Лабораторное занятие № 10-11 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторное занятие № 10-11



 

Тема: " СЦЕПЛЕНИЕ И КРОССИНГОВЕР ".

 

Цель: знакомство с явление сцепления и кроссинговера, их биологическим значениям.

Материалы и оборудование: слайды, диапроектор, микропрепараты дрозофил.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

І. Обсуждение сцепления и кроссинговера, их биологического значения.

1. Сформулируйте закон независимого расщепления.

2. Когда происходит независимое расщепление по двум и большому числу пар аллелей.

3. Может ли каждый ген быть локализован в одной хромосоме. Что из этого следует.

4. Что такое сцепление. Какие гены называются сцепленными.

5. Что такое группа сцепления.

6. Как определить сцеплены или не сцеплены гены.

7. Как влияет сцепление на изменчивость.

8. Существует ли в природе механизм, позволяющий преодолеть влияние сцепления на изменчивость.

9. Что такое кроссинговер.

10. Какие особи (гаметы) называются родительскими, а какие кроссоверными.

11. Как определить был кроссинговер или нет.

12. Как определяется частота кроссинговера.

13. Что такое генетическое картирование.

14. Что такое интерференция.

15. Назовите цитологические доказательства кроссинговера.

16. Сформулируйте основные положения хромосомной теории наследственности.

17. Что такое тетрадный анализ.

18. Возможен ли перекрест в митозе.

 

ІІ. Решение задач на сцепление и кроссинговер.

 

Литература:

1. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике./ М.: Просвещение, 1979. – с. 57-66.
ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 12-14

 

Тема занятия: МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГЕНА.

Цель занятия: Знакомство со структурой и функциями гена, основными положениями теории гена.

Материалы и оборудование: постоянные микропрепараты корешков лука, окрашенных по Фельгену, спинного мозга мелких млекопитающих, окрашенных по Нислю, корешков лука, окрашенных метиловым зеленым – пиронином, микроскопы, таблицы и слайды, иллюстрирующие модель строения ДНК, тонкой структуры гена, транскрипции, трансляции, генетического кода, фильма «Биосинтез белка».

Ход занятия:

І. Обсуждение основных положений теории гена: строение ДНК, репарация ДНК, репликация ДНК, транскрипция ДНК, трансляция РНК. Механизмы регуляции действия генов. Понятие об опероне.

ІІ. Знакомство с методами выявления ДНК и РНК в клетке:

1. Под большим увеличением микроскопа рассмотреть постоянные микропрепараты окрашенные по Фельгену. Обратить внимание на то, что реактив Шифф окрашивает только ядра и хромосомы в красновато-фиолетовый цвет. Интенсивность окраски является основным показателем количественного содержания ДНК.

2. Под большим увеличением микроскопа рассмотреть срез спинного мозга кошки (собаки), окрашенной по Нислю. Обратить внимание на то, что при таком окрашивании выявляется только РНК в ядрышке, в местах локализации рибосом и гранулярного эндоплазматического ретикулума в цитоплазме.

3. Под большим увеличением микроскопа рассмотреть постоянные микропрепараты окрашенные метиловым зеленым и пиронином. Обратить внимание на то, что цитоплазма и ядрышки окрашены в интенсивный розовый цвет (красный), а ядра и содержащиеся в них хромосомы – в зеленый. При таком окрашивании пиронин выявляет места локализации РНК (красный цвет), а метиловый зеленый – места локализации ДНК (зеленый цвет).

ІІІ. Демонстрация фильма «Биосинтез белка»

ІУ. Решение задач по коду наследственности.

Литература:

1. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике./ М.: Просвещение, 1979. – с. 57-66.


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 15

 

Тема: ИЗМЕНЧИВОСТЬ

 

Цель занятия: знакомство с различными формами фенотипической изменчивости у растений, животных и человека; модификационной изменчивостью и методами ее изучения.

Материалы и оборудование: коллекции полиплоидных форм ржи, пшеницы, земляники; постоянные микропрепараты дрозофил, линейки.

Ход занятия.

1. Обсуждение генетической и фенотипической изменчивости и методов ее изучения.

2. Описать коллекцию полиплоидных форм диплоидной и тетраплоидной ржи, результаты записать в таблицу №1.

Признаки Диплоидная рожь Тетраплоидная рожь
  Толщина соломины    
  Форма листьев    
  Размеры зерен    

3. Изучить модификационную изменчивость листьев земляники.

Ход выполняемой работы:

І. Рассмотреть коллекцию листьев земляники, познакомиться с явлением модификационной изменчивости. Измерить длину и подсчитать число рубчиков средней доли листа земляники, результаты записать в таблицу №2.

№ листьев п/п Длина листа (в см) Число зубчиков
. .    

ІІ. Просматриваем дискретное варьирование числа рубчиков среднего листа земляники; данные представить в таблице №3.

Таблица №3

Количество рубчиков (х) Запись результатов подсчета Число m(f) Отклонение от среднего Квадрат отклонения 2 Произведение частоты на квадрат отклонения f 2
           

S =

1. Определить размах изменчивости (lim), т.е самую маленькую вариацию (Хmin) и самую большую вариацию (Хmax).

2. Систематизировать полученные данные в вариационный ряд (Х – 17, 18, 19……).

3. Определить частоту вариаций (f), т.е. число вариант (особей), имеющих одинаковое значение вариаций (х).

4. Построить кривую полученного вариационного ряда: на горизонтальной прямой отмеряют возможные значения признака (х), на вертикальной прямой – частоту варьитующего признака (f).

 

 

 
 

Частота, f

 

Число зубчиков

Кривая варьирования числа колосков в колосе пшеницы.

5. Вычислить среднее арифметическое

а) по простой формуле , где - среднее арифметическое; х – определенное значение (вариант), n – сумма всех частот.

б) , где f – частота вариаций

6. , где -, - отклонение вариации от среднего арифметического, ( - квадрат отклонения; - сумма произведения частот на квадрат отклонения; n – количество объектов;

7. Определить коэффициент вариации (V)

8. Установить ошибку среднего арифметического (m)

, где m -, σ – стандартное отклонение; n – число объектов выбора.

 

3. Построить вариационный ряд и вариационную кривую изменчивости роста среди студентов 1 курса специальности экология.

Литература:

1. Ватти К.В., Тихомиров М.М. руководство к практическим занятиям по генетике / М.: Просвещение, 1979. – с. – 110-149.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, 1979. – с. – 143-174.

3. Шварцман П.Я. Полевая практика по генетике с основами селекции / М.: Просвещение, 1986. – с. – 62-70.


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 16

 

Тема занятия: ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ.

 

Цель занятия: знакомство с закономерностями наследования в популяциях.

Ход занятия.

І. Обсуждение основных закономерностей наследования в популяциях:

1. Что такое вид.

2. Что такое популяция.

3. Что такое идеальная и панмиктическая популяция.

4. Назовите основные генетические характеристики популяций.

5. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга.

6. Назовите факторы, влияющие на динамическое равновесие в популяции.

ІІ. Изучение частоты генов в популяции.

Примем группу студентов за популяцию.

1. Подсчитать число студентов в группе, которые имеют карие и голубые глаза (язык свернут в трубочку или нет).

2. Вычислить процент отношения доминантного (карие, язык свернут) и рецессивного (голубые, не свернут) признаков. Результаты занести в таблицу №1.

фенотип Число студентов % Частота генов Частота гетерозиготы /р/
Доминантного /рА/ Рецессивного /а/  
1. 2. 3.          
             

3. Определить частоту доминантных и рецессивных генов в популяции:

А) частота рецессивного гена а;

Б) частота доминантного гена рА определяется по формуле:

р + = І, отсюда р = І - =; ……..%

или А% = 100% - а% = %;…….

ІІІ. Установление частоты генотипов в популяции при разных частотах /р и / аллелей.

1. Начертите таблицу с различными частотами аллельных генов.

Таблица № 2

р Частота генотипов  
АА/р2/ Аа /2р/ аа/ /2
0,95 0,85 0,75 0,65 0,50 0,45 0,30 0,20 0,10 0,05       0,05 0,15 0,25 0,35 0,50 0,55 0,70 0,80 0,90 0,95

 

2. Вычислить частоты гомозиготных гетерозиготных генотипов для каждого следующего случая.

3. Сравнить частоты доминантных гомозигот, гетерозигот и рецессивных гомозигот по строкам таблицы. Сделать вывод о том, как взаимосвязаны в популяции частота генотипов и частоат аллелей.

Вывод: частота генотипов в популяции изменяется с изменением частот аллей.

ІУ. Определить частоту гетерозигот в первом опыте по цвету глаз (форме кончика языка). Результаты записать в таблицу №11.

Расчет ведем по формуле р2АА + 2рАа + р2аа = 1, отсюда число гетерозигот: 2р Аа =;………%. Или 100% - аа% - Аа%.

Y. Решение задач.

 

Литература:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. руководство по практическим занятиям по генетике/ М.; Просвещение, 1979. – с. –150-162.

2. Дегтярева Н.И. лабораторный и полевой практикум по генетике / К.: Вища школа, 1979.- с. – 174- 181.


ГЕНЕТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.62.45 (0.025 с.)