Насколько произошедшие изменения в структуре занятости городского населения соответствуют тенденциям, характерным для постиндустриального общества?

8. Проанализируйте с юридических позиций следующие ситуации:

8.1. Кандидат в депутаты областной Думы N-ской области обратился в областную избирательную комиссию с требованием признать результаты выборов недей­ствительными. В ходе выборов наблюдателями были зарегистрированы факты выдачи гражданам нескольких бюллетеней по паспортам членов семей, соседей, которые не в состоянии са­мостоятельно прийти на участок. В день выборов на одном из избирательных участков не успели разместить специально оборудованную кабину для голосования.

Правомерно ли требование кандидата с точки зрения конституционных принципов избирательного права? Свое мнение обоснуйте.

8.2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ольга поставила вопрос о разделе всего имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Сергей возражал, ссылаясь на то, что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства.

Правомерны ли требования Ольги? Свое мнение обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________

9. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Целый, полный» Форма государства ________________ - _______________________________ ________________________________________________ _________________________________________________  
«Обмен» Ценные бумаги ________________ - _______________________________ ________________________________________________ _________________________________________________  
«Нет места» Общественный строй ________________ - _______________________________ ________________________________________________ _________________________________________________  
«Земляк, соотечественник» Духовный мир человека ________________ - _______________________________ ________________________________________________ ________________________________________________  
«Замедляющий» Политика государства ________________ - _______________________________ ________________________________________________ _________________________________________________  

А.С. Пушкин в трагедии «Скупой рыцарь» описал не только человеческий порок - скупость, но и отразил аллегорично основные функции денег. Прочитайте приведенные ниже отрывки из трагедии и запишите в первой колонке таблицы, какая функция денег представлена в каждом отрывке.

  ____________________________________ Деньги? — деньги Всегда, во всякий возраст нам пригодны; Но юноша в них ищет слуг проворных И не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных И бережет их как зеницу ока.
    _____________________________________ Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды. Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли.
  ____________________________________ Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче Вдова мне отдала его, но прежде С тремя детьми полдня перед окном Она стояла на коленях воя. Шел дождь, и перестал и вновь пошел, Притворщица не трогалась; я мог бы Ее прогнать, но что-то мне шептало, Что мужнин долг она мне принесла, И не захочет завтра быть в тюрьме.
  ____________________________________ А все ж он не в убытке; Его нагрудник цел венецианский, А грудь своя: гроша ему не стоит; Другой себе не станет покупать. Зачем с него не снял я шлема тут же!

11. В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными - в объем понятия входит только один объект, например первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми) - в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель.



Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.

Единичные Общие Нулевые
       

 

1. Средневековая промышленность. 2. Революция 1905-1907 гг. в России. 3. Консерватор. 4. Современная российская монархия. 5. Государство. 6. Классицизм. 7. Фашизм в Италии.

8. Действующий президент России. 9. Первобытное государство.

 

Решите кроссворд.

По горизонтали

1. Способность ценностей превращаться в деньги.

3. Всякий институт или механизм, который сводит вместе предъявителей спроса и поставщиков конкретного товара или услуги.

7. Считается, что если этот показатель сметы государственных доходов и расходов превысит 10%, это приведёт к гиперинфляции.

9. Философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.

10. «То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду». М.Е.Салтыков-Щедрин (Понятие)

12. Согласно «Этимологическому словарю русского языка» это слово заимствовано в Петровскую эпоху из итальянского языка, где означало«конторка, стол менялы» , восходит к немецкому «стол, скамья».

13. Рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.

14. Автор труда «Исследование о природе и причинах богатства народов».

По вертикали

2. «Невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

4. Уровень этого показателя - это нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

5. В переводе с английского — «дело», «занятие»; в «Советском энциклопедическом словаре» - занятие, являющиеся источником наживы.

6. Способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга.

8. На рынке корову старик продавал.

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна.

Но, видно, не нравилась людям она. С. Михалков (Понятие)

11. Он разработал теорию денег как формы богатства в отличие от кейнсианства, которое рассматривает деньги только как инструмент хозяйствования.

12. «Быки», «голубые фишки», «медведи». (Учреждение, где действуют агенты, обозначаемые этими терминами).

 

                               
                                   
                           
                                 
                                 
                               
                                 
                               
                                 
                                   
                                   
                                     
                                   

Класс. I тур. Ответы

1.

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7.
НЕТ НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА

2.Лишняя позиция 2, т.к. является иллюстрацией исходного элемента рационального познания – понятия, остальные фрагменты иллюстрируют формы чувственного познания.

3. А.3.1. Нарциссизм. Нарцисс – персонаж древнегреческой мифологии, который увидел свое отражение в воде, влюбился в него и умер от любви к себе. Нарцисс стал символом холодной красоты, самовлюбленности, тщеславия и эгоизма.

Б. 3.1. Шовинизм - Происхождение термина связано с именем ветерана наполеоновских войн Николя Шовена, отличавшегося фанатическим национал-патриотизмом. Возможен вариант ответа, что термин происходит от фамилии персонажа пьесы драматурга Коньяра "Трехцветная кокарда" Шовена, прототипом которого был Н.Шовен. Его имя стало нарицательным для обозначения различных форм крайнего национализма.

4.

Единичные Общие Нулевые
3, 8, 9 1, 5, 6 2, 4, 7

5. 5.1.Газетная публикация неправомерна. Она является нарушением принципа презумпции невиновности каждого человека. С.49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

5.2.Нет. Борис Л. может нести ответственность по своим обязательствам самостоятельно. Органы опеки и попечительства могут объявить Бориса полностью дееспособным (эмансипация) (ст.27 ГК РФ) при согласии попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Попечительство в такой ситуации прекращается без особого решения.

6.

6.1.Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как по своему характеру, так и по их иерархии. В ____13____обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для ____17____. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на ____7____ в соответствии с нуждами каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного _____ 12_____. Ряд исследователей считают важнейшей социальной функцией семьи репродуктивную, обеспечивающую воспроизводство населения страны. Решение задач ______18______ рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, необходимостью ограничения уровня рождаемости. Семья, осуществляя функцию воспитания детей, выступает институтом первичной _____3_____ ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное ______1______ ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. Воспитательная функция неразрывно связана с функцией первичного социального контроля, которая заключается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, применении моральных ______9_____ (позитивных или негативных) для поощрения следования социальным нормам в семье и обществе или для наказания при нарушении этих норм. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья предоставляет (передает) определенный социальный статус ее членам, удовлетворяет их потребности в социальном продвижении. Большое значение имеет сексуально-эротическая функция. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая _______15_____, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров. ______5 _____ функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в совместном использовании свободного времени, во взаимообогащении своих интересов. В современном обществе возрастает роль функции духовного общения, предполагающей духовное взаимообогащение членов семьи, информационный обмен, обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни, общение в контексте восприятия художественных произведений. С ней тесно связана функция эмоциональной поддержки, обеспечивающая чувство _____20_____и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в _____8_____ и самоактуализации. За последние десятилетия заметно возросло значение данной функции, реализующей ____14____ человека в принятии его другими людьми и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмоциональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопонимания.

 

6.2.

Экономическая Хозяйственно-бытовая Репродуктивная Воспитания Первичного социального контроля Социально-статусная Сексуально-эротическая Духовного общения Досуговая Эмоциональной поддержки
3,2 2, 4 4,5 1,7 5,6   3,7

7.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Двигаю» Деятельность Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
«Имею значение» Денежное обращение Ревальвация - официальное повышение золотого содержания денежной единицы страны или фактическое повышение её валютного курса.
«Надлежащее соотношение частей» Человек Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.
«Отцовский» Государство Патернализм - покровительственное отношение государства к своим гражданам.
«Освобождение» Право Иммунитет - освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.

 

8.

Средство накопления/сбережения   Деньги? — деньги Всегда, во всякий возраст нам пригодны; Но юноша в них ищет слуг проворных И не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных И бережет их как зеницу ока.
Средство обращения Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды. Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли.
Средство платежа Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче Вдова мне отдала его, но прежде С тремя детьми полдня перед окном Она стояла на коленях воя. Шел дождь, и перестал и вновь пошел, Притворщица не трогалась; я мог бы Ее прогнать, но что-то мне шептало, Что мужнин долг она мне принесла, И не захочет завтра быть в тюрьме.
Мера стоимости А все ж он не в убытке; Его нагрудник цел венецианский, А грудь своя: гроша ему не стоит; Другой себе не станет покупать. Зачем с него не снял я шлема тут же!

9.

Типы общественного переустройства (устройства) в XX веке

Даты начала реализации Страна, где впервые предпринята попытка переустройства Название типа общественного переустройства Политические лидеры Основоположники теории Теоретическое обоснование (произведения)
24, 19
20, 15 23, 8

10.

10.1.

1) рыночная экономика – тип экономической системы, основанный на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

2) предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) ВВП - совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны;

4) сознание – высший уровень отражения объективной действительности, присущий лишь человеку;

5) потребности – осознанная нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности;

6) ценности - объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов.

 

10.2.

1) земля; данным ресурсом города располагают в достаточно ограниченном количестве, доля городов в добыче полезных ископаемых - менее 20%;

2) труд; доля крупных городов составляет почти половину общего количества данного ресурса, при этом доля занятых в общей структуре населения выше, чем в других населенных пунктах, т.к. % среднегодовой занятости превосходит % численности населения и города являются центрами притяжения трудовых мигрантов;

3) капитал; данный ресурс почти преимущественно сосредоточен в крупных городах:

· более 50% основных фондов организаций, около 60% обрабатывающего производства, свыше 60% производство электроэнергии, газа и воды;

· доля инвестиций в основной капитал составляет 48% от общероссийской, значительно превосходя долю населения;

· кроме того в городах делаются основные инвестиции в человеческий капитал: повышение уровня образования, подготовка квалифицированных кадров, улучшение условий жизни;

4) предпринимательские способности; города являются зоной успешного развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и бытовых услуг, операций с недвижимостью, финансовых услуг.

10.3.

Для постиндустриального общества характерно развитие экономики услуг и информационного сектора экономики и сокращение доли индустриального производства. Это соответствует тенденции изменения занятых в российских городах, растет доля занятых в торговле, в сфере бытовых услуг, финансово – кредитной сфере. В то же время сокращается доля занятых научной деятельностью и научным обслуживанием, что не соответствует тенденциям развития постиндустриального общества.

10.4.

Малое и среднее предпринимательство охватывает прежде всего такие виды деятельности как торговля, сфера услуг, финансово-кредитные операции, индустрия развлечений. Именно эти виды экономической деятельности являются индикаторами постиндустриальной модернизации общества.

11.

1. Нет, молодежная культура, как любая культура, является динамичной системой изменения которой на каждом новом временном отрезке.

2. Нет, молодежная субкультура, как правило, аполитична

3. Нет, колебания политических режимов правления, а в соответствии с ними и обстановки в базовой культуре общества, в рамках которого существует молодежная субкультура оказывают воздействия на динамику молодежной субкультуры.

4. Нет, выбор тех или иных ценностей чаще всего связан групповыми стереотипами

5. Да

6. Да

7. Нет, народная культура (традиции, обычаи, фольклор) воспринимается большинством молодых людей как анахронизм.

8. Да

9. Нет (пионеры не являются контркультурой)

10. Нет, неформальное молодежное движение существует как стихийный и не управляемый процесс.

11. Нет, наиболее благоприятные условия для развития такие культуры имеют в демократических обществах.

12. Да.

12.

  м е с с и я             л   с      
  О             П         А т Е и з м
а Н т р о п о м О р ф и з М   К      
  А             С         А   У      
  Ш             Т         И   Л      
  Е                       З   Я      
  С у е в е р и е         М   Р      
  Т                           И      
  В           Т               З      
к О н ф е с с И я     к а а б А      
              П               Ц      
  л и т у р г И я             И      
      Е       Т               Я      
      О     п А н т е о н            
      Л       К                      
      О     с А н с а р а            
      Г                              
ф е т И ш и з м                      
      Я                              

 


Класс. I тур. Ответы

1.

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2.7.
НЕТ НЕТ НЕТ ДА НЕТ ДА ДА

2.Лишняя позиция 3, т.к. иллюстрирует форму правления – монархию, а остальные фрагменты являются иллюстрациями политического режима.

3. А.3.1.Гандизм - социально-политическое и религиозно-философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс.

3.2.М.К. Ганди (1869 – 1948) один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, названной его именем.

Б.3.1.Бонапартизм - форма военно-политической диктатуры, проводящей политику лавирования между различными социальными группами.

3.2. От имени французского императора Наполеона I Бонапарта (1769 – 1821), впервые прибегнувшего к подобной политической практике в Новое время.

4.

Единичные Общие Нулевые
2, 4, 7 3, 5, 8 1, 6, 9

5.

1. Урбанизация 8. Милиция 7. Духовность 11. Хиромантия 15. Банк
9. Цивилизация 2. Полемика 4. Психология 6. Поручительство 13. Бюрократия
14. Гражданство 12. Военщина 10. Инспирировать 3. Мануфактура 5. Престолонаследие

6.Типыобщественного (устройства) переустройства в XX веке

Даты (начало) Страны Модель общественного переустройства Политические лидеры Основоположники теории Теоретическое обоснование (произведения)
24, 19
20, 15 23, 8

7. 7.1.Нет. Родители обязаны заботиться о своих детях до достижения ими совершеннолетия (ст. 38 Конституции РФ). Основанием для прекращения выплаты алиментов является достижение ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (ст.120 Семейного кодекса РФ). В заявлении гражданина Р. Нет указания на то, что его сын объявлен полностью дееспособным.

7.2.Поскольку возник спор между супругами, раздел имущества будет произведен в судебном порядке. По закону машина, принадлежавшая Андрею до вступления в брак, должна быть признана его собственность (ст.36 Семейного кодекса РФ). Участок с домом может быть признан совместной собственностью, если будет установлено, что стоимость построенного на общие семейные средства дома значительно увеличила стоимость садового участка, доставшегося Елене в порядке наследования ( ст. 37 Семейного кодекса РФ). Совместная собственность будет разделена в равных долях. Если же участок с домом не будет признан совместной собственностью, то он отойдет Елене, т.к. она получила участок по наследству.

8.

8.1. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так, 24 наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся там элементы научных знаний она обогатила и развила. Эти научные достижения были довольно ограниченны, но уже тогда многие из них активно использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве. В эпоху 8 обостренный интерес к проблемам 9, содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарногообразования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития новой науки. Первым, кто сделал решающий шаг в создании нового естествознания, преодолевшего противоположность науки и практики, был польский астроном 20. Именно тогда, четыре с половиной столетия назад, наука впервые начала спор с 1 за право безраздельно влиять на формирование 7. Ведь для того, чтобы принять 19 систему великого ученого, необходимо было не только отказаться от некоторых религиозных взглядов, но и согласиться с представлениями, которые противоречили 21восприятию людьми окружающего мира. Сегодня наука является сверхсложной 18, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образует основу развития современного общества, являющегося в основе своей инновационным. Основные функции науки принято разделять на когнитивные и социальные, причем, если для самой науки существеннее ее 2 функции, то общество ценит науку, главным образом, за выполнение ею 10 функций. Главной когнитивной функцией науки считается производство нового знания - 22 и создаваемого на его основе 12, которое, в свою очередь служит основой выполнения наукой ее социальных функций.

Теория необходима в науке, она раскрывает отношений предметов и явлений, объясняет экспериментальные факты, порой подсказывает, чего можно ожидать в дальнейшем. Поэтому в методологии науки выделяются такие функции науки, как описание, объяснение, предсказание, понимание. Описание составляет необходимый начальный этап научного исследования любого предмета. Оно необходимо так как, приступая к изучению некоторой области явлений, прежде всего следует описать данные явления, выделить их признаки, разделить на группы. Научное объяснение отвечает и на вопрос «как»? и на вопрос «почему»? Объяснение включает в себя набор исходных понятий и фундаментальных принципов – постулатов, законов, включающих в себя только исходные понятия. В целом они означают угол зрения, под которым рассматривается реальность, задают область изучаемую теорией. Объяснение известных явлений помогает, не только более глубоко их понять, но и предсказать новые, пока неизвестные факты. Предсказание (выведение из закона или теории высказывание фактах не установленных на сей день наблюдением или экспериментов) – важная функция науки. Научные предсказания расширяют сферу познанного человеком мира. Научное понимание – приписывание определенного смысла изучаемым наукой объектам, явлениям и процессам. Понимание связано с целесообразной деятельностью людей: постановкой задач, принятием решений, мотивами поведения, зашитой интересов и т.п. Поэтому эта функция реализуется именно в гуманитарных науках, изучающих деятельность людей.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования. Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из ее важнейших функций. В 17 начало меняться отношение между наукой и производством. Становление такой важнейшей функции науки, как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К. Маркс в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Конеч









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь