ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.


Выборка- 1) это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению; 2) это совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях.

единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;

генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;

Статистика выработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является

случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения такой выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка. Помимо этого существует:

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый)

2. Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность.

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности. Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:

a. Пол

b. Возраст

c. Образование

d. Род занятий

Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.

Наконец, по видам выборок выделяют:

1) одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную);

2) серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады);

3) многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них — цеха, в цехах — респонденты) и некоторые другие.

Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности.



 

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

– это заключительный этап социологического исследования, который логически завершает исследовательский процесс. Анализу предшествует предварительная подготовка собранной информации, редактирование и кодирование данных, контроль, исправление ошибок, построение индексов, ручная и машинная обработка.

При кодировании закрытых вопросов имеют место 2 ситуации: кодирование вопросов линейной и табличной форм. Кодирование вопросов линейной формы происходит путем присвоения вариантам ответов на вопрос порядкового числового кода в виде натурального числа. Респондент обводит код варианта ответа, который соответствует его личному мнению. Табличные варианты обычно аккумулируют несколько линейных вопросов. Их кодирование происходит в соответствии с расположением шкалы измерения.

Контроль качества анкет - проверка на точность и полноту заполнения анкет.

Статистическая группировка – это когда респондента зачисляют в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком группировки.

Структурная группировка – когда респондентов классифицируют по свойственному всей совокупности признаку.

Типологическая группировка – это когда типы выделяются на основании субъективного признака.

Аналитическая группировка – группировка произведения по 2 и более признакам и служащая выявлению их взаимосвязи.

ПРОЦЕДУРА ИНТЕРПРИТАЦИИ социологической информации заключается в процессе логического превращения усредненных числовых величин в показатели в соответствии с ранее выдвинутыми гипотезами.

Основной документ – отчет по итогам исследования. Его структура соответствует общей логике операционализации основных понятий. Осуществляется постепенное сведение социологических данных в показатели.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.

Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

АНКЕТИРОВАНИЕ - это опрос, в ходе которого в качестве инструмента используется вопросник (анкета). По сути, вопросник представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. По сравнению с интервью анкетирование имеет некоторые принципиальные особенности. Прежде всего меняется способ восприятия респондентом текста вопроса: в интервью - это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, в анкетирование - это восприятие письменного текста. Другая особенность анкетирования - это повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса. Этими особенностями обусловливается возможное снижение качества получаемой информации: возрастание числа формальных и неискренних ответов, увеличение доли неответивших, снижение возврата анкет. Способы повышения качества информации в различных формах анкетирования имеют свои особенности, однако, общим условием повышения эффективности.

ИНТЕРВЬЮ - это особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Для того, чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготовлено, и прежде всего необходимо четко сформулировать вопросы.

КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ .

Каждая анкета вначале должна содержать обращение к респонденту с объяснениями целей анкетирования и описанием того, как надо отвечать на вопросы, а в конце благодарность за сотрудничество и предоставленную информацию.

Перед проведением анкетирования необходимо ответить на три вопроса: С какой целью опрашиваем? Кого опрашиваем? О чем спрашиваем?

 

В зависимости от поставленной цели отбираются респонденты (все сотрудники компании или часть, рабочие, служащие или руководство, новички или старожилы и т.д.).

 

Особое внимание необходимо уделить объему анкеты. По мнению специалистов вопросов должно быть не больше 15 и не меньше 5. В этом случае реально получить самую объективную картину о предмете исследования. А сотрудникам не придется надолго отвлекаться от своих основных обязанностей.

ВИДЫ ВОПРОСОВ

Содержание анкеты также напрямую зависит от поставленных целей. Кроме того, для каждой группы респондентов желательно разрабатывать отдельные вопросы. Они могут быть: -Открытыми — ответ формулируется респондентом самостоятельно;

-Закрытыми – ответ выбирается из числа предложенных;

-Прямыми. Например, «Знаете ли вы …?», «Считаете ли вы …?», «Ваше мнение о …?»

-Косвенными. Например, «Существует мнение, что … . А как думаете вы?»

-Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

-Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь