Токмакова О.В., Котельников Е.В.

Токмакова О.В., Котельников Е.В.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ по информатике и методике обучения информатике

Киров


Оглавление

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Виды и структура исследовательских работ................................. 5

1.1 Курсовая работа....................................................................................... 5

1.2 Выпускная квалификационная работа................................................ 6

Глава 2. Логика научного исследования....................................................... 9

2.1 План исследования.................................................................................. 9

2.2 Подготовительный этап........................................................................ 10

2.3 Основной этап........................................................................................ 14

2.4 Заключительный этап........................................................................... 16

2.5 Последовательность выполнения........................................................ 17

2.6 Критерии оценки исследовательской работы студента.................... 18

Глава 3. Оформление работы........................................................................ 19

Глава 4. Подготовка к защите и процедура защиты................................. 22

4.1 Подготовка к защите............................................................................. 22

4.2 Подготовка презентации....................................................................... 22

4.3 Результаты защиты............................................................................... 25

Приложения..................................................................................................... 27

Приложение I. Образец оформления титульного листа курсовой работы 27

Приложение II. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы........................................................................ 28

Приложение III. Оформление библиографического списка.................. 29

 


Введение

 

По данным социологических исследований будущий специалист в вузе получает далеко не весь объем знаний и практических умений, необходимый ему для успешной реализации в профессиональной деятельности. Это обусловлено более медленным, по сравнению с интенсивными переменами в науке и производстве, развитием учебных программ и технологий обучения, традиционным консерватизмом в образовании. Поэтому выпускникам вуза многое в профессии придется осваивать самостоятельно.

Составным компонентом организации самостоятельной работы студентов в структуре подготовки высококвалифицированных кадров является научно-исследовательская деятельность как важнейшее условие развития самостоятельного профессионального творчества будущих специалистов. В организации этой деятельности студентов необходимо учитывать ее ориентацию на потребности будущего работодателя. Интересы науки (техники, технологии) следует предусмотреть и при выборе тем, и при отборе студентов, желающих работать в науке и потенциально способных внести в нее свой вклад. В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности студенты повышают свою профессиональную компетентность или, по крайней мере, создают для этого необходимые условия, так как у них появляется возможность реальной отработки умений и навыков анализа проблемы, сопоставления существенного и несущественного в ее решении, выдвижения разнообразных гипотез, построения инновационных моделей их решения, выбора из них наиболее рациональных и т.д.



Тема исследовательской работы студента может сочетаться с изысканиями научного руководителя или исследовательской темой кафедры, но, в основном, она должна быть ориентирована на интересы самого студента, на его сознательные, целенаправленные и самостоятельные действия в творческом развитии научных (педагогических, технических, технологических) знаний и умений, овладении им методологией научного творчества.

В самостоятельной научной деятельности студенты осваивают методы, средства и формы этой деятельности, осознают ее логику и цели, направленные не только на достижение учебных целей, но и на подготовку будущих специалистов к продуктивной профессиональной деятельности. Во время обучения будущий специалист должен быть включен в реальный творческий процесс создания новой конкурентно-способной разработки и обеспечения условий ее реализации. Студентам предоставляется возможность профессионально самореализоваться посредством выполнения курсовой научно-исследовательской работы, комплексного дипломного проекта – выпускной квалификационной работы (ВКР), выполнения научно-педагогических, научно-технических заданий в период практики, участия в студенческих учебно-научных и научно-технических объединениях и т.д.

Успех любой деятельности во многом определяется ее условиями, а самостоятельная работа студентов – в первую очередь информационным, организационным и методическим обеспечением. Информационное обеспечение дает ответ на вопросы «что исследовать и что изучать», организационное – «как распорядиться пространственно-временными ресурсами» и методическое – «как исследовать и как изучать». Собственно, под обеспечением научно-исследовательской работы студентов традиционно понимается процесс создания оптимальных условий, гарантирующих удовлетворение потребностей студентов в информационных источниках, организационных мероприятиях и методических предписаниях. В качестве одной из составляющих таковых условий и выступает настоящее пособие.

Материалы пособия базируются на Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом № 1155 Министерства образования РФ от 25.03.2003 г. Кроме того, при написании работы учитывался солидный опыт, накопленный кафедрой информатики и методики обучения информатике факультета информатики ВятГГУ.

В работе раскрывается специфика организации самостоятельной деятельности студентов в процессе получения ими высшего образования. Пособие состоит из пяти глав и приложений. Первая глава посвящена логике научного исследования. В ней раскрываются особенности планирования научно-исследовательской деятельности студентов, а также ее содержание на каждом этапе. Во второй главе подробно описаны основные виды и структура исследовательских работ студентов. Особое внимание уделено курсовым и дипломным проектам. В третьей главе отражены единые требования к представлению результатов научно-исследовательской деятельности. Четвертая глава предназначена, в основном, для руководителей и рецензентов исследовательских работ. В ней говорится о том, как правильно написать рецензию и оценить работу. В пособии также подробно раскрывается и процедура защиты научно-исследовательского проекта студентов. Этому вопросу посвящена пятая глава. Таким образом, пособие содержит описание особенностей различных форм исследовательской работы студентов, характеристику основных этапов подготовки работы к защите, требования к содержанию и оформлению результатов исследования, критерии оценки работы и варианты подготовки ее к защите.

Такая последовательность изложения позволяет подробно раскрыть методику организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Пособие не заменит научного руководителя. Оно направлено на содействие студенту в осознании им конкретных этапов научного исследования, помощь ему в анализе имеющихся знаний, опыта и определении собственной научной позиции, а также в подготовке результатов исследования к достойной защите.

 

 


Глава 1. Виды и структура исследовательских работ

 

В период учебной деятельности студенты выполняют два основных вида исследовательских работ – курсовые работы и выпускные квалификационные работы (ВКР, дипломные проекты).

Курсовая работа

Курсовая работа является учебно-исследовательской работой студента. Цель – освоение студентами элементарных умений исследовательской работы. Курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. Структура курсовой работы зависит от ее характера.

Структура курсовой работы реферативного характера

введение (актуальность, значение темы, проблема и цель работы);

теоретическая часть (излагается история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, материал систематизируется и обобщается автором работы);

заключение (выводы, рекомендации относительно возможностей использования материалов работы);

список используемой литературы;

приложения.

Глава 2. Логика научного исследования

План исследования

 

Любое научное исследование состоит из трех этапов – подготовительного, основного и заключительного. Сначала рассмотрим содержательную основу и результаты этих этапов кратко, затем более подробно.

 

Подготовительный этап

Содержательная основа

1. Определение актуальности исследования, формулировка проблемы, темы, цели, выделение объекта и предмета исследования.

2. Постановка задач исследования и составление плана исследования.

3. Определение методов исследования.

4. Определение практической базы исследования.

5. Составление списка литературы по выбранной проблеме.

 

Результат: первый вариант введения и план работы.

Основной этап

Содержательная основа

1. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий.

2. Исследование опыта решения данной проблемы. Разработка теоретической модели. Поиск форм и методов ее реализации.

3. Реализация теоретической модели. Создание опытного образца и его тестирование. Обобщение и интерпретация экспериментального (практического) материала.

Результат: написание теоретической и практической части работы.

Заключительный этап

Содержательная основа

1. Определение новизны исследования, его теоретической и практической значимости.

2. Определение обоснованности и достоверности результатов исследования.

3. Анализ выполненной работы и перспектив ее продолжения.

4. Оформление и литературная редакция работы. Подготовка доклада и презентации.

5. Защита исследовательской работы (для ВКР).

 

Результат: оформление работы в соответствии с требованиями. Защита исследовательской работы.


Подготовительный этап

Примеры

1. Проблема: отсутствие эффективных систем автоматического пополнения знаний в экспертных системах.

Тема: построение модуля пополнения знаний для экспертной системы.

Цель: разработать модуль пополнения знаний для оболочки продукционной экспертной системы на основе метода репертуарных решеток.

Задачи:

– исследовать методы пополнения знаний в экспертных системах;

– проанализировать существующие системы пополнения знаний;

– построить модель пополнения знаний на основе репертуарных решеток;

– реализовать программный модуль пополнения знаний для оболочки экспертной системы.

Объект исследования: экспертные системы.

Предмет исследования: процессы пополнения знаний в экспертных системах.

 

2. Проблема: противоречие между современным состоянием подготовки будущих учителей информатики и развитием методов параллельной обработки информации.

Тема:лабораторный практикум по методам параллельной обработки информации.

Цель: разработка содержания лабораторных работ по дисциплине «Методы параллельной обработки информации».

Задачи:

– проанализировать существующие учебные курсы по методам параллельной обработки информации;

– определить структуру лабораторного практикума;

– разработать содержание лабораторного практикума

– экспериментально проверить эффективность разработанного лабораторного практикума.

Объект исследования: подготовка студентов по специальности «учитель информатики».

Предмет исследования: содержание дисциплины «Методы параллельной обработки информации».

 

3. Проблема: противоречие между современными потребностями решения задач с большими массивами данных и существующими последовательными алгоритмами обработки информации.

Тема:сравнительный анализ последовательных и параллельных алгоритмов формирования минимального остовного дерева графа.

Цель: анализ некоторых последовательных и параллельных алгоритмов нахождения минимального остовного дерева для выявления из них наиболее эффективных.

Задачи:

– пояснить важность задачи нахождения минимального остовного дерева графа для решения практических задач;

– проанализировать эффективность последовательных алгоритмов Борувки, Соллина, Краскала и Прима нахождения минимального остовного дерева;

– разработать параллельную реализацию каждого алгоритма;

– провести сравнительный анализ производительности и эффективности обеих реализаций.

Объект исследования: алгоритмы на графах.

Предмет исследования: алгоритмы формирования минимального остовного дерева графа.

 

4. Проблема: каким образом учитель может эффективно содействовать интеллектуальному развитию учащихся на уроках информатики?

Тема: интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики.

Цель: разработать и реализовать на практике систему приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Задачи:

– проанализировать теоретические аспекты интеллектуального развития учащихся в процессе обучения;

– охарактеризовать процесс интеллектуального развития учащихся на уроках информатики;

– разработать систему приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики;

– проверить эффективность предлагаемой системы приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики во время педагогической практики.

Объект исследования: процесс интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Предмет исследования:система приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Составление плана работы

Работая над планом дипломной или курсовой работы, студент учится её структурировать, определять последовательность и характер раскрытия вопросов по проблеме исследования. Умение составить план работы и организовать свою деятельность по его реализации – одно из ведущих в процессе самостоятельной проработки каких-то вопросов и проблем. На этом этапе наиболее типичны следующие ошибки:

· отход от основной темы;

· обилие глав и параграфов.

При построении работы следует исходить из следующих примерных пропорций:

– для курсовой работы (общий объем – 25-30 страниц):

o введение – 2-3 страницы текста;

o теоретическая часть – 10-15 страниц (1-2 главы);

o экспериментально-практическая – 10-15 (1-2 главы);

o заключение – 1-2 страницы;

– для дипломной работы (общий объем – 40-50 страниц):

o введение – 3-4 страницы текста;

o теоретическая часть – 20-25 страниц (1-2 главы);

o экспериментально-практическая – 15-20 (1-2 главы);

o заключение – 3-4 страницы.

Основной этап

Теоретическая часть

Анализ и уяснение теоретического материала – трудоемкий процесс. Дипломник должен, прежде всего, разобраться в основных понятиях своего исследования, провести «операцию», называемую «анализом базовых понятий». К примеру, тема работы «Разработка компонента для реализации нейронной сети». В теоретической части надо проанализировать такие понятия: модели нейронов, персептрон, многослойная нейронная сеть, нормализация данных, метод обратного распространения ошибки. Или тема: «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики». В теоретической части следует проанализировать три ключевых понятия: интеллект, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие на уроках информатики.

Типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования:

1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом одинаковые подходы к данному вопросу могут даваться как различные, так как дипломник за отличающимся внешним речевым оформлением идей не видит их содержательной однозначности.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.

3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовал дипломник в литературных источниках, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений реального процесса. Такой подход растворяет собранный практический материал, которого и так не бывает слишком много. Кроме того, далеко не всегда совпадают идея и ее иллюстрация, так как такое доказательство чужих идей надо делать очень осторожно и после всестороннего анализа, как теоретических аспектов изучаемой проблемы, так и собственного опыта и его интерпретации. Отметим также, что у выпускников к моменту написания дипломной работы далеко не всегда имеется устоявшаяся система взглядов и оценок.

4. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.

5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал или из-за их дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 7-8 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 5-8 страниц.

6. Несоразмерность частей дипломной работы: теоретическая – 50-60 страниц, а практическая – 7-10; или один параграф – 5 страниц, а другой – 20.

7. Большой объем теоретической части, когда она составляет до 70-80 страниц текста. Это чаще всего свидетельствует о неумении дипломника анализировать, отбирать и группировать материал.

В теоретической части дипломной работы необходимо осветить и проанализировать имеющийся практический опыт, представленный в публикациях периодической печати или специальных изданиях. Для дипломника работа над такими источниками является образцом подходов к отбору и анализу собственного опыта. Кроме того, умение видеть в конкретном опыте встречные подступы к решению той или иной научной проблемы – ценное качество будущего исследователя. В своей деятельности выпускник будет уважительно относиться к научным теориям и разработкам, научится давать им обоснованную объективную оценку.

 

Практическая часть

В процессе сбора и осмысления теоретического материала необходимо закладывать основы опытно-экспериментальной работы.

Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые студентами на этапе практической работы.

1. Опытно-экспериментальная часть построена только на описании работы новатора: чистая фиксация, без оценки и выявления причинно-следственных связей, опора лишь на один метод.

2. Набор разных, подчас очень интересных методик, но без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре эксперимента. Нередко подробнейшим образом описывается методика исследования и ее применение, но очень нечетко представляются полученные результаты.

3. В работе не представлена методика исследования, его проведение и результаты, дан только анализ.

4. Ограниченность экспериментальной работы небольшим количеством практического материала.

5. Выводы делаются без проверки полученных результатов несколькими объективными методиками. Результаты определяются эмоционально и субъективно.

 

Завершает дипломное исследование заключение. Если во введении должны быть сформулированы задачи исследования, то в заключении необходимо дать определенные ответы на них, а не доказывать вновь, как это нередко бывает, актуальность избранной темы.

 

Заключительный этап

 

На заключительном этапе дипломник подводит итоги проведенного исследования, оформляет работу в соответствии с требованиями и подготавливается к защите.

Под подведением итогов подразумевается определение научной новизны и практической ценности исследования, обоснование достоверности результатов, а также анализ перспектив продолжения работы.

Научная новизна присутствует в работе в том случае, если исследователь может применить слово впервые, характеризуя результаты. Таким образом, если в ходе обзора состояния исследований по выбранной проблематике не было выявлено результатов, полученных в работе, дипломник вправе претендовать на научную новизну. При указании научной новизны исследования следует выделять черты, отличающие полученные результаты от известных ранее.

Примеры научной новизны: разработка новых приемов (системы приемов), методов, алгоритмов или модификация существующих, проведение глубокого подробного анализа проблемы, предложение нового подхода к решению проблемы.

Практическая ценность исследования определяется тем, в какой мере полученные результаты можно привнести в повседневную деятельность организаций, учреждений или отдельных людей. То есть, работа обладает практической ценностью, если её результаты были или могут быть внедрены, например, в образовательный процесс вуза или школы, в производственный процесс предприятия, в бизнес-процесс фирмы.

Достоверность результатов означает их надежность (обоснованность, бесспорность), подтвержденную рядом экспериментов. Достоверность во многом определяется источниками, библиографическими или электронными. Следует критически подходить к достоверности источников, особенно полученных из Интернета.

Иногда достоверность можно доказать математически, это самый надежный способ обоснования. Однако такая возможность встречается достаточно редко, поэтому самый распространенный способ – это подтверждение достоверности при помощи эксперимента.

Дипломная (или курсовая) работа производит очень хорошее впечатление, если автор анализирует перспективы продолжения исследований. Могут быть намечены пути дальнейшего развития темы, обозначены актуальные задачи, нерешенные в исследовании, выделены конкретные методы или алгоритмы, требующие рассмотрения.

 

На завершающем этапе принимают окончательный вид две важные части работы – введение и заключение. Обычно во введении указываются актуальность, проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В заключение выносятся обоснование достоверности и анализ перспектив продолжения исследования. Научная новизна, практическая ценность, информация о внедрении результатов исследования могут быть указаны как во введении, так и в заключении, а иногда и там и там.

 

Глава 3. Оформление работы

К оформлению дипломных и курсовых работ предъявляются обязательные для выполнения требования. Работа должна иметь следующую структуру:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– главы основной части с параграфами;

– заключение;

– библиографический список;

– приложение.

Работа должна быть выполнена на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210x297 мм). Шрифт – Times New Roman, размер шрифта –14, межстрочный интервал – 1,5, выравнивание – по ширине, без переносов, абзац – 5 знаков. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Необходимым является наличие содержания работы с указанием страниц. В тексте введение, главы, заключение, библиографический список и приложение начинаются с новой страницы. Параграфы обязательно озаглавливаются, нумеруются и выделяются двумя интервалами и жирным шрифтом. Точка после названия параграфа не ставится. Названия параграфов должны полностью соответствовать их формулировке в содержании работы.

Нумеруется работа начиная с титульного листа (см. Приложения I и II), номер страницы на титульном листе не указывается. Нумерация страниц – сквозная. Считаются все страницы, что бы на них ни было: текст, схемы, таблицы, рисунки, материалы приложения. Номер страницы указывается вверху в середине страницы.

Иллюстрации (схемы, рисунки, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Слово «Рисунок», порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией, в конце названия точку не ставят. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Иллюстрацию, слово «рисунок» и его наименование располагают посредине строки.

Таблицыприменяются для лучшей наглядности,удобства сравнения показателей. Если таблица имеет название, оно должно точно отражать её содержание, быть кратким. Название помещается над таблицей слева, без абзацного отступа. Таблицы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами (в Приложении таблицы каждого приложения нумеруются отдельно арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: Таблица А.1). Допускается нумеровать таблицы в каждом разделе: Таблица 2.1. Если в документе одна таблица, она обозначается как Таблица 1 или Таблица В.1.

При переносе на другую страницу части таблицы с большим количеством строк название помещают только над таблицей на первой странице, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над частями, расположенными на следующих страницах, пишут слово «Продолжение таблицы» и указывают её номер, например: «Продолжение таблицы 1». Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

Если текст таблицы повторяется в разных строках, то а) текст из одного слова при первом повторении заменяется кавычками; б) текст из двух и более слов при первом повторении заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Повторение цифр, марок, знаков, математических символов не допускается заменять кавычками. Если какие-либо данные в ячейке таблицы не приводятся, в ней ставится тире.

Таблица помещается непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Ссылки в тексте должны быть на все таблицы: слово «таблица» с указанием её номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют с заголовком одно предложение, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение.

В конце ячеек точки не ставятся.

В таблице допускается применять размер шрифта меньший, чем в тексте.

Таблицы справа, слева, сверху и снизу ограничивают линиями. Разделять заголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, можно не проводить, если это не затрудняет пользование таблицей, но головка таблицы всегда отделяется линией от остальной части таблицы. Заголовки записывают параллельно строкам таблицы. Перпендикулярное расположение возможно лишь при необходимости.

Пример оформления таблицы.

 

Таблица 1 – Название таблицы

Головка Заголовки граф  
подзаголовки граф    
Боковик        
         

 

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Перенос производится на месте знака равенства (=), знаков (+), (–), (х), (:) или других математических знаков, причём знак в начале следующей строки повторяют. При переносе на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы нумеруются порядковой нумерацией по всему тексту арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке:

 

(1)

 

Единственную формулу в тексте тоже нумеруют.

Допускается нумерация в пределах раздела, например: (3.1).

В приложениях применяется отдельная нумерация в пределах одного приложения, например: (А.1).

Ссылки в тексте даются в скобках: «…в формуле (1)».

Библиографический списокдолжен быть достаточно представительным и содержать не менее 15-20 названий использованных и проработанных источников. Он оформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями (см. Приложение III).

В приложении, если оно есть, помещают исследовательские материалы, таблицы и графики, если они значительно перегружают основной текст работы. Приложение нумеруется, продолжая счет после списка литературы, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц работы. Приложение, обычно, разбивается на группы включенных в него материалов, которые получают нумерацию римскими цифрами или заглавными буквами латинского алфавита: Приложение I, Приложение II и т д. (Приложение А, Приложение В и т д.).


Глава 4. Подготовка к защите и процедура защиты

 

Подготовка к защите

 

К защите дипломной работы выпускник готовит выступление на 7-10 минут, в котором ему необходимо кратко изложить методологию исследования, основные теоретические положения, методику и результаты опытно-экспериментальной работы и полученные выводы. Также нужно подготовиться к ответам на возможные вопросы и замечания рецензента.

Процедура защиты дипломных работ проходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и, как правило, строится следующим образом:

– выступление дипломника;

– ответы защищающегося на поставленные перед ним вопросы:

– заслушивание рецензии;

– ответ дипломника на замечания рецензента;

– выступление руководителя с оценкой дипломника как исследователя без оценки качества самой выпускной работы;

– свободное выступление по работе членов ГЭК или присутствующих на защите;

– ответы защищающегося на возникшие новые вопросы и замечания и заключительное выступление с благодарностью всем, кто оказал помощь и поддержку при выполнении работы.

При оценке работы учитывается уровень выполнения и оформления дипломной работы и то, как представил дипломник свою работу и отвечал на поставленные вопросы и высказанные замечания.

 

К защите студент готовит доклад, представляющий собой краткое публичное выступление.

Этапы подготовки к защите:

1. Определение цели и места выступления.

2. Подбор необходимого материала.

3. Составление плана доклада.

4. Композиционное оформление доклада.

5. Запоминание текста, подготовка тезисов.

6. Подготовка презентации доклада.

7. Подготовка примерных вопросов и варианта ответов на них.

8. Репетиция выступления.

 

Подготовка презентации

 

В последнее время наметилась тенденция сопровождать свои выступления во время защиты исследовательских работ презентациями, выполненными в режиме слайд-шоу. Такая презентация, разработанная, например, в программе MS PowerPoint, представляет собой набор последовательных слайдов, в которых можно широко использовать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, готовые варианты дизайна. Несомненно, студент может значительно улучшить восприятие идей своего исследования, если он сумеет распределить материал на слайдах с учетом принципов информационного дизайна. Кроме того, важно правильно распределить внимание аудитории во время доклада, для чего нужно знать приемы работы со слайдами.

Рамки методического пособия не позволяют в полной мере раскрыть специфику проектирования и демонстрации презентаций во время выступления на защите. Поэтому мы приведем здесь только некоторые наиболее важные советы.

 

Результаты защиты

 

Выпускной квалификационной работе могут быть присвоены оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» Результаты объявляются председателем ГЭК по окончании всех защит, назначенных на текущий день.

При неудовлетворительной оценке ВКР Государственная экзаменационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой или должен разработать новую тему. Повторная защита может быть назначена через год. Студент, не прошедший в установленный срок государственную аттестацию, отчисляется из университета и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Выпускные квалификационные работы, прошедшие защиту, хранятся в университете 5 лет. Копии работ могут быть переданы заинтересованным предприятиям и организациям для внедрения с разрешения проректора университета по учебной работе.


Приложения

Приложение I. Образец оформления титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ

 

Наименование кафедры

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Для экспертной системы

 

Выполнил

студент 4-го курса группы Инф-41

Преображенский Федор Иванович

____________________/подпись/

 

Научный руководитель

Канд. пед. наук, доцент

Романов Георгий Николаевич

___________________/подпись/

 

Киров

2007
Приложение II. Образец оформления титульного листа
выпускной квалификационной работы

 

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет»     ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ   Наименование выпускающей кафедры ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ ФОРМИРОВАНИЯ МИНИМАЛЬНОГО ОСТОВНОГО ДЕРЕВА ГРАФА   Выполнил студент 5-го курса группы Инф-51 Преображенский Федор Иванович ____________________/подпись/   Научный руководитель Канд. пед. наук, доцент Романов Георгий Николаевич ___________________/подпись/   Допущена к защите в ГАК   Зав. кафедрой _________________________ Е.В. Котельников (подпись) «____»___________2007 г. Декан факультета ______________________С.М. Окулов (подпись) «____»___________2007 г.   Киров

Приложение III. Оформление библиографического списка

 

Библиографический список должен оформляться в соответствии с установленными требованиями.

Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие п









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь