Вопрос 17. Постнеклассическая наука: критерии выделения данного этапа; картина мира постнеклассической науки; особенности социокультурного бытия; постнеклассическая наука и мир высоких технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17. Постнеклассическая наука: критерии выделения данного этапа; картина мира постнеклассической науки; особенности социокультурного бытия; постнеклассическая наука и мир высоких технологий.



 

Тезисы

Постнеклассическая стадия связана с революционными изменениями в развитии науки современного типа, которые начались со второй половины ХХ в. Одним из критериев становления нового этапа в развитии науки являются существенные изменения в научной картине мира. Обращение к научной картине мира позволяет выявить философский смысл радикальных перемен, происходящих в отношении человека к миру. Признание плюралистичности мира совмещается с синергетическими идеям и, придающими целостность постнеклассической картине мира. Исходной моделью в постнеклассической картине мира становятся живые либо социальные и гуманитарные системы. Это определяет основополагающую роль идеи самоорганизации в постнеклассической науке и объясняет отождествление ее с синергетической картиной мира.

В качестве фундаментальных положений постнеклассической картины мира в статье рассмотрены следующие принципы:

Принцип системности, связанный с исследованием динамических систем, которым присущи пластичность и поведение.

Принцип функционирования – базируется на идее необратимости и особой трактовке эволюции, включающей самоорганизацию, а также механизмы флуктуации и бифуркации.

Принцип детерминированного хаоса как новый подход в понимании основополагающего для науки принципа причинности представлен механизмами взаимоперехода хаоса и порядка.

Постнеклассическая картина мира включает новую концепцию времени; она связана с открытием, в противовес внешнему времени, внутреннего времени системы, запечатленного в среднем возрасте ее состояния.

Важнейшим основоположением данной картины мира является признание универсальности информации, а также особым образом понятый антропный принцип. Можно обосновать определенное сходство антропного принципа постнеклассической науки с идеями русского космизма.

Ткаим образом, постнеклассическая КМ может быть раскрыта через принципы особого системного устройства, функционирования и эволюции, включающей самоорганизацию. Она базируется на радикально новом понимании внутреннего времени и детерминации, конкретизируемой как детерминированный хаос, а также через многообразные способы взаимосвязипорядка и хаоса, что являет собой современную разновидность рационального и иррациональног о. Постнеклассическая КМ органически включает в себя антропный принцип и информацию в качестве универсальной характеристики мира.

Полный ответ

В статье рассмотрен новейший этап в развитии науки. В отечественной философии науки концепт «постнеклассическая наука» введен В.С. Степиным в связи с тем, что «в конце ХХ – начале ХХI в. происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая, постнеклассическая наука». В статье анализируются основания и необходимость введения данного концепта в современной философии науки. Постнеклассическая стадия связана с революционными изменениями в развитии науки современного типа, которые начались со второй половины ХХ в. События, которые совершаются в науке в последние десятилетия, приводят к коренному пересмотру того, что было привнесено в нее (также революционным путем) в конце ХIХ – первой половине ХХ в. и позволяло квалифицировать данный этап как не классическую науку. Современная наука связана с пересмотром основоположений также и не классической науки, поэтому для обозначения новейшего этапа науки требуется особое название. Обозначая новейший период (начавшийся со второй половины ХХ в.) пост неклассической наукой, можно признать это название корректным именно потому, что он следует за не классической наукой.

 

Одним из критериев становления нового этапа в развитии науки являются существенные изменения в научной картине мира. Обращение к научной картине мира позволяет выявить философский смысл радикальных перемен, происходящих в отношении человека к миру. Признание плюралистичности мира совмещается с синергетическими идеями, придающими целостность постнеклассической картине мира. Объединяющая идея постнеклассической КМ есть – таковой является «синергетика». Нередко постнеклассическую КМ отождествляют с синергетической картиной мира. «Основной вопрос синергетики (как называет его Г. Хакен) связан с исследованием «общих принципов, управляющих возникновением самоорганизующихся структур и … функций» [Хакен 1985: 16]. Он соотносит данную область знания с эволюционирующим миром, утверждая, что «синергетика занимается изучением временнóй эволюции систем» [Хакен 1985: 361]. Для Хакена открытие синергетики означало радикальный разрыв с прошлым.

 

В качестве фундаментальных положений постнеклассической картины мира в статье рассмотрены следующие принципы.

1. Принцип системности, связан с исследованием динамических систем, которым присущи пластичность и поведение.

Виды систем, исследуемые в постнеклассической науке, разнообразны – физико-химические, биологические, социальные, технические и даже гуманитарные системы, а также системы самоорганизующиеся, динамические, нелинейные, неравновесные, устойчивые, интегративные, иерархические, диссипативные, консервативные и др.

Моделями для выявления их отличительных признаков служат живые системы; тогда как на стадии неклассической науки, напротив, биологические структуры стремились объяснять по образцу физико-химических систем. В подтверждение сошлюсь на оценку Николиса и Пригожина: «…из всех природных объектов живые существа … и функционально, и морфологически являются наиболее сложными и высокоорганизованными… Они служат в качестве прототипов, дающих импульс физическим наукам для лучшего понимания сложного. Живые существа являются в буквальном смысле историческими структурами, поскольку они способны сохранять память о формах и функциях, приобретенных в прошлом за длительный период биологической эволюции. … Живые системы совершенно определенно функционируют вдали от равновесия»

Из этого следует, что постнеклассические системы характеризуются сложностью, неравновесностью и являются историческими структурами, хранящими в себе предшествующую эволюцию системы. Данные авторы считают, что не только биологические, но и социальные системы могут служить прототипом для постнеклассических систем, поскольку «приспособляемость и пластичность поведения – два основных свойства нелинейных динамических систем, способных совершать переходы вдали от равновесия, относятся к числу наиболее заметных особенностей человеческих сообществ»

В ряду перечисленных признаков есть основополагающие и производные от них. К числу первых можно отнести сложност ь систем. Сложные системы противопоставляются простым. Но диаметральная противоположность простых и сложных систем не исключает возможности их взаимоперехода.

В современной науке в понимании системы главным становится не ее строение, а ее динамика, поэтому постнеклассические системы называют динамическими системами.

Исследователи отмечают, что простые системыискусственно созданные, тогда как сложные являются естественными.

По словам Хакена, «синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной рироды».

Еще одна пары полярных признаков систем: открытость и закрытость. Пригожин: «…система, которая обменивается с внешним миром энергией, но не веществом, … называется замкнутой в отличие от открытой системы, которая обменивается с внешним миром как веществом, так и энергией»

Диссипативные (неравновесные) системы возникают «вдали от равновесия». Данный признак системы раскрывается следующим образом (или так): «неравновесность выявляет потенциальные возможности, содержащиеся в нелинейностях и как бы «дремлющие» в равновесии или вблизи него» [Пригожин 1985: 74]. А по поводу «нелинейности» возникает такое толкование: «…в нелинейных системах небольшое увеличение внешнего воздействия может привести к очень сильным эффектам, несоизмеримым

по амплитуде с исходным воздействием».

В сильно неравновесных условиях системы обнаруживают неожиданную способность – приспосабливаться к внешним обстоятельствам, а вместе с приспособляемостью им свойственна и пластичность.

Память (историчность): «если физические системы принадлежат классу интегрируемых систем, то они не могут «забывать» свои начальные условия… Конечное состояние … весьма чувствительно зависит от предыстории системы»

К базовым признакам диссипативных систем относят также асимметрию, вариативность поведения и взаимозависимости на уровне макросистем.

2. Принцип функционирования – базируется на идее необратимости и особой трактовке эволюции, включающей самоорганизацию, а также механизмы флуктуации и бифуркации.

Необратимость важнейший признак функционирования постнеклассических систем. в классической и даже неклассической науке феномен необратимости и связанный с ним второй закон термодинамики не получили адекватной интерпретации. Постнеклассическая система признает реальность необратимых процессов, тогда как при традиционном подходе «в физике необратимость и диссипация воспринимались как некоторая деградация». «Необратимость приводит к нелокальности». Диаметральная противоположность обратимых и необратимых процессов не исключает признания тех и других в постнеклассической КМ. Плюрализм мира в данном случае означает со присутствие в мире необратимых и обратимых процессов.

Особенности функционирования постнеклассических систем, которые дают основание для оценки их как поведения.

Особенности поведения постнеклассических систем связаны с разнообразными способами перехода от порядка к хаосу и от хаоса к порядку. «Можно наблюдать переходы от теплового беспорядка типа равновесного к крупномасштабной упорядоченности и далее к особому состоянию мелкомасштабной разупорядоченности и крупномасштабной упорядоченности, представляющему собой хаос. Однако можно также оказаться свидетелями эволюции в обратном направлении и даже вообще пропустить стадию хаоса». очевидна необходимость изучения различных способов перехода между порядком и хаосом.

Принцип детерминированного хаоса как новый подход в понимании основополагающего для науки принципа причинности представлен механизмами взаимоперехода хаоса и порядка.

 

3. Новизна э в о л ю ц и о н н о г о подход а в постнеклассической науке связана с трактовкой эволюции, в которой возможны процессы самоорганизации. Не случайно поэтому синергетику нередко отождествляют с учением о самоорганизующихся системах. Принцип эволюции, сфокусированный на проблематику самоорганизации, в свою очередь, приводит к пересмотру сложившихся представлений о времени.

 

Пригожин: «классическая физика, даже если включить в нее квантовую механику и теорию относительности, дает сравнительно бедные модели эволюции во времени»

Вместе с синергетикой идея эволюции проникает на фундаментальный уровень организации материи – в микромир. Революционность подобного шага заключается в том, что даже в неклассической науке идея эволюции не дошла до этого уровня. «Классическая или квантовая физика описывает мир как обратимый, статичный. В их описании нет места эволюции ни к порядку, ни к хаосу».

 

Механизм эволюции

У Николиса и Пригожина мы находим:

«Можно утверждать, что переход к сложному тесно связан с появлением новых ветвей решений в результате бифуркации, происходящей вследствие потери устойчивости стандартного состояния, вызванной нелинейностями и внешними ограничениями в открытой системе. … источником инноваций и диверсификации является бифуркация, поскольку именно благодаря ей в системе появляются новые решения»

Поведение сложных систем определяется случайностью особого рода. Она связана с флуктуациями и бифуркациями. Функционирование сложной системы обретает черты поведения, поскольку ей свойственны поиск и выбор пути развития, при этом система«принимает решение». Сложная система в процессе своего функционирования одновременно и эволюционирует, поскольку обрастает инновациями, и ее дальнейшее существование зависит от них. Поэтому любая сложная система представляет собой исторический объект, и это ее сущностная характеристика.

К ключевым словам нового эволюционного подхода можно отнести понятия флуктуации и бифуркации.

Флуктуации являются отходом от стандартного и стабильного состояния системы. Они носят динамический характер, поскольку в сложной системе присутствуют не один вариант отклонения от стандартного состояния, а некоторое их множество.

Понятие бифуркации фиксирует момент слома стандартного состоя

ния, ситуацию «критического выбора», в которой реализуются новые возможности («новые ветви решений») системы.

«Развитие самой природы во времени происходит в результате последовательных бифуркаций»

Временной параметр имеет значение для бифуркации как в аспекте скорости протекания событий, так и в их длительности: «…если в истории развития некоторой системы имеются достаточно большие промежутки времени, когда она находится близко к точке бифуркации, она может стать чувствительной к малым эффектам».

 

Механизм эволюции зависит не только от временного, но и от пространственного параметра. Различают внутренние и внешние флуктуации, которые неотделимы друг от друга.

В сильно неравновесных системах в точках бифуркации, когда дальнейшее функционирование сложной системы становится не детерминируемым предыдущим состоянием, возможен спонтанный переход системы в организованное состояние, когда она приобретает порядок – «порядок через флуктуации». В синергетике этот процесс называется возникновением порядка из беспорядка и хаоса.

«химические нестабильности сопряжены с упорядочением на больших расстояниях, благодаря которому система функционирует как единое целое. Система ведет себя как единое целое несмотря на то, что химические взаимодействия носят короткодействующий характер. Хаос порождает порядок» (радикальные отличия не только от классической, но и от неклассической КМ)

Факторы и условия, влияющие на процессы самоорганизации, это – спонтанность,сильная неравновесность, необратимость, нарушение симметрии, приводящие к флуктуациям и бифуркациям.

Для физических и биологических системах, отличаются. В первых акцент сделан на неравновесности, неустойчивости, химической кинетике, необратимости, во вторых – на нарушении симметрии. Однако применительно и к тем, и другим исследователи выделяют одни и те же критерии, свидетельствующие о становлении механизмов самоорганизации – обретении приспособляемости, пластичности и специфичности.

Обретениесистемой в процессе самоорганизации структурной устойчивости означает переход в новое, упорядоченное состояние.

Новая концепция времени связана с открытием внутреннего времени.

Пригожин активно оперирует этим понятием: «…новое понятие времени внутреннее время. … Оно позволяет «овременить пространство» – наделить его временной структурой, задаваемой происходящими в пространственном континууме необратимыми процессами».

новая КМ нацелена на модель Вселенной, в которой постоянно что-то возникает и исчезает. В новейших исследованиях материя – продукт пространственно-временной асимметрии.

Модель детерминистского (симметричного) внешнего времени предстает в виде прямой, где из настоящего, сжатого в точку, время движется по прямой в бесконечное прошлое и бесконечное будущее. В пригожинской концепции переосмысливаются место и роль настоящего. «В традиционном представлении, – пишет он, – между прошлым, настоящим, будущим нет расстояний. В нашем представлении прошлое отделено от будущего.., и настоящее обретает продолжительность»

Пригожин вводит понятие «средний возраст состояния», которое является конкретизацией понятия внутреннего времени: «…средний возраст состояния … соответствует скорее возрасту человека. Возраст … соответствует средней глобальной оценке, относящейся ко всем частям тела»

Учет необратимости, неустойчивости, нарушения симметрии и тесно связанных с ними явлений, приводит к новой концепции внутреннего времени, представляющего средний возраст состояния и овременению пространства. Это идет вразрез со всей сложившейся научной традицией Запада, связывающей законы природы с устойчивым и вневременным.

Постнеклассическая картина мира включает новую концепцию времени; она связана с открытием, в противовес внешнему времени, внутреннего времени системы, запечатленного в среднем возрасте ее состояния.

 

В постнеклассический период не только пересматривается субординация детерминации и хаоса, но и разрабатывается такая форма их взаимозависимости как детерминированный хаос. Шустер так трактует данный феномен: «…под детерминированным хаосом подразумевается нерегулярное, или хаотическое, движение, порожденное нелинейными системами, для которых динамические законы однозначно определяют эволюцию во времени состояния системы при известной предыстории». Детерминированный хаос означает переход от нерегулярности и беспорядка к определенной упорядоченности. Именно эта идея присутствует в утверждении порядка через флуктуации (или порядка через хаос).

«Любое описание системы, претерпевающей бифуркации, включает и детерминистические, и вероятностные элементы. Между двумя точками бифуркации в системе выполняются детерминистические законы, … но в окрестностях точек бифуркации существенную роль играют флуктуации, и именно они выбирают ветвь, которой будет

следовать система»

 

4. Важнейшим основоположением данной картины мира является признание универсальности информаци. Согласно Винеру, информация характеризует организованность системы, ее упорядоченность и прямо противоположна по смыслу понятию энтропии, которое включено во второе начало термодинамики. Информация и энтропия как количественные характеристики взаимозависимы, так как «при росте энтропии или убывании негэнтропии информация утрачивается». информация существует наряду с вещественными и энергетическими параметрами объектов и представляет собой меру порядка. Термодинамический подход к живым системам лежит в основе биологической концепции информации.Прослеживая историю информатизации биологии, М. Волькенштейн заключает, что «для биологии важна ценность информации, а не ее количество». Итак, информация как универсальный признак постнеклассических систем – это нединамическая физическая характеристика внутреннего времени, запечатлевающегося в структурах порядка и функционирования системы.

 

 

5. а также особым образом понятый антропный принцип, суть которого в конечном счете связана с ответом на вопрос: случайно или закономерно появление человека во Вселенной?

Чаще всего называют имя английского астрофизика Б. Картера, который в 70-е гг. ХХ в. дал естественно-научное обоснование слабого и сильного АП.

В некоторых работах формулировку АП связывают с именем отечественного физика Л.Б. Окуня, который на основании проведенных исследований заявил (в 1991 г.) о зависимости человеческой жизни на Земле от значений мировых фундаментальных констант, как они сложились в ходе эволюции Вселенной на ранних этапах ее развития.

Еще одно имя должно быть обязательно упомянуто отечественного исследователя Г.М. Идлиса. Его называют в числе первых ученых, обнаруживших один из смыслов АП.

 

Наиболее широким смыслом АП, естественно и стихийно возникающим в сознании живущих на Земле, можно признать следующий: «…поскольку жизнь во Вселенной существует, то условия в ней должны допускать существование жизни, хотя бы в некоторых локальных областях Вселенной» [Гиндилис 1994: 69].

«…мы наблюдаем не произвольную область Вселенной, а ту, в которой существует познающий эту Вселенную субъект (наблюдатель) и в которой реализовались необходимые для его существования условия»

С философской точки зрения, АП раскрывает онтологию Вселенной, сфокусированной на человека: АП «позволил связать наиболее характерные существенные черты Вселенной, а позднее и фундаментальные свойства материи с существованием во Вселенной жизни (и человека)»

Трактовка АП вызывает прямые ассоциации с идеями отечественных ученых-космистов. К.Э. Циолковским, В.И Вернадским, А.Л. Чижевским. Суть их позиции можно выразить таким образом: к какой бы сфере действительности мы не обратились, будь то химические процессы, физические явления, мир живого или человека постичь их можно только признав их космическую природу.

Теоретическое предположение ученого о существовании «основополагающего рационального сознательного первоначала» Вселенной базируется на том, что он называет «дедуктивно определяемыми периодическими системами всевозможных фундаментальных структурных элементов материи». Он утверждает: «Обнаруживающийся на высшем уровне естественной самоорганизации материи Высший Разум… не может быть продуктом этой самоорганизации, а выступает как ее всеобщее первоначало»

Опираясь на опытные данные и теоретические положения современная наука смогла установить «физическое содержание АП» – размерность пространства, среднюю плотность вещества во Вселенной, а также фундаментальные константы, описывающие Вселенную. Именно наполнение АП физическим содержанием позволяет провести различие между

ним (АП) и антропокосмическим мировоззрением русских ученых-космистов. Несмотря на то, что отечественные космисты значительно опередили свое время, тем не менее они оставались в границах законов науки первой половины ХХ в .

 


 

Вопрос 18. В.И. Вернадский: сциентистская трактовка науки как высшей культурной ценности, признание планетарной миссии науки в условиях Земли.

 

Творчество Владимира Ивановича Вернадского определённо выходит за пределы таких наук, как генетическая минералогия, геохимия, космохимия, биогеохимия, биогеология, основателем которых он является. И хотя Вернадский в большей степени известен как учёный - естественник, создатель теории биосферы, его чрезвычайно глубоко интересовали вопросы методология научного познания, мировоззренческая проблематика.

В своей самой знаменитой книге “Научная мысль как планетное явление” он излагает собственное видение эволюции человечества в геологическом и социально – историческом масштабах времени. Это одна из первых в научной литературе попыток обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Вернадский показывает ведущую преобразующую роль науки и общественно организованного труда человечества в настоящем и будущем планеты. Научная мысль, наука рассматривается как важнейшая сила преобразования и эволюции Земли.

Переход биосферы в ноосферу, по его мнению, остановить невозможно, так как рост научного сознания становится основной научной силой, создающей ноосферу. И это преобразование биосферы происходит независимо от человеческой воли, как естественный природный процесс.

Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

1. расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

2. развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

3. открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

4. победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

5. всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Процесс эволюции биосферы, переход ее в ноосферу явно проявляет ускорение темпа геологических процессов. Тех изменений, которые проявляются сейчас в биосфере в течение [последних] немногих тысяч лет в связи с ростом научной мысли и социальной деятельности человечества, не было в истории биосферы раньше.

Мы мысленно не сознаем еще вполне, жизненно не делаем еще всех следствий из того удивительного, небывалого времени, в которое человечество вступило в XX в. Мы живем на переломе, в исключительно важную, по существу, новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете.

Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты — в общем всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты.

Человек впервые реально понял, что он житель Планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

И как раз в наше время, сначала XX в., наблюдается исключительное явление в ходе научной мысли. Темп его становится совершенно необычным, небывалым в ходе многих столетий. Одиннадцать лет назад я приравнял его к взрыву — взрыву научного творчества. И сейчас я могу это только еще более резко и определенно утверждать.

В XX в. мы переживаем в ходе научного знания, в ходе научного творчества в истории человечества время, равное по значению которому мы можем найти только в его далеком прошлом.

Взрыв научного творчества происходит и частью, в определенной мере создает переход биосферы в ноосферу. Но, помимо этого, сам человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений.

Мы переживаем коренную ломку научного мировоззрения, происходящую в течение жизни ныне живых поколений, переживаем создание огромных новых областей знания, переживаем изменение научной методики, идущее с быстротой, какую мы напрасно стали бы искать в сохранившихся летописях и записях мировой науки. Со все увеличивающейся быстротой создаются новые методики научной работы и новые области знания, новые науки, вскрывающие перед нами миллионы научных фактов и миллионы научных явлений, существование которых мы еще вчера не подозревали.

Наука перестраивается на наших глазах.

Мы можем изучать это переживаемое нами явление — научно изучать его — с двух разных точек зрения. С одной стороны, как одно из основных явлений истории научной мысли, с другой — как проявление структуры биосферы, выявляющее нам новые большие черты ее организованности. Тесная и неразрывная связь этих явлений никогда с такой ясностью не стояла перед человечеством.

Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе. Ноосфера — биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть, миллиарды лет процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно в ноосферу, т. е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

//

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. При изучении Вернадским мертвого вещества, кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира пространства.

Другими словами нет однородного пространства мира всеобщего эфира, а есть множество его форм, состояний. Кристалл одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях. Он считал минералы остатками тех химических реакций, которые происходили в разных точках земного шара. Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет.

Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии, точнее ничтожных по величине отклонений от закона. Если пространство и время части единого целого, то нельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на пространство. Время всеобъемлющая категория.

Нет ни одного реального объекта вне времени, как, впрочем, нет времени вне реальных объектов. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли, планет Солнечной системы и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества. В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз. По Вернадскому, мы человечество не придаток Вселенского Разума, мы часть его. Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты.

Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.

Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Итак, сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в истории Земли. Действительно, ноосфера обладает странным свойством оставаясь областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

 

Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Разум подобен источнику света он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения человека обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса Разум выполняет роль организатора, руководителя, провидца.

Он совершенно необходим, но недостаточен для изменения материальных процессов. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние в ноосферу.

Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. Человек составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Таким образом:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени

2.Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы

3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.

 

Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. Вернадский рассматривает науку как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества.

Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука создание человечества и должна служить на благо человечества. Наука социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.

1. Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу.

2. Это изменение биосферы неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

3. Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.

4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Вернадский высказывался за образование единой на государственном уровне научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни.

Условия перехода биосферы в ноосферу

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена межд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.106 с.)