Зависимость консистенции пищи от возраста ребенка


У ребенка постепенно формируются такие важные физиологические навыки, как синхронизация процессов жевания, формирование пищевого комка и глотания.

Самым трудоемким для измельчения в ротовой полости среди продуктов питания является мясо, поэтому при введении III ступени прикорма с 8-9 месяцев вначале дают ребенку кусочки растительных или мучных блюд, мясо же ребёнок получает с 7 месяцев в виде мясного пюре до 10-11 месяцев, а затем ближе к году молотое мясо (фрикадельки, паровые котлеты). И только после 3-х лет на Западе и, в основном, с 5 лет в России, когда появляются более мощные первые постоянные зубы, рекомендуется использовать порционные блюда, кусковое мясо.

Формирование вкуса.Вкус – одно из важнейших ощущений ребенка, вкусное питание вызывает положительные эмоции.

На первом году жизни градации вкуса формируются и совершенствуются, но с возрастом они становятся тоньше и богаче. Вкусовые пристрастия более полно определяются к 3 годам, но и в последующем вкусовые пристрастия под влиянием разных обстоятельств могут изменяться. Вкусное питание вызывает удовольствие от приема пищи и положительные эмоции у ребенка, а также улучшает аппетит.

На потребление ребенком пищи кроме вкуса влияет целый ряд других ее свойств: аромат, внешний вид, структура, что важно учитывать при приготовлении блюд.

Важно сознательное отношение ребенка к питанию. Выделяют этапы формирования сознательного отношения к питанию:

1) формирование гигиены приема пищи;

2) обучение правилам пользования столовыми приборами и поведению за столом;

3) привлечение к сервировке стола.

Культура питания.Очень важно формировать у ребенка сознательное отношение к приему пищи, культуру питания: умению пользоваться столовыми приборами, салфеткой, поведению за столом во время еды, сервировке стола, аккуратности при приёме пищи. У малыша постепенно формируется индивидуальный стереотип пищевого поведения.

Учить пользоваться столовыми приборами лучше в начале дня. Не стоит надеяться, что уставший за день годовалый ребенок захочет общаться с ложкой. С 2-2,5 лет обучают пользованию вилкой, а пользоваться ножом можно приучать некоторых детей уже с 5 лет.

С возрастом дети стараются быть самостоятельными: улучшается способность ребенка держать ложку, обращаться с чашкой или захватывать рукой кусок твердой пищи. Особенно важно для детей раннего возраста проявление чуткого реагирования при кормлении: детей нужно поощрять, уговаривать, предлагать добавку, разговаривать с ними за едой и следить за тем, сколько они съели. Количество съеденной ребенком еды может в большой степени зависеть от активного поощрения со стороны лица, осуществляющего уход. Формированию правильных навыков еды помогает непринужденная и комфортная атмосфера за столом, без ссор. При ласковом поощрении и чуткости во время кормления дети чаще съедают больше, чем когда они предоставлены сами себе.

Не следует ругать ребенка за беспорядок на столе на 2-3 году жизни, он не грязнуля, а просто учится есть и по-другому не может - опрятность при приёме пищи формируется постепенно. Тарелки, чашки лучше не наполнять доверху едой или питьем, чтобы ребенку было удобно.

К 7-8 годам у детей должны быть сформированы основные навыки личной гигиены, связанные с питанием: мытье рук, использование салфеток, умение пользоваться столовой и десертной ложками, вилкой, ножом, дегустация не из общей посуды, а из отдельной тарелки, блюдца, розетки.

У малыша должна быть отдельная детская яркая посуда, включающая глубокую и плоскую тарелки, маленькую салатницу, чашку с блюдцем, ложки столовую, десертную и чайную, вилку и нож.

Основные правила питания детей раннего возраста

1. Соблюдение режима питания.Правильное соблюдение режима питания является одним из факторов, обеспечивающим благоприятные условия проведения кормления детей, а также более успешное усвоение пищи и предусматривает:

Ø время и число приемов пищи;

Ø интервалы между едой;

Ø объемы блюд;

Ø распределение суточной калорийности в зависимости от возраста.

Большинство детей до 1,5 лет нуждаются в 5 кормлениях (завтрак, обед, полдник, ужин, а также 5-е молочное питание на ночь). После 1,5 лет почти все дети находятся на 4-разовом питании, хотя нередко за 1 час до сна выпивают кисломолочный напиток. Режим предполагает организацию питания в определенное время в течение дня, при этом желудочно-кишечный тракт работает ритмично, готов к приему пищи, которая легче усваивается.

Перерывы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов в дошкольном возрасте. Отклонения от установленного времени приема еды нежелательно превышать более 30 минут, в противном случае будет страдать пищевой рефлекс. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка может возникать транзиторная гипогликемия, сопряжённая со снижением работоспособности, памяти; чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и, тем самым, ухудшает усвоение пищевых веществ, кроме того, частый прием пищи заменяет другие важные компоненты жизни ребенка: развивающие занятия, игры, прогулки. Дети с невротическими реакциями нередко прибегают к кормлению с целью успокоения, возможности отвлечься от окружающей действительности.

2. Потребности в энергии и пищевых ингредиентах, установленные институтом питания РАМН. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста и формируется отдельно для детей от 1,5 до 3 лет, 3-6 лет, 7-11 лет, 12-15 лет, 15-18 лет.

Потребности в энергии меняются в зависимости от фактической активности и наличии стрессовых условий окружающей среды, экстремальных значений температуры, в том числе во время болезни, однако точных оценок диапазона этих изменений для детей раннего возраста не имеется. В то же время следует помнить, что ключевую роль в психологическом и социальном развитии детей раннего возраста играет физическая активность, поэтому чрезвычайно важно, чтобы дети получали достаточное количество энергии для поддержания оптимального уровня физической активности.

Таблица 1

Рекомендуемые нормы физиологической потребности

В пищевых веществах и энергии детей дошкольного возраста в сутки

(методические рекомендации института питания РАМН, 2000 г.)

Пищевые вещества Возраст детей 1-3 года Возраст детей 4-6 лет
Белки, г в т.ч. животные
37 (70%) 44 (65%)
Жиры, г в т.ч. растительные 25 (30%) 25 (30%)
Углеводы, г
Соотношение Б:Ж:У 1:1:4 1:1:4
Энергетическая ценность, ккал

 

Следует обратить внимание на рекомендуемые международные нормы потребности в пищевых ингредиентах по сравнению с российскими, в частности белка.

 

Таблица 2

Рекомендации безопасного уровня суточной потребности

В белке (грамм/день)

Возраст Соединенное королевство (Великобритания) США Европейский союз ВОЗ Россия
1-3 года 14,5 14,7 14,5
4-6 лет 19,7 19,7
7-10 лет 28,3 - -
11-14 лет (м/ж) 42,1/41,2 45/46 - - 98/90

 

Основой зарубежных норм потребности в белке являются исследования по оценке потребностей в азоте для обеспечения жизнедеятельности и физического развития. По результатам этих исследований в возрасте 1 года нормы потребления белка составляют 1,02 г/кг/день. В то же время реальное потребление белка, изучение которого проводилось во многих странах намного выше этих норм и зачастую превышают даже высокие российские нормы потребления, приближаясь к 4-5 г/кг/день.

Удельный вес животного белка у детей до 3-х лет должен составлять около 70%, от 3 до 6 лет – 65% от общего количества белка.

5. Соотношение основных ингредиентов питания. По Российским рекомендациям для детей старше 1 года требуется количественное соотношение основных ингредиентов (белки : жиры : углеводы) как 1:1:4, то для ребенка преддошкольного возраста эта формула, по данным зарубежных авторов, меняется на 1:1:5, что связано с более интенсивными обменными процессами, главным образом, в мозговой ткани, которая питается почти исключительно углеводами. Дети должны получать больше углеводистой пищи. По рекомендациям ВОЗ до 2-3 лет соотношение в рационе питания основных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов составляет 1:1:5, старше 3-х лет - 1:1:4.

6. Распределение суточной калорийности рационау детей старше 1,5 лет: на завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 5-10%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в энергии.

Таким образом, за первую половину дня, когда у ребенка наибольшая умственная и двигательная активность, с пищей ребенок должен получать 60-70%, а на вторую половину дня остается 30-40% энергетической суточной потребности.

7. Рекомендуемые объемы ежедневных блюд для детей дошкольного возраста (г, брутто):

 

Прием пищи Блюдо Объем блюд
1,5 г. – 3 г. 3 г. – 6 лет
Завтрак Каша, овощное блюдо Мясное, рыбное блюдо Творожное блюдо Яичное блюдо Напиток (чай, молоко) Кофейный напиток, какао 150-170 60-80 – 80-100
Обед Закуска (салат) Первое блюдо Второе блюдо (мясное, рыбное, из птицы) Гарнир (овощной, крупяной, макаронные изделия) Третье блюдо (компот, сок, кисель) 80-90   120-150   90-100   160-200  
Полдник Кисломолочный напиток (кефир, ряженка и др.), молоко Печенье, сухарики/булочка Свежие фрукты, ягоды   25/40 150-200   30/60
Ужин Овощное (крупяное) блюдо, макаронные изделия Молоко, кефир Свежие фрукты, ягоды 180-200   190-230  
Хлеб на весь день Ржаной Пшеничный 100-120

 

8. Детям от 1 до 3 лет требуется особая кулинарная обработка продуктов: измельченная (средние кусочки), пюреобразная, отварная и тушеная пища. После 2-х лет рацион питания по составу приближается к семейному столу, однако, кулинарная обработка и консистенция пищи, особенно мясных продуктов, имеет еще детский вариант.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь