Тема IV. Обучение в целостном педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема IV. Обучение в целостном педагогическом процессе



Задачи занятия: 1. Сформировать понятия о сущности, закономерностях, компонентах педагогического процесса. 2. Рассмотреть сущность процесса обучения, его функции и структуру.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – сущность, компоненты, закономерности педагогического процесса; сущность, функции и структуру процесса обучения.

Уметь – в педагогическом процессе обоснованно выделять его компоненты, функции и звенья процесса обучения.

 

Педагогический процесс – целенаправленное, специально организованное развивающиеся во времени взаимодействие педагогов и учеников, направленное на воспитание, обучение, образование и развитие личности.

Наиболее крупными составляющими педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности.

Образованность личности– характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Воспитанность личности – показатель определенного уровня усвоения личностью знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности и поведении.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Например, между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их выполнению; между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками и другие. Знание этих противоречий необходимо и педагогу, и воспитаннику для обеспечения успешности и эффективности их взаимодействия в педагогическом процессе.

Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность. Целостность педагогического процесса – качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Он предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы воздействие на все сферы личности – сознание, чувства, волю, поведение.

В структуре педагогического процесса выделяют следующиефункциональные компоненты: целевой (определение цели воспитания, обучения, развития, совокупности и последовательности задач для их достижения); содержательный (разработка содержательного наполнения процесса); операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников педагогического процесса; реализуется посредством организационных форм, средств, методов воспитания и обучения); контрольно-регулирующий (контроль педагога за ходом решения поставленных задач и внесение соответствующих изменений); оценочно-результативный (проверка, оценка результатов воспитания и обучения, установление соответствия их поставленным задачам, проектирование новых задач). Все компоненты педагогического процесса тесно взаимосвязаны, так, цель обучения (воспитания) определяет его содержание, которое требует использования определенных методов, средств, организационных форм. По ходу учебно-воспитательного процесса необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты обеспечивают определенный результат.

Эффективность педагогического процесса зависит от умения педагога учитывать его закономерности. Закономерности педагогического процесса – связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. Внешние связи характеризуют зависимость воспитания, обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям педагогического процесса относят связи между его компонентами: между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между целями, содержанием, методами, средствами, формами и т.д., а также между педагогами и воспитанниками. Например, связи между особенностями взаимодействия педагога с учащимися и результатами обучения, воспитания; мотивами учения и усвоением учебного материала; содержанием учебно-воспитательного процесса и поставленными задачами и др.

Взаимную активность педагога и его воспитанников, их сотрудничество называют педагогическим взаимодействием. От меры педагогического взаимодействия зависит эффективность обучения и воспитания. Его мера динамична и изменяется в благоприятную или неблагоприятную сторону в зависимости от действий педагога, основанных на хорошем или плохом настроении, на взаимном доверии и уважении или недоверии, агрессивности и т.д. Педагогическое взаимодействие достигается благодаря умению педагога управлять своим настроением, чувствами, переживаниями, собственной активностью, направленной на поиск взаимопонимания с учениками, сопереживания их успехов и неудач, на организацию их работы и поведения с учетом личностных, психических, физических особенностей и возможностей.

Дидактика (от греч. didactikos – поучающий и didakto – изучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

К основным задачам дидактики как относительно самостоятельного раздела педагогики относят: описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения. В решении этих задач общая дидактика использует достижения смежных с педагогикой наук.

Основными категориями дидактики являются дидактическая система, обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения, технологии обучения.

В структуре дидактики различают общую и частные дидактики. Общая дидактика изучает такие закономерности процесса обучения, которые можно использовать в преподавании всех учебных дисциплин и на всех уровнях учебной деятельности (начальное обучение, углубленное изучение предмета, совершенствование знаний, умений и навыков и т.д.). Частные дидактики (предметные методики) рассматривают специфические особенности обучения конкретному предмету (например, методика обучения физической культуры, математики и т.д.). Частные дидактики руководствуются основными теоретическими положениями общей дидактики.

Полноценная дидактическая (учебная) деятельность выполняет три функции:

§ Образовательную (способствует как овладению знаниями основ наук, так и способами овладения теоретическими знаниями и умениями их использовать в практической деятельности).

§ Воспитательную (способствует формированию мировоззрения, морально-волевых качеств, эстетического вкуса и др.).

§ Развивающую (способствует развитию как всех систем организма, так и личности в целом).

Каждая функция процесса обучения, имея свое содержание, тесно связана с другими, они проникают друг в друга, составляют единое целое в процессе обучения, что способствует формированию целостной, разносторонне развитой личности.

Процесс обученияотражает все существенные свойства педагогического процесса и в то же время имеет специфические качественные отличия, в частности, это - процесс, управляемый педагогом, направленный на организацию усвоения учениками знаний, умений, навыков, развитие их познавательных способностей.

В процессе обучения выделяют две взаимосвязанные стороны – преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность педагога по организации усвоения учебного материала (передаче информации, формированию у учащихся умений и навыков; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся и др.).

Учение – это деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний, формированию умений их использовать в практической деятельности, самооценке учебных достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости получаемой информации и др.

Об эффективности процесса обучения судят по результатам усвоения учащимися знаний, овладения ими умениями и навыками, их творческого применения.

Знания – совокупность закрепленных в определенной системе в сознании учащихся научных теорий, фактов, законов, понятий, которые они могут использовать в деятельности и в жизни. Умения – способы применения знаний на практике. Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма, в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий, движений или решения типовых задач в учебной деятельности.

Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны. Умения, навыки вырабатываются на основе знаний.

Процессы преподавания и учения представляют собой определенные взаимосвязанные этапы или звенья познания, отражающие путь от незнания к знанию. Согласно материалистической теории познания, путь познания человеком окружающей действительности можно определить формулой: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике». Таким образом, процесс познания включает в себя следующие этапы: восприятие информации – понимание, осмысление, обобщение – применение на практики.

Структура процесса обучения представлена в табл. 4.

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.008 с.)