Предпринимательство в России в постсоветский период

Возрождение российского предпринимательства напрямую связано с началом проведения реформ в Советском Союзе – перестройки. Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в советском обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ. Наряду с общим оживлением («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

В ряде союзных республик СССР (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Первым решительным шагом в этом направлении стал арендный подряд (индивидуальный и семейный). Широкое распространение он получил в сфере бытового обслуживания. Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации.

С мая 1987 г., после принятия закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», начался очень быстрый рост числа граждан, желающих самостоятельно заниматься бизнесом. Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на 69%), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям



Ключевым в реформировании экономики явился закон «О кооперации в СССР», принятый в 1988 г. Кооперативы дали предпринимателям необычную для тех лет хозяйственную свободу, позволили легализовать накопившийся за долгие годы заряд предпринимательской активности. В то время малое предпринимательство было наиболее динамично развивающимся сектором советской экономики. За короткий период (1988–1989) количество кооперативов в общественном питании, сфере бытовых услуг, строительстве и производстве товаров возросло более чем в 10 раз, аналогичным образом изменилась и численность занятых. При этом объем реализуемых ими товаров и услуг увеличился в 20 раз. Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.

Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству, что ярко проявилось на постсоветском пространстве.

В принятых позже законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР признавалась многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику). В Законе “О собственности в РСФСР” (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы создания предприятий разных форм собственности. Но в нем не были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не были упомянуты кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР” (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых предприятий и созданию программ их развития.

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России, в постсоветский период, связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку и происходило в неблагоприятных условиях:

· Не готовность самого общества к проводимым реформам.

· Слабая правовая база.

· Большая налоговая нагрузка.

· Усиливающая бюрократизация и коррумпированность общества.

· Криминализации общества.

· Отсутствие свободных финансовых средств.

· Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам (их уровень достигал 220-360% годовых).

· Слабый инвестиционный рынок.

· Отсутствие государственной поддержки становления и развития предпринимательства и т.д.

· Большая инфляция, достигшая 840% в 1993 г.

Российская экономика – это экономика переходного периода и преобразования, которые происходят в экономики РФ, напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества. Одной из главных целей трансформации является создание экономики с рыночными отношениями. Россия выбрала, в начале 90-х годов, свой механизм преобразования экономики – «шоковая терапия». Сегодня можно утверждать, что потери от неоправданной «шоковой терапии» оказались очень большими.

Резкая смена экономической политики показала полную неприспособленность субъектов хозяйствования к работе в новых условиях. Либерализация внешнеэкономической деятельности, а затем и либерализация цен привели к тому, что Российский рынок стал стремительно наполняться дефицитной импортной продукцией и в первую очередь, так называемых, товаров народного потребления. Ни по цене, ни по качеству и тем более по соответствию цены и качества, отечественные товары, в своем большинстве, оказались не конкурентоспособными своим зарубежным аналогам. При этом и само отечественное промышленное производство не было готово к конкуренции с зарубежными производителями о чем свидетельствуют макроэкономические показатели тех лет (табл. 1).

Таблица 1

Макроэкономические показатели

(темпы изменения в % к предыдущему году)*

Экономический показатель 1992 г. 1993 г. 1994 г.
ВВП -19 -12 -15
Продукция промышленности -18 -14 -21
Валовая продукция сельского хозяйства   -4 -9
Производство потребительских товаров -15 -11 -26

*Источник: Статистический бюллетень. 1994. №8

Происходящие сегодня реформы в Российской Федерации, говорят о переходном периоде развития экономических отношений, в том числе и предпринимательства. На этом этапе (транзитивном или переходном) экономическая среда предпринимательского бизнеса в современной России не является полностью сформированной. Признаками транзитивности российской национальной системы предпринимательства являются:

· Российская система предпринимательства является одной из самой молодой национальной системой (1991-2010 г.г.).

· Несбалансированный характер развития разных видов предпринимательского бизнеса.

· Низкий уровень инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

· Сильное влияние криминального элемента на деятельность бизнесменов и государственных чиновников, что органически вытекает из высокого уровня бюрократизации и коррумпированности органов власти.

· Высокая составляющая доли теневой экономики, в общем, её объеме.

· Высокий уровень правонарушений, совершаемыми предпринимателями и остающихся без правовых последствий.

· Высокий удельный вес криминального капитала, оборачивающегося в легальном бизнесе на территории России или инвестированного российскими предпринимателями за рубеж.

· Высокий уровень сращивания субъектов предпринимательского бизнеса с политической элитой.

На сегодняшнем этапе, эффективность российской экономики, во многом зависит от состояния добывающих отраслей, при этом основной вклад вносят экспортно-ориентированные отрасли и в первую очередь нефтяная и газовая. То есть сегодня не получается порвать с зависимостью национальной экономики от цен на мировые энергоносители. Продолжается наращивание влияния государства на национальную экономику, в частности, в таких областях, как нефтедобыча, авиастроение, машиностроение и автомобилестроение, а также банковский сектор. Это влияние государство обеспечивает через свое участие как акционер в т.ч. создание госкорпораций.

Одной их важной и трудноразрешимой проблемы построения рыночных отношений в российской экономике является проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства, ранее ориентированного на индустрию производства и добывающие отрасли. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить эти перекосы.

Становление бизнес – слоя. Черты российского предпринимателя.Предприниматели входят в особый слой общества – бизнес-слой, формирование которого происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающихся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой, посреднической, страховой и финансовой деятельности.

Бизнес - слой не однороден по своему составу. В нем можно выделить несколько основных групп:

· предприниматели – частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

· физические лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

· бизнесмены-менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

· полупредприниматели – наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, которые не являются управленцами и совмещающие основную работу с каким-нибудь видом предпринимательства;

· менеджеры-совладельцы – хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

· "классические" менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Характерными чертами российского предпринимателя является следующее:

· Сам по себе бизнес является преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает более 80 %.

· Отличительной чертой российского предпринимателя является их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее – 6,5%.

И если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель – самый интеллектуальный предприниматель в мире.

В первые годы (90-ые годы прошлого столетия) современного Российского предпринимательства преобладало мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. На сегодняшнем этапе развития предпринимательства, очень остро встал вопрос о профессионализме кадров и особенно рабочих специальностей. Дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. И если на первом этапе развития предпринимательства ощущался дефицит специалистов с экономическим и юридическим высшим образованием, то сегодня не хватает специалистов технических профессий.

2.2. Этапы становления и развития предпринимательства. Механизм образования предпринимательских структур

Экономическим и правовым фундаментом, возрождения Российского предпринимательства, стал процесс официальной легализации предпринимательской деятельности начатый в СССР в конце 1980-х годов, о чем свидетельствует узаконивание в то время индивидуальной трудовой деятельности и принятие в 1987 г. Закона «О кооперации в СССР» и вступившего в действие в июне 1988 г. Как отмечает Ю. Попов: «К тому времени уже около 200 тыс. человек занимались легальным мелким предпринимательством под вывеской индивидуальной трудовой деятельности, ряд трудовых коллективов получили хозяйственную самостоятельность на условиях аренды государственной собственности. «Прорыночный» Закон о кооперации фактически узаконил частное предпринимательство, хотя само понятие о частной собственности осталось под запретом».

Дополнительным толчком к развитию сектора малого предпринимательства послужило Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 8 июля 1990 г., в котором были определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

Становление предпринимательства в России необходимо рассматривать поэтапно. Первый этап 1991 – 1998 гг. (зарождение и развитие); второй этап 1998 – 2007гг. (стабилизация и экономический рост); третий этап 2008 г. (начало экономического кризиса), что связано с мировым экономическим кризисом, который повлек кризис реального сектора экономики.

Первый этап развития предпринимательства.Сложившаяся экономическая ситуация, на первом этапе развития предпринимательства, негативно повлияла на становление предпринимательства. Большая налоговая нагрузка, высокий уровень инфляции и рост цен, на все факторы производства поставили многие предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно росла. Сложившиеся экономические условия подорвали стимулы к предпринимательской деятельности, ослабили предпринимательский настрой.

Экономической основой развития предпринимательства на первом этапе стала реабилитация (законодательное признание) частной собственности и масштабная приватизация государственного имущества.

Функционирование хозяйственного комплекса на первом этапе развития предпринимательства, когда были заложены основы современного состояния общества, происходило под воздействием следующих факторов:

· Потери управляемостью государственной собственностью.

· Проведения налоговой реформы, ориентирующей механизм налогового. регулирования на достижение кратковременных фискальных целей.

· Общего спада производства во всех отраслях экономики.

· Постоянного дефицита сырья, топлива и энергетики и т.п., в ряде случаев утраты собственных средств.

· Кризиса сбыта продукции из-за широкого проникновения на отечественный рынок импортных товаров.

· Усиления структурного кризиса в отраслях материального производства.

· Продолжающегося снижения инвестиционной активности.

· Критически низкого уровня использования производственного и научно технического потенциала.

· Разрыва хозяйственных связей между предприятиями и регионами;

· Сохранение высокого уровня инфляции.

Данные факторы оказали сильное негативное влияние на зарождение и становление российского предпринимательства. Все это привело к тому, что на первом этапе развития предпринимательства был сформирована жёсткая система взаимосвязи бюрократии, коррупции, криминала, что соответственно привело к отсутствию нормальных условий по проведению экономических реформ и в т.ч. по становлению и развитию предпринимательства в обществе. Главными причинами, которые неадекватно повлияли на зарождение и становление предпринимательства стали:

· Низкий уровень и несоответствие правовой базы, регламентирующей отношения различных субъектов предпринимательства, как между собой, так и с государством.

· Общее состояние экономики России, которую в тот период можно назвать экономикой глубокого кризиса. Дефицит бюджета РФ в те годы достигал 50 % и перекрывался за счёт зарубежных кредитов.

· Практическое отсутствие государственной поддержки становления и развития предпринимательства.

· Всеобщее стремление представителей бизнеса к накоплению любыми способами первичного капитала в т.ч. теневого и криминального.

· Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

· Агрессивно – негативное отношение общества к предпринимательству и самим предпринимателям.

· Стремительное снижение уровня жизни населения.

Что бы решить данные проблемы, представители бизнеса вынуждены были их решать не правовыми способами - использовать возможности коррупционного механизма. На первом этапе становления Российского предпринимательства действовал разрешительный принцип при открытии (регистрации) новой предпринимательской структуры. Это создавало дополнительные бюрократические барьеры, которые легко можно было преодолеть, только используя коррупционные возможности.

Характерной чертой деятельности малых предприятий в 1990-1991 гг. была их большая зависимость от госсектора, что обуславливалось возможностью приобретения в госсекторе материальных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности. Указ Б.Н. Ельцина о свободной торговле, открытие границ для граждан России, дал импульс к развитию малого предпринимательства, деятельность которого практически полностью имела нелегальные формы: «челночный» бизнес; поставка и продажа импортных (бывших в употреблении) автомобилей; вещевые и продуктовые рынки и т.д. Вследствие, перечисленных выше причин, макроэкономическую ситуацию на этом этапе, можно охарактеризовать как генезис несостоятельности. С категориальной точки зрения генезис – это зарождение, причины и дальнейшее развитие того или иного явления. То есть первый этап развития предпринимательства можно назвать этапом несостоятельности и банкротства.

Учитывая экономический кризис в стране, отсутствие четкой правовой базы регламентирующей становление предпринимательства, на первом его этапе развития, всеобщей нарастающей коррумпированностью, деградацию культуры, ценностной ориентации отдельных представителей общества, психологической не готовностью самого населения жить и заниматься предпринимательской деятельностью в новых условиях, сам процесс образования предпринимательских структур приобрел не цивилизованные, искаженные и частично не законные методы, что подтверждает теневую направленность развития предпринимательства на постсоветском пространстве.

а). Классификация предпринимательских структур по типам на первом этапе становления постсоветского предпринимательства

Принципы (подходы) создания предпринимательских структур на постсоветском пространстве были обусловлены теми правовыми, экономическими, психологическими и политическими условиями, которые были созданы государством. Образованные в условиях первого этапа развития предпринимательства, предпринимательские структуры можно разделить на типы:

Тип I.Криминальные структуры, которые за счет незаконных финансовых операций, чистого вымогательства обеспечили своё состояние.

Тип II.Коррумпированные структуры — были созданы путем слияния государственных финансов (имеется в виду не только государственные учреждения, но и госпредприятия), сырьевых ресурсов с поддержкой со стороны законодательных, исполнительных органов власти и не вмешательства правовых органов.

Тип III.Мелкие предпринимательские структуры, созданные обычными людьми, на свой страх. Основной целью являлось личное благополучие или, самое большое, создание своего небольшого дела. Они характеризовались небольшими оборотами, малой численностью работников, отсутствием какой-либо материальной базы.

Тип IV.Структуры цивилизованного типа. Были образованны людьми имеющих большие возможности. Характеризовались независимостью своего положения, большими оборотами, имели солидный уровень в своем регионе, старались работать на перспективу, используя в своей деятельности менеджмент, маркетинг, новации, информационные связи, рекламу.

Тип V.Преобразованные структуры — бывшие государственные структуры, которые используя механизм приватизации изменили свою форму собственности. Главной задачей для руководителей этих структур, в тот период, была – адаптация к работе в новых условиях хозяйствования.

Учитывая экономический кризис в стране, отсутствие четкой правовой базы, регламентирующей становление предпринимательства, на первом его этапе развития, всеобщей нарастающей коррумпированностью, деградацией культуры и ценностной ориентации отдельных представителей общества, психологической неготовностью самого населения жить и заниматься предпринимательской деятельностью в новых условиях, сам процесс образования предпринимательских структур приобрел нецивилизованные, искаженные и частично незаконные методы, что подтверждает теневую направленность развития предпринимательства на постсоветском пространстве.

Исследования зарождения и развития предпринимательства на первых его этапах позволили выявить типы предпринимательских структур по выделенным признакам (табл. 2).

Таблица 2

Признаки типов предпринимательских структур

Тип предпринимательской структуры Признаки  
Вид деятельности Регистрация Учет деятельности
Криминальные структуры (тип -I) Преступная Перераспределение, частично производство не зарегистрированные Теневая (черная бухгалтерия)    
Коррумпированные структуры (тип -II) Коррумпированная Производство и услуги , частично перераспределение зарегистрированные Официальная и частично теневая
Незаконные структуры (тип -III) Незаконная Производство, услуги не зарегистрированные Теневая (черная бухгалтерия)  
Преобразованные (тип - IV) Законная, частично коррумпированная Производство, услуги зарегистрированные Официальная частично теневая
Малые предпринимательские структуры (тип - V) Законная Производство, услуги зарегистрированные Официальная частично теневая
Структуры цивилизованного типа (тип - VI) Законная Производство, услуги зарегистрированные Официальная
Олигархические структуры (тип -VII) Законная, частично коррумпированная Производство, услуги зарегистрированные Официальная
Прогосударственные структуры (тип - VIII) Законная, частично коррумпированная Производство, услуги зарегистрированные Официальная

Принципы (подходы) создания предпринимательских структур на постсоветском пространстве были обусловлены существующими правовыми, экономическими, и институциональными условиями.

При этом еще раз необходимо отметить одинаковый подход в типах I, II, IV(криминальные структуры, коррумпированные структуры, структуры цивилизованного типа) и их жизнестойкость, основанную, прежде всего на преемственности связей и отношений между основными опорными блоками. Все это создает законченный финансово — производственный цикл функционирования вновь образованной структуры (Рис. 1).

 

Рис. 1. Схема механизма образования предпринимательских структур

(тип I, II, IV)

Анализируя принципы (подходы) создания предпринимательских структур можно отметить три основные схемы, которые характеризуют механизм образования новых предпринимательских структур в постсоветский период на первом этапе становления предпринимательства (рис.1,2).

Рис. 2 Схема механизма образования предпринимательских структур

(тип III). (Не замкнутый цикл)

Основные опорные блоки определяли практическую возможность (условия) для создания бизнес – структуры:

Опорный блок 1 – определял возможность получения стартового капитала, при этом роль финансово-кредитного учреждения могло играть и госпредприятие, обладающее материальными средствами (сырье, материалы, продукция и т.д.);

Опорный блок 2 – определял реальную возможность реализации произведенного товара, услуги потребителю. При этом на том этапе (этапе дефицита) огромную роль имела возможность сотрудничества с госпредприятиями, которые или позволяли работать, используя их возможности, или сами являлись потребителями товара, услуг производимых новыми предпринимательскими структурами.

Опорный блок 3 – определял возможность открытия и существования бизнеса, при этом необходимо помнить, что на первом этапе был разрешительный принцип регистрации вновь создаваемых предприятий;

Опорный блок 4 – играл важную роль для открытия, становления и развития бизнеса, и представлял собой неформальное объединение нужных людей, способных поддержать, помочь (пролоббировать) и защитить интересы предпринимателя.

Один из путей создания своего бизнеса, заключался в использовании возможностей госпредприятия. Это был эффективнейший механизм создания своего прибыльного дела. При этом задача накопления первичного капитала полностью решалась за счет активов госпредприятия, используя механизм перераспределения (рис. 3).

На первом этапе при госструктуре (базе) создавалась дочерняя (зависимая) фирма, деятельность которой полностью была связана с деятельность госпредприятия. После перераспределения части капитала (активов) в зависимую предпринимательскую структуру, наступал этап преобразования ее в независимую структуру. Весь этот процесс носил коррумпированный характер, хотя прямого нарушения законодательства не было. А накопление первичного капитала во многом проходило через теневые схемы в т.ч. за счет разницы цен, или оказания фиктивных услуг.

Рис. 3. Схема механизма образования предпринимательскихпреобразованных структур (тип V). (Законченный цикл)

Особенности процесса становления предпринимательства на первом этапе были тесно связаны с ресурсными источниками формирования самих предпринимателей:

· бывшая партийная и комсомольская номенклатура;

· бывшая и действующая на тот момент государственная номенклатура;

· новая политическая элита;

· представители теневого сектора экономики СССР;

· действующий директорский сектор;

· представители в основном простого населения, начинавшие свое дело с нуля (отсутствие стартовых условий).

В отношении ресурсных источников малого предпринимательства имеются следующие данные, по данным социологических опросов, в начале 1990-х годов почти 40% российских частных предпринимателей занимались ранее подпольным бизнесом – в основном спекуляцией товарами, нелегально привозимыми из западных стран, 22,5 % ранее привлекались к уголовной ответственности.

б). Тенденции развития предпринимательских структур на первом этапе становления постсоветского предпринимательства

Тенденции организации и развития новых бизнес – структур, во многом характеризуются становлением малого бизнеса:

· Широкое распространение получил так называемый «челночный» бизнес. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Число «челноков» в 1990-е годы составляло приблизительно 1 млн. человек. До кризиса 1998 г. «челноки» обеспечивали 20-25%российского импорта, а по отдельным видам потребительских товаров их доля достигала 60-75%.

· Сложилась относительно устойчивая региональная структура российского малого бизнеса: по численности малых предприятий абсолютным лидером стал Центральный экономический район (36 %) во главе с Москвой — (23%).На Северный экономический район приходилось всего 496 от общего числа малых предприятий, на Северо-Западный — 7%, на Волго-Вятский — 3%, на Центрально-Черноземный — 3,1%, на Поволжский — 10,1%, на Северо-Кавказский - 10%, на Уральский — 9%, на Западно-Сибирский — 8,4%, на Восточно-Сибирский — 4,2%, на Дальневосточный — 4,3%.

· В 1993г. продолжался процесс бурного «учредительства», выразившийся в увеличении количества только малых предприятий примерно на 2/3. Причем, в абсолютном выражении их прирост превысил данные за предыдущий год. Примерно на миллион человек возросло число полностью занятых в МП, достигнув рекордной величины в 8,бЗ млн. человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась доля сферы производства.

· Наблюдался тенденция массового (повсеместного) уклонение малых предприятий от учета результатов своей деятельности и от контроля за своими доходами, включая заработную плату. Массовый характер использование рабочей силы без какого-либо документального оформления.

· В 1994г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная численность занятых в МП. В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%).

· В стране начался процесс определенного реального укрепления российской государственности, выразившийся, в том числе, в активизации налоговых служб. Перед малыми предприятиями, не по своей воле находящимися под бандитской «крышей», встала острая дилемма: или полностью легализоваться и любым способом избавиться от этой «крыши», или совсем уходить в «тень».

· Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера осталась для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в строительстве и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной.

· Развитие малого предпринимательства в регионах России, на первом этапе, было крайне неравномерно. Почти треть из них на 1 января 1998г. был а сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве сконцентрирован 21% всех российских малых предприятий, а в Санкт-Петербурге -12,1%. Меньше всего малых предприятий в Калининградской области и Северном районе: 0,8 и 2,0% от общего числа соответственно.

· Начало формирования современного сегмента МП – индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ИПБОЮЛ), связанного с возможностью применения специаьного налогового режима (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход, принятые на основание ФЗ от 8 декабря 1995 года).

Доминирующей моделью экономического поведения субъектов предпринимательства на протяжении первого этапа являлась ориентация на выживание.

в) Первоначальное накопление капитала на первом этапе развития предпринимательства.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь