Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности Социальная педагогика


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом Института детства

 

___________________ Р.О.Агавелян

 

«______»______________ 2012 г.

 

Обсуждена на заседании кафедры ПиМНО

 

Протокол №1 от «20 » 09 . 2012 г.

 

_______________ З.В.Бродовская

 

Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности Социальная педагогика

Для студентов очного отделения факультета начальных классов НГПУ,

обучающихся по специальности

050708– «Педагогика и методика начального образования»

Дополнительная специальность 050711 «Социальная педагогика»

Квалификация: учитель начальных классов, социальный педагог

 

 

Составители

В.Г: Храпченков, д.пед.н.,

проф. каф.ПиМНО

И.В. Храпченкова – к.п.н., доцент каф.ПиМНО

А.Н. Никульников, ст. преподаватель каф. ПиМНО

 

 

Новосибирск 2012


I. Государственным образовательным стандартом по специальности 050711«Социальная педагогика» с квалификацией социальный педагог, утвержденным Министерством образования РФ 31.01.2005 г., (регистрационный № 689 пед/сп (новый)), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) зашиты выпускной квалификационной работы,

б) государственного экзамена.

Итоговые государственные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности социального педагога к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4 стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

2. Методика определения содержания государственного экзамена

Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности (п.1.3 ГОС)

Выпускник по специальности 050711 «Социальная педагогика» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

1) социально-педагогическая,

2) учебно-воспитательная,

3) развивающая,

4) культурно-просветительская,

5) научно-методическая,

6) организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных учреждениях.

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Выпускник по специальности 050 711 «Социальная педагогика» подготовлен к решению типовых задач профессиональной деятельности, соответствующих его квалификации:

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для социального педагога являются:

проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

проведение профориентационной работы;

оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей;

в области учебно-воспитательной деятельности:

психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области развивающей деятельности:

разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;

проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

организация контроля за результатами социального воспитания;

ведение школьной документации.

2.2.Квалификационные требования, необходимые для выполнения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Социальная педагогика

Социальная педагогика как отрасль знания

Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.

Социальная педагогика – определение, объект, предмет. Функции социальной педагогики теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая.

Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Ее структура: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия, теория, психология, методика социального воспитания.

Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания. Социальная педагогика и другие отрасли человекознания и обществоведения.

Социальная педагогика и социальная работа: соотношение теории и практики, взаимосвязь и взаимовлияние.

Социальная педагогика как учебный предмет: задачи, цели, содержание, формы обучения.

Социализация в контексте воспитания

Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения.

Человек как объект, субъект и жертва социализации.

Возрастные этапы социализации.

Факторы социализации и их типология.

Средства и агенты социализации.

Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализированности человека.

Социальное воспитание в контексте социализации

Мегафакторы социализации

Космос и его влияние на жизнь землян.

Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Интернет. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию.

Социально-педагогические выводы.

Макрофакторы социализации

Страна как природно-климатический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных групп населения.

Этнокультурные условия социализации. Понятия «этнос» и «национальный характер». Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенные отношения. Имплицитные концепции личности и воспитания.

Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политическая структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.

Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан.

Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо - и микрофакторы.

Мезофакторы социализации

Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке.

Региональные условия: географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей.

Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации.

Социально-педагогические выводы.

Микрофакторы социализации

Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменение ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации.

Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.

Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы.

Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы.

Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы.

Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.

Социально-педагогические выводы.

Социально-педагогическая виктимология

Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики

Социальное воспитание

Соотношение развития, социализации, воспитания. Различные подходы к определению воспитания и его соотношения с образованием и обучением.

Семейное, религиозное, социальное воспитание, их принципиальные различия.

Сущность социального воспитания как создания условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов.

Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Основные понятия: социальное воспитание; образование; организация социального опыта; индивидуальная помощь человеку.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Ануфриева Д. Ю. Социальная педагогика : учебно-методический комплекс / Д. Ю. Ануфриева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 150 с. : табл. - Библиогр. в тексте. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ

2. Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи : учебное пособие : рек. УМО вузов РФ / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова. - Москва : Владос, 2008. - 191 с.

3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства : учебное пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика" : доп. УМО вузов РФ / Т. В. Лодкина. - Москва : Академия, 2007. - 208 с.

4. Лодкина Т. В.Социальная педагогика : Защита семьи и детства : учебное пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика" : доп. УМО вузов РФ / Т. В. Лодкина. - Москва : Академия, 2009. - 208 с.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для пед. вузов : рек. М-вом образования РФ / А. В. Мудрик. - Москва : Академия, 2005. - 200 с.

Дополнительная литература

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для пед. вузов (гриф)- М.: Академия, 2003.- 440 стр.

2. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для пед. вузов- М.: Академический проект, 2001.- 416 стр.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2005.- 269 стр.

1. Жуйкова Л.П. Практикум по социальной педагогике: Учеб. пособие- Новосибирск: ГЦРО, 2002.- 160 стр.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для пед. вузов (гриф)- М.: Академия, 2003.- 200 стр.

3. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ М.А. Галагузова.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 416 стр.

4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений: рек. М-вом образования РФ /Авт. – сост. Л.В. Мардахеев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

5. Фуряева Т.В. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции : монография / Т. В. Фуряева, И. Г. Каблукова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : КГПУ, 2007. - 295 с.

 

6. Фуряева Т.В. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Фуряева, Ю. Ю. Бочарова, Ю. А. Черкасова ; ГОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, М-во соц. политики Краснояр. края, Краев. гос. бюджет. учреждение "Консультатив.-метод. центр" соц. обслуживания. - Красноярск : ИПК КГПУ, 2010. - 206 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Ануфриева Д. Ю. Социальная педагогика : учебно-методический комплекс / Д. Ю. Ануфриева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 150 с. : табл. - Библиогр. в тексте. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ

2. Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи : учебное пособие : рек. УМО вузов РФ / А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова. - Москва : Владос, 2008. - 191 с.

 

УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом Института детства

 

___________________ Р.О.Агавелян

 

«______»______________ 2012 г.

 

Обсуждена на заседании кафедры ПиМНО

 

Протокол №1 от «20 » 09 . 2012 г.

 

_______________ З.В.Бродовская

 

Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности Социальная педагогика

Для студентов очного отделения факультета начальных классов НГПУ,

обучающихся по специальности

050708– «Педагогика и методика начального образования»

Дополнительная специальность 050711 «Социальная педагогика»









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь