КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ.

Культура - области человеческой деятельности, связанные с человека, проявлением его субъективности.

Функции культуры:

*Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

*Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей.

*Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства.

*Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли.

* Информационная функция культуры - с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных форма передачи и хранения информации.

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ:

1) Отношения – понятия обозначает не только части мира но и связи, но и взаимосвязи между ними

2) Ценности – св-во предметов явлений удовлетворять определенные потребности и интересы людей.

3) Нормы – требования, пожелание ожидания соответственного поведения и деятельности в типичных ситуациях.

4) Нравственныенормы – они затрагивают важнейшие аспекты человеч. жизни, они сохраняют людей как существ разумных.

СУБКУЛЬТУРА - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

ВИДЫ СУБКУЛЬТУР:

- Музыкальные -субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров молодежной музыки

- Имидживые -субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению.(милитари, стиляги…)

- Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям.(анархисты, хиппи, антифа…)

- По хобби -субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби (байкеры, хакеры)

 

КОНФЛИКТ КУЛЬТУР - столкновение между культурами и их интересами

 

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности. Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

 

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты:

Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.

Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.



Социогенный компонент состоит из: способности к творчеству, знания, навыки;

Степень овладения культурными ценностями общества;

Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков.

 

Существует великое множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее распространенных подхода -- социально-психологический и функциональный.

Основателем социально-психологическогонаправления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня – Оно(источник энергии), Я(помогает «Оно» ориентироваться), Сверх-Я(идеализированный родитель).

теория «Зеркального Я». –(как нас воспринимают, то что в нас видят, как мы воспринимаем реакцию других).

Функциональныйподход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

 

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

· особое строение организма;

· способность к трудовой деятельности;

· наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

· целостность психофизической организации организма;

· устойчивость по отношению к окружающей действительности;

· активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

В рамках макросоциологииизучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

НОРМАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ- (базисная личность)- принятый культурой соответствующего общества тип личности, наиболее отражающий особенности данной культуры, своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения

Например: «стопроцентный американец», «советский человек»

МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Наиболее распространенный на данной территории тип личности

Типология модальных личностей:

· Теоретический тип

· Экономический тип

· Политический тип

· Социальный тип

· Эстетический тип

· Религиозный тип

(В современной России – торговый тип, мафиозный тип, невротический тип т.д.)

 

РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, ВИДЫ СТАТУСОВ

Социальный статус – это положение человека в обществе.

Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.

Виды статусов:

1) Прирождённый статус – унаследованный от рождения .

2) Достигнутый статус – приобретенный индивидом в обществе благодаря его усилиям.

3) Личный статус – положение индивида в малой группе (друг, враг и т.д.).

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация- процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

1) Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации, относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение, как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе

2) Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной

ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь