Условия успешности проповеди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия успешности проповеди



Молитвенность и вера.

Постоянное чтение и изучения Св.Писания и Предания.

Забота о своем спасении (личный подвиг, борьба с грехами).

Забота о спасении своей паствы.

Любовь к Родине.

Органическое вынашивание проповеди (в течение недели).

Подготовка к проповедничеству

Перед проповедью нужно изучить ряд теоретических дисциплин: русский язык, риторику, гомилетику. Нужно овладеть литературной речью.

Хорошей подготовкой к проповеди является письменный пересказ, изложение текстов священного Писания, житий святых, притчей Христа. Пересказ позволяет в последующем лучшему усвоению ораторских навыков, изложения в устном формате. Далее в составлении проповеди является нравственное приложение по прочитанному фрагменту, практического прикладного вывода на основе приведенного ранее текста. Нраственное приложение д.соответствовать запросам паствы и предыдущему изложению.

Нравств.приложение обязательно в проповеди. Если цель поучения – осведомление о цели собрания или какое-либо повествование, то нравственное приложение м.б.пропущено.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПРОПОВЕДИ. Ее части

Проповедь м.б.четырехчастной или трехчастной.

1 Вступление, 2 изложение, 3 нравственное приложение, 4 заключение.

Вступление вводит слушающих в курс дела, повторение проповедником темы для самого себя.

Составление плана простейшей проповеди происходит до составления проповеди. Если на основе жития святого, то план включает: основные этапы жизни, основной подвиг (описание) перетекает в нравственное приложение.

Для начала проповеди можно использовать небольшие евангельские отрывки (притчи).

Прием углубления содержания текста посредством использования текстов Св.отцов, Св.Писания.

Прием противопоставления. Оттеняет основную мысль, придаст глубину.

Прием психологической и образной наглядности. Сравнения и образы.

Цели составления плана: 1) приведение в порядок мыслей проповедника; 2) избегание повторов, последовательность изложения.

Основная хар-ка: четкая внутр.стр-ра.

Характеристики текста, достигаемые посредством плана: единство темы и содержания, единство всей проповеди; полнота; многообразие риторич.оборотов, красноречие (помогает проповеднику избежать повторений в тексте); последовательность изложения, симметричность;

Нравственное приложение м.б. двух- и трехчастным.

Нравств.приложение трехчастное:

Вариант1. 1) объяснение (толкование), 2) доказательство (раскрытие т.зр.проповедника), 3) применение (приложение к современной жизни).

Вариант2. 1) тезис (нравственный идеал, позитивное утверждение, смысловое ядро), 2) антитезис (пример противоречия идеалу), 3) синтез (практич часть).

Нравств.приложение двухчастное:

Вариант3. 1) отриц. т.зр, 2) положит т.зр. – полемический вариант.

4 формы проповеди: Слово, Беседа, Поучение, Речь.

Самая развитая форма проповеди – слово, самая неразвитая – поучение, среднеразвита – беседа.

Если берем Б или П, то в них наличествуют все части проповеди.

Если форма – С, то там есть все 4 части, но фактически их 6. Части разделены на детали.

Если форма – Р, то там отсутствует нравств. приложение, т.к. данная проповедь касается случаев торжеств.хар-ра событий жизни Церкви, гос-ва.

Форма проповеди Слово. Наиболее развитая форма проповеди, требует от проповедника наибольшей подготовки.

0 часть. Текст. М.использоваться догмат, догматический вопрос.

1 часть. Вступление. Обращение к присутствующим с кратким раскрытием вопроса, по которому говорится слово.

2 часть. Предложение. Слушающим предлагается обратиться к разбору вопроса.

3 часть. Разделение. Рассматриваемый вопрос разделяется на части. (Анализ состава темы). Делается для того, чтобы слушатели понимали, что будет раскрыто в проповеди.

4 часть. Изложение (разъяснение). Основная часть. Раскрытие содержания проповеди.

5 часть. Приложение. Актуализация для сегодняшнего дня, ориентация на практику в современной жизни.

6 часть. Заключение. Синтез. Выводы.

 

Вступление к проповеди. Обычно 3 предложения. Свойства: краткость, связность, ясность, однозначность восприятия, выделение интонацией, неожиданность.

Заключение проповеди. Варианты: резюмирование (подведение итога), призыв к действию (исходя из нравственного приложения), вывод посредством приведения противопоставления, цитата текста из Св.П. или отцов, молитвенное обращение, молитва славословия святого. Свойства: выделение темы проповеди.

 

Форма проповеди «Беседа». Гомилия – общедоступное слово для всех присутствующих, искренность, безыскусственность. Основной акцент – на внутреннем содержании слов проповедника. Наставления произносились без предварительной подготовки. Могла прерываться вопросами слушающих.

Гомилия изъяснительная – проповедь, нацеленная на изъяснение слов Св.П., сохранившая все черты беседы.

Ход рассуждения проповедника не играет существенной роли, а определяется текстом Св.П.

Ориген стал основателем проповеди – беседа. Изъяснение библейского текста. Приводилось всецело содержание текста. Развитие гомилий – беседы Иоанна Зл. Отличается от Оригена тем, что опускаются тонкости текста, а делается акцент на догматическом значении вопроса. Проповеди Ин.Зл. создавались, исходя из тех запросов, к-рые существовали в его время. Экзегетич беседа перешла в разряд достаточно конкретных, имела научный хар-р, но не утратила своей близости к слушающим. С востока проповедь переместилась на Запад. Там беседа получила свое развитие. Наиболее употреблялась изъяснительная гомилия, нравственная, практически не развивалась. Но она до сего дня не утратила своего значения. Нравсвтвенное наставление нужно делать на основе исключительно Св.П. не для научности, а для нравственного возрастания. Даже жития святых требуют толкование в ключе прикладного характера. Материалы для беседы: отрывки из Евангелия, Апостола, литургич тексты, жития, части катихизиса. Беседы имеют много тем. Для составления проповеди применяется аналитический подход.

Элементы беседы – основная часть и нравственное приложение.

Беседа, имеющая нескольоко тем представляет собой сборник миниатюр, которые могут быть подведены по особый итог.

Задача проповедника при беседе - раскрытие смысла текста. Экзегетические беседы, аналитико-экзегетические беседы – проповедь, содержащая толкование Св.П. такая проповедь д. стать основой назидания. Соразмерность приводимых образов по времени не обязательна.

Форме проповеди Поучение имеет только одну тему. Четырехчастная форма построения наиболее характерна для поучения. Такое строгое схематическое составление помогает наилучшему восприятию проповеди. Изложение и нравственное приложение существуют на своем месте и не чередуются, т.к. на одну тему мо.б.рассмотрен только один нравственный вывод. М.б.изложены различные аспекты темы, но все они будут относиться к одной теме.

Текст
Беседа 1ч.текста Нр. Приложение 2 ч. Текста Нр. Приложение 3ч. Текста.... Поучение Изложение всего текста Нр.приложение: 1 аспект 2 аспект 3 аспект

Особенностью поучения явл-ся образность и наглядность изложения материала. Слушающие д.видеть практическое приложение. Темы для поучений могут выбираться не очень сложными для разъяснения, но актуальны для паствы. Не д.б.лишена доступности и ясности. Для поучения не характерно исчерпывающее раскрытие вопроса. Исчерпывающее изложение характерно для формы проповеди Слово.

Язык поучения простой и понятный для любого слушателя. Т.к. тема одна, то она д.б. интересна слушающим. Ориентируется на нужды паствы, учитывает их религиозные запросы.

Форма проповеди РЕЧЬ

Имеет особое строение, значение и содержание. Начало берет с похвальных речей (мученические акты 2в.). с периода расцвета церковного красноречия. Одна из самых ранных форм проповеди.

Исходный момент проповеди – какое-л событие из жизни церковной (праздник, освящение храма, памятные даты, начало-окончание учебного года, встреча высокопоставленных лиц, стихийные бедствия). Публичное поздравление носит формат не проповеди. Речь не обязательно посвящена духовно-нравств. стороне события. Отличается строгой тематикой и формой построения.

Состав речи: обращение, вступление, указание предмета речи, изложение, пожелания, заключение. (нравств. приложение, поучение не предполагается).

Деление речей: приветственные, благодарственные, поздравительные.

Свойства речи: краткость слога, оригинальность, динамическая сила.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОПОВЕДИ.

Ясность и доступность для слушающих, однозначность высказываний. Речь д.б.литературно правильной, чистой от лишних слов, просторечий. По построению фраз речь д.приближаться к разговорной. Длинные предложения сложно придумать, сложно выучить, еще сложнее воспринимать на слух. Паузы м-ду предложениями – время, чтобы подумать над смыслом сказанного. Они используются для акцентирования внимания на важных местах.

Библеизм языка проповедника. Использование слов, выражений, образов из Св.П. для приближения языка проповедника к священному языку Библии.

Присутствие специальных терминов: благоговение, грехопадение, таинство, благолепие.

Язык должен быть исполнен благоговения. Проповедь начинается с молитвы. Благовествовать о спасении. Христос Спаситель. Пресвятая Дева Мария. Благовение свойственно речи тех, кои благочестивы и благоговейны в своей жизни.

Связность речи в ходе проповеди. Связь м-ду предложениями. Можно ставить вопросы, к-рые помогут раскрыть проповедь или затронуть основные моменты.

Цитация. Лучшей цитацией являются отрывки из Св.П. и Св.Отцов, к-рые признаны всеми. Цитаты из худ.лит-ры могут отвлекать от основного смысла проповеди внимание слушающих.

Уместно употреблять сравнения и образы, доступные слушающим, повторы (отрывки из Св.П., вопросы). Эти приемы имеют несамостоятельное, подчиненное значение. Переизбыток может привести к перенасыщению и потере внимания. Внутреннее содержание имеет решающее влияние на слушающих.

Проповеди по содержанию:

- По направлению и цели: учительно-просветительная (задача: научение христиан основам веры, преподание догматич. истин); нравственно-назидательная; аскетическая (с указанием на внутренние аспекты жизни христианина).

- По способу составления и изложения: составление по образу научной статьи (изложение основ вероучения, иторич события, описывае в пр.) – недостаток – отвлеченность и схоластичнось.

Темы и предметы проповеди

1.Истинно-догматические. Основные положения вероучения. Догматический вопрос может стать поводом к написанию проповеди. Священный текст является единственно истинным источником. Вероучительные истины лучше усваиваются в храме.

2. Нравственные нормы.

3. Богослужение, таинства и обряды. Раскрытие сути богослужения.

Изъяснять богослужение лучше в форме беседы после вечернего богослужения, после всенощного бдения.

Проповеди по временам церковным.

Праздничные проповеди. Праздники Господские, Богородичные, бесплотных сил, святых.

Проповеди в дни поста. О подвиге, грехах, духовной брани, покаянии.

Проповеди в дни гос.праздников.

 

Лучшим живым примером для христиан являютс святоотеческие жития, а не жизненные примеры из современности.

Раскрываемые истины должны иметь вид церковности.

Этапы роста проповедника

По тетради. Чтение.

Наизусть. Рассказ подготовленной проповеди.

По плану. Импровизация

Экспромт. Без предварительной спец. подготовки. По необзодимости. Подготовкой явл-ся весь предшествующий проповеднический опыт.

 

 

Настроение проповедника

Д.б. хорошим. У нравственного проповедника настроение сосредоточенности д. проявляться ч-з молитвенный настрой. Молитвенность – одно из гл.условий пропведи. Внутр. состояние д.б. молитвенным.

Голос д.б. спокойным, но громким. Богатство интонации, ритм, задушевность. Риторические вопросы и паузы. Все д.б. предельно естественно, не д.б.актерства, наигранности. Пастырь д.взывать, не к чувствам и сознанию, но к сердцу. Слова пропведника д.проникать в сердце, для этого они д. исходить из сердца.

Проповедь призвана пробудить в человеке те чувства и мысли, которые ничем другим уже не пробудить.

Иногда уместен пафос. Но он д.б. естественным.

Дикция, скорость речи, интонация зависят от настроения.

Чем больше проповедник опирается на свой духовно-нравственный опыт тем более действенной будет его прповедь. Личный опыт богооткровения у всех разный, поэтому универсального рецепта по созданию проповеди нет. Разных людей будут интересовать разные вопросы. Если не знаешь аудитории, то в проповеди нужно сочетать элементы и вероучения, и нравоучения, и обращение к Св.П., как подтверждению. Это м.б. пробная проповедь для выяснения проблем и интересов слушающих.

Суть психологического воздействия проповеди на слушающего.

Вначале проповедь воспринимается ушами и умом. Но призыв д.б.не столько к уму, сколько к сердцу. Ближайший эффект – приподнятость настроения о том, что есть путь ко спасению. Отдаленный эффект – внутренний анализ сказанного, осознание своей духовной реальности, возрастание духовных плодов. Чем сильнее пропведник вскрывает греховность слушающих, тем больше ч-к будет уповать на Бога и находить в себе силы к делам для спасения.

Пропоедь д.б. прожита в сердце. Проповедник должен видеть конечную цель проповеди и направлять усилия к ее достижению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.211 (0.02 с.)