли существование общества без власти?

Задачи для самостоятельной работы

1. Ссылаясь на научные публикации и Конституцию Украины, проанализируйте систему и современное состояние политической власти в Украине.

2. Объясните ваше понимание механизмов функционирования политической власти в обществе.

Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию студенты должны обработать и законспектировать основной теоретический материал к данной теме, которая включает раскрытие таких вопросов: сущность политической власти, ее структура, функции, ресурсы, проблемы ее легитимности, политический режим, его сущность и типология.

Нужно запомнить определение предложенных понятий, ключевыми среди которых являются: политическая власть, государственная власть, принципы власти, институционализация власти.

При подготовке рефератов необходимо использовать материал представленной ниже литературы, который содержит в себе учебники, научные статьи и монографии, научно-познавательные произведения.

Для самостоятельной работы предлагается на основе теоретических знаний о власти проанализировать политическую власть в Украине, объяснить механизм функционирования политической власти в обществе.

Ориентируясь на вопрос для дискуссии, студенты должны разработать систему доводов для отстаивания собственной позиции относительно необходимости существования власти, ее легитимности – нелегитимности, причин появления кризисов политической власти и аналитической разработки программы их преодоления при разных условиях.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь