Дворец-лаборатория легкой индустрии


ЯКОВ ЧЕРНИХОВ

АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ

1 0 1

КОМПОЗИЦИЯ В КРАСКАХ

О 1

АРХИТЕКТУРНАЯ МИНИАТЮРА

ИСПОЛНЕНЫ ПРИ УЧАСТИИ
Д. КОПАНИЦЫНА
ИЕ. ПАВЛОВОЙ

ЛЕНИНГРАД
1 9 3 3

ИЗДАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТ ДЕ Л Е Н И Я
ВСЕСОЮЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ „МЕЖДУНАРОДНАЯ К Н И ГА"


АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ

СОДЕРЖАНИЕ



 

1. ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ
II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ..........................
III. МЕТОДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ.............................
IV.  
V. ПРИЕМЫ И ВИДЫ ОТОБРАЖЕНИЯ .....
VI. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ
VII. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФАНТАЗИЙ......................

АРХИТЕКТУРНЫЕ
ФАНТАЗИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ
КОМПОЗИЦИИ

Дворец-лаборатория легкой индустрии

Фермовое фабрично-заводское здание

Конструктивное заводское здание с контрфорсами

4. Из цикла „Сказки индустрии" — »А"

Фантастическое здание специального назначения

Связно-скомплектованное сооружение

Химический завод башенной системы

8. Из цикла „С казни индустрии " — „В"

Мощная открытая механическая установка

 

10. Город гигантов-небоскребов— „М"

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ




оформление должно бесконечно изме
няться и варьироваться — было бы
неверно. Если мы и будем говорить
в дальнейшем о том, что всякое архи
тектурное произведение следует не
только решить по-современному, но
и отобразить его возможно характер
нее, то это не значит, что мы должны
бесконечно видоизменять оформле
ние. Помимо этого обстоятельства,
необходимо учесть индивидуальные
способы оформления тех зодчих, ко
торые владеют характерной, им прису
щей, манерой выполнения. По неко
торым отличительным чертам мы ча
сто узнаем того или иного автора
архитектурного проекта. Незаметные,
на первый взгляд, особенности и тон
кости выражения зодчих-мастеров
необходимо изучить в интересах об
разного оформления наших архите
турных решений. Если бы каждый
даровитый мастер-архитектор может
поделиться с другими своими при
емами оформления архитектурных
проектов, то собранный материал по
служил бы лучшей школой для новых
молодых сил и средством а) про
движения и популяризации в широ
ких массах основ архитектуры, б) по
нятия общего уровня архитектурного
образования, в) развитием новых, бо
лее совершенных способов отобра
жения, г) выработкой нового, совер
шенного методического руководства
по архитектуре. К сожалению, до cих
пор каждый ценный работник-зодчий
хранит при себе особенности своих


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



достижений, создавая некоторый
„секрет" своей работы.
Темпы социалистического строитель
ства приняли в настоящее время
столь невиданные формы, что появи
лась настоятельная потребность найти
упрощенные, стандартные, ускорен
ные способы оформления архитек
турных проектов. В этой плоскости
делаются бесчисленные изыскания
и опыты, которые в конечном итоге
дают определенные достижения. Но,
несмотря на особенности пролетар
ской архитектуры, одинаково близ
кой и к практической жизни, и к ис
кусству, можно наблюдать, что совре
менные способы упрощений офор
мления страдают определенной огра
ниченностью. Кроме того, создание
некоторых архитектурных объектов
требует особых видов оформления.
Не исключены возможности, когда
творческие замыслы идут столь могу
чим потоком, что у зодчего возни
кает настоятельная потребность
в таком усовершенствованном спо
собе оформления, который быстрее
отражал бы все зародившиеся у него
замыслы, идеи, фантазии и пр. В этом
случае ему безразлична манера офор
мления, ему важно не утерять и за
фиксировать все то, что рождается,
решается, изобретается в его мозгу.
Параллельно с требованием усовер
шенствования архитектурного офор
мления в смысле его упрощения, при
наших современных темпах, суще
ствует тенденция полного разверты




АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 



вания архитектурного оформления
на началах выявления его творче
ским путем.

Переходя, собственно, к видам архи
тектурного оформления, плоскостно
го воспроизведения, мы принуждены
распределить их на следующие:

1) отображение архитектурных пред
ставлений,

Архитектурные наброски,

Архитектурные эскизы,

Архитектурные фантазии,

Архитектурные проекты.

Если одни работы мы можем испол
нить в карандашном начертании, то
другие требуют чертежа, третьи —
красочных иллюминовок, четвертые—
живописных приемов, пятые —офорт
ного исполнения и т. д.



1. ОТОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУР
НЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в больший
стве случаев выливается в живопис
ные кроки самого эскизного харак
тера. Они исполняются в карандаше,
в многочисленных вариантах разно
образной композиции. Им присущ
незаконченный вид и только иногда
имеется надобность делать их вполне
законченными. Но, даже и в закон
ченном виде, отображенные архитек
турные представления относятся к
разряду живописно-композиционных
задач. Это обстоятельство ни в какой
мере не влияет на силу воздействия
на глаз зрителя.


_-Б-

Аксонометрическое изображение объемно-плановой архитектурной
композиции. Наглядное конструктивное объединение элементов со
оружений удлиненного типа горизонтально-вертикального строения.


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 


2. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАБРОСКИ
обычно исполняемые с натуры, де
лаются или в карандаше (черном или
цветном), или по карандашному набро
ску идет цветная расцветка или же
непосредственно исполняют работу
в красках и т. д. Это целиком зави
сит от желания и настроения испол
нителя. Ценность архитектурных на
бросков в том, что они: а) приучают
нас отображать решенные формы
графически; б) развивают наблюда
тельность к удачным и неудачным
решениям; в) приучают к композиции
изображения; г) тренируют в техни
ческих навыках; д) заставляют анали
тически подойти к проделанной ра
боте. Несомненно одно, что архитек
турные наброски с натуры во всех
случаях следует рекомендовать не
только начинающему, но и всякому

зрелому зодчему.

Необходимо также производить архи
тектурные наброски решенного про
екта, для уяснения наиболее интерес
ных моментов. Эти работы обычно
служат пояснением и иллюстрацией
проекта. Оформление подобных на
бросков не должно нарушать общей
гармонии представляемой работы.



3. АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭСКИЗЫ
в практике зодчего занимают значи
тельное место. Решая какое-нибудь
архитектурное задание, мы всегда
выражаем его предварительными на
метками и исканиями. Эскизные ра


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 



боты, проделываемые при решении
плана, разреза, фасада и аксономе
трии, имеют ту ценность, что все за
рождающиеся и культивирующиеся
представления находят в них отобра
жение. Многочисленные эскизные
вариации оформляются у одних живо
писным порядком, у других—жестким
чертежным способом. В некоторых
случаях достаточно карандашного
способа. В учебной практике начинаю
щего зодчего рекомендуется офор
млять графически (в виде эскизов)
предварительное выражение проекти
рования наиболее полно, для лучшего
развития своих представлений и со
вершенства способов отображения.



4. ОФОРМЛЕНИЕ АРХИТЕКТУР
НЫХ ФАНТАЗИЙ служит не только
преддверием для выявления проекта
возводимых сооружений, но в наи
большей степени совершенствует
зодчего, вооружая и обогащая его
в максимальной степени. Оформле
ние всякого архитектурного произ
ведения в удачном виде и в полном
соответствии с содержанием проекта
является интереснейшим, но и ответ
ственнейшим этапом работы зодчего.
Архитектурные фантазии в своем
оформлении должны дать подтверж
дение указанного выше факта. Вод
ном случае мы оформляем нашу ар
хитектурную фантазию в перспектив
ном изображении, в другом — аксо
нометрическим путем, а в третьем


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



выражаем ее в ортогонали. Все эти
три случая, в свою очередь, воз
можно представить в различных
видах своего показа. А так как мы
в подавляющем большинстве приме
ров оформляем архитектурные фан
тазии в цветовых иллюминовках, то
получаем ряд своеобразных произ
ведений. Для достижения лучших
результатов оформления фантазий
и вообще архитектурных произведе
ний всякого рода следует применять
цвет не только в полном его вну
треннем композиционном сочетании
с окружающими объектами, но и
выявлять нужные тонально-световые
приемы. Если к этому мы приложим
применение „особых'* зрительных
точек выявляемого архитектурного
объекта, избрав наивыгоднейшие
точки созерцания сооружения про
странственного характера, то в ко
нечном результате получим завершен
ное оформление нашей архитектур
ной фантазии. Комплектование объ
емных, монолитных элементов с ре
шетчато-стержневыми частями соору
жений также имеет влияние на ха
рактер и целостность оформления,
так как несоответствие и неувязка
таких составляющих элементов мо
жет нарушить общую композицион
ную задачу и даже наисовершенней
шее оформление последней не смо
жет дать законченного положитель
ного решения. Вот почему следует
особо подчеркнуть необходимость
полной согласованности построения,


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



конструктивной связности и гармо
ничной спаянности всех архитектур
ных элементов, участвующих в созда
ваемой нами композиции, так как в
своем оформленном виде они дают
полноценное выражение архитектур
ной фантазии.

Подход и содержание играют не
сомненно решающую роль, так как
углубление в схематизации изображе
ния архитектурных фантазий—с од
ной стороны, и удробленность и
декоративность — с другой, явля
ются односторонней крайностью.
Архитектура должна быть целост
ным конгломератом без наличия при
стегивания к ней искусственным пу
тем тех свойств, которые ей непри
сущи. Всякое образно-графическое
воспроизведение не может охва
тить полностью во всей мощности
те объемно-пространственные пред
ставления, которые нам рисуются.
Реальное воспроизведение архитек
турных представлений бывает значи
тельно глубже, полнее и богаче, чем
первоисточник его — представле
ние. Так что, оформление архитек
турных фантазий только отчасти вое
полняет собою задачи отображения.
Мы можем получить и такое архитек
турное воспроизведение, которое
резко отличается от начального пред
ставления; это последнее, в этом слу
чае, является как бы некоторым воз
будителем. Таким образом ясное
оформление архитектурных фантазий
служит основой последующих работ.


-В-

Объемно-плановая архитектурная композиция. Изысканное сочета
нив элементов сооружения на принципе взаимной согласованности.


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


II

ТЕХНИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ



Технические процессы, применяемые
тем или другим зодчим, до известной
степени характеризуют мастера, на
кладывая особый отпечаток на его
работу. Не исключаются такие слу
чаи, когда один и тот же автор при
меняет различные технические спо
собы отображения. Из 9 способов
технических процессов, как то: а) ли
неарные, б) штриховые, в) отмывоч
ныв, г) сплошные, д) растушевки,

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




ных формах. Предрешать вопрос,
какой способ более совершенен, или
более желателен, никак нельзя, так
как ценность произведения изме
ряется наличием особенностей, за
ключающихся в нем. Кроме того,
играет роль и то обстоятельство, для
какой цели предназначено произве
дение. В одном случае нам необ
ходимо представить его для чисто
утилитарного применения, в другом—
для демонстрации в ударном виде
разсматриваемого архитектурного во I

проса, в третьем, как живописно-]
пространственную задачу и т. д.
Нам известны многочисленные факты,
когда удачно разрешенная задача
технического оформления дополняла
и ясно представляла сущность за
мысла зодчего. В то же время мы
являемся свидетелями таких явлений,
когда хорошо и хлестко выполненная
архитектурная задача затемняла суть
и давала ложные зрительные впечат
ления. Также бывают случаи плохой,
или неудачной расшифровки пред
ставлений зодчего графическим]
путем, между тем как реальные про
странственные формы данного тво
рения обладают богатством сочета
ний, наличием особых комбинаций!
и прелестью ритмических и динами!
ческих явлений.

Следует особо подчеркнуть одно су
щественное обстоятельство, дающее
действительную пользу — это то ве
ликое воспитательное воздействие!
которое оказывает всякое своеоб


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



разно технически разрешенное ар
хитектурное произведение на тех, кто
таковое изучает или кто им поль
зуется.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




нить более простой способ техниче,
ского воспроизведения наших архи
тектурных замыслов и имеет целью до
биться наибольшей выпуклости изо
бражения путем любых процессов!
и способов — вплоть до чисто услов
ных. Все то многообразие, которое
охватывается архитектурой, получает
предварительное завершение в архи
тектурных фантазиях, почему на тех
нике воспроизведения следует в этом
периоде работы заострить внимание,
Чем больше мы изучаем зодчество,
чем глубже вникаем во все этапы
его существа в практических кон
кретных задачах, тем шире и про
страннее, и всестороннее зарожда
ются и выявляются наши фантазии.
Если только мы сумеем так усовер
шенствовать и одновременно облег
чить способы технического воспро
изведения наших архитектурных за
мыслов, если только мы сумеем при
близить массы вплотную к архитек
туре и если только мы добьемся кани
ми-то новыми методическими путями
возможности наилучшей эффектив
ности изучения, построения, офор
мления, понимания и идеологической
оправданности самой архитектуры,
то разворот творческой фантазии
даст поразительный расцвет зодче
ства строящегося социализма. Необ

ходимо при этом упомянуть о тех!
технических процессах, которые бы!
вают по существу крайне инте
ресными, но в силу своей слож
ности и замысловатости не могут



 



_г-

Объемно-плановая архитектурная композиция. Совместное сочетание
прямолинейных и криволинейных элементов и сферичесхих тел.


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



претендовать на общедоступность.
Часто такие приемы приближаются
к живописно-техническим задачам,
что, конечно, суживает и ограничи
вает масштаб их применяемости.
Создание архитектурных фантазий
зависит от способности данного чело
века представлять себе различные
формы во всех их возможных соот
ношениях и комбинациях. Тут, ко
нечно, большую роль играют техни
ческие приемы наглядного и убеди
тельного фиксирования пр^едставле
ний. Люди, обладающие слабой фан
тазией, никогда не в состоянии при
дать возникающим у них образам
отчетливый, конкретный и своеобраз
ный характер. Есть ряд зодчих, вое
производящих свободно свои пред
ставления в очень интересной фор
ме, но без достаточно убеждающих
объяснений и почему отображаются
тем или иным путем представления
и для какой цели выявляются их архи
тектурные фантазии — неизвестно.
Девять приведенных выше приемов
технического воспроизведения на
ших архитектурных представлений
следует распределить, собственно, на
три категории по своей сложности
и характеру: а) графические, б) жи
вописные, и в) условные.
Первые привлекают наше внимание
тем,что передают пространство и объ
емы с достаточной выразительностью
помощью сочетания „сухих линий".
Это один из желательных процес
сов, но в то же время очень трудный,


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




так как для того, чтобы добиться
наиболее совершенного результата,
следует очень тщательно проверить
аналитически и графически некото
рые условия формообразования ме
тодом чистого графирования.
Второй вид замечателен тем, что
требует навыков и технических прие
мов другого порядка, но облегчает
возможность передачи как самой
формы, так и пространства. Это про
исходит в силу того, что средства,
коими располагают технические про
цессы живописного порядка, более
доступны пониманию всякого чело
века и привлекают глаз зрителя при
ближением к натуре,некоторой закон
ченностью своих форм, а также из
вестной „картинностью" изображе
ния. Разнообразие приемов построе
ния, обилие способов расцветки,
а также применение тональности —
все вместе дает возможность этот
вид технических приемов обосо
бить в некоторую самостоятельную
группу.

Третья категория знаменует собою
объединение всех технических до
стижений современных процессов,
помощью которых мы отчасти постро
или ряд изображений данной книги.
Растушевки „на нет", „от угла", фо
нальные удары, прозрачные пло
скости и прозрачные объемы, недо
говоренности исполнения, надуман
ные цветовые иллюминовки и прочие
технические приемы в общей своей
сложности создают возможность,


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




при их использовании, дать отобра
жению тот или иной характер. Сле
дует еще упомянуть и о том, что
обогащение вариациями создает не
обычайный простор каждому ком
позитору-зодчему. Всех этапов,
со всеми их многоразличными отте
нениями невозможно передать анали
тическим путем, можно только ска
зать, что технические процессы пре
терпевают различные стадии своего
существования путем ввода в работу
архитектора изобретательских твор
ческих выдумок.

Все рассмотренные выше установки
имеют целью сосредоточить внима
ние каждого архитектора, творца
пространственных форм, на том, что
роль технических приемов в зодче
стве не есть только чистое оформле
ние всех наших архитектурных пред
ставлений, фантазий и замыслов,
а неотъемлемая часть всей нашей
творческо-созидательной деятельно
сти. Прилагая тот или иной техниче
ский прием,создавая „целый процесс11
при воспроизведении архитектурных
фантазий, мы помогаем себе наивер
нейшим и наикратчайшим путем.
Самый процесс технического воспро
изведения архитектурных предста
влений идет у каждого зодчего раз
личным образом. В одном случае мы
наблюдаем, что зодчий путем много
численных исканий решает свою
задачу эскизными одноцветными или
многоцветными набросками, а потом
уже завершает свою работу построе


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ




нием законченного и оформленного
построения, т. е. конечный резуль
тат получается как следствие некото
рых разнопостроенных изображе
ний. Иногда же своего решения архи
тектор добивается тщательнейшей
проработкой и совершенствованием
одного и того же построения. В этом
случае многоразличные изменения,
видоизменяясь по ходу работы на
одном и том же пятне изображения,
исчезают после замены их новым
графированием.

Приступая непосредственно квоспро
изведению той или иной идеи, архитек
тор развертывает как самый прием,
так и его осуществление по ходу ра
боты, а другой зодчий, прежде чем
приступить к окончательной расшиф
ровке задуманной идеи, основательно
решает свою задачу как в части ее
общего облика, так и в части тех
процессов расцветки, тональности
и графирования, которые, по его
убеждению и чувству, следует приме
нить в различных этапах работы.
К числу технических процессов необ
ходимо присоединить материал, с по
мощью коего осуществляется наша
работа. Будет ли применена акварель,
гуашь, тушь, анилин и т. д.—все это,
несомненно, сыграет свою большую
роль и даст соответствующее лицо
изображению. Сочетание материала
с его специфическими особенно
стями, совместно с техническими ком
позиционными процессами, является
специальной задачей зодчего.



-Д-

 


Явно-надуманная архитектурная композиция из сплошных изогнутых
элементов в аксонометрическом изображении (первый вариант).


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


III.



 


МЕТОДЫ
ИЗОБРАЖЕНИЯ



Методы изображения подразделяют
ся на: а) геометральное изображе
ние, б) перспективу общую и частную,
в) перспективу с горизонта, г) аксо
нометрию полную и частную, д) ус
ловно-искусственные изображения,
е) изображения с птичьего полета,—
и дают возможность выразить архи
тектурное представление в том пони
мании, какое представляется наи
более верным. Если, в одном случае,
геометрал изображения вполне пока
зательно иллюстрирует мысль и наме
рения зодчего, то в другом—является
настоятельная потребность в иной,
более наглядной форме выражения.
Здесь мы используем различные
способы изображения в зависимо
сти от наших симпатий к ним.


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




Все без исключения методы изобра
жения являются чисто условными
приемами, различными по достоин
ству. Это позволяет нам во всех слу
чаях отображения архитектурных
представлений прибегать к тем при
емам и способам, которые наиболее
присущи воспроизводимой вещи. Мы
в праве довести условность до любых
пределов, лишь бы получить то, что
желательно. Конечно, не всякому
и не всегда понятен тот или иной
метод изображения, но это зависит
от недостаточной подготовки и не
достаточного развития данного лица.
Технические приемы, при различных
методах изображения, столь много
различны и имеют так много ответвле
ний и своеобразных решений, что в
конечном результате отражают слож
ный комплекс творческих замыслов
зодчего. Желательно только, чтобы
во всех случаях объединения метода
изображения с техническим воспро
изведением получилось наилучшее
разрешение разрабатываемой за-
дачи.

Методы изображений в архитектуре
занимают довольно большое место
и, по своей специфичности, сильно
выделяются как своими особыми
принципами, так и установками. Весь
процесс архитектурного проектиро
вания, как и весь период творческо-
созидательной работы зодчего, не
прерывно идет в сопровождении на
глядного и поясняющего графирова
ния. Вследствие указанного, необхо


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



димо каждому зодчему быть макси
мально подкованным в области изо
бразительного искусства. Кроме сего
архитектору следует сосредоточить
свое внимание и на том, чтобы
приемы и методы начертаний его
представлений отражали бы харак
тер работы зодчего.
Методы изображений, по самой своей
сути^ являются в период изысканий
основ архитектуры „регулятором"
дальнейшей деятельности зодчего,
а потому необходимо указать те
общие принципы анализа постро
ений и выявлений архитектурных за
мыслов, кои должны лечь в основу
этого изучения. Последнее оказы
вается возможным лишь при наличии
расшифровки ряда этапов предвари
тельного порядка. Раскрытие сущно
сти этих этапов есть задача анализа,
уточнения и выработки системы, но
все же следует указать на пример
ные возможные методические под
ходы, могущие дать соответствую
щий результат.

Вначале мы стремимся привить в изу
чающем элементарные приемы ото
бражения на бумаге плоскостных
решений с полной увязкой масштаб
ности изображения. Это значит при
учить исполнителя к тому, чтобы он
умел решать изображения „компози
ционно", располагая на листе бумаги,
как само пятно построения, так и ве
личину такового в полном его соот
ветствии с окружающими объектами.
В плоскостных решениях, помимо


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




композиционных моментов, изуча
ются понятия конструктивной связи
участвующих „составляющих". Обна
ружение конструктивной связности
в начальных примерах приучает ис
полнителя к совершенству его ра
боты путем увязки и спаянности
всех элементов, составляющих архи
тектурную композицию. Параллельно
с этим решается вопрос „ритмиче
ского сочетания" тех составляющих,
которые принимают „деятельное" уча
стие в построении. Соответствие эле
ментов между собою, их согласован
ная связь друг с другом, подбор и рас
становка всех составляющих дают,
в конечном итоге, ритмическое ре
шение. Ритм, как таковой, начинает
свою жизнь в первичном своем за
рождении отображения наших пред
ставлений.

Еще следует сказать и о том, что
в задачу исследования и построения
изображений плоскостного харак
тера входят, как неотъемлемая часть,
способы и приемы изложения, так
как последние дают законченное
и цельное выражение нашим архи
тектурным графическим изысканиям.
Следующей стадией работы по внед
рению методического изучения ос
нов следуют задачи конструктив
ного порядка. На этих задачах мы
имеем возможность воспитать и раз
вить еще и чувство пространствен
ности. Все указанное достигается
помощью конструктивно-простран
ственных сочетаний плоскостей.


Явно-надуманная архитектурная композиция из сплошных изогнутых
элементов в аксонометрическом изображении (второй вариант).


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


IV.



 


Композицией

НЫЕПРОЦЕССЫ



Композиционные процессы при архи
тектурном проектировании являются
центром всей работы. Они подраз-
деляются на: а) нормальные, б) сдвиги
по вершинам и горизонтам, в) планово
объемные построения, г) ракурсы,
д) искажения, е) передний план, ж)ин
терьеры и экстерьеры. Если мы об
ращали большое внимание на внеш
ние способы выявления творчества
зодчего, то имели в виду показать
его в максимальной экспрессии, дабы
совершенством изображения до
стичь наибольшей силы. Двигаясь
иногда робкими, осторожными ша
гами в первых этапах своих твор
ческих исканий, архитектор впослед
ствии переходит полным разверну


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 




тым фронтом к одолению сокровен
ных мест разрабатываемой работы.
Касаясь вопроса композиции архи
тектурных произведений в широком
смысле, мы охватываем его в полной
мере как в части планировочных по
строений, так и в части разреза и
фасада. И в части первой, как и в
части второй, возможен самый широ
кий взлет наших изобретательских
способностей. Объединяя между со
бою план-разрез-фасад в одно целое,
без отрыва одного от другого, с пол
ной их увязкой с образным выявле
нием, мы не должны, в угоду одной
части, жертвовать другой. Таким об
разом мы избегнем тех явлений, ко
торые иногда наблюдаются в прак
тике некоторых зодчих: для того, что
бы получить хороший фасад, зодчий
пренебрегает потребностями плана,
вводя ненужные части или избегая
необходимых по содержанию отдель
ных мест проекта. Не следует также
производить и таких экспериментов,
когда, в угоду целесообразности, ар
хитектор забывает о форме, или о
более совершенной обработке про
странства. Усиленное увлечение кон
структивными особенностями также
часто ведет к тому, что исключаются
основные положения зодчества и вы
пускаются произведения, не имею
щие.не только никакой ценности и
никакого значения, но искривляющие
принципы оформления пространства.
Подобные произведения разлагающе
действуют на зрителей и на тех, кто


АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ



 


 



должен получить известное воспита
ние от лицезримых творений архи
тектора. Необходимо всегда помнить
о диалектическом единстве содержа
ния и формы.

Рассматриваемые ниже семь видов
композиционных процессов следует
расшифровать, чтобы лучше уяснить
себе смысл и понимание каждого
из них.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь