Вопрос 20. О. Конт о позитивной стадии в развитии человечества, о критериях позитивности и позитивной философии


 

Краткоосновныеидеи

Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Выделял три стадии интеллектуальной эволюции человека: теологическую, метафизическую и позитивную (научную).

Теологическая стадия - человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью (антропоморфно). Он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов (населяет мир богами, духами и т.д.). Теологическое знание абстрактно, не систематизировано и бездоказательно.

Метафизическая стадия - преобладает отвлеченное, формальное мышление — воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления (объяснение окружающего мира - за счёт вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями). Метафизическое знание всё ещё абстрактно, но возникают логические системы и аргументации.

Позитивная (научная) стадия - Здесь вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием действительных законов природы, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей, переход к научному познанию на основе опыта, наблюдению, описанию явлений). Позитивная научная установка не предполагает полного отказа от ценностей прошлых эпох. Единственное, от чего должно отказаться человечество, – это от претензий на познание абсолютного.

Истинная природа позитивной философии заключается в том, чтобы признать, что все явления подчиняются неизменным естественным законам. Открытие этих законов и сведение их к минимуму, то есть к предельно общим законам и составляет цель познания. В задачу философии также входит осмысление сущности каждой из наук, исследование логических законов человеческого духа и в итоге – формирование единой научной картины.

Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Её характерными чертами, в отличие от теологии и метафизики, являются: объективность, реальность, достоверность, точность, органичность, относительность, полезность.

Все науки проходят три стадии, физика и астрономия уже перешли к позитивной стадии. Свою цель Конт видит в том, чтобы вывести на позитивный уровень философию и социологию.

 

Расширено

Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Выделял три стадии интеллектуальной эволюции человека: теологическую, метафизическую и позитивную (научную).

Теологическая (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний. Теологическое знание абстрактно, не систематизировано и бездоказательно.

Метафизическая (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию. Метафизическое знание всё ещё абстрактно, но возникают логические системы и аргументации.

Наконец, третья стадия – позитивная, или научная. В позитивном состоянии человеческий разум признает невозможность достигнуть абсолютного знания и отказывается от исследования таких вопросов, как происхождение и предназначение Вселенной, познание внутренних причин явлений. Вместо этого он сосредоточивается, правильно сочетая рассуждения с наблюдениями и экспериментами, на изучении действительных законов, то есть неизменных отношений между явлениями. Таким образом, пределом познания становится установление связей между частными явлениями и общими законами, число которых уменьшается по мере прогресса науки. Вопрос же о первых, абсолютных, причинах Конт считал недоступным познанию и, следовательно, бессмысленным.

Позитивная научная установка не предполагает полного отказа от ценностей прошлых эпох. Единственное, от чего должно отказаться человечество, – это от претензий на познание абсолютного. То есть позитивное знание представляет собой знание, неразрывно связанное с органическим, точным, достоверным, полезным и действительным, но в то же время знание относительное. При этом понятие «позитивное» также предполагает и определенное моральное, ценностное отношение. Цель позитивного знания – в примирении разума и сердца, моральных и умственных условий и в итоге – в построении «истинной» социальной науки. Таким образом, понятие «позитивное» у Конта оказывается гораздо шире, чем просто представление об эмпирическом и полезном. Позитивное знание, помимо синтеза теоретического и практического аспектов, должно содержать в себе также и моральную сторону.

Основной характеристикой позитивной науки является отказ от объяснений в пользу описаний устойчивых взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями. В качестве примера Конт, так же как и Сен-Симон, приводил ньютонианскую концепцию, в рамках которой все общие явления Вселенной объясняются через законы тяготения.

Ярко выраженная в XIX в. тенденция к специализации отдельных научных дисциплин по Конту носит разрушительный характер. Он считает необходимым избавиться от «разрозненности человеческих понятий» и создать новую, единую, науку, то есть положительную, позитивную философию, которую он понимал как совокупность «общих научных положений», вырабатываемых естественными и социальными науками. В то же время Конт полагал, что наука не нуждается в философии в ее традиционной форме и что философия как «метафизика», учение о сущности явлений, их началах и причинах, должна быть устранена.

Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Её характерными чертами, в отличие от теологии и метафизики, являются:

· объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот

· реальность, так как сам предмет её есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логическая абстракция

· достоверность, так как все утверждения позитивной философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически

· точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания

· органичность, так как эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни — как это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически разлагающих и разрушающих действительность, — а смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение или восполнение действительного хода вещей

· относительность, поскольку все явления познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому уму, а в своём действительном отношении к нашему организму и взаимоотношении между собой

· полезность

Конт перечисляет основные достоинства позитивной философии.

Во-первых, изучение этой философии дает единственное рациональное средство для того, чтобы обнаружить логические законы человеческого разума, к отысканию которых до этого применялись малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования.

В-третьих, изучение общих выводов наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественных преобразований.

Таким образом, истинная природа позитивной философии заключается в том, чтобы признать, что все явления подчиняются неизменным естественным законам. Открытие этих законов и сведение их к минимуму, то есть к предельно общим законам, которые не могут быть многочисленны, и составляет цель познания. В задачу философии также входит осмысление сущности каждой из наук, исследование логических законов человеческого духа и в итоге – формирование единой научной картины.

Важнейшим пунктом в программе позитивной философии является построение позитивной науки об обществе – социологии. Эта наука должна была стать фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов.

В своем главном сочинении «Курс позитивной философии» Конт систематизирует науки в соответствии со сложностью их предмета и значением для общества. Так, первый том посвящен математике. Математика не является в строгом смысле позитивной наукой, поскольку не основана на наблюдении, но математика – основа всех наук, язык, на котором формулируются законы природы. Следующие тома посвящены использующим математику астрономии и физике, а также химии и биологии, как более сложным наукам. Последние же две книги шеститомного «Курса…» посвящены самой важной и сложной науке – науке об обществе. При этом Конт исключает из своей системы теологию и метафизику, так как они не «позитивны», а также этику, поскольку моральные вопросы могут быть решены с помощью научной социологии. Все рассматриваемые научные дисциплины в своем развитии проходят три стадии и в итоге достигают позитивного состояния. В физике это произошло благодаря Гюйгенсу, Паскалю и Ньютону, в химии – благодаря Лавуазье, свою же задачу Конт видит в том, чтобы вывести на позитивный уровень философию и социологию.

 

 


 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь