Культура и ее роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и ее роль в обществе



§ 1. Духовная культура адыгов и балкарцев и ее роль в жизни народа.

§ 2. Культура адыгов и балкарцев в системе кав­казской цивилизации.

§ 3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народа.

§ 1. Духовная культура адыгов и балкарцев и ее роль в жизни народа

В человеческом разуме заложены два основополага­ющих начала в познании мира. Первое во всем его объе­ме обращено к кормящей нас природе, второе - к самому человеку. Оба эти начала с момента появления на нашей планете homo sapiens (человека разумного) непрерывно расширяют горизонты человеческой цивилизации. Дей­ствительно, великое призвание человека как самого ра­зумного существа нашей планеты - «окультурить» при­роду, среду своего обитания. А это, в свою очередь, невоз­можно осуществить без познания сущности человека как неотъемлемой части этой природы. Поэтому история че- ловеческой цивилизации - это история познаййя приро­ды исамого человека -Однако следует отметитьГчто весь многовековой период этой истории - непрерывный про­цесс развития человеческой культуры с того момента, когда люди стали приручать животных и окультуривать различные растения. Словом, человечество следует при­зыву одного из первых его философов - Фалеса, который, перефразировав знаменитую надпись на фронтоне Дель­фийского храма, сказал: «Человек, познай самого себя, и ты познаешь Вселенную». Человек, природа, их познание находятся в тесной диалектической взаимосвязи и по­стоянном противоборстве. Й чем больше человек позна­ет природу и самого себя, тем больше он входит в проти­воречие с ней и с самим собой. Но это великое познание ни в коей мере не может происходить без осмысления пройденного пути, без приобщения к историческому про­шлому. Неотъемлемой частью современной цивилизации является не только изучение современной жизни или даже «открытие» будущего, но и изучение пройденного пути как в материальной, так и в духовной областях.


Благодаря новым научным исследованиям и откры­тиям привычные представления об истории человече­ства и его культуре постоянно изменяются. Все больше и больше человек убеждается в том, что без знания исто­рии и культуры древних цивилизаций он не может по­знать ни природу, ни самого себя, а значит, современную цивилизацию и перспективы ее развития.(К древним цивилизациям, в том числе к кавказской, восходят мно­гие исключительно важные открытия в материальной и духовной культуре4 Их невозможно познать без стремле­ния понять мудрость наших предков, причины взлетов и падений в их жизни, прозрений, ошибок и заблуждений; мотивы героических и безнравственных поступков. Дру­гими словами, 1человек не может существовать в гар­монии с природой и с самим собой без познания свое­го прошлого, своей культуры. (И справедливо отмечал Ж. П. Сартр, что культура ~ дело рук человека, в ней он ищет свое отражение и в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо [1]. Мы восхищаемся достижениями культуры всех народов, исчезнувших и ныне существующих. Именно судя по культуре народа нагляднее всего и глубже узнаешь его образ жизни и образ мышления, его отношение к сфере собственного обитания, к тайнам Вселенной* Культура обозначает содержание совместной жизни я деятельно­сти людей, представляющее собой биологически нена- следуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Дод культурой понимается организованная совокупность идей и образов, материальных объектов, технологиищх изготовления и оперирование ими; устой­чивые связи между людьми и способы их регулирова- ния.уЭта созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации - источник регулиро­вания социального взаимодействия и поведения г\ Куль­тура - способ существования этноса, преодоления им ис­торического пространства на одной и той же географи­ческой площадиS(Культура (от латинского «cultига») означает «возделывание», «обрабатывание». В средние века появляется понятие «agriculture» - искусство зем­леделия, прогрессивный метод возделывания зерновых.

В XVIII-XIX вв. понятие «культура* предполагало изя­щество манер, начитанность; культурный человек, как правило,- аристократ* Культура - понятие многоплано­вое. Мы часто употребляем это слово, имея в виду каче­ство чего-либо. Например: «культура труда*, «культура жизни», «культура семейной жизни», «культура отды­ха» и т. д.’ Культура - искусственно созданная челове­ком «вторая природа». Культура бывает материальная (жилище, одежда, нища, предметы быта и т. д.) и духов­ная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на два типа - современная, или «высокая», культура (наука, об­разование, профессиональное искусство и т. д.) и тради­ционная культура'(традиции, обычаи и т. д.).

| Культура, Таким образом, - это особая форма жизне­деятельности людей, дающая возможность проявлению многообразия стилей жизни, материальных способов пре­образования природы и созидания духовных ценностей.) Структурно культура включает: способы поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику поведения и взаимодействия людей; организованные формы (культурные институты), обеспечивающие един­ство общности, формирование человека как культурного существа; части или подразделения, связанные с «про­изводством», созданием и функционированием идей, сим­волов, идеальных сущностей, придающих смысл миро­восприятию, существующему в культуре [2].

В понятии «культура», восходящем к римской ан­тичности, обычно подчеркивается фиксируемое им отли­чие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. И действительно, первое значение данного термина - это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь,- земли, поэтому культура - это и возделывание поля, и обработка сада, и уход за растения­ми и животными. Наиболее же привычное для нас зна­чение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей2.

Впервые культуре дал определение английский уче­ный Эдуард Тайлор (1832-1917). С тех пор было сделано множество таких определений. Достаточно сказать, что с 1871-го по 1919 г. было дано 7 определений культуры, а с 1920-го по 1950-й - уже 157. Учеными подсчитано, что к сегодняшнему дню существует более 400 опреде­лений культуры. По определению Тайлора, культура есть совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену об­щества. Определение культуры как способа деятельно­сти впервые в философской литературе бывшего СССР достаточно четко было сформулировано Э. Маркаряном: «Культура - продукт деятельности общества, а общество - субъект этой деятельности»[3]*

Как правило, когда мы говорим «цивилизация», мы подразумеваем культуру и - наоборот. Но между этими понятиями есть разница и довольно существенная: куль­тура как бы «первична», а цивилизация «вторична». На наш взгляд, хорошо подметил разницу между этими по­нятиями О. Шпенглер: «Культура и цивилизация - это живое тело души я ее мумия... Культура и цивилиза­ция - это рожденный почвой организм и образовавший­ся из первого при его застывании механизм. Здесь раз­личие между становлением и ставшим, душой и мозгом, этикой и логикой, наконец, между почувствованной ис­торией - выражающейся в глубоком уважении к уста­новлениям и традициям, - и познанной природой». Ис­ходя из этого, он отмечал, что «культурный человек жи­вет, углубляясь внутрь, цивилизованный живет, обращаясь во внешнее, в пространство среди тел и фактов»5. Но эта тема заслуживает специального изучения.

Совершенно справедливо отмечал академик Ю. Г. Вол­ков, что переход от второго к третьему тысячелетию хри­стианской истории человечества совпал со сменой исто­рических эпох глобального характера, связанных с пере­ходом от одного типа цивилизации (техногенной) к совершенно иной, подлинно человеческой (антропоген­ной) цивилизации глобального гуманизма. Современная смена типов цивилизаций сопровождается целой чере­дой кризисов (экономических, финансовых, политиче­ских, духовных, связанных прежде всего с нравственной деградацией индивидов, и особенно молодежи, в услови­ях одностороннего развития технического прогресса об­щества), обусловленных качественным переходом от пре­дыстории человечества к подлинной, истинно человече­ской цивилизации, в которой будет раскрываться твор­ческая сущность человека. Это будет цивилизация нового типа, которую можно определить постсоциалистической по своей сути, снявшей все ценное, что было создано со­циалистическим творчеством советского народа. Еще более гуманистическое общество будет являться постка- питалистическим, потому что капитализм предшество­вал социалистическому обществу.

Б этих условиях переосмысления человеческих цен­ностей, глобальной «гуманизации» всей человеческой жизни неизмеримо возрастает роль духовной культуры, духовности самого человека. Без осознания культуры любого народа, основных вех ее развития, невозможно понять моральный облик этого народа, его образ жизни, образ мышления. В. С. Библер совершенно справедливо указывал на то, что в культуре человек создает свой об­раз (образ жизни, образ деятельности) - как нечто особое и отделяемое от его тела, как свое бытие вне себя, на миру. Б образ жизни включается и культура прошед­ших эпох, и не только в качестве счетного культурного среза, не только в качестве элементов образования, но и в качестве некой самостоятельной реальности, некоего не­проницаемого постороннего присутствия в моем мире 2.

Великий немецкий философ И. Кант различал два мира: мир природы и мир свободы. Только второй,из них, по его мнению, и есть подлинно человеческий мир, т. е. мир культуры. Культура - это «созидание» интел­лекта человека через свободу. И через это «созидание» человек, воздействуя на природу, создал самого себя, свою материальную и духовную культуру. Поэтому одна из центральных проблем в понимании человеческого мира - осмысление его культуры. Вот почему так много внима­ния уделяется ей и ее различным аспектам в последние десятилетия[4] Осмысление культуры человечества давно перешло от описательного характера к широкому теорети­ческому обобщению ее места и роли в обществе. Появля­ются все новые направления по изучению этой самой тонкой сферы человеческой деятельности. Несмотря на то, что нам сегодня кажутся наивными и непривлека­тельными многие элементы человеческой культуры, они были настоящими взрывами человеческого творчества, ибо, как справедливо указывал И. Кант, искусство — это «со­зидание через свободу, т. е. через произвол, который по­лагает в основу своей деятельности разум»[5]. В основе деятельности далеких наших предков лежал разум, будь это начало земледелия или переход от охоты к животно­водству, или элементарные представления об искусстве. Еще с периода неолита, или неолитической революции, когда древнейшие наши предки перешли от собиратель­ства к земледелию и от охоты к животноводству, т. е. когда они начали «окультуривать» различные виды рас­тений и животных, ~ с этого периода берет свое начало «культура». Этот великий переход явился переходом от присваивающей к производящей деятельности людей. Это было настоящим взрывом человеческого интеллекта.

Человек, воздействуя на природу, создал самого себя и свою материальную и духовную культуру. Культура стала пониматься как «возделывание» не только земли (природы), но и как «совершенствование» человеческой души, личности. Говоря словами Ф. Энгельса «труд соз­дал самого человека»3. Без зтих достижений рода чело­веческого на заре его истории невозможно было создать все остальное, чем сейчас он располагает. Это и связыва­ет нас с древними цивилизациями прочной нитью. Как было сказано выше, духовная культура подразделяется на традиционную и «современную», или «высокую». Тра­диционная культура более «древняя и национальная», чем современная, или «высокая», культура.

Традиционная культура того или иного этноса суще­ствует с тех пор, как он заявил о своем существовании как отдельный этнос. Таким образом, традиционная куль­тура адыгов и балкарцев, как и других народов, уходит своими корнями в глубь веков. Одной из первых соци­альных единиц, на которой она базировалась, являлась родовая, а затем сельская община. Именно в недрах этой социальной организации зародились первые демократи­ческие институты, которые стали неотъемлемой частью культуры адыгов и балкарцев. На систему ценностей культуры народов, в том числе адыгской и балкарской, наложили глубокие отпечатки различные социальные строи, существовавшие на протяжении веков. Именно родовая община определяла, какие отношения должны быть установлены между ее членами. А эти отношения строились через определенные традиции и обычаи. И родовая община явилась той социальной основой, на базе которой формировалась традиционная культура каждого народа, а через родовую общину прошли все народы «Родовой строй, - писал Ф. Энгельс - вырос из обще- ства, не знавшего никаких внутренних антагонизмов, и был приспособлен только к такому обществу. У него не было никаких других способов принуждения, кроме об­щественного мнения....Но развитие частной собственно­сти внутри родового строя привело к разложению общи­ны, и на ее смену пришла соседская община, или, как ее еще именуют в более широком смысле, территориальная община. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и последующим разделением обще­ства на классы. И когда родовая община стала террито­риальной, она все же сохранила свой естественно сло­жившийся демократический характер, отличающий весь родовой строй, и даже при дальнейшем, навязанном ей вырождении, уцелели ее остатки и тем самым оружие в руках угнетенных, дожившие до новейшего времени»2. В этих условиях формировалась традиционная культура любого народа. Традиционная культура (или тип обще­ства) - это (в самом первом приближении) общество, в котором регуляция осуществляется на основании обы­чаев, традиций, установлений. А функционирование со­временного общества обеспечивается сводом законов, из­меняемых посредством законодательных органов власти, избираемых народом. В традиционных обществах все взаимоотношения людей регулируются традициями и обычаями народа. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаи­модействует с природой, едина с ней. Этот тип общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Поэтому традиционная культура наиболее «консервативна», она медленно подвергается модерни­зации с учетом изменений экономических и социальных условий. Этой культурой строго поддерживается автори­тет старшего поколения. В традиционном обществе оно - источник знаний и умений. Поэтому на Кавказе, где хорошо сохранилась традиционная культура, старшие пользуются непререкаемым авторитетом. Сохранились многие институты старшего поколения, которые по на­стоящее время решают самые разнообразные проблемы жизни народа и государства.

Сейчас, в условиях глобализации всех сфер нашей жизни, очень важно сохранить прогрессивные, т.е. «ра­ботающие» сегодня элементы традиционной культуры. Необходимо проводить научно обоснованную культурную политику на уровне государства, чтобы традиционная культура каждого народа, которая служила важнейшим регулятором взаимоотношений членов социума, не рас­творилась в общечеловеческой культуре. И совершенно прав академик В. Е. Давидович, когда говорит, что соче­тание универсализма, всеобщности, глобализма с само­бытностью, уникальностью, суверенитетом - продолжает оставаться сложнейшей проблемой в построении глобаль­ного дворца культуры. Культурный плюрализм, призна­ние и уважение различий - это единственно верный путь к реальному глобальному единству, исключающему уны­лое единообразие или иерархическое подчинение одних культурных феноменов другим. В культуре все ценно - большое и малое, широко распространенное и экзотиче­ское, сильное и слабое, нарождающееся и древнее. Риск обезличивания, казарменной шпалеры, нивелировки ве­лик. Нужна защита самобытности каждой культуры в многоцветий родового единства человечества. И посему защищать и оберегать надо и культуру народа саамов, и культуру народа ханьцев (китайцев), и культуру коптов (потомков древних египтян), и североамериканцев (анг­лосаксов)[6].

Во всемерной защите и поддержке на уровне госу­дарства нуждается и культура адыгов и балкарцев. Ады­


ги и балкарцы живут по соседству, имеют постоянные экономические, политические и культурные контакты. Хотя они относятся к разным языковым группам и про­шли разные исторические пути, у них много общего как в материальной, так и в духовной культуре. Это и понят­но: у разных этносов, когда на протяжении веков между ними происходит непрерывный культурный диалог, вы­рабатывается много общего и в образе жизии. Особенно много общего у них в традициях и обычаях, т. е. в тради­ционной культуре, об основных элементах которой будет идти речь в следующих темах.

§ 2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской цивилизации

Наука сегодня располагает неопровержимыми дока­зательствами того, что было несколько центров, регионов планеты Земля, где происходил процесс становления на­шей цивилизации. Каждый регион не только по-своему уникален, но имеет много общего с другими. Именно в силу своей плодотворности первые этапы становления культуры человечества представляются нам закономер­ным, уникальным и неповторимым этапом всемирно- исторического развития. Просторы древних цивилиза­ций охватывают Ближний и Средний Восток и антич­ный Запад, Центральную Азию и Африку, Кавказ и Даль­ний Восток. Поразительно несхожи они друг с другом и вместе с тем удивительно органично спаяны. Путь, прой­денный древними цивилизациями, объединенными тес­ными узами преемственности и культурного обмена, был необычайно долгим и трудным. Основными средствами связи далеких наших предков были вьючный транспорт, а также морские и речные пути, и на то, чтобы устано­вить контакты с другими народами, уходили десятиле­тия, а то и столетия. Тем не менее древние люди нахо­дили возможность приобщения к культуре друг друга. Более широкомасштабные и частые столкновения раз­личных культур происходили именно в тех местах на­шей планеты, где проходили торгово-экономические пути, на стыке континентов, в тех географических районах, которые являлись «переходом» из одной территории в другую. Одним из таких уникальных и неповторимых регионов на нашей планете является Кавказ. Кавказ все­гда был и остается воротами для непрерывного движе­ния народов с юга на север, с севера на юг. Кавказ — живая лаборатория для изучения культуры человечества. Огромное влияние на формирование кавказской куль­туры как культуры особого типа, как одну из самых по­лифонических и уникальных, известных человечеству, оказал геополитический фактор. Территория Кавказа входила в зону становления рода человеческого, а Север­ный Кавказ являлся его северной окраиной. Об этом свидетельствуют многочисленные находки из области материальной культуры, обнаруженные на Кавказе архе­ологами различных времен и народов. Археологические памятники всех основных эпох истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя, обнаружены в различных местностях Кавказа. В одном только регионе Прикубанья более 60 мест расселения людей, отсчет ко­торым ведут с эпохи раннего палеолита (древнекамен­ного века). Это примерно 150—180 тысяч лет назад. Об­наружены многочисленные памятники материальной культуры и последующих эпох истории человечества во многих других регионах Кавказа, в том числе на истори­ческих территориях одного из самых древних народов Кавказа - адыго-черкесов L.

Кавказ находится на перепутье континентов, его при­родно-климатические условия не только уникальны, но и разнообразны. Здесь представлены все природные зоны: от степной до ледниковой. Географически Кавказ распо­ложен между Азией и Европой, другими словами, его мож­но считать второй Евразией. Уместно вспомнить в этой -связи слова Пьера Тейяра де Шардена, который отмечал, что вследствие случайной конфигурации континентов на Земле имеются районы, более благоприятные для объе­динения и смешения рас, обширные архипелаги, широ­кие, пригодные для обработки равнины, особенно ороша­емые какой-нибудь крупной рекой. В этих-то привиле­гированных местах, естественно, и стремилась с начала оседлой жизни сосредоточиться, смешаться и накопить­ся человеческая масса[7].

Такой «привилегированной^ во всех отношениях зем­лей является Кавказ — место, где появились великие тво­рения материальной и духовной культуры рода челове­ческого, начиная с момента становления самого человека как разумного существа. Кавказ - это один из уголков нашей планеты, где, выделившись из самой природы, че­ловек вошел в «конфликт» с ней же самой, чтобы стать ее «царем». Место человека в этой природе сейчас нельзя оценивать однозначно, потому как он во многом вошел с ней в конфликт, который может завершиться не в пользу человека, Кавказ всегда был богат флорой и фауной, тем не менее все народы - коренные и пришлые - на протя­жении веков вынуждены были приспосабливаться к этой природной среде. В этом плане воистину был нрав вели­кий Кант, когда отмечал, что «человек был создан для жизни во всех климатах и приспособлен для всякого свойства почвы; в нем, следовательно, должны были быть заложены разного рода зародыши и естественные задат­ки, чтобы при случае или получить развитие, или испы­тать в этом развитии задержку, чтобы он мог приспосо­биться к своему месту в мире и в непрерывном продол­жающемся ряду своих поколений получить такой вид, как будто он был рожден и создан для этого места»[8]..

Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Кавказа тем не менее смогли создать, сохранить и развить своеобразную культуру. Жизнен­ность традиции - одна из самых поразительных и ярких особенностей культуры, сложившейся в древности на Кавказе, которая по сей день восхищает своей уникаль­ностью мировое сообщество. Одна из величайших осо­бенностей кавказской культуры в том, что она, в сущно­сти, выполняла роль посредника между цивилизациями Востока и Запада. Кавказ, вступив в «диалог» е другими народами, дал «материал» для обогащения их культуры. Кавказская цивилизация не только повлияла на народы других континентов. Когда культуры народов других кон­тинентов, особенно Европы, «столкнулись» с культурой народов Кавказа, этот процесс дал многим ученым но­вый, самый разнообразный материал по истории и куль­туре кавказских народов, археологических, этнографиче­ских, лингвистических, а позже - культурологических отраслей знания. Подобно великим географическим от­крытиям прошлого, ученые разных стран, главным об­разом Европы, «открывая» тайны Кавказа во всем их объеме, в том числе я его обитателей с их уникальной и


неповторимой культурой, совершили на «кавказском материале» великие культурные открытия.

Подобно загадкам уникальных египетских пирамид, Кавказ хранит в себе до сих пор много тайн. Это касает­ся прежде всего его обитателей, особенностей их культур, отличительных черт восприятия ими мира природы и ми­ра человека, взаимоотношений представителей человече­ского рода, понимания чувства собственного достоинства и долга самого человека и многого другого. Словом, Кав­каз по-своему реагирует на мир и проявляет себя. Его можно считать второй Евразией после России. Но и от нее он во многом отличается. Кавказ ~ не Россия, не Запад и не Восток. Он - между всеми ними. И не слу­чайно, что в укладе жизни, в образе мышления, в культу­ре народов Кавказа много сходного с составными куль­туры окружающих его этносов.

Но Россия как первая Евразия была выделена срав­нительно недавно и, как отмечал Н. С. Трубецкой, ее ев­разийство — это два аттестата: аттестат татарской школы и аттестат романо-германской. Дело в том, что Русь на­ходилась под монгольским игом триста лет. Она попала под это иго с полуразрозненными удельными княжества­ми, почти лишенными осмысления национальной соли­дарности, или этноконсолидирующего фактора. Татары, угнетая Русь, одновременно и многому научили ее. А че­рез триста с лишним лет Русь вышла из-под этого ига в виде, может быть, и «не ладйо скроенного», но очень «крепко сшитого» православного государства, спаянного внутренней духовной дисциплиной и единством «быто­вого исповедничества», проявлявшего силу экспансии и вовне.

Еще через двести с небольшим лет на исторической арене появился Петр Великий и «прорубил окно в Евро­пу». Через «окно» «подули» европейские идеи. Нача­лась европеизация жизнедеятельности правящего клас­са с усиленным вовлечением в этот класс иностранцев. Та стройная «подсознательная философская система», которая в Московской Руси объединяла в одно целое ре­лигию, культуру, быт и государственный строй и на ко­торой держалась вся русская жизнь, стала разрушаться. А вследствие этого основой государственности неизбеж­но должна была стать исключительно сила принужде­ния. Военная служба и крепостное право существовали и в допетровской Руси, но страной милитаристской и крепостнической по преимуществу Россия стада только в эпоху европеизации. После этого начались гонения на все исконно русское, официально национальная русская культура была признана варварством, царило духовное засилье европейских идей, т. е. это было «европейскими или «романо-германским игом». И это иго продлилось тоже более двухсот лет *.

В отличие от вариантов развития культуры России, история и культура кавказских народов продвигались по иному пути. Прежде всего, еще со времен далекой античной эпохи Кавказ испытывал влияние Малой Азии, а она, в свою очередь, имела контакты и влияние со сто­роны Месопотамии и Сирии, с их цивилизациями, т. е. временные границы влияния на Кавказ со стороны на­родов других регионов нашей планеты гораздо шире, чем у России. Далее, этнический состав Кавказа куда более разнообразней, чем состав России в прошлом, на началь­ном этапе ее становления. Если в России становится гос­подствующей религией одна — православная, то на Кав­казе существовало много религий, в том числе христи­анство и ислам. Еще. Если в России создано единое централизованное государство, то на Кавказе - несколь­ко государственностей, причем уже в античную эпоху. Например, царство Урарту, Колхида, Иберия, Кавказская Албания и Древняя Синдика. Последнюю создали еще в V в. до н. э. древнейшие предки адыгов и абхазов - син- до-меотские племена. Многочисленные научные исследо­вания крупных кавказоведов свидетельствуют о том, что еиндо-меотские и родственные им племена еще в Hi­ll тысячелетиях до н. э. занимали огромную террито­рию от Малой Азии до сегодняшних границ Кабардино- Балкарской Республики с Чечней и Ингушетией. Но, как доказывают ученые, в этот период, т. е. III-II тыся­челетия до н. э., основной массив этих племен проживал в районах Малой Азии, Северо-Западного и Центрально­го Кавказа, охватывая юго-восточное побережье Азовско­го моря (Меотида)г, восточное побережье Черного моря до современной Абхазии и Западной Грузии. Известный ученый И. М. Дьяконов отмечал, что на этом огромном пространстве в III-II тысячелетиях до н. э. проживали «племена, непосредственно принадлежавшие абхазо-адыг­ской группе, либо говорившие на языках, родственных абхазо-адыгским»[9]. Самыми ближайшими родственны­ми племенами синдо-меотов были хатты, каски [10], кото­рые проживали в Малой Азии и оставили значительный след в истории мировой цивилизации.

В развитии культуры народов Кавказа огромную роль в античную эцоху сыграла, в первую очередь, греческая цивилизация. Греки еще с VII в. до н. э. начали осваи­вать районы Причерноморья, где в непосредственной близости проживали синдо-меотские племена - предки адыгов и абхазов. Именно с ними столкнулись в этом районе греки. Позже, когда из греческих городов При­черноморья (а их там насчитывалось более 30. - К. У.) образовалось Боспорское царство, культура Синдики еще теснее сближается е греческой и глубже происходит вза­имовлияние традиций, обычаев, уклада жизни греков и сиидо-меотских племен. Кроме этого, огромное влияние оказала на культуру народов Кавказа, особенно адыгсв, Византия. Именно у нее адыги переняли христианство, хотя в силу ряда причин они позже перешли к исламу. О влиянии названных цивилизаций на культуру Кавка­за, на его уклад Жизни и т. д. свидетельствуют много­численные факты, которые занимают заметное Место в мифологий, в эпосе, фольклоре и других сферах культу­ры кавказских народов. Таким образом, культура Кавка­за была открытой Для Востока и для Запада.

Кавказское евразийство еще глубже укрепляется, даже, можно сказать, окончательно оформляется, после появле­ния в этом регионе первых кочевых ираноязычных пле­мен из Азии. Это киммерийцы, скифы, сарматы и аланы в конце I тысячелетия до н. э. и в начале н. э. После них - в раннем средневековье - тюркоязычные племе­на: гунны, хазары, аварцы, а еще позже татаро-монголы. Эти кочевые племена не только вторгались в пределы Кавказа, но и привносили в среду местных племен мно­гие элементы своей материальной и духовной культуры. В свою очередь, пришлые, чужие племена перенимали многое из уклада жизни, обычаев и традиций коренных народов. Более того, многие представители пришлых племен ассимилировались последними. Об этом свиде­тельствуют многие фамилии в среде коренных кавказ­ских народов. Они прямо указывают на принадлежность к тому или иному пришлому тюркскому или ирано­язычному народу. Например, кабардинская фамилия Ше­реметев — от слова «сармат», Готыжев — от названия «готы» и т. д.

Как справедливо отмечал Н. С. Трубецкой, «для вся­кой нации иноземное иго есть не только несчастье, но и школа. Соприкасаясь с иноземными покорителями и насильниками, нация заимствует у них черты их психо­логии и элементы их национальной культуры и идеоло­гии. Если она сумеет органически переработать и усво­ить заимствованное и выйдет наконец из-под ига, то о благотворности ига, как школы, можно судйть по тому, в каком виде предстанет освобожденная нация»[11]. Корен­ные народы Кавказа не-только восприняли многое из культуры пришлых племен, завоевателей, но и отстояли свою неповторимую культуру и даже во многом «навя­зали» ее им самим. Об этом можно судить по состоянию сегодняшней культуры потомков кочевых азиатских пле­мен, осевших в среде народов Кавказа. Дело в том, что очень много общего сейчас в культуре, образе жизни всех кавказцев: и «коренных», и «пришлых». Если взять, к примеру, одежду абхазо-адыгов, то ее переняли многие потомки пришлых племен. Подобных фактов предоста­точно и в других сферах жизни. При всей схожести мно­гих черт в укладе жизни, истории и культуре России и Кавказа следует отметить одну существенную разницу между «первой» и «второй» в их евразийстве. Дело в том, что в «первой» Евразии - России - нашелся единый народ в лице русского, который взял на себя инициативу сплочения вокруг себя других народов и создания еди­ного государства. Это ему удалось потому, что численно он значительно превосходил остальные народы в отдель­ности и гораздо дальше ушел в своей внешней экспан­сии. В то время как на Кавказе не нашлось такого наро­да, который превосходил бы остальных своих соседей по этим параметрам, да и пространственные рамки прожи­вания народов были разными между «первой» и «вто­рой» Евразией. И еще один очень важный момент, кото­рый по-разному проявился при создании как «первой», так и «второй» Евразии. «Первая» Евразия создавалась, главным образом, путем насилия, покорения народов од­ним, более могущественным народом, других и расшире­ния своей территории. А кавказское евразийство созда­валось гораздо медленнее и иными путями. Поэтому, если в «первой» Евразии есть множество народов с самыми разными обычаями и традициями, даже с диаметрально противоположными подходами ко многим проблемам жизни, то во «второй» - схожие традиции, обычаи, отно­сительно одинаковая культура, одинаковые стандарты восприятия окружающего мира, поведения людей т. д. В этой связи Пьер Тейяр де Шарден отметил, «что при.дли­тельном и мирном взаимодействии различных и актив­ных народов наблюдается взаимопроницаемоеть психи­ки вместе с замечательным и знаменательным взаимо- обогащением. Благодаря этому двойному воздействию, когда перемешаются и этнические традиции, и гены моз­га, они выступают и закрепляются настоящими биологи­ческими комбинациями...». Действительно, если посмот­реть на облик кавказца с этой точки зрения, то мы нахо­дим подтверждение правильности этих слов. Таким об­разом, кавказское евразийство - культурологическое, географическое, экономическое и историческое целое. У кавказцев относительно одинаковая мораль, ибо у всех у них много общего и в среде обитания, и в историческом прошлом. Особенно в этом плане ближе всего друг к другу автохтонные народы: абхазо-адыги, армяне, грузи­ны, вайнахи (чеченцы, ингуши), многие народности Да­гестана и др. По этому поводу очень удачно высказался И. Кант, который отмечал, что «характеры душевных организаций разных народностей всего лучше можно рас­познать через то, что в них есть морального»[12].

> Кавказская цивилизация является «второй» евразий­ской, но она не культурная провинция. Кавказская куль­тура ~ не российская, не европейская, не азиатская. Она самобытна и интегративна. Она всегда в диалоге с Дру­гими культурами. И если исходить из временных пара­метров формирования кавказской культуры, геополити­ческого положения самого Кавказа и сравнить его с «пер­вой» Евразией, то невольно напрашивается мысль о том, что на роль «первой» Евразии обоснованно мог бы пре­тендовать Кавказ. При этом надо учитывать и то обстоя­тельство, что именно на Кавказ, на его народы гораздо раньше и масштабнее начали влиять другие народы. Феномен кавказской культуры заключается в том, что она воплотила в себе многие элементы как восточной, так и западной цивилизации. Кавказ как по своему эт­ническому составу, так и по культуре его народов поли- фоничен. С другой стороны, он выступает в своей куль­туре как единое целое. Идея самобытной и целостной кавказской цивилизации в последнее время была четко сформулирована Р. Г. Абдулатиповым *. Им было под­черкнуто, что сегодня историко-культурная и этнокуль­турная целостность многих народов Кавказа — это реаль­ный факт. Самобытная кавказская цивилизация - это феномен мирового значения. Это та цивилизация, кото­рая себя не исчерпала, а жаждет и ждет нового истори­ческого витка в своем бытии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.021 с.)