Ответственность за нарушение прав профсоюзов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение прав профсоюзов



 

       Комментарий к статье 30

       1. Комментируемая статья посвящена ответственности за нарушение прав профсоюзов. При этом пункт 1 данной статьи, с одной стороны, определяет круг субъектов такой ответственности, а с другой - устанавливает ее виды и основания.

       В частности, ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах в соответствии с федеральными законами может быть возложена:

1) на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления;

2) на работодателей и должностных лиц их объединений (союзов, ассоциаций).

Названная ответственность может быть:

1) дисциплинарной;

2) административной;

3) уголовной.

       Под дисциплинарной ответственностью понимается, прежде всего, та, которая установлена трудовым законодательством.

       Так, в соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

       Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть 5 статьи 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

       Например, согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 указанного Федерального закона.

       В качестве примеров деяний, за которые предусмотрена административная ответственность, можно назвать уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (статья 5.28 КоАП РФ), непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (статья 5.29 КоАП РФ), необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (статья 5.30 КоАП РФ), нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (статья 5.31 КоАП РФ), уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (статья 5.32 КоАП РФ) и т.п.

       Что касается уголовной ответственности, то специальные нормы для случаев нарушения прав именно профсоюзов в законодательстве отсутствуют. Вместе с тем представляется, что при определенных условиях за нарушение прав профсоюзов все же может наступить уголовная ответственность.

       Например, статья 201 УК РФ устанавливает ответственность за злоупотребление полномочиями, то есть за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

       Статьей 286 УК РФ предусмотрена ответственность за превышение должностных полномочий, под которым понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

       2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право профсоюзов требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Также предусмотрена обязанность работодателя расторгнуть по требованию указанных профсоюзных органов трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

       Приведенная норма фактически может быть рассмотрена как самостоятельное основание для расторжения трудового договора с указанными выше виновными лицами.

       Ранее действовавший Кодекс законов о труде Российской Федерации (утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года) содержал статью 37, в силу которой по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) администрация обязана была расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководящим работником или сместить его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде, не выполняет обязательств по коллективному договору, проявляет бюрократизм, допускает волокиту. При этом было указано, что руководящий работник, избранный на должность трудовым коллективом, освобождается по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) на основании решения общего собрания (конференции) соответствующего трудового коллектива или по его уполномочию - совета трудового коллектива.

       Вместе с тем в действующем ТК РФ аналогичная норма отсутствует, что позволяет согласиться с авторами, полагающими, что она носит декларативный характер.

       Действительно, с одной стороны, действие данной нормы фактически блокируется статьей 195 ТК РФ, которая не обязывает работодателей в указанных ситуациях расторгать договор с виновным должностным лицом, а с другой - отсутствует механизм реализации рассматриваемого положения на практике.

Кроме того, комментируемый Закон не раскрывает содержание понятия "должностное лицо", что также делает затруднительным применение рассматриваемой нормы.

       Представляется, что применительно к содержанию комментируемого закона данную категорию следует толковать широко, включая в нее всех работников, выполняющих управленческие функции, причем не только в органах государственной власти и местного самоуправления, но и в иных организациях и у работодателей - физических лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.217 (0.004 с.)