СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА.

Г. Спенсер в социологии выделил 2 части:

1) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ -общество и природа развивается эволюционным путем. Эволюция – сложный противоречивый процесс, на основе дифференциации и интеграции. Эволюция идет от простого к сложному. В эволюционный процесс нельзя вмешиваться, сознательно его ускорить, выступает против революции. Сначала в обществе наблюдается прогресс. Развитие не всегда ведет к прогрессу. Также существует регресс (отмирание старых общественных форм).

2) КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ОРГАНИЗМА - общество аналогично организму человека. В организме есть важные системы, и в обществе есть важные системы, без которых человек не может существовать.

ИДЕЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей. Поэтому, как он считал, эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим естественным результатам со стороны человека не требуется никакого вмешательства.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТИТУТОВ - Спенсер вводит понятие соц. института – это механизмы самоорганизации общественной жизни. Благодаря соц. институтам человек из биологического существа превращается в существо социальное. Существуют: домашние институты (семья, брак, воспитание); обрядовые институты (церемонии, обычаи, праздники); полит институты (гос-во); церковные; профессиональные институты.

ВОЗНКНОВЕНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА

Спенсер считает, что в обществе существуют соц. классы. Господствующие классы – победители. А побежденные – становятся работниками физического труда. Физический труд – удел неполноценных людей.

7. СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА - это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIXв.

ЗНАЧЕНИЕ:Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: «...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». В этой теории использованы отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические и производственные. Все многообразие обществ, несмотря на очевидные различия между ними, относятся к одной и той же ступени исторического развития, если в качестве экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё многообразие и множество социальных систем в истории было сведено к нескольким основным типам, эти типы получили название - «общественно-экономические формации». Формация это целостная социальная система, каждый компонент которой должен рассматриваться не изолированно, а в связи с другими социальными явлениями, со всем обществом в целом.
В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. В этом базисе и вырастает всё здание формации.



МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ- концепция, согласно к-рой определяющим моментом в истор. процессе является производство и воспроизводство действительной жизни, т. е. экон. условий, материальных отношений, детерминирующих все идеолог., обществ, отношения.
КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ КЛАССОВ, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены прежде всего экономическими отношениями. Во всех известных ему обществах характер этих отношений был таков, что социальное положение подавляющего большинства индивидов довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную социальную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельными индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и выживания. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Таким образом, по Марксу, люди являются продуктом общества и прежде всего объективного положения в процессе производства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно корректировался сообразно изменению социальных реалий.

 

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

С точки зрения марксизма государство есть наиболее общая организация господствующего класса, основной функцией которой являются защита и расширение условий эксплуатации классов порабощенных. Государство есть отношение между людьми, и притом - поскольку мы говорим о классах - отношение господства, власти, порабощения. Согласно марксистской теории, любое государство есть сила, происшедшая из общества в результате непрекращающейся борьбы ненавидящих друг друга классов, ставящая себя над обществом, все более и более отчуждающая себя от него и его эксплуатирующее.

БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА рассматривается Марксом как такая ступень в истории человечества, которая отвечает самым высоким гуманистическим принципам; она несет с собой расцвет человеческой личности, всестороннее удовлетворение ее материальных и духовных запросов, гармоническое сочетание личных и общественных интересов. Говоря о будущем обществе, Маркс подразумевал общество социалистическое.

Помимо социально-классовых и собственно внутри-научных причин, побуждавших Маркс и Энгельс предсказывают неизбежность изменения характера публичной власти в будущем обществе (утраты ею черт политической власти). Маркс высказывает предположение, что с полной победой рабочего класса (ликвидацией частнособственнических отношений и устранением из жизни общества социальных антагонизмов) классовое господство пролетариата закончится. Но вовсе не закончится после этого бытие государственности.

Про будущее государство толкового не могу найти

СОЦИОЛОГИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта.

 

СОЦИОЛОГИЗМ

Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм".

Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.

 

В современной социологии СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТАМИ принято считать:

1)совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

2)совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

3)совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

4)в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

АНОМИЯ - понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ - различие, идущее от Дюркгейма между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидов формой солидарности, преобладающей в простых и менее развитых обществах, и органической, основанной на разделении труда, характерной для современных развитых обществ.

Уже в период феодализма, по Дюркгейму, между работником и хозяином возникла механическая солидарность: хотя работник и не был юридически равноправен хозяину, он пользовался определенной частью получаемого продукта. Тем самым разделение труда становится, по Дюркгейму, условием воспроизведения органической солидарности, так как связывает между собой работников, группы, классы, участвующие своим особым способом в социально-экономическом развитии общества.

 

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

 

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМА

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер.Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания.

 

9. СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА (1864–1920) – немецкий социолог.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Общее понятие социального действия Вебер специфицирует с помощью четырех идеальных типов рационального действия, при этом каждый модус рациональности можно рассматривать как разновидность осмысленности социальных действий больших групп людей.

 

1) Целерациональное действие (позднее называлось также инструментальным) - это действие, структурированное в категориях цели и средства, когда внешние объекты и действия других людей выступают в качестве ориентиров. Ключевым здесь является модус целевой рациональности, характерный, например, для хозяйственной деятельности участников рынка.

2) Ценностно-рациональное действие основывается на вере в самодостаточную ценность самого действия и его смысла независимо от его успеха и является характерным модусом ориентации, например, религиозных или культовых действий.

3) Аффективное действие - это действие, направляемое аффектами и чувствами, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее скорее удовлетворению непосредственных побуждений и желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

4) Традиционное действие (или действие по привычке) - это действие, ориентированное на традицию, обычай, предание, обряд. Смысл такого действия состоит в том, что действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного М.Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

 

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:

 

1) в области экономической организации - организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур;

2) в религии – развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью;

3) в области права – вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов;

4) в политике – уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной;

5) в области морали – больший акцент на дисциплине и воспитании;

6) в науке – снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством;

7) в обществе в целом – распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.

ТИПЫ ГОСПОДСТВА

1) рациональный тип основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционный тип основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматический тип основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

СТАНОВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА И РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ

Капитализм - общественная система, основанная на формально свободном наемном труде, допускающая рациональный расчет, широкое применение технического знания и науки, требующая рационально-правовых оснований действия и взаимодействия

В отличие от Маркса, Вебер не считал, что лучшая, более справедливая система придет вместе с социализмом. Он полагал, что созданной капитализмом форме рациональной организации — при всех ее недостатках и противоречиях — принадлежат будущее.

Вебер обозначал словом "капитализм" совокупность типов цивилизованного действия, которые, в самом деле, были вызваны к жизни на заре Нового времени и без которых уже не могла и не может обойтись ни одна социальная система.

По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М. Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма.

P.S. Протестантская этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь