Объекты лоббистской деятельности

К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики.

В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.!

 

В России в разработанном Госдумой законопроекте "О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти" к объектам лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной властей

 

Ваня:

Специфической особенностью лоббизма в нашей стране является то, что как правило оно направлено не на представителей законодательного органа (Федерального Собрания РФ), как в западных странах и в США, а на представителей исполнительной власти. Для России действительно характерно то шуточное определение лоббизма, которое стало так популярно в последнее время, как «открывание лбом дверей кабинетов чиновников». Граница дозволенного и недозволенного в современной России вообще определяется с трудом, а тем более в политической сфере. Лоббизм в России понимается очень многими как подкуп. В нашей стране необходимо изменить отношение к лоббизму, признать его равнозначным каналом реализации интересов наряду с другими, стимулировать развитие «культуры участия» через лоббирование различных, не только элитных и корпоративных интересов.

В российских условиях, когда исполнение норм права почти общепризнанно невозможным, сложно представить работающий федеральный закон о регулировании лоббизма, тем более что вопрос о самом существовании цивилизованного лоббизма в нашей стране остается открытым. Однако с другой стороны создание профессионального кодекса лоббистов, выполнение которого было бы добровольным, подразумевает наличие определенной политической и правовой культуры, как у лоббистов, так и у тех, на кого направлена лоббистская деятельность (депутаты, чиновники и др.). Положение дел на данный момент, когда в Государственную Думу попадают совершенно случайные люди, не позволяет говорить и о принятии в России в ближайшее время европейской модели лоббизма. На мой взгляд, становление в России цивилизованного лоббизма – длительный процесс, одним принятием закона либо некоего этического кодекса эту проблему не решить, необходимо изменение общественного сознания, разработка механизма исполнения законов , появление в России большого количества профессиональных политиков и лоббистов.

Почему в России до настоящего времени лоббизм не регулируется законодательно?

Сложно по двум причинам:



1.Лоббизм внутри самой системы гос.власти. Телевой лоббизм

2. Корпоративизм

 

Основными объектами приложения лоббистских усилий служат как исполнительные, так представительные органы власти. Государственная Дума ФС РФ представляет собою многоинституциональный объект лоббистской деятельности. Структурными элементами приложения усилий лоббистского давления служат как представители депутатского корпуса, так и сотрудники аппарата Госдумы. Деятельность лоббистов в законодательном процессе возможна на разных стадиях подготовки законопроекта, однако наибольшая вероятность повлиять на процесс прохождения законопроекта предоставляется в ходе первого чтения, и при этом следует отметить, что процедура по отстаиванию интересов отдельных граждан отличается малой степенью проработанности

Корпоративизм(стремление государства сделать группы интересов органами власти). Гр интересов выстраиваются в определенную иерархию. Группы интересов становятся партнерами этой власти.Правительство стремится к тому, чтобы гр интересов помогали осуществлять контроль над бизнесом. А взамен получают поддержку власти.

Формы корпоративизма:

А) Либеральный – взаимодействие с группами интересов.

Б) Государственный(жесткий) – латиноамериканские страны. Италия – Мусалини.(может наказывать гр интересов)

Плюрализм – США.

 

Условия и виды коррупции.

Определения:

Дж.Сентурия

Коррупция – Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды.

273-ФЗ – Незаконное использование лицом своего должностого положения вопреки законным интересам общества и гос-ва, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставлении такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Формы коррупции:

  • Низовая (мелкая повседневная) – взятка за регистрацию предприятия
  • Вершинная(крупная элитарная) – использование административного ресурса для получения нужного результата выборов.

 

Виды коррупции

1. «Политическая» коррупция:

участие высших должностных лиц в бизнесе

криминальное лоббирование

торговля инсайдерской информацией

2. Коррупция на государственной гражданской службе

вознаграждение от исполнителей ФЦП, ФАИП(Федеральная адресная инвестиционная программа) и пр.

создание условий и участие в специфическом бизнесе

взятки при реализации контрольных и надзорных функций

взятки за назначение на коррупционно опасные должности

взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей

3. Коррупция в правоохранительных органах

вымогательство взяток у бизнеса

взятки за неисполнение должностных обязанностей,

вознаграждение за непринятие мер к коррупционерам

4. Коррупция в бюджетных учреждениях

взятки за более качественную работу

платные услуги

 

«Мягкая коррупция»

Непотизм – кумовство, раздача постов и льгот родственникам

Кронизм – устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства

Наиболее коррупционные сферы в госуправлении

• получение государственных заказов

Государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство.

В РФ различают заказы общегосударственного (федерального) и локального (регионального) уровней.

• получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса

• взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией

• неофициальные платежи при решении налоговых вопросов и уплате налогов

• оформление собственности на недвижимость

 

Причины

Фундаментальные:

¨ Модернизация

¨ Власть как средство обогащения

Организационные:

¨ Слабость административных и судебных органов

¨ Отсутствие разумного применения санкций за несоблюдение норм и правил

Социетальные:

¨ Традиционное неуважение к закону

 

Причины коррупции.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.

Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Юридические причины коррупции:

- Существование большого кол-ва некачественных законов;

- Слабое исполнение судебных решений и плохое содержание судей;

- Неразвитость гражданского общ-ва;

- Укоренность недемократических политических традиций (слабость законодательных институтов).

 

Последствия коррупции.

Экономические:

- Расширение теневой экономики (приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет);

- Нарушение конкурентных механизмов рынка (в выигрыше часто оказывается не наиболее конкурентоспособный, а получивший максимальные преимущества);

- Замедление появления эффективных частных собственников (нарушения в ходе приватизации);

- Неэффективное использование бюджетных средств для проведения конкурсов и тендоров (повышение цен засчЈт коррупционных накладных расходов).

Социальные:

- Обостряется бюджетный кризис: не выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия, заработная плата гос служащим;

- Подкрепляется и увеличивается резкое имущественное неравенство;

- Корумпированность правоохранительных органов способствует росту организованной преступности.

Политические:

- Падает престиж страны на международной арене;

- Снижается уровень политической конкуренции: граждане разочаровываются в ценностях демократии, растЈт требование "порядка" -- авторитарной власти.

Позитивные свойства коррупции.

На каком-то этапе развития общ-ва (переходном этапе) коррупция позитивно влияет на развитие и ф-ционирование предпринимательства. Но потом чиновничеству становится невыгдно повышать эффективность собствнной д-ти, избавляться от лишних ф-ций и проч. Они будут стремиться извлекать ту же выгоду, что и раньше.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь