К прекрасному через прекрасное – второй тезис в воспитании по Сухомлинскому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К прекрасному через прекрасное – второй тезис в воспитании по Сухомлинскому



«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...»

Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.

Примером истинной красоты, могут служить произведения выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Можно без преувеличения сказать, что все его творчество – это гимн России, гимн ее историческим традициям, гимн русскому православию. «Любите все русское,- говорил он,- как иностранцы любят свое.»(47с. Аронов)

Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.

От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.

По рассказам Сухомлинского В.А.: «С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу.» […]

Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка. Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык- духовное богатство народа»,- пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я – человек»,-гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания»,- утверждает педагог,- «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова». Через посредство слова ребенок становится сыном народа»..

Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.

Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание. Учитель ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. Музыка словно призывала: остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

Как тут не вспомнить выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Рахманинова С.В. Его произведения являются украшением русской духовной музыки. В числе таких произведений монументальная вокально-симфоническая поэма «Колокола», возникшая под влиянием интереса к пластам национальной духовной русской культуры. лучшие духовные произведения Рахманинова были созданы в России, в окружении близких ему людей, среди знакомых с детства неповторимых уголков родной, русской природы, музыкой которой он был очарован.(179)

Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира». Но мелодия, по мнению Сухомлинского, доносит до детской души не только красоту мира — она открывает перед людьми человеческое достоинство и величие.

При этом Сухомлинский рекомендовал придерживаться четких педагогических заповедей. Прежде всего воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный или расстроенный чем-то ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного. Оно только тогда может быть воспринято, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому и с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.

http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo.htmlНо не только в семье ребенок усваивает и познает мир, но и огромное влияние на него оказывает личность учителя.

Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным.

http://psymsuotvety.jimdo.com педагогика/49-педагогическая-теория-в-а-сухомлинского/

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания». Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью». Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.
Толстой призывает к творческому поиску, эксперименту. Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией...»

История являет нам примеры того, что именно православная вера формирует и сохраняет в обществе подлинный патриотизм и трезвое, без перегибов, национальное самосознание. Сегодня нельзя это не учитывать, как нельзя не учитывать и то, что Русская Православная Церковь открыта для власти и общества к сотрудничеству на благо нашей любимой Родины.

Говоря о сегодняшней обстановке в стране, можно смело сказать, что власти решительно настроены на поднятие патриотического духа у граждан. Это представлено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Впервые федеральный закон (Часть 1 статьи 87) закрепляет возможность реализации в общеобразовательных организациях комплексного курса основ духовно-нравственной культуры народов России, в рамках основных образовательных программ. Причем эта возможность предоставлена образовательным организациям любых организационно-правовых форм и форм собственности, включая муниципальные и государственные школы. (https://pravobraz.ru/kommentarij-k-fz-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-273-fz/)

 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.

 

рекомендую статьи Аронова А.А. в журнале «Мир образования - образование в мире» за 2014, 2015 о Макаренко. И там есть то, что нам надо. Используйте с анализом и оценкой самих статей Аронова..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.007 с.)