Психологическое направление конца 19 начала 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое направление конца 19 начала 20 века.



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ образовалось в конце 19 - начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в социологии. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,- стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или общества.

ИНСТИНКТИВИЗМ - в социологии - попытка объяснения соц. явлений и процессов через обращение к биологической природе человека. В центре этого направления стоит теория инстинктов соц. поведения У. Мак-Дугалла (1871- 1938), англ. психолога, с 1920 г. работавшего в США. В связи с развитием психологического направления в социологии, активным влиянием психологии на осмысление социальных процессов в конце XIX в. идут активные поиски таких внутриличностных факторов (детерминант), которые могли бы объяснить одновременно поведение и человека, и социальной группы.

Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. Поэтому не случайно под флагом разработки проблемы инстинктов стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теориях инстииктивизма делался акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей. Более того, они привлекли внимание исследователей к неосознаваемым аспектам психики и их роли в общественной жизни.

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИЯХ Г. ЛЕБОНА И Г. ТАРДА.

Психология толпы - раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов.

Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников.

· Агрессивная толпа - бунтующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.

· Паническая толпа - доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.

· Стяжающая толпа - сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.

· Экспрессивная толпа - общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д)

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) - одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада народов;

Термин «этническая психология» был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи.

ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ Г. ТАРДА.

Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.

Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни - как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание - это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.

Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение "учитель - ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу.

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ Ч. КУЛИ

Символический интеракционизм - направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах.

Основными теоретическими положениями данного направления являются:

-Природа человека социальна;

-Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп, внутри которых человек пребывает;

-Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде*;

-Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;

-Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;

-Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его.

Центральным понятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.

Кули - представитель первого поколения американских социологов.

Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Среди главных трудов Кули - Человеческая природа и социальный порядок, Социальная организация и Социальный процесс.Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и «первичных группах», в которых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также о социальной значимости финансового статуса личности. Умер Кули в Анн-Арборе 8 мая 1929 года.

Он являлся одним из исследователей самости (то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам») Прежде всего, нужно отметить, что, название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию «зеркальной самости. В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида.

Теории Ч. Кули «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:

-в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;

-люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;

- люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.63.190 (0.021 с.)