Определение практической базы исследования


Любая курсовая или дипломная работа должна содержать практическую часть, например, программную реализацию рассматриваемых алгоритмов, готовый программный продукт, разработанный лабораторный практикум, результаты педагогического эксперимента и т.д.

Круг конкретных практических задач может определяться двумя различными путями. В первом случае основной является теоретическая часть исследования, а практические задачи выбираются исходя из рассмотренных в теории вопросов (путь «от теории к практике»). В другом случае тема исследования обуславливается актуальной практической задачей, и тогда теория служит базой для её решения (путь «от практики к теории»).

Выбор языка и системы программирования чаще всего определяется предпочтением исследователя, однако в работе желательно указывать основания для выбора того или иного языка или системы.

Составление библиографического списка

Смысл работы над литературой должен сводиться к тому, чтобы, сделав общий обзор источников по теме, выбрать по-настоящему ценные, суметь определить ведущих авторов, работающих по данной проблеме. Это довольно сложный этап выполнения дипломной работы. Отобранные источники надо внимательно прочитать и проанализировать. В этом дипломнику поможет, например, заполнение следующей таблицы:

 

Фамилия и инициалы авторов Смирнов К.Л. Петрова И.С. Рыбаков С.Т. и т.д.
Общие позиции  
Различия в подходах        
       

 

Для заполнения таблицы не следует механически переписывать большие отрывки, необходимо предварительно их осмыслить, выделить основные идеи, лаконично изложить, сохранив авторскую мысль и оригинальность суждения. Делая выписки, надо указывать источник, из которого они взяты. При цитировании, фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость что-то из цитаты убрать, сделать купюры, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие.

Форма обобщающей таблицы зависит от специфики обрабатываемой информации. Необязательно пользоваться таблицей именно такого вида. Важно творчески подходить к исследованию, находить свои методы и решения.

Когда набран достаточный рабочий материал, то в тексте работы его следует представлять примерно так: «Существует много различных подходов к данной проблеме. Ведущими авторами можно считать... Есть целый ряд положений, которые объединяют на первый взгляд разные подходы... Но есть и существенные отличия...» и т.д.

Развести и соединить различные школы и направления недостаточно. Дипломнику необходимо определить собственную позицию на основе изложенных идей. Возможны варианты, когда дипломник присоединяется к одной из наиболее привлекательной для него интерпретации: конструирует обобщенный подход на основе 2-3 направлений, частично или полностью не соглашается ни с одним ученым и пытается выразить свое отношение к проблеме. Несмотря на то, что последняя попытка чаще всего бывает достаточно наивной, её всячески надо поддерживать, рекомендуя студенту основательно аргументировать свою точку зрения, искать доказательства не только «за», но и «против». При этом в конечном счёте остаётся самостоятельное видение проблемы, появляется подлинная убеждённость в правильности отстаиваемой идеи. Такая работа вырабатывает критический, вдумчивый подход к имеющимся взглядам и теориям, умение их воспринимать и творчески перерабатывать или подвергать сомнению аргументировано отводить.



Основной этап

Теоретическая часть

Анализ и уяснение теоретического материала – трудоемкий процесс. Дипломник должен, прежде всего, разобраться в основных понятиях своего исследования, провести «операцию», называемую «анализом базовых понятий». К примеру, тема работы «Разработка компонента для реализации нейронной сети». В теоретической части надо проанализировать такие понятия: модели нейронов, персептрон, многослойная нейронная сеть, нормализация данных, метод обратного распространения ошибки. Или тема: «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики». В теоретической части следует проанализировать три ключевых понятия: интеллект, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие на уроках информатики.

Типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования:

1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом одинаковые подходы к данному вопросу могут даваться как различные, так как дипломник за отличающимся внешним речевым оформлением идей не видит их содержательной однозначности.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.

3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовал дипломник в литературных источниках, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений реального процесса. Такой подход растворяет собранный практический материал, которого и так не бывает слишком много. Кроме того, далеко не всегда совпадают идея и ее иллюстрация, так как такое доказательство чужих идей надо делать очень осторожно и после всестороннего анализа, как теоретических аспектов изучаемой проблемы, так и собственного опыта и его интерпретации. Отметим также, что у выпускников к моменту написания дипломной работы далеко не всегда имеется устоявшаяся система взглядов и оценок.

4. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.

5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал или из-за их дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 7-8 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 5-8 страниц.

6. Несоразмерность частей дипломной работы: теоретическая – 50-60 страниц, а практическая – 7-10; или один параграф – 5 страниц, а другой – 20.

7. Большой объем теоретической части, когда она составляет до 70-80 страниц текста. Это чаще всего свидетельствует о неумении дипломника анализировать, отбирать и группировать материал.

В теоретической части дипломной работы необходимо осветить и проанализировать имеющийся практический опыт, представленный в публикациях периодической печати или специальных изданиях. Для дипломника работа над такими источниками является образцом подходов к отбору и анализу собственного опыта. Кроме того, умение видеть в конкретном опыте встречные подступы к решению той или иной научной проблемы – ценное качество будущего исследователя. В своей деятельности выпускник будет уважительно относиться к научным теориям и разработкам, научится давать им обоснованную объективную оценку.

 

Практическая часть

В процессе сбора и осмысления теоретического материала необходимо закладывать основы опытно-экспериментальной работы.

Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые студентами на этапе практической работы.

1. Опытно-экспериментальная часть построена только на описании работы новатора: чистая фиксация, без оценки и выявления причинно-следственных связей, опора лишь на один метод.

2. Набор разных, подчас очень интересных методик, но без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре эксперимента. Нередко подробнейшим образом описывается методика исследования и ее применение, но очень нечетко представляются полученные результаты.

3. В работе не представлена методика исследования, его проведение и результаты, дан только анализ.

4. Ограниченность экспериментальной работы небольшим количеством практического материала.

5. Выводы делаются без проверки полученных результатов несколькими объективными методиками. Результаты определяются эмоционально и субъективно.

 

Завершает дипломное исследование заключение. Если во введении должны быть сформулированы задачи исследования, то в заключении необходимо дать определенные ответы на них, а не доказывать вновь, как это нередко бывает, актуальность избранной темы.

 

Заключительный этап

 

На заключительном этапе дипломник подводит итоги проведенного исследования, оформляет работу в соответствии с требованиями и подготавливается к защите.

Под подведением итогов подразумевается определение научной новизны и практической ценности исследования, обоснование достоверности результатов, а также анализ перспектив продолжения работы.

Научная новизна присутствует в работе в том случае, если исследователь может применить слово впервые, характеризуя результаты. Таким образом, если в ходе обзора состояния исследований по выбранной проблематике не было выявлено результатов, полученных в работе, дипломник вправе претендовать на научную новизну. При указании научной новизны исследования следует выделять черты, отличающие полученные результаты от известных ранее.

Примеры научной новизны: разработка новых приемов (системы приемов), методов, алгоритмов или модификация существующих, проведение глубокого подробного анализа проблемы, предложение нового подхода к решению проблемы.

Практическая ценность исследования определяется тем, в какой мере полученные результаты можно привнести в повседневную деятельность организаций, учреждений или отдельных людей. То есть, работа обладает практической ценностью, если её результаты были или могут быть внедрены, например, в образовательный процесс вуза или школы, в производственный процесс предприятия, в бизнес-процесс фирмы.

Достоверность результатов означает их надежность (обоснованность, бесспорность), подтвержденную рядом экспериментов. Достоверность во многом определяется источниками, библиографическими или электронными. Следует критически подходить к достоверности источников, особенно полученных из Интернета.

Иногда достоверность можно доказать математически, это самый надежный способ обоснования. Однако такая возможность встречается достаточно редко, поэтому самый распространенный способ – это подтверждение достоверности при помощи эксперимента.

Дипломная (или курсовая) работа производит очень хорошее впечатление, если автор анализирует перспективы продолжения исследований. Могут быть намечены пути дальнейшего развития темы, обозначены актуальные задачи, нерешенные в исследовании, выделены конкретные методы или алгоритмы, требующие рассмотрения.

 

На завершающем этапе принимают окончательный вид две важные части работы – введение и заключение. Обычно во введении указываются актуальность, проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В заключение выносятся обоснование достоверности и анализ перспектив продолжения исследования. Научная новизна, практическая ценность, информация о внедрении результатов исследования могут быть указаны как во введении, так и в заключении, а иногда и там и там.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь