Раздел 9. Невербальные средства общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 9. Невербальные средства общения



Задание № 1. Проверьте на своих знакомых, угадают ли они, что вы имеете в виду, если жестом изобразите предметы, указанные в списке.

Например: «У меня кончилась… » (изображается как чистят зубы). Ответ — зубная паста.

Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

Задание № 2. Определите, какие жесты могут быть исполь­зованы при произнесении фраз:

 

Все это не для меня.

Стучат, стучат и вверху и внизу.

Пришли и те и другие.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймем друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Да что там, ну пусть.

Избавьте меня от этого, я этого не хочу.

Нет-нет, ни за что.

Так все напутано, такая неразбериха.

Никто ничего не поймет, полная сумятица.

Все это не совсем так.

Тут как-то все, знаете, эдак.

Задание № 3. Определите, к какому виду жестов (ритмичес­кий, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый из описанных И. С. Тургеневым в романе «Новь»:

 

«— И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у тарака­на... — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальца­ми, какие у него усы».

«Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

— Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

— О! да и вы, я вижу, злой!»

«За наше... наше предприятие!» — воскликнул Голушкин, ми­гая при этом глазом и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!»

«— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди».

«— Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул».

«Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши пред­шественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые про­дают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул тре­тий) с прибавкой! т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!»

«— Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый... Я не­даром наполовину малоросс».

«— Ну, так чем же вы решили?

Нежданов пожал плечами.

— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще по­дождать».

«— Гм! -г- произнес Сипягин. — Это ты про студентика?

— Про господина студента.

— Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба)... что-нибудь завелось? А?»

Задание № 4. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М. В. Ломоносов, когда они используются и что означают?

 

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обык­новенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят ис­кусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву или кля­нутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, уве­щевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молча­ние. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают, в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представ­ляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знамену­ют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показы­вают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.

Задание № 5. Все участники делятся на пары. Один из пары изображает какой-либо жест, а другой его раз­гадывает, определяет значение и тип жестов, к которо­му он относится. После демонстрации 10-15 жестов уча­стники меняются ролями.

Задание № 6. Попробуйте привлечь к себе внимание без речевого обще­ния — средствами мимики, пантомимики, зрения. Слушатели фик­сируют ваши жесты и оценивают их. В упражнениях по мимике участники делятся на пары и дают друг другу мимические зада­ния — не менее 10 на каждого, затем меняются ролями.

Упражнения лучше сначала провести дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т. п. Эти задания полезны для передачи своих переживаний собеседнику.

Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т. п.; найдите целесообразные, умест­ные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, про­играйте ситуацию.

Задание № 7. Все участники разбиваются на пары. Задается следующая си­туация. Партнеров разделяет толстое стекло (в поезде, в авто­бусе...), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не дого­вариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать пе­редать через стекло все что нужно и получить ответ.

Каждая пара участников конкретизирует для себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результаты обсуждаются.

Задание № 8. Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с перво­го игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопроси­тельной, восклицательной, удивленной, безразличной и т. д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.

Задание № 9. Выбирается водящий. По удару гонга он закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой ка­кой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участ­ники своим поведением, главным образом эмоциональным со­стоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выби­рается другой водящий, если нет — остается тот же самый.

Задание № 10. Участники садятся в круг, в центре которого кладутся кар­точки с заданиями: «сказать» невербально выбранному партне­ру фразу, написанную на карточке. Каждый по очереди выбира­ет задание и выполняет его без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу. Варианты фраз:

— «Не расстраивайся, все будет хорошо...»

— «Меня возмущает твое поведение...»

— «Я очень рад тебя видеть!»

— «Неужели?! Этого не может быть!»

— «Этого я от тебя не ожидал!»

— «Как я рад!»

— «Как вы все мне надоели!»

— «Поторопись, а то мы опоздаем...»

— «Ты сегодня прекрасно выглядишь...»

— «Я очень сожалею, что так случилось, прости меня...»

— «Мне это так не нравится!»

Для дальнейшего совершенствования участникам предлага­ется дома перед зеркалом или в общении попробовать выразить все те намерения и отношения, которые были предметом анали­за на данном занятии.

Воздушный шар

Весь день стремитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согла­шаться, а не возражать. Чаще говорите «да», а не «нет». Избегайте катего­ричных фраз и интонаций.

Добрый взгляд

Находясь в транспорте, приглядитесь к кому-либо невдалеке. Сделай­те это деликатно, «вполглаза»: человека раздражает, когда его изучают в упор. Если он перехватил ваш взгляд, немедленно отвернитесь! Теперь, не глядя, воспроизведите в памяти это лицо. Вообразите его себе веселым, добродушным, например, во время дружеской вечеринки. Представьте себе обратное: как выглядит этот человек в гневе, в раздражении. Если ваш спутник все же задет и вызывающе поглядит на вас, дружески улыбнитесь ему и отвернитесь.

Недовольство

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, злым лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать «уровень недовольства». Станет тяжело — губу приспустите, а не чувствуете напряжения — приподнимите губу выше...

Задание № 11. При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств – жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.016 с.)