Социальная мобильность, ее типы и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная мобильность, ее типы и виды.



Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г.

типы мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. Различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям часто относят географическую - перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п)

Виды мобильности: межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой,, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

13.Исторические типы стратификации:

Социальная стратификация – это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый.

Первый тип социальной стратификации – деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США, Индии.

Кастовая классификация:

1) брахманы – жрецы;

2) кшатрии – военная аристократия;

3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;

4) шудры – несвободные общинники, слуги, рабы;

5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.

Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается.

Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:

1) духовенство;

2) дворянство;

3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

4) крестьяне

Классовая стратификация характерна для открытых обществ.Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера

5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует.

Социальные институты и их характеристики

Социальные институты – относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Признаки соц. института:

· Культурные символы

· Утилитарные культурные черты

· Организации

· Нормы и ценности

· Устные и письменные кодексы поведения

· Идеология

· Соц. статусы и роли

· Установки к образцам поведения

Социальные институты предназначены для удовлетворения важнейших жизненных потребностей коллектива.

1. Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

2. Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство).

3. Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство).

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

6. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальные организации их основные черты.

Социальная организация – это устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки.

Социологи выделяют: формальные и неформальные типы организаций.

Формальная(официальная)-группа создающаяся и существующая лишь в рамках социально призванных ориентаций. Пример: школьный класс, спортивная команда.

Неформальная(неофициальная)- группа, обычно возникающая и существующая лишь в рамках социально призванных ориентаций. Пример: поэтический кружок, организация болельщиков футбольного клуб.

· Понимание людьми своей принадлежности к определённой организации

· Взаимодействие людей в этом объединении

· Признаки принадлежности других людей к этой организации.

Трудовая организация – это организационно закреплённая совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определённого общественно необходимого продукта или оказания услуг.

Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

Общественные организации – негосударственные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные организации.

Соц. организации делятся на: естественные (деревня, клуб и тд), искусственные (предприятия, школы, больницы и тд) и естественно-искусственные.

Личность и ее структура.

 

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

 

Под социальной структурой личности понимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.

 

Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.

Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:

а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;

б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;

в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.

 

В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:

 

1) в объективном плане – как система статусов и ролей;

2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.

 

При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:

 

целенаправленной деятельности;

сознания/мышления;

потребностей и способностей;

статусов и ролей;

ценностных ориентаций (диспозиций);

культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.

 

Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.

 

Теории развития личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.)