Новое государственное управление.


  1. Основные положения нового гос управления
  2. Опыт зарубежных административных реформ

 

Любая бюрократическая ориентирована на:

  • Процедуры
  • Контроль

Муниципалитет как корпорация. Капитал складывается из поступления налогов, а управляющие – люди, которые платят налоги. Поэтому они были бы обязаны предоставлять качественные услуги.

Тут важно добиться хорошего отношение со строны граждан, а государство стремится к результату. Проблема состоит из 2 пунктов:

  • Дороговизна
  • Потеря доверия со стороны населения

Во многих странах стали отказываться от бюрократии, и переходить к новому стилю правления. В 1992 году вышла книга в Америке «Как переустроить государство» Осборн и Геблер. В этой книге вышли принципы изменения гос-ва.

 

Основные принципы:

  • Ориентация на результат.
  • Разделение 2 видов деятельности – политической и управленческой – включение рыночной оценки в гос деятельность. (тендоры,аукционы)
  • Подход к населению, как к клиенту и потребителю – государство должно финансировать не гос организации, а потребителей путем выдачи ваучеров. (гос агенства были обязаны компенсировать потери населению, если косячили)
  • Децентрализация управления – субсидиарность, не через передачу полномочий сверху вниз, а на оборот.

Акцент на структурное разделение органов, формирующих государственную политику, и организаций, оказывающих услуги населению. На смену иерархическим структурам бюрократии пришли сетевые структуры, опирающиеся на договорные отношения. следующие изменения в системе государственного менеджмента:

§ ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;

§ рыночная оценка деятельности госструктур, включающая конкуренцию
государственных и частных организаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;

§ приватизация многих направлений деятельности государственных агентств;

§ децентрализация управления на основе принципа субсидиарности.

Слабости системы:

  • Нарушается принцип системы единства закона (слишком большая возможность лавировать гос чиновникам)
  • Выявление не тех источников проблем – проблема не в бюрократии, а в политике
  • Нельзя подходить к государству как к корпорации.Гос-во теряет свои социальные функции.

Но тот, кто критиковал эту систему не предложил ничего взамен, а уповали на улучшение и совершенствование бюрократии. Конец 20- го начало 21- го века – появление 3 парадигмы – идея руководства.

Различия парадигм:

  • Иерархия è рынок è сеть (использование НКО)
  • Ответственность è клиент èподотчетность
  • Полномочия è конкуренциия è доверие
  • Правила è результат (первичные, конечные) è соглашения

80-90 годы реформы начались во многих развитых стран и прододжаются по сей день. Все реформы начинались из-за давления населения, СМИ.



  • Происходило формирование институтов.
  • Во всех странах был проведен «рыночный тест» - выяснение необходимости выполнения соответсвующих функций гос органом. Если были найдены функции, которые государсво может не выполнять, то она удалялась, либо переводилась в другую структуру. Вобщем пытались структурировать функции разных уровней. Была передача функция на аутсорсинг.
  • Разработка программ реформы:
    • Законы основаны на реальности
    • Последовательность
    • Важен механизм реакции населения (обратная связь)
    • Увеличение кач-ва подготовки гос служащих

Итог НГУ:

  • НГУ показало возможность использование рыночных инструментов в управлении
  • НГУ показало, что бюрократия будет сохранять свое положение
  • НГУ показало значимость новых технологий управления, основанных на системе бызнеса:
    • Бюджетирование ориентирование на результат
    • Стратегическое управление, основанное на системном подходе
    • Возможность использования лучшего опыта (бенчмаркетинг)
    • Использование электронного правительства
    • Англо-саксонские страны используют НГУ, а Китайцы кайфуют от бюрократии
    • В России взята направленность на НГ.

 

 

В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Теда Геблера "Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор" - манифест «нового государственного управления».

10 принципов государственного менеджмента:

§ Быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг
населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при
необходимом качестве поставляемых общественных благ.

§ Передавать контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук
чиновников непосредственно местным общинам.

§ Оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по результатам.

§ Руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами.

§ Предоставлять потребителям право выбора производителей услуг.

§ Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем.

§ Зарабатывать больше, чем тратить.

§ Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе на основе децентрализации управления.

§ Отдавать предпочтение рыночным рычагам перед административными механизмами по схеме «команда — контроль исполнения».

§ Ориентироваться прежде всего на координацию действий всех секторов общества (государственного, частного, некоммерческого) для решения возникающих проблем, а не на стремлению оказывать непосредственные услуги населению.

С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государственного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги и которые будут функционировать как корпорации частного сектора.

Для России значимость концепции «нового государственного управления» определяется прежде всего поиском адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления. В последние годы в таких сферах как образование, здравоохранение, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство постепенно развивается тесное сотрудничество между государственными

 

Менеджеризм

Современные исследователи государственного менеджмента сосредотачиваются наизучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций,поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции.Разработка проблемы управляемости - не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Позитивные возможности государствав экономическом развитии определяютсяне его силой, а способностью создавать и поддерживать "сетевые структуры".

Современный менеджеризм связан с появлением и развитием в конце прошлого века концепции т.н. «Нового государственного управления», - акцент на важность окружения и стратегии высших должностных лиц и внедрения новых методов обучения, позволяющих лучше учитывать требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Именно благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента как стратегическое планирование.

Реформы государственного управления в развитых странах включали ряд усилий, направленных на улучшение методов менеджмента, таких как системный анализ, тотальное управление качеством, ориентированное на результаты бюджетирование.

«Новое государственное управление» пыталось дать ответы на вопросы, поставленные бурным развитием современных управленческих процессов, отражающих новые тенденции взаимодействия государства и общества, включая возрастающую роль бизнеса и некоммерческих организаций не только как представителей отдельных сегментов гражданского общества, но и как органичных составных частей единого управленческого механизма:

· Как создать организационные структуры способные эффективно производить желаемые результаты?

· Как мы можем создать мотивацию для чиновников делать это?

· Как мы можем принимать необходимые для населения решения в государственных структурах и измерять результаты выполнения этих решений?

· Что представляет собой сеть организаций и политические силы, что формируют управленческое поведение?

 

В результате, модели контроля и подотчетности, основанные на принципах иерархии и разделения внутренних и внешних функций, уже больше не рассматривались как аксиоматичные. Современные исследователи государственного менеджмента сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции.

Для решения этой проблемы на первый план выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Во многих исследованиях подчеркивается, что позитивные возможности государства в экономическом развитии определяются не его силой, а способностью создавать и поддерживать "сетевые структуры", в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ.

 

· Переход от государственного администрирования к государственному менеджменту означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реальных процессов управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).

· необходимостью обеспечить подотчетность подразделений в правительственных ведомствах. Традиционные способы административного контроля не давали нужных результатов, поскольку персональная ответственность за качество своей работы невозможна без оценки результатов деятельности путем сопоставления с затратами или другими критериями.

·

Измерение результативности необходимо для инициирования улучшений. По своей природе государственные организации являются монополистами и измерение результативности (производительности) предоставляет инструмент дляквази­конкуренции(конкуренция между подразделениями, отделениями, предприятиями одной компании).

Это дает возможность для сравнения и оценки деятельности и, следовательно, ведет к бюджетированию, основанному на деятельности. Измеряя экономию, эффективность и производительность государственные менеджеры смогут идентифицировать сильные и слабые места деятельности так же, как и области, нуждающиеся в улучшении.

Кроме организационной деятельности, необходимо измерять индивидуальную деятельность. Без этого невозможно управлять ей и стимулировать ее. Но развитие системы измерения результативной деятельности требует много времени и профессиональных знаний.

Обычно выделяют пять типов индивидуальной подконтрольности как необходимый минимум для ответственного чиновника:

 

1. Правовой конроль (законодательной регулирование)

2. Финансовый контроль (как расходуются государственные средства)

3. Стратегический контроль (достижение целей; выполнение обещаний и
ожиданий).

4. Демократический контроль (информация и консультирование с выборными
органами, связи с гражданами).

5. Этический контроль (действия в соответствии с этическими нормами или более
общие моральные стандарты).

Традиционно акцент ставился на первых двух типах индивидуальной подконтрольности. Современная трактовка государственного менджмента с учетом идей «руководства» ("Governance") переносит ударение на последние три типа. При этом третий тип требует высокого профессионализма в принятии стратегических решений.

Теория “нового государственного управления” (newpublicmanagement) – согласно этой теории государство уподобляется “большой корпорации. Главный метод “нового государственного управления” – бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Прозрачность, подотчетность и оперативность БОР повышается за счет использования ИКТ в составе базовых институтов госуправления: простого и технологичного информационного регулирования для показателей результативности и эффективности; официального и достоверного учета плановых показателей и отчетов об их достижении; организации повсеместного, дешевого и полного доступа к информации о показателях эффективности и отчетах об их выполнении для проверяющих, руководства и граждан; быстрых и регламентированных административных процессов по сбору, агрегации, доведения показателей до исполнителей; независимого (внешнего) аудита правильности выполнения административных процедур БОР.

 

11. Дайте сравнительный анализ классической школы государственного управления и нового государствен­ного управления.

  Классика 2 манифест НГУ 3 манифест НГУ
структура Иерархия рынок сеть
принцип Ответственность клиент подотчетность
Определитель сферы деятельности Полномочия конкуренция доверие
Оценка эффективности Правила результат Соглашения между большим количеством коммерческих и некоммерческих гос. Организаций.

12. Дайте сравнительный анализ нового государствен­ного управления и концепции «GoodGovernance.

Понятие “goodgovernance”впервые было предложено в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов:

  • разделения властей,
  • народовластия,
  • выборности и сменяемости высших должностных лиц,
  • подотчётности институтов исполнительной власти,
  • верховенства закона,
  • политического плюрализма,
  • инклюзивности(общая доступность) и транспарентности(отсутствие секретности, ясность),
  • партисипативности,
  • независимости средств массовой информации,

имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагают и обуславливают друг друга.

Теория “нового государственного управления” (newpublicmanagement) – согласно этой теории государство уподобляется “большой корпорации. Главный метод “нового государственного управления” – бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Прозрачность, подотчетность и оперативность БОР повышается за счет использования ИКТ в составе базовых институтов госуправления: простого и технологичного информационного регулирования для показателей результативности и эффективности; официального и достоверного учета плановых показателей и отчетов об их достижении; организации повсеместного, дешевого и полного доступа к информации о показателях эффективности и отчетах об их выполнении для проверяющих, руководства и граждан; быстрых и регламентированных административных процессов по сбору, агрегации, доведения показателей до исполнителей; независимого (внешнего) аудита правильности выполнения административных процедур БОР.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь