СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИИ.


Социология труда – изучает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Труд – сознательная, целесообразная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей.

МИР ПРОФЕССИЙ

Профессия – социально значимый род занятий человека, его трудовая специальность. Существуют профессии:

1) экономические (бухгалтер, продавец, банкир, экономист);

2) медицинские (медсестра, массажист, окулист, хирург);

3) научные профессии (химик, математик, астроном, физик); 4) технические профессии (сварщик, сантехник, слесарь, электрик);

5) творческие профессии (инженер, дизайнер, режиссер, актер).

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность физических и химических воздействий производственной среды, которые испытывает человек на рабочем месте.

ХАРАКТЕР ТРУДА – социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, с другими работниками, с предприятием, который зависит от формы собственности, системы оплаты труда и распределения прибыли.

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-способ объединения индивидов и соц.групп в целостную общественную систему: определенный порядок взаимодействия и соподчинения между соц. Институтами, нормами и санкциями: учреждение, соц.институт.

ТИПЫ СОЦ. ОРГАНИЗАИЙ:

1) Формальная/ неформальная

2) Общественные ( удовлетворяют политические, социальные и др. потребности)

Трудовые

4) Деловые (членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию)

5) Бюрократические / небюрократические

6) Промежуточные ( сочетает признаки деловых и общественных организаций)

7) Ассоциативные ( возникают на основе взаимной реализации интересов)

ЦЕЛИ СОЦ. ОРГАНИЗАЦИЙ:

1. Социальные

2. Социально-экономические

3. Социально-образовательные

4. Социально-культурные

ИЕРАРХИЯ В СОЦ-ОЙ ОРГАНИЗАЦИИ-система вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - система официально установленных и зафиксированных связей, должностей, норм и санкций, предназначенная для регулирования взаимодействия людей и достижения поставленных целей.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - система спонтанно, самопроизвольно сложившихся связей, статусов, норм и санкций, предназначенных для регулирования взаимодействия людей и достижения их собственных целей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРАтрактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предоложения, верования, ожидания, нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий внутри группы.

 

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

1) Авторитарный - деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются;

2) Демократический - инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями;



3) Попустительский (разрешительный, либеральный) - отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний.

СОЦИОЛОГИЯ И «ВРЕМЕНЯ»

время в социологии включает рабочее и внерабочее время. социологи изучают на какие виды деятельности люди тратят рабочее и внерабочее время.

рабочее - время фактической занятости, труда, общественно полезной деятельности. к рабочему времени относят - время фактической работы, сверхурочные, перерывы, простои.

внерабочее время - все время, за исключением часов работы. делится на необходимое и свободное время.

ИЛИ

Рабочее время -время, затрачиваемое на выполнение работы, или время активного пребывания на работе, посвященное выполнению прямых служебных обязанностей. Реально рабочим временем считается время, отмеченное в табеле, то есть в документе учета времени нахождения на работе.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях и организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Особенность ненормированного рабочего дня состоит в том, что работник, для которого он введен, в силу характера труда или объема выполняемых им обязанностей может иногда привлекаться работодателем к работе сверх нормального рабочего времени.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Временем отдыха по трудовому праву называется время, в течение которого работники свободны от выполнения своих служебных обязанностей и которое они могут использовать по своему усмотрению.

* перерывы для отдыха и питания в течение рабочего дня

* междудневные (междусменные) перерывы в работе.

* еженедельный непрерывный отдых

* выходные дни

* праздничные дни

 

ЗНАЧЕНИЕ С.В - удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей

 

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

- один из методов социологич. исследований, служащий способом изучения реального поведения людей, отраженного в показателях времени. Полученный в ходе исследования Б.в. представляет собой распределение - времени суток (недели, месяца, года и т. д.) по различн. видам деятельности разных групп людей. Б.в. рассчитывается, как правило, в среднем на одного человека (как представителя той или иной соц. группы населения) за сутки или за неделю.

*важный элемент изучения организации труда.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Социальные группы- относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.

Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

*Наличие взаимодействия между ее членами;

*Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.

Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге.

***Во-первых, потому, что сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием

 

Социальная группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности.

Социальная группа – совокупность людей, взаимодействующих определенным образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

1) Номинальные и реальные

2) Большие и малые

3) Формальные и неформальные

4) Первичные и вторичные.

Номинальная группа - искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой.

Реальная группа - реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

Первичная группа– небольшая группа, где люди тесно взаимодействуют, отличается взаимной симпатией и пониманием.

Вторичная группа – группа, где отсутствуют межличностные отношения, связаны стремлением к достижению определенных целей.

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: содружество, конкуренция, конфликт.

Конкуренция– достижение вознаграждения путем отстранения соперников, стремящихся к одной цели.

Конфликт – столкновение противоположно направленных мнений, позиций, интересов.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь