Основные категории педагогики. Вклад отечественных педагогов в её развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогики. Вклад отечественных педагогов в её развитие



Основные категории педагогики. Вклад отечественных педагогов в её развитие

(П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С.Макаренко).

Воспитание в широком социальном значении - передача социально значимого опыта новым поколениям. В узком социальном значении - социальное формирование личности.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение воспитательных задач.

Самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. С. - относительно позднее приоб­ретение онтогенеза, связанное с определённым уровнем самосознания, кри­тического мышления, способности и готовности к самоопределению, са­мовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно должно базироваться на адекватной самооценке, соответствующей реальным спо­собностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных осо­бенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится всё более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного разви­тия, самоотчёт, самоконтроль. В приёмы С. входят самоприказ, самоодоб­рение и самовнушение.

Обучение - это совместная деятельность учителей и учеников, направленная на усвоение учащимися опыта человечества.

Опыт - совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и отношений.

Образование -система приобретённыхв процессе обучения знаний, умений, навыков и способов мышления. В некоторых случаях под образованием понимают также систему передачи социально значимого опыта.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения - готовность выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.

Навыки -компоненты действий, доведённые до совершенства посредством многократных их повторений.

Педагогическая деятельность - особый вид обществен­но-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эс­тетическими целями

Педагогическая система есть определен­ная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Следовательно, ценностными ориентациями конкрет­ного общества задаются цели формирования личности, а значит, и та или иная педагогическая система: меняются цели—должна меняться и система.

Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржу­азной или социалистической) представляется в настоящее время следующей взаимосвязанной совокупностью инва­риантных элeментов: 1 — учащиеся; 2 — цели воспитания (общие и частные); 3 — содержание воспитания; 4 —про­цессы воспитания (собственно воспитания и обучения); 5- учителя (или ТСО); 6 – организационные формы воспитательной работы

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих от­ношений в качества личности.

Формирование -процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов (экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических).

Развитие -процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

П.П. Блонский принимал активное участие в строительстве новой школы и создании новых учебников («Красная зорька», «Педагогика», «Основы педагогики»). В статье «Задачи и методы новой народной школы» П.П. Блонский дал сравнительный анализ традиционной и идеальной школы. По его мнению, традиционная школа стремится внушить своим ученикам догматические истины, базируется на книге и памяти ребёнка, мало говорит человеку о человеке, игнорирует эстетику. Идеальная школа создает творца новой человеческой жизни, даёт систему воспитания активной логической мысли ребёнка, даёт простор эстетическим переживаниям. Новая школа – школа жизни и творчества самого учителя.

С.Т. Шацкий принимал активное участие в составлении программы для школы первой ступени, в основу которой были положены идеи изучения окружающей жизни и участия в ней школьников. В качестве руководителя Центральной педагогической лаборатории Наркомпроса С.Т. Шацкий особое внимание уделял вопросам теории и практики урока как основной формы организации учебной работы, повышению педагогического мастерства учителей.

А.С.Макаренко высоко ценил педагогику, считал её самой сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям прогрессивных педагогов прошлого. Центральной идеей педагогической системы А.С. Макаренко является воспитание в коллективе и через коллектив. Это положение он называл «принципом параллельного действия». Важнейшей воспитательной закономерностью А.С. Макаренко считал «закон движения коллектива». В педагогической технике А.С. Макаренко одним из важнейших элементов была перспектива. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути.

Тестирование

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количествен­ные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуе­мым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест при­менялся правильно. Из всех возможных психодиагностических ме­тодик к тестам предъявляются самые строгие требования, касаю­щиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявля­ются особые требования. Первое из них — социокулыпурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получа­ет по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заим­ствованным в другой стране.

Второе требование к тестам — простота формулировок и одно­значность тестовых заданий. Согласно данному требованию в сло­весных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному воспринимать­ся и пониматься людьми.

Третье требование — ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование — наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать по­казатели данного индивида, оценивая уровень его психологическо­го развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемым определенного возраста и | пола и усреднения полученных оценок с их последующей диффе­ренциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показате­лей. Норма теста — это средний уровень развития большой совокуп­ности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Требования к учителю

Требования к учителю — это система профес­сиональных качеств, определяющих успешность педагогической дея­тельности». Первое требование к учителю — наличие педагогических способностей. Педагогическая наука выделяет следующие группы способностей:

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

. Дидактические. Подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убеди­тельно и последовательно изложить учебный материал, стимули­ровать развитие познавательных интересов и духовных потребно­стей, повышать учебно-познавательную активность.

3. Рецептивные. Выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное со­стояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные. Проявляются в умении учителя устанавли­вать педагогически целесообразные отношения с учениками, их роди­телями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные. Заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

6. Исследовательские. Воплощаются в умении познать и объек­тивно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные. Сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.

Отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано (уравнове­шено) развитием других важных профессиональных качеств — тру­долюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) сле­дует считать важной предпосылкой успешного овладения педаго­гической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематичес­кое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда..

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он высту­пает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с разви­той волей, где личной активности отводится решающее место. Пе­дагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельно­му разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подража­ния, побуждающий детей следовать за ним.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справед­ливость. По роду своей деятельности педагог вынужден система­тически оценивать знания, умения, поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню раз­вития школьников. Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее ус­ловие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педа­гогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Неда­ром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанника­ми. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в обще­нии с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогичес­кого такта выступает уважение к личности воспитанника. Понима­ние детей предостерегает учителя от бестактных поступков, подска­зывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Профессиональные качества связаны с полу­чением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, мето­дикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерст­во, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориен­тироваться в современном мире, должен много знать.

Гуманный учитель отвергает дидактогению — черст­вое, бездушное отношение к детям.

Мастерство учителя

Мастерство учителя - это постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мас­терства — сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мас­терством, надо многое знать и уметь. Педагогическое мастерство выражается в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нуж­ного уровня воспитанности, развития и знаний. Учитель-мастер в совершенстве владеет современными методами пре­подавания, в состоянии пользоваться современными приемами работы.

Важным показателем мастерства учителя является умение активизиро­вать учеников, развивать их способности, самостоятельность, заставлять детей думать на уроке.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в про­цессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность — еще один элемент педагогического мастерства.

Важный элемент педагогического мастерства — высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогичес­кого сотрудничества.

Большую группу умений и навыков педагогической техники со­ставляют приемы выразительного показа воспитателем своего субъ­ективного отношения к тем или иным действиям учеников или про­явлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодуш­ным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются деть­ми как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастер­ство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера. Обраще­ние педагога может быть и просьбой, и осуждением, одобрением и приказом..

Педагошческое общение — установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педа­гога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правиль­ное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15—20 оттенками.

Труд учителя оценивается в связи с объемоми качеством знаний, практических умений и навыков; системой знаний, умений; умением применять теорию на практике; способами мышления и деятельности школьников.

Нравственное воспитание младших школьников. Содержание и методика проведения этических бесед.

Любой поступок человека, если он влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма.

Понятия морали, имеют всеобщий характер, охватывают не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина - одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи - это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

Этическая беседа рассматривается как метод привлечения учащихся к обсуждению поступков, выработки нравственных оценок. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твёрдую нравственную позицию,

помочь осознать личный опыт нравственного поведения.

В процессе проведения этических бесед необходимо, чтобы учащиеся активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, самостоятельно подходили к определённым выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни школьников, примеров из художественной литературы, периодической печати.

Особенностью этической беседы является привлечение учеников к выработке правильных суждений и оценок. В школьной практике сложились классные, групповые и индивидуальные этические беседы. Учитель планирует определённую систему этических бесед (программные этические беседы), в которых последовательно знакомит учащихся с нравственными нормами. В начальных классах учителя планируют систему бесед о культуре поведения. Кроме программных этических бесед, проводятся эпизодические беседы, связанные с конкретной ситуацией. Часто учителю приходится проводить этическую беседу экспромтом, когда есть необходимость сразу же дать оценку поведению учащихся, ликвидировать возникающий конфликт.

Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов, на основе которых учитель подводит учащихся к моральным выводам и формулировке нравственных понятий. Этическую беседу можно строить и дедуктивным путём, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и выводам. Особенностью проведения этических бесед в начальных классах состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям..

7. Трудовое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы. Задачи, средства и организационные формы физического воспитания младших школьников.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

• формирование у школьников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Приобщение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и сегодня. В тех школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам;

• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника, дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя;

. разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся.

• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Физическое воспитание вносит большой вклад в организацию санитарно-гигиенического режима учения, быта и отдыха учащихся. Выполняя своё назначение в системе разностороннего развития личности, физическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- укрепление здоровья, закаливание организма;

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие двигательных качеств;

- сообщение сведений о сущности и социальной роли физической культуры и спорта.

К основным средствам физического воспитания школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются осознанные движения, специально подобранные для решения задач физического воспитания.

Физические упражнения реализуются в гимнастике, играх, спорте и туризме.

Природные факторы (солнечные лучи, воздух, вода) могут сопутствовать физическим упражнениям, а также использоваться как специальные процедуры. К гигиеническим факторам относятся: режим дня, сон, труд, отдых. Основными формами физического воспитания младших школьников являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа, физическое воспитание в семье..

8.Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми младше го школьного возраста

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ включают различные виды самостоятельной учебной деятель­ности школьников. Часть внеурочных. учебных занятий непос­редственно связана с уроками — выпол­нение текущих домашних заданий, под­готовка докладов, рефератов для выступ­ления в классе, написание сочинений. Другая часть внеурочных. учебных занятий связана с уроками опос­редованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, признанные удовлетворять разнообразные интере­сы учащихся и их стремление к само­стоятельной образовательной деятельности по свое­му выбору. Удельный вес этой части внеурочных. учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой.

Участие школьников в общественно по­лезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценност­ные отношения к образованию.

. В современной дидактике виды внеурочных. учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для общественных целей, должно указываться в учебных программах. Органи­зация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеклассная рабо­та является естественным продолжением пре­подавания.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА, составная часть системы образования и воспита­ния детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способно­стей личности, удовлетворения её пот­ребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и ук­реплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой.

Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным про­цессом в школе, с воспитательной рабо­той по месту жительства и осуществ­ляется преимущественно внешкольными учреждениями. В конце 19 — начале 20 вв. в России значительный опыт внешкольной работы был накоплен детскими клубами, спортивными площадками, летними оздоровительными колониями. Идеи объедине­ния дет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.073 с.)