Чарльз Хортон КУЛИ и Джордж Герберт МИД


Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:

-того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

-того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

-того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

Этапы формирования личности:

-Имитация (дети копируют поведение взрослых, не понимая его)

-Игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного и тд. в процессе игры они воспроизводят эти роли)

-Стадия коллективных игр (дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы)

Зигмунд ФРЕЙД :Три части в психической структуре личности:

-Ид («Оно»)

-Эго («Я»)

-Суперэго («сверх – Я»).

Стадии:

1) Оральная стадия. 2) Анальная. 3) Фалическая. 4) Генитальная

Жан ПИАЖЕ

Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Стадии:

(0-2) Сенсомоторная стадия

(2-7) Предоперациональная стадия

(7-11) Стадия конкретных операций

(12-15) Стадия формальных операций

Л. КОЛЬБЕРГ выделял 6 стадий аналогично Пиаже.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ П. СОРОКИН О СТРОЕНИИ ПРОСТЕЙШЕГО СОЦ-ГО ЯВЛЕНИЯ.

 

Взаимодействие двух людей как модель социальных явлений .

Раз обществом как предметом изучения социологии будет группа совместно живущих и взаимодействующих (влияющих друг на друга) людей, то простейшей моделью общества будут, очевидно, два взаимодействующих индивида. Если бы мы взяли одного человека, то он общества не мог бы составить. Из одного человека не сделаешь многих. Если бы мы имели двух или большее число людей, но эти люди друг с другом не встречались бы, не взаимодействовали бы, а жили уединенно, наподобие сардинок, закупоренных в коробках, то и в этом случае мы не получили бы общества; этот случай свелся бы к первому: в каждом отдельном случае мы имели бы только одного человека. Значит, для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были бы связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления. На такие простейшие случаи разлагается вся общественная жизнь и все сложные общества. Возьмем ли мы семью, или партию, или группу верующих, или население государства - все эти группы или общества разлагаются на множество пар взаимодействующих людей.

в качестве ее составных частей даны:

1) индивиды (по меньшей мере два);

2) их действия - акты;

3) проводники взаимодействия.

 

Проводники взаимодействия:

(звуковые)-язык и речь, музыка

(светоцветовые) – письменность,

(двигательные) – движение рук, мускул

(предметные) – гос. флаг, белый флаг

 

 

23.ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Социальная система- система, основным элементом которой являются люди и их отношения между собой. Маркс был первым кто применил системный подход к изучению общества.

ПРОСТЫЕ С СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Система- совокупность взаимосвязанных элементов, образующих устойчивую целостность.

Системы бывают сложными или простыми. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение, это означает, что элементы одного уровня подчиняются элементам другого уровня.

Примером простойсоциальной системы может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными — это уже сложные социальные системы. В любой группе людей для эффективного взаимодействия рано или поздно выделяются лидеры, организаторы, руководители. В крупных обществах это происходит обязательно. Поэтому общество выступает как сложная система. В социологии под обществом понимается все человечество;ориентация людей для решения каких-лтбо вопросов.

СФЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА

О СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И ЕЁ ФУНКЦИЯХ

Парсонсполагал что любая система имеет две основные оси ориентации:

1. «внешняя, внутренняя»- ориентирует систему либо на внешние события, либо на свои собственные проблемы.

1. «инструментальная»- система ориентирована на сиюминутные проблемы или на долговременные потребности и цели.

Адаптация-экономика (подсистема об-ва) - заводы, мфабрики, банки(соц. инст)- предприниматели, наемные работники(соц. роли)

Целеориентация – политика - партии, общ-ые движения - гражданин

Интеграция- соц. контроль- гос-во- чиновник, гражданин

Поддержание образца- социализация(воспитание)- семья, школа, армия-учитель ученик.

 

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ.

Типологизация – это метод научного познания, позволяющий выявить сходство и различие исследуемых явлений.

Общества различают по:

1) Письменности( дописьменные / письменные)

2) Степени открытости ( открытые/закрытые)

3) Господствующей религии (христианские/ мусульманские/ иудейские)

4) Устройству( простые/ сложные)

5) По способу добывания средств к существованию ( охотников и собирателей/ скотоводнические / огороднические/ земледельские / индустриальные)

МАРКСИСТСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Согласно Марксу, общество есть совокупность общественных связей и отношений социальных субъектов.

Марксизм считал движущей силой истории – народные массы и будущее определил как коммунистический строй ,в котором будут находиться в гармонии производительные силы и производственные отношения. Но для этого нужно провести последнюю пролетарскую революцию.

Производительные силы - люди с их знаниями, опытом навыками производственной деятельности.

Производственные отношения- отношения между людьми, которые складываются в процессе производственной деятельности.

Теория общественно-экономических формаций выделяет:

1) Первобытно - общинную

2) Рабовладельческую

3) Феодальную

4) Капиталистическую

5) Социалистическую

Марксизм определяющим фактором соц. изменений считает производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономических формации. С одной стороны, согласно «материалистическому понимаю истории» у Маркса производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате соц. революции, осуществляемой новым классами против господствующих. Поэтому соц. революция, по Марксу – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

 

Индустриальная социология разработана в 50-50 гг. 20 века. Выделяют 3 больших стадии:

1) Доиндустриальная

2) Индустриальная

3) Постиндустриальная

Критерием для выделения стадий служит уровень развития экономики. Теория основана на исторических знаниях.

1. Доиндустриальная стадия – земледелие, базирующееся на ручном труде и примитивной технике. Здесь важны религия, традции. Основными органами управления были государство и армия. Поведение людей строго контролируется. Наказани е- смертная казнь. Сословная организация. Отношения перераспределения. Коллективистские установки. Низкая соц. мобильность. Стабильность соц. структуры.

2. Термин «индустриальное общество» был введен Сен-Симоном. Индустриальное общество основывается на машинном труде, на различных энергиях, не связанных с рукой человека. В этом обществе действуют законы и все люди им подчиняются. Урбанизация. Фабричная организация труда. Национальная система экономики со свободной торговлей и общим рынком. Обеспечение массового образования, достижение широкого распространения грамотности.

3) Постиндустриальное общество. Концепция постиндустриального общества складывается в 20 веке. Основатели : Д. Белл и Р.Арон.

В постиндустриальном обществе контроль за личностью осуществляется тотально (засчет средств передачи информации). Глобализация. Главное теоретическое знания и информация. Принципы плюрализма. Вырастает потребность в культурном досуге. Ценится индивидуальность. Большое влияние СМИ. Экологизация производства. Минимум тяжелого физического труда и придание труду творческий характер.

В этом обществе выделяют 5 основных элементов информационной инфраструктуры:

· Производство компьютеров

· Производство программного обеспечения

· Создание устройств для передачи информации

· Выпуск периферийного оборудования

· Производство услуг, поддерживающих все функции информационной структуры

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь