В чем опасность проблемы «железного треугольника»?


Проблема "железного треугольника". Суть этой проблемы в следующем. В парламенте имеется специализированный комитет или комиссия по каждой отрасли, например, по банковскому делу или агробизнесу. Существуют в рамках исполнительной власти министерство финансов и министерство сельского хозяйства. Наконец, в частном секторе есть соответствующая фирма, например, банк или агрофирма. Таким образом, эти специализированные представители законодательной и исполнительной властей вместе с заинтересованными группами конкретной отрасли частного сектора формируют ту довольно жесткую группу, которая определяет политику в данной сфере, например в финансовой сфере это банки, министерство финансов и соответствующая комиссия парламента. Даже Президенту, несмотря на то, что он имеет мандат населения, очень сложно изменить настроение, которое господствует в этом "железном треугольнике".

 

Железный треугольник: при распределении бюджетных средств. 1)бизнес 2)испольнительная 3) законодательная – у них имеются личные отношения. Но при принятии решений она должны выступать за разные стороны.

 

 

 

 

39. Каковы следствия политической ренты и пере­рас­пределительных коалиций для госу­дар­ственного уп­равления?

Лоббисты ищут не что иное, как политическую рентупогоня за политической рентой», в терминах экономической теории).

Политическая рента – это получение экономической ренты через политические институты или, иначе выражаясь, путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственное решение о введении импортных пошлин (выигрывают отечественные производители аналогичного товара), выделении многомиллиардных средств на гарантированную закупку военной продукции и т.д.

С государственным регулированием экономики связано также такое явление как поиск политической ренты.

!!!Политическая рента - это дополнительный доход частных экономических субъектов, вызванный принятием определенных политических решений (например, введением торговых пошлин, государственными заказами, выдачей государственных лицензий и т.п.).

Поскольку поиск политической ренты обходится фирмам дешевле традиционных форм конкурентной борьбы, то такого рода давление на властные структуры имеет широкое распространение как в виде легальных форм (лоббирование), так и в виде теневых отношений (коррупция госаппарата).

Лоббизм- деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы. Такая группа, имея свои специфические интересы, действуя сплоченно и целенаправленно может добиться решений, выгодных для меньшинства, если их противники не организованы и если индивидуальные выгоды последних меньше необходимых для их получения затрат.

Понятно, что эти решения могут противоречить интересам общества и, будучи реализованы, наносят существенный ущерб экономической системе в целом и определенным социальным группам. Поиск политической ренты предполагает использование не только практики лоббизма, но и логроллинга - взаимной поддержки группами друг друга, а также торговли голосами. Политическая рента может стать мощным фактором сращивания государственного аппарата и теневых структур. Криминализация государственного аппарата является чрезвычайно опасной тенденцией, особенно для ослабленных экономик.



 

Понятие политической ренты

Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая Гордоном Таллоком и Энн Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты (political rent seeking) - это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Здесь экономические агенты предпринимают усилия, направленные на получение исключительных преимуществ, поставив принуждающую силу государства на службу частных интересов.

Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

Политическая рента связана с использованием властных полномочий в экономике, искусственным ограничением конкуренции. Конкуренция при этом не исчезает, а переносится из собственно рыночной сферы в сферу воздействия на государство (из экономической сферы в политическую - см. рис. 9.10).

Вместо затрат на совершенствование экономических благ дополнительные затраты направляются на политическую деятельность: на финансирование политический партий, на лоббирование, на подкуп, взятки и т.п.

Разные роли конкуренции

Дж. Бъюкенен выделяет три типа расходов, связанных с поиском ренты:

1) расходы потенциальных получателей монополии;

2) усилия бюрократов, стремящихся превратить в свои доходы расходы потенциальных монополистов;

3) искажения, возникшие в результате образовавшейся монополии или деятельности государства, направленной на поиск политической ренты .

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь