Ф.И.О. учителя Чистякова Татьяна Юрьквна

Рабочая программа и

календарно - тематическое планирование

На 2012-2013 учебный год

ПредметИнформатика

Класс 9а, 9б, 9в, 9гклассы

Ф.И.О. учителя Чистякова Татьяна Юрьквна

Наименование программыУгринович Н.Д. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы ( 8 – 9 классы )

Учебно - методическое обеспечение

Методическое обеспечение

Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович.– 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2010 г..

Дополнительная литература:

1. Информатика. Структурированный конспект базового курса/ Семакин И.Г. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.

2. Информатика. Задачник – практикум в 2т/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.

3. Информатика: Базовый курс. 7 – 9 классы/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2004.

4. Информатика. 8 – 9 классы: поурочные планы / авт.-сост. А.С. Федоров, А.А. Федорова. – Волгоград: Учитель, 2006.

5. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6 – 11 классы / Л.А.Анеликова. – М.: Дрофа, 2004.

6. Понятный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков – СПб.: Питер, 2006.

7. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8 – 9 классы. / А.Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2005.

8. Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича / авт.-сост. А.С.Николаев – Волгоград: Учитель, 2010.

 

 

Программное обеспечениеOS Windows XP, Microsoft Word 2003, Microsoft Excel 2003.

 

  Кол-во контрольных работ Кол-во практических работ Кол-во лабораторных работ
I четверть  
II четверть  
III четверть  
IV четверть  
ИТОГО  

 

Пояснительная записка

Класс   Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Реквизиты программы УМК обучающихся УМК учителя
Федеральный компонент Региональный компонент Школьный компонент
9а, 9б, 9в, 9г         Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» Сост.: М.Н. Бородин. – 5 – е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 463с. Учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович.– 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2010 г..   Учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович.– 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2010 г.. Дополнительная литература: Информатика. Структурированный конспект базового курса/ Семакин И.Г. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. Информатика. Задачник – практикум в 2т/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000. Информатика: Базовый курс. 7 – 9 классы/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2004. Информатика. 8 – 9 классы: поурочные планы / авт.-сост. А.С. Федоров, А.А. Федорова. – Волгоград: Учитель, 2006. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6 – 11 классы / Л.А.Анеликова. – М.: Дрофа, 2004. Понятный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков – СПб.: Питер, 2006. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8 – 9 классы. / А.Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2005.  

Пояснительная записка



Рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и авторской программы Угриновича Н.Д., рекомендованной Министерством образования РФ.

 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest для тематической проверки знаний.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениямиработать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыковприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

· познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

· познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

· познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

· раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

· продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

· обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.

 

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю с делением класса на две группы.

Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.

В календарно-тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

 

Содержание тем учебного курса

Повторение (1 ч.)

Тестирование:

  • Итоговый тест за курс 9 класса.

 

Требования к уровню подготовки учащихся,

Знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
    • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
    • создавать записи в базе данных;
    • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Аппаратные средства

· Компьютер

· Проектор

· Принтер

· Модем

· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.

Программные средства

· Операционная система – Windows XP, Linux.

· Система объектно-ориентированного программирования

· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

· Звуковой редактор и программы нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.

 


Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема курса № урока Тема урока Способы организации деятельности учащихся Компьютерный практикум Дата проведения
9-а 9-б 9-в 9-г
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 13 ч. ИТБ. Пространственная дискретизация Лекция          
Растровые изображения на экране монитора            
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Практикум Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации        
Растровая и векторная графика            
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах            
Инструменты рисования растровых графических редакторов Практикум Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе        
Работа с объектами в векторных графических редакторах Практикум Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе        
Редактирование изображений и рисунков            
Растровая и векторная анимация Практикум Практическая работа 1.4. Анимация        
  Кодирование и обработка звуковой информации   Практикум Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации          
  Цифровое фото Практикум Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу          
Цифровое видео Практикум Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа          
Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»            

 

Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч. Кодирование текстовой информации. Практикум Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации        
Создание документов в            
  текстовых редакторах. Сохранение и печать документа.            
Ввод и редактирование документов. Практикум Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул        
Форматирование символов и абзацев. Практикум Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев        
Нумерованные и маркированные списки. Практикум Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков        
Таблицы. Практикум Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными        
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов Практикум Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря        
Системы оптического распознавания документов. Практикум Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа        
Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».            
Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч. Представление числовой информации с помощью систем счисления            
Арифметические операции в позиционных системах счисления            
*Двоичное кодирование чисел в компьютере . Проверочная работа « Арифметические операции в двоичной системе счисления» Практикум Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора        
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных            
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Практикум Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах        
Встроенные функции Практикум Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах        
Построение диаграмм и графиков Практикум Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов        
Представление базы данных в виде таблицы и формы            
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Практикум Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах        
Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации».            

 

Основы алгоритмизация и объектно-ориентированного визуального программирования – 22 ч. Свойства алгоритма и его исполнители.            
Выполнение алгоритмов компьютером            
Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм.            
Разработка проектов в системе объектно-ориентированного программирования.   практикум Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования        
Графический интерфейс проекта. Свойства, методы, события программных объектов. практикум Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»          
Тип, имя и значение переменной. практикум Практическая работа 4.2. Проект «Переменные»        
Проект «Переменные»   практикум Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» (Продолжение)        
Арифметические выражения практикум Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (1 часть)        
Строковые выражения. практикум Проект «Сложение строк»        
Логические выражения. практикум Проект «Логические выражение»        
Математические функции практикум Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (2 часть)        
Строковые функции практикум Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»        
Функции ввода и вывода данных практикум Проект «Регистрация»        
Функции даты и времени практикум Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время»        
Алгоритмическая структура «ветвление» практикум Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»        
Алгоритмическая структура «выбор» практикум Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»        
Алгоритмическая структура «цикл». Цикл со счетчиком практикум Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»        
Алгоритмическая структура «цикл». Цикл с условием практикум Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш»        
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005   практикум Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор»        
Графические методы языка Visual Basic 2005 практикум Практическая работа 4.11 Проект «Система координат»        
Анимация в языкеVisual Basic практикум Практическая работа 4.12 Проект «Анимация»        
Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного визуального программирования»            
Формализация и моделирование – 10 ч. Окружающий мир как иерархическая система лекция          
Моделирование как метод познания              
Материальные и информационные модели Работа с презентацией          
Формализация и визуализация моделей Работа с презентацией          
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере игра          
Построение физических моделей практикум Практическая работа5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»        
Приближенное решение уравнений практикум Практическая работа5.2. Проект «Графическое решение уравнений»        
Экспертные системы распознавания химических веществ практикум Практическая работа5.3. Проект «Распознавание удобрений»        
Информационные модели систем управления практикум Практическая работа5.3. Проект «Модели систем управления»        
Контроль знаний по теме: «Формализация и моделирование»              
Информационное общество – 3 ч. Информационное общество лекция          
Информационная культура игра          
Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий Проверочная работа «Информатизация общества»   Работа в парах          
  Повторение. Итоговый тест по курсу.            
                       

 

Рабочая программа и

календарно - тематическое планирование

На 2012-2013 учебный год

ПредметИнформатика

Класс 9а, 9б, 9в, 9гклассы

Ф.И.О. учителя Чистякова Татьяна Юрьквна

Наименование программыУгринович Н.Д. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы ( 8 – 9 классы )









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь