Всегда ли формирование одного признака определяется одной парой генов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всегда ли формирование одного признака определяется одной парой генов.



ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2

 

Тема: " ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ. КАРИОТИП ".

 

Цель: знакомство с цитологическим методом в генетике, строением хромосом, кариотипами различных организмов.

Материалы и оборудование: микропрепараты — кариокинез в клетках корешка лука, дробление яйцеклетки аскариды, гигантские хромосомы хирономуса и слюнных желез дрозофилы, микрофотографии метафазных пластинок человека, микроскопы, ножницы, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

І. Обсуждение цитологических основ наследственности цитологического метода в генетике и его значение. Строение хромосом. Понятие о кариотипе, кариограмме и идиограме.

ІІ. Выполнение лабораторной работы.

Сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа рассмотреть строение хромосом у различных организмов: репчатого лука, лошадиной аскариды, гигантских хромосом слюнных желез дрозофилы или хирономуса.

1. На постоянном микропрепарате кариокинеза в корешке лука найти хорошую пластинку, рассмотреть хромосомы в метафазе, обратить внимание на то, что они состоят из двух хроматид, зарисовать контуры хромосом, найти гомологичные хромосомы (2п=16).

2. На постоянном микропрепарате дробления яйцеклетки аскариды найти яйцеклетку, находящуюся на стадии метафазы, обратить внимание на парность хромосом, их форму, зарисовать контуры хромосом и обозначить гомологичные хромосомы одинаковыми цифрами (2п=4,2)

3. На постоянном микропрепарате слюнных желез дрозофилы найти картину, гдe гигантские хромосомы хорошо расправлены. Перевести микроскоп на большое увеличение, найти ярко окрашенный хромоцентр — место соединения центромер всех хромосом. От хромоцентра отходят в виде лент хромосомы. Известно, что пары гомологичных хромосом в слюнных железах дрозофилы коньюгируют, т.е. следует ожидать четыре ленты (2п=8), но так как вторая и третья хромосомы дрозофилы очень длинные метацентрические, то от центромера отходят по два их плеча, четвертая хромосома очень короткая, едва выступает из хромоцентра, а первая хромосома — акроцентрическая и образует одну ленту, то будут видны шесть лент: пять длинных и одна короткая.

Следует зарисовать общую картину и выделить участки гигантских хромосом с тщательно вырисованными отдельными дисками.

4. Используя микрофотографии метафазных пластинок человека, рассмотреть строение хромосом, определить их общее количество (в норме — 2п=46). Найти гомологичные хромосомы, пронумеровать их. Аккуратно вырезать (если хромосомы слиплись, то вырезать вместе); расположить в ряд по мере убывания длины и с учетом локализации центромер (акроцентрические и субметацентрические хромосомы должны быть расположены так, чтобы центромера была вверху). Разбить на группы, в соответствии с денверской классификацией; пронумеровать и приклеить:


 

аутосомы (1-22 пары)

1-3 — крупные, метацентрические;

4-5 — крупные, субметацентрические;

6-12 — средние, субметацентрические;

13-15- средние, акроцентрические (почти телоцентрические);

16-18- небольшие, мета- и субметацентрические;

19-20- короткие, метацентрические;

21-22- очень короткие, акроцентрические (21 — имеет спутник на коротком плече).

гетерохромосомы (23 пара)

23 пара — половые хромосомы: ♀ — ХХ, ♂-XY.

Х — хромосому следует найти среди средних, субметацентрических, она крупнее остальных и почти метацентрическая, а Y — хромосому — среди коротких акроцентрических. Если хромосомы слиплись, то определяют позицию самой крупной, а для другой — указывают стрелкой.

Укажите, чей это хромосомный набор (мужчины или женщины), а если будет нарушение по числу половых хромосом, то назовите и фенотип.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.— С.-5-14.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, I979. -С.25-57.

 


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность „Биология”

Лабораторное занятие № 3-4

 

Тема занятия: МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ.

Цель занятия: знакомство с основными закономерностями при моногибридном скрещивании.

Материалы и оборудование: постоянные микропрепараты или культуры: ♂дрозофила Normal (серое тело) и ♀black (черное тело), ♂дрозофила Normal(длинныекрылья) и ♀дрозофила (зачаточные крылья); растения гороха исходных родительских сортов (желтосеменного и зеленосеменного) гибридов F1, гибридов F2 и гибридов Fa; капельницы с эфиром, морилки, молочно-белые стекла, препаровальные иглы, кисточки, спирт, эфир, лупы, микроскопы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

І. Обсуждение основных закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

ІІ. Знакомство с правилами работы с дрозофилой: приготовление и разлив корма для дрозофилы, получение виргинных самок дрозофилы, наркотизация, отделение самок от самцов (самостоятельно).

ІІІ. Рассмостреть строение дрозофилы Normal,обратить внимание на окраску тела и длину крыльев. Зарисовать строение самца и самки

ІV. Рассмотреть строение дрозофил мутантных линий black и vestigial. Нарисовать их строение.

V. Изучить наследование желтой окраски у гороха.

1. Проанализировать исходные линии. Результаты записать в таблицу 1.

2. Проанализировать наследование окраски семян у гороха, гибриды F1, результаты записать в таблицу1.

3. Проанализировать наследование у гибридов F2, установить расщепление, подсчитать желтые и зеленые горошины. Результаты записать в таблицу 1.

4. Проанализировать результаты анализирующего скрещивания Fa, Установить расщепление подсчитать желтые и зеленые горошины, результаты записать в таблицы 1, 2.

5. Провести статистическую обработку полученных данных, результаты представить в таблице 1. Оценить достоверность экспериментальных данных.

06означения:

р - наблюдаемое (полученное в опыте число)

q – теоретически ожидаемое число.

х2 – хи-квадрат Пирсона-Фишера.

Σ – сумма.

P < 0,05 при х2 < 3,84.

Таблица 1

Классы Число горошин
Желтых Зеленых Всего
Материнская линия        
Отцовская линия        
F1        

 

Таблица 2

Классы р q p-q (p–q)2 (p–q)2 q
F2 Желтых Зеленых Всего Ожидаемое отношение Фактическое отношение         (p–q)2 х2=Σ q
Fa Желтых Зеленых Всего Ожидаемое отношение Фактическое отношение         (p–q)2 х2=Σ q
Вывод          

 

VІ. Составить схемы скрещиваний: F1, F2, Fa (анализирующее), использовать общепринятую символику: Р- родительские формы, х- знак скрещивания, -женский пол, -мужской пол, F1, F2, и т.д.- номер гибридного поколения, гены обозначаются буквами латинского алфавита, например, А- доминантный, а-рецессивный, АА- доминантная гомозигота, aa- рецессивная гомозигота, Аа - гетерозигота, 0 - гаметы.

 

VІІ. Решение задач на моногибридное скрещивание.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.- C.-34-52.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике / К,: Вища школа, I979.- С.75-94.

 


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 5-6

 

Тема занятия: ДИГИБРИДНОЕ И ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

 

Цель занятия: Знакомство с основными закономерностями наследования при ди- и полигибридном скрещивании.

Материалы и оборудование: Растения гороха: материнской линии (желтые морщистые семена), отцовской линии (зеленые гладкие семена), гибриды F1 F2, пинцет, кисточка, чашка Петри.

 

Ход занятия:

1. Обсуждение основных закономерностей при ди- и полигибридном скрещивании.

2. Изучить наследования окраски и гладкой поверхности семян гороха:

а) рассмотреть окраску семян и поверхность материнской и отцовской линии;

б) рассмотреть окраску семян и поверхность у гибридов F1;

в) проанализировать гибридные семена F2, разделить их на 4 класса: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые; подсчитать семена каждого класса, обобщить данные, полученные всеми студентами, результаты записать в табл.2;

г) установить числовые соотношения между классами семян в F2;

д) установить достоверность результатов опыта по методу хи-квадрат;

е) составить схему скрещивания; выяснить характер независимого наследования двух пар признаков (окраски и поверхности семян), установить числовое соотношение пары признаков.

Таблица 2.

№ п/п Класс p q p-q (p-q)2 (p-q)2 q
  Желтые гладкие          
  Желтые морщистые          
  Зеленые гладкие          
  Зеленые морщистые          
  Всего         Х2=S (p-q)2 q
  Всего семян          
  Фактическое расщепление          
  Ожидаемое расщепление 9/16 жел.гл. 3/16 жел.мор 3/16 зел.гл. 1/16 зел.мор  
  Расщепление по окраске: Фактическое Ожидаемое          
  Расщепление по х-ру поверхности: Фактическое Ожидаемое          
Вывод:

 

3. Решение задач на ди- и полигибридное скрещивание.

 

Литература:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике / М.: Просвещение, 1979.- С.52-63.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике / К.: Вища школа, 1979.- С.94-107.


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность. «Биология»

Лабораторное занятие № 7

 

Тема занятия: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ

 

Цель занятия: Знакомство с основными видами взаимодействия неаллельных генов.

Материалы и оборудование: початки кукурузы; гербарный материал полиплоидных сортов растений.

Ход занятия:

І. Обсуждение взаимодействия неаллельных генов:

ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»,

Лабораторное занятие № 8

 

Тема занятия: НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ

 

Цель занятия: знакомство с основными закономерностями наследования признаков, сцепленных с полом; реципрокными скрещиваниями в F1 и F2, крисс- кросс наследованиями.

Материалы и оборудование: нормальные мухи и мутанты, гибриды F1 и F2 прямого и обратного скрещиваний, корм, пробирки, морилки, вата, эфир, лупа, пинцет, кисточка, постоянные микропрепараты самцов и самок дрозофилы, слайды, таблицы, микроскопы.

Ход занятия

І. Обсуждение закономерностей наследования признаков, связанных с полом. Типы определения пола. Контрольные вопросы:

1. Биологическое значение полового размножения.

2. Поясните значение терминов: аутосомы, гетерохромосомы, половой хроматин.

3. Назовите известные способы определение пола. Приведите примеры.

4. Назовите известные Вам типы генотипической детерминации пола.

5. Какой пол называется гомогаметным, а какой гетерогаметным.

6. Что такое мужская гетерогаметность, приведите примеры.

7. Какие особенности характерны для определения пола у дрозофилы.

8. Как определяется пол у человека.

9. Назовите известные Вам отклонения от нормальной половой дифференциации у человека.

10. Что такое женская гетерогаметность. Приведите примеры.

11. Какое скрещивание называется реципрокным.

12. Что такое наследование сцепленное с полом.

13. Чем отличаются признаки ограниченные полом от признаков находящихся под влиянием пола.

 

ІІ. Пусть поставлен опыт на прямое и обратное скрещивание мух и их мутантов

А) написать схемы наследования рецессивного, сцепленного с полом признаки при прямом /А/ и обратном /Б/ скрещивании у гибридов F1 и F2 :

 

А Б

Р ♀ ХХ х ♂ Х У Р ♀ Х Х х ♂ Х У

Гаметы

F1

Фенотип

Гаметы

F2

Фенотип

14. Пусть, в прямом скрещивании в F1 было получено 256 красноглазых самок и 226 красноглазых самцов, и в F2; 312 красноглазых самок и 123 белоглазых самца, а в обратном скрещивании в F1 было получено 215 красноглазых самок и 183 белоглазых самца, в F2 было получено: 130 красноглазых самок, 151 красноглазый самец, 150 белоглазых самок и 127 белоглазых самцов.

Результаты внести в таблицу 1. Сравните данные опыта с теоретически ожидаемыми для каждого варианта.

Таблица 1.

№ п/п Прямое скрещивание: ♀красноглазая х ♂ белоглазых Всего Обратное скрещивание: ♀ белоглазых х ♂ красноглазых всего
  Красноглазых Самок самцов   белоглазых Самок самцов   Красноглазых Самок самцов белоглазых Самок самцов  
1. Фактическое расщепление (р)            
2. Ожидаемое отношение І І 0 0   І 0 0 І  
3. Теоретически ожидаемое расщепление q            
4. Отклонение (р - q)            
5. (р - q)2            
6. х2=Σ(р- q)2 / q            
7. Фактическое расщепление            
8. Ожидаемое расщепление 2 І 0 І   І І І І  
9.Теоретически ожидаемое расщепление.            
10. Отклонение (р - q)            
11. (р - q)2            
12. х2= Σ (р - q)2 / q              

 

15. Решение задач на исследование признаков, сцепленных с полом.

 

Литература

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. руководство к практическим занятиям по генетике. /М.: Просвещение, 1979 – с. 75-87.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике/ К.: Вища школа, 1979. – с. 119-129.


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность "Биология»

Лабораторное занятие № 9

 

Тема занятия: ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Цель занятия: I. Знакомство с основными положениями хромосомной теории, закономерностями наследования при сцепле­нии, сцепление с полом, кроссинговере.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

I. Обсуждение основных закономерностей наследования признаков при сцеплении с полом.

1. В чем состоит биологическое значение полового размножения?

2. Поясните значение терминов: аутосомы и гетерохромосомы.

3. Назовите известные способы определения пола,

4. Охарактеризуйте типы генетической детерминации пола.

5. Какой пол называется гомогаметным, а какой гетерогаметным?

6. Как определяется пол у человека?

7. Что такое наследование сцепленное с полом?

 

П. Решение задач на сцепление с полом.

 

Ш. Обсуждение основных закономерностей наследования при сцеплении и кроссинговере:

1. Что такое сцепление?

2. Как определить сцеплены гены или нет?

3. Кем была предложена теория сцепления генов? Какие цитологи­ческие явления подтверждают ее?

4. Как влияет сцепление на комбинативную изменчивость?

5. Что такое кроссинговер? Как он влияет на комбинативную измен­чивость?

6. Как определить был кроссинговер или нет?

7. Что такое генетические карты?

 

IV. Решение задач на сцепление и кроссинговер.

 

Литература:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.; Просвещение, 1979.-С.-34-52.

2. Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика /М.: Высшая школа, 1985,- 447с.

 


 

ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность „Биология”

ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 15

 

Тема: ИЗМЕНЧИВОСТЬ

 

Цель занятия: знакомство с различными формами фенотипической изменчивости у растений, животных и человека; модификационной изменчивостью и методами ее изучения.

Материалы и оборудование: коллекции полиплоидных форм ржи, пшеницы, земляники; постоянные микропрепараты дрозофил, линейки.

Ход занятия.

1. Обсуждение генетической и фенотипической изменчивости и методов ее изучения.

2. Описать коллекцию полиплоидных форм диплоидной и тетраплоидной ржи, результаты записать в таблицу №1.

Признаки Диплоидная рожь Тетраплоидная рожь
  Толщина соломины    
  Форма листьев    
  Размеры зерен    

3. Изучить модификационную изменчивость листьев земляники.

Ход выполняемой работы:

І. Рассмотреть коллекцию листьев земляники, познакомиться с явлением модификационной изменчивости. Измерить длину и подсчитать число рубчиков средней доли листа земляники, результаты записать в таблицу №2.

№ листьев п/п Длина листа (в см) Число зубчиков
. .    

ІІ. Просматриваем дискретное варьирование числа рубчиков среднего листа земляники; данные представить в таблице №3.

Таблица №3

Количество рубчиков (х) Запись результатов подсчета Число m(f) Отклонение от среднего Квадрат отклонения 2 Произведение частоты на квадрат отклонения f 2
           

S =

1. Определить размах изменчивости (lim), т.е самую маленькую вариацию (Хmin) и самую большую вариацию (Хmax).

2. Систематизировать полученные данные в вариационный ряд (Х – 17, 18, 19……).

3. Определить частоту вариаций (f), т.е. число вариант (особей), имеющих одинаковое значение вариаций (х).

4. Построить кривую полученного вариационного ряда: на горизонтальной прямой отмеряют возможные значения признака (х), на вертикальной прямой – частоту варьитующего признака (f).

 

 

 
 

Частота, f

 

Число зубчиков

Кривая варьирования числа колосков в колосе пшеницы.

5. Вычислить среднее арифметическое

а) по простой формуле , где - среднее арифметическое; х – определенное значение (вариант), n – сумма всех частот.

б) , где f – частота вариаций

6. , где -, - отклонение вариации от среднего арифметического, ( - квадрат отклонения; - сумма произведения частот на квадрат отклонения; n – количество объектов;

7. Определить коэффициент вариации (V)

8. Установить ошибку среднего арифметического (m)

, где m -, σ – стандартное отклонение; n – число объектов выбора.

 

3. Построить вариационный ряд и вариационную кривую изменчивости роста среди студентов 1 курса специальности экология.

Литература:

1. Ватти К.В., Тихомиров М.М. руководство к практическим занятиям по генетике / М.: Просвещение, 1979. – с. – 110-149.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, 1979. – с. – 143-174.

3. Шварцман П.Я. Полевая практика по генетике с основами селекции / М.: Просвещение, 1986. – с. – 62-70.


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 16

 

Тема занятия: ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ.

 

Цель занятия: знакомство с закономерностями наследования в популяциях.

Ход занятия.

І. Обсуждение основных закономерностей наследования в популяциях:

1. Что такое вид.

2. Что такое популяция.

3. Что такое идеальная и панмиктическая популяция.

4. Назовите основные генетические характеристики популяций.

5. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга.

6. Назовите факторы, влияющие на динамическое равновесие в популяции.

ІІ. Изучение частоты генов в популяции.

Примем группу студентов за популяцию.

1. Подсчитать число студентов в группе, которые имеют карие и голубые глаза (язык свернут в трубочку или нет).

2. Вычислить процент отношения доминантного (карие, язык свернут) и рецессивного (голубые, не свернут) признаков. Результаты занести в таблицу №1.

фенотип Число студентов % Частота генов Частота гетерозиготы /р/
Доминантного /рА/ Рецессивного /а/  
1. 2. 3.          
             

3. Определить частоту доминантных и рецессивных генов в популяции:

А) частота рецессивного гена а;

Б) частота доминантного гена рА определяется по формуле:

р + = І, отсюда р = І - =; ……..%

или А% = 100% - а% = %;…….

ІІІ. Установление частоты генотипов в популяции при разных частотах /р и / аллелей.

1. Начертите таблицу с различными частотами аллельных генов.

Таблица № 2

р Частота генотипов  
АА/р2/ Аа /2р/ аа/ /2
0,95 0,85 0,75 0,65 0,50 0,45 0,30 0,20 0,10 0,05       0,05 0,15 0,25 0,35 0,50 0,55 0,70 0,80 0,90 0,95

 

2. Вычислить частоты гомозиготных гетерозиготных генотипов для каждого следующего случая.

3. Сравнить частоты доминантных гомозигот, гетерозигот и рецессивных гомозигот по строкам таблицы. Сделать вывод о том, как взаимосвязаны в популяции частота генотипов и частоат аллелей.

Вывод: частота генотипов в популяции изменяется с изменением частот аллей.

ІУ. Определить частоту гетерозигот в первом опыте по цвету глаз (форме кончика языка). Результаты записать в таблицу №11.

Расчет ведем по формуле р2АА + 2рАа + р2аа = 1, отсюда число гетерозигот: 2р Аа =;………%. Или 100% - аа% - Аа%.

Y. Решение задач.

 

Литература:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. руководство по практическим занятиям по генетике/ М.; Просвещение, 1979. – с. –150-162.

2. Дегтярева Н.И. лабораторный и полевой практикум по генетике / К.: Вища школа, 1979.- с. – 174- 181.


ГЕНЕТИКА

Лабораторное занятие №17

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2

 

Тема: " ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ. КАРИОТИП ".

 

Цель: знакомство с цитологическим методом в генетике, строением хромосом, кариотипами различных организмов.

Материалы и оборудование: микропрепараты — кариокинез в клетках корешка лука, дробление яйцеклетки аскариды, гигантские хромосомы хирономуса и слюнных желез дрозофилы, микрофотографии метафазных пластинок человека, микроскопы, ножницы, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

І. Обсуждение цитологических основ наследственности цитологического метода в генетике и его значение. Строение хромосом. Понятие о кариотипе, кариограмме и идиограме.

ІІ. Выполнение лабораторной работы.

Сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа рассмотреть строение хромосом у различных организмов: репчатого лука, лошадиной аскариды, гигантских хромосом слюнных желез дрозофилы или хирономуса.

1. На постоянном микропрепарате кариокинеза в корешке лука найти хорошую пластинку, рассмотреть хромосомы в метафазе, обратить внимание на то, что они состоят из двух хроматид, зарисовать контуры хромосом, найти гомологичные хромосомы (2п=16).

2. На постоянном микропрепарате дробления яйцеклетки аскариды найти яйцеклетку, находящуюся на стадии метафазы, обратить внимание на парность хромосом, их форму, зарисовать контуры хромосом и обозначить гомологичные хромосомы одинаковыми цифрами (2п=4,2)

3. На постоянном микропрепарате слюнных желез дрозофилы найти картину, гдe гигантские хромосомы хорошо расправлены. Перевести микроскоп на большое увеличение, найти ярко окрашенный хромоцентр — место соединения центромер всех хромосом. От хромоцентра отходят в виде лент хромосомы. Известно, что пары гомологичных хромосом в слюнных железах дрозофилы коньюгируют, т.е. следует ожидать четыре ленты (2п=8), но так как вторая и третья хромосомы дрозофилы очень длинные метацентрические, то от центромера отходят по два их плеча, четвертая хромосома очень короткая, едва выступает из хромоцентра, а первая хромосома — акроцентрическая и образует одну ленту, то будут видны шесть лент: пять длинных и одна короткая.

Следует зарисовать общую картину и выделить участки гигантских хромосом с тщательно вырисованными отдельными дисками.

4. Используя микрофотографии метафазных пластинок человека, рассмотреть строение хромосом, определить их общее количество (в норме — 2п=46). Найти гомологичные хромосомы, пронумеровать их. Аккуратно вырезать (если хромосомы слиплись, то вырезать вместе); расположить в ряд по мере убывания длины и с учетом локализации центромер (акроцентрические и субметацентрические хромосомы должны быть расположены так, чтобы центромера была вверху). Разбить на группы, в соответствии с денверской классификацией; пронумеровать и приклеить:


 

аутосомы (1-22 пары)

1-3 — крупные, метацентрические;

4-5 — крупные, субметацентрические;

6-12 — средние, субметацентрические;

13-15- средние, акроцентрические (почти телоцентрические);

16-18- небольшие, мета- и субметацентрические;

19-20- короткие, метацентрические;

21-22- очень короткие, акроцентрические (21 — имеет спутник на коротком плече).

гетерохромосомы (23 пара)

23 пара — половые хромосомы: ♀ — ХХ, ♂-XY.

Х — хромосому следует найти среди средних, субметацентрических, она крупнее остальных и почти метацентрическая, а Y — хромосому — среди коротких акроцентрических. Если хромосомы слиплись, то определяют позицию самой крупной, а для другой — указывают стрелкой.

Укажите, чей это хромосомный набор (мужчины или женщины), а если будет нарушение по числу половых хромосом, то назовите и фенотип.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.— С.-5-14.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике /К.: Вища школа, I979. -С.25-57.

 


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность „Биология”

Лабораторное занятие № 3-4

 

Тема занятия: МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ.

Цель занятия: знакомство с основными закономерностями при моногибридном скрещивании.

Материалы и оборудование: постоянные микропрепараты или культуры: ♂дрозофила Normal (серое тело) и ♀black (черное тело), ♂дрозофила Normal(длинныекрылья) и ♀дрозофила (зачаточные крылья); растения гороха исходных родительских сортов (желтосеменного и зеленосеменного) гибридов F1, гибридов F2 и гибридов Fa; капельницы с эфиром, морилки, молочно-белые стекла, препаровальные иглы, кисточки, спирт, эфир, лупы, микроскопы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

І. Обсуждение основных закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

ІІ. Знакомство с правилами работы с дрозофилой: приготовление и разлив корма для дрозофилы, получение виргинных самок дрозофилы, наркотизация, отделение самок от самцов (самостоятельно).

ІІІ. Рассмостреть строение дрозофилы Normal,обратить внимание на окраску тела и длину крыльев. Зарисовать строение самца и самки

ІV. Рассмотреть строение дрозофил мутантных линий black и vestigial. Нарисовать их строение.

V. Изучить наследование желтой окраски у гороха.

1. Проанализировать исходные линии. Результаты записать в таблицу 1.

2. Проанализировать наследование окраски семян у гороха, гибриды F1, результаты записать в таблицу1.

3. Проанализировать наследование у гибридов F2, установить расщепление, подсчитать желтые и зеленые горошины. Результаты записать в таблицу 1.

4. Проанализировать результаты анализирующего скрещивания Fa, Установить расщепление подсчитать желтые и зеленые горошины, результаты записать в таблицы 1, 2.

5. Провести статистическую обработку полученных данных, результаты представить в таблице 1. Оценить достоверность экспериментальных данных.

06означения:

р - наблюдаемое (полученное в опыте число)

q – теоретически ожидаемое число.

х2 – хи-квадрат Пирсона-Фишера.

Σ – сумма.

P < 0,05 при х2 < 3,84.

Таблица 1

Классы Число горошин
Желтых Зеленых Всего
Материнская линия        
Отцовская линия        
F1        

 

Таблица 2

Классы р q p-q (p–q)2 (p–q)2 q
F2 Желтых Зеленых Всего Ожидаемое отношение Фактическое отношение         (p–q)2 х2=Σ q
Fa Желтых Зеленых Всего Ожидаемое отношение Фактическое отношение         (p–q)2 х2=Σ q
Вывод          

 

VІ. Составить схемы скрещиваний: F1, F2, Fa (анализирующее), использовать общепринятую символику: Р- родительские формы, х- знак скрещивания, -женский пол, -мужской пол, F1, F2, и т.д.- номер гибридного поколения, гены обозначаются буквами латинского алфавита, например, А- доминантный, а-рецессивный, АА- доминантная гомозигота, aa- рецессивная гомозигота, Аа - гетерозигота, 0 - гаметы.

 

VІІ. Решение задач на моногибридное скрещивание.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике /М.: Просвещение, I979.- C.-34-52.

2. Дегтярева Н.И. Лабораторный и полевой практикум по генетике / К,: Вища школа, I979.- С.75-94.

 


ГЕНЕТИКА

3 курс, специальность «Биология»

Лабораторное занятие № 5-6

 

Тема занятия: ДИГИБРИДНОЕ И ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

 

Цель занятия: Знакомство с основными закономерностями наследования при ди- и полигибридном скрещивании.

Материалы и оборудование: Растения гороха: материнской линии (желтые морщистые семена), отцовской линии (зеленые гладкие семена), гибриды F1 F2, пинцет, кисточка, чашка Петри.

 

Ход занятия:

1. Обсуждение основных закономерностей при ди- и полигибридном скрещивании.

2. Изучить наследования окраски и гладкой поверхности семян гороха:

а) рассмотреть окраску семян и поверхность материнской и отцовской линии;

б) рассмотреть окраску семян и поверхность у гибридов F1;

в) проанализировать гибридные семена F2, разделить их на 4 класса: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые; подсчитать семена каждого класса, обобщить данные, полученные всеми студентами, результаты записать в табл.2;

г) установить числовые соотношения между классами семян в F2;

д) установить достоверность результатов опыта по методу хи-квадрат;

е) составить схему скрещивания; выяснить характер независимого наследования двух пар признаков (окраски и поверхности семян), установить числовое соотношение пары признаков.

Таблица 2.

№ п/п Класс p q p-q (p-q)2 (p-q)2 q
  Желтые гладкие          
  Желтые морщистые          
  Зеленые гладкие          
  Зеленые морщистые          
  Всего         Х2=S (p-q)2 q
  Всего семян          
  Фактическое расщепление          
  Ожидаемое расщепление 9/16 жел.гл. 3/16 жел.мор 3/16 зел.гл. 1/16 зел.мор  
  Расщепление по окраске: Фактическое Ожидаемое          
  Расщепление по х-ру поверхности: Фактическое Ожидаемое          
Вывод:

 

3. Решение задач на ди- и полигибридное скрещивание.

 

Литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.254 с.)