Каковы основные инструменты регулирования процесса прохождения государственной службы?

??????

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение. К основным квалификационным требованиям относятся:

· уровень образования,

· стаж государственной службы,

· опыт службы (работы) по специальности (в должности),

· знание Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов применительно к исполнению должностных (служебных) обязанностей.

· определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;

· создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

· разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;

· формирование системы управления государственной службой и ее координации;

· обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

· повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;

Определяются общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

- наличие правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа и тем самым от лица государственного интереса;

- в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятель-ности,

19. Реформа государственной службы: содержание и основные этапы.

О реформе государственной службы уместно говорить в рамках переустройства Российской власти (помимо перераспределений полномочии власти различных уровней и административной реформы).

Согласно указу Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:

§ создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;

§ разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;

§ выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;



§ внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;

§ формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.

В Программе вводятся принципиально новые понятия госслужбы как механизма государственного управления. Появляется дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. В рамках реформы предпологается унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность. В Программе формируются принципы работы госслужащих, определяются полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также принимается порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта. «Чиновник должен стать нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам» - Д.А. Медведев.

 

Процесс реформирования государственной службы был начат в 2003 году с принятия ФЗ «О системе государственной службы РФ», который заложил новую модель правового регулирования государственной службы РФ посредством разделения ее на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную.

1 февраля 2005 года вступил в действие ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», существенно меняющий сложившуюся модель государственной службы. В частности,

· введены новые категории должностей гражданской службы (более точно отражен характер разделения политико-патронажных и административных функций в государственном аппарате),

· классные чины гражданской службы и порядок их присвоения (через квалификационный экзамен),

· расширен и конкретизирован перечень правоограничений и требований к служебному поведению гражданских служащих,

· введено понятие конфликта интересов на гражданской службе,

· конкретизированы условия и порядок проведения конкурса для замещения должностей гражданской службы, аттестации гражданских служащих, их переподготовки и повышения квалификации.

Детальным образом отрегулированы особенности заключения служебных контрактов, их содержание и изменения. Точно определено понятие «кадровая работа» на гражданской службе, уточнены социально-правовые гарантии гражданским служащим. Введено понятие должностного регламента гражданского служащего,

детализированы порядок наложения дисциплинарных взысканий и служебных проверок, предусмотрено создание комиссий по служебным спорам, служебному поведению и конфликту интересов.

 

Введена возможность более гибкой и дифференцированной оплаты труда гражданских служащих. Все эти законодательные новеллы призваны сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих – эффективными исполнителями функций государства. В этом основное значение реформы государственной службы для административной реформы.

Однако, будучи концептуально более проработанной и нормативно обеспеченной, чем реформа органов исполнительной власти, реформа госслужбы столкнулась с тем же комплексом проблем. Главные из них – отсутствие координации при проведении изменений и затянутость самих инноваций, в результате чего институциональные нестыковки и явное запаздывание с нормативным обеспечением осуществляемых преобразований приводит к девальвации уже принятых мер и введенных норм.

 

Инновации

 

• Конкурсная система отбора кадров

• Должностной регламент

• Регулирование конфликта интересов

• Оплата по результатам

Конкурс

Оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы

Должностной регламент

• Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков

• Должностные обязанности, права и ответственность

• Перечень вопросов, по которым вправе или обязан самостоятельно принимать решения или участвовать при подготовке их проектов

• Порядок служебного взаимодействия

• Показатели эффективности и результативности

 

Конфликт интересов

Ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Оплата по результатам

• Самопланирование: регулярные отчеты о выполнении должностных обязанностей и достигнутых результатах

 

Развитие госслужбы

• Совершенствование системы управления госслужбой

• Улучшение элементных составляющих госслужбы (кадрового состава, технологий и методов кадровой работы)

• Повышение эффективности госслужбы и результативности служебной деятельности

• Взаимодействие госслужбы с обществом (повышение открытости и подотчетности гр.обществу).

Основные направления реформ государственной службы:

1. Приватизация, решение финансовых проблем государственного сектора:

ü Передача государственной собственности в частное владение.

ü Заключение контрактов с частными компаниями на выполнение услуг, раньше выполнявшихся государством, конкурентное начало, тендер.

ü Разделение функций формирования политики и осуществления государственного управления и удовлетворения потребностей клиента.

Сведение агентств, комитетов, министерств и т.д. к 3 основным органам:

1. Министерство – разработка.

2. Государственный надзор.

3. Службы/агентства – как государственные, так и коммерческие, нет чётких функций контроля.

2. Децентрализация.

ü Автономия – передача части полномочий от центральных органов в региональным и местным.

ü Самоуправление – использование собственных ресурсов для выполнения возложенных на определённый уровень управления задач.

Финансовая самостоятельность и ответственность за решения могут эффективно внедряться только в сочетании с децентрализацией.

3. Внедрение качественного менеджмента в государственную службу.

Действия служащих оцениваются по 3 основным критериям:

ü Характеристика (выявление основных областей деятельности).

ü Стандарты.

ü Оценка клиента (количественные и качественные показатели).

4. Развитие человеческих ресурсов – подготовка, стимулирование карьерного роста, пенсионное обеспечение.

5. Внедрение контроллинга, то есть системы планирования, регулирования, контроля с использованием, в том числе и рыночных механизмов.

Этапы.

Первый этап - с конца 2000 года до середины 2001 года. Формировался общий концептуальный подход к варианту модернизации института государственной службы страны в целом. Он завершился утверждением Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года № Пр-1496).

Второй этап – (с 2001 года и до принятия Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") включал в себя разработку и утверждение Федеральной программы. В это время был принят рамочный Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".

На третьем этапе - с 2004 года нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в федеральных законах и нормативных правовых актах, принятых в рамках концепции и Федеральной программы.

Начало принципиальному обновлению сферы государственной службы положило специальное поручение Президента Российской Федерации. Во исполнение этого поручения была разработана Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержден план первоочередных мероприятий по реализации концепции.

15 августа 2001 года Президент Российской Федерации образовал Комиссию по вопросам реформирования государственной службы. Председателем комиссии был назначен премьер-министр М. М. Касьянов. Была создана также межведомственная рабочая группа по подготовке Федеральной программы, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе. Рабочую группу возглавил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д.А. Медведев. Комиссии было поручено рассматривать проекты документов, которые готовит рабочая группа.

Стержнем Концепции реформирования государственной службы стало провозглашение идеологии "meriet system" (системы заслуг и достоинств) в качестве центрального принципа построения обновленной государственной службы России. Была попытка показать, что именно такая служба более всего соответствует модели государственности, которую провозгласили в момент начала экономических и политических реформ в стране. Речь, в первую очередь, шла о создании гражданского общества, где, с одной стороны, чиновники свято чтут приоритет интересов граждан и их объединений, с другой – сами граждане ощущают себя важной частью этого общества, без активной позиции которых невозможна реализация любых начинаний.

Концепция предусматривала кардинальное обновление федерального законодательства не только в сфере государственной гражданской службы, что, повлечет за собой пересмотр многих положений законодательства субъектов Российской Федерации. Принципиальным преимуществом Концепции явилось наличие четко прописанной программы по ее реализации.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь