ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДР. НАУКАМИ.


ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДР. НАУКАМИ.

 

Социология тесно связана со следующими науками:

- политология – трудно найти политологов, которые игнорируют данные социологических исследований поведения того или иного электората;

- правоведение – изучение общественное мнение по тому или иному нормативно-правовому акту;

- психология – когда изучается межличностный уровень общения людей, их поведение, взаимодействие, когда используются такие понятия как мотивация, девиантное поведение;

- философия, которая концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях;

- экономика – то есть изучение вопросов, которые касаются производства, распределения, потребления и обмена;

- экология– проблему охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания;

- социальная работа – социальный работник использует методы, заимствованные из социологии, проводя, скажем, социологическое исследование.

 

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

- познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и проыессов;

- практическая, которая предполагает на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработку практических рекомендаций;

- прогностическая, которая выражается в предвидении возможных вариантов развития социальных процессов;

- идеологическая, которая состоит в том, что обобщения и выводы социологии по своему содержанию являются нейтральными относительно тех или иных интересов.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на её место в системе общественных и гуманитарных наук.

РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕ

*Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

*Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук.

 

МЕТОД СОЦИОЛОГИИ

Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического теоретического познания социальной реальности.

1) наблюдение;

2) изучение документальных источников;

3) опрос;

4) тестирование;

5) социометрия;

6) социальный эксперимент.

П. МОНСОН «ЛОДКА НА АЛЛЕЯХ ПАРКА. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ»

Представьте себе, что ранним утром вы сидите в вертолете, который только что

оторвался от земли. Вы взлетаете над городом. Неподалеку раскинулся большой

парк. Вы зависаете над центром парка и внимательно разглядываете его. Там, внизу,

под вами видны зеленые газоны, ухоженные рощицы и непроходимые заросли

кустарников, маленькие озерца и целая сеть широких асфальтированных аллей, от

которых разбегаются более узкие, посыпанные гравием тропинки, тут и там извива-

ющиеся под деревьями. Вдоль широких аллей стоят садовые скамейки для отдыха.

Клумбы с цветами радуют глаз. Однако сейчас раннее утро, и парк внизу пустынен и

тих.

Но вот появляются первые люди. Они быстро входят в парк по самым широким

аллеям и торопливо проходят насквозь кратчайшим путем. За ними следуют новые

посетители; понемногу публика прибывает и сливается в ровный поток. Большинство

продолжает двигаться по широким асфальтовым аллеям, но некоторые сворачивают

на боковые тропинки, под деревья, где на некоторое время пропадают из виду.

Попадаются и такие, что бредут, спотыкаясь, не разбирая дороги, топчутся прямо по

клумбам. Вот опять появляются прохожие, предпочитающие идти по асфальту.

Скамейки заполняются отдыхающими; вскоре образуется очередь из желающих

посидеть на лавочке. А кое-где некоторые гражадане покидают и широкие аллеи, и

узкие тропинки и лезут напролом через заросли кустарника. Большинство из них

пропадают из виду и больше не показываются, но отдельные упрямцы все же

ухитряются пробиться и выныривают на изрядном расстоянии по другую сторону

кустарника, ободравшись и исцарапавшись в кровь об острые ветки шиповника. День

проходит, и людской поток, нараставший вначале, становится теперь все меньше.

Большинство пришедших в парк в сумерки придерживаются широких асфальтовых

аллей и движутся по тропинкам в ожидании наступающей темноты. Наконец вам

видны только светящиеся огни полицейских машин, а все, кто в течение дня пропал из

виду и затерялся, так и остаются невидимыми. Когда тьма окончательно поглощает

парк, он кажется полностью опустевшим. Можно оставить наблюдательный пост и

вернуться домой.

На следующий день вы снова садитесь в вертолет, но на этот раз полет проходит

над морем. Вы удаляетесь от берега настолько, что земля исчезает вдали, и со всех

сторон горизонта — только вода. Вновь вы зависаете, выбрав подходящее для

наблюдения место. Под вами сверкает море, и единственное, что вы видите, —

легкая рябь на воде от небольшого ветерка, да буруны над подводными рифами.

Через некоторое время на горизонте появляются несколько судов. Они медленно

ползут по зеркальной поверхности, проходят под вами и снова пропадают вдали. День

разгорается, и судов становится все больше. Одни из них огромные — это океанские

лайнеры, они четко различимы; другие — маленькие, настолько маленькие, что

кажутся точками. Большинство кораблей следуют по собственному курсу. Но скоро

вы начинаете замечать, что некоторые движутся по невидимым фарватерам.

Отдельные суда почти касаются друг друга бортами, прежде чем их пути разойдутся.

Иногда происходят столкновения, другие кораблики спешат на помощь к потерпевшим

крушение, экипажи пересаживаются к ним на борт. А вот суденышко налетает на

риф и погружается на одно, не оставив после себя никаких следов. Какие-то

кораблики мгновенно исчезают, накрытые огромной волной.

На невидимых постороннему глазу фарватерах волнение никогда не замирает, а

суденышки идут одно за другим. Поэтому на поверхности воды постоянно образуются

разнообразные рисунки, узоры, которые все время меняют облик вследствие

непрерывного движения судов. Неожиданно вы замечаете, что некое судно, уклоняясь

от волн, преследует другое. Неподалеку несколько маленьких лодочек буксируют

45 весьма солидное «плавсредство». Но все корабли стремятся дальше, к горизонту,

двигаясь в соответствии с существующим у них планом.

Этот день тоже приближается к концу; ближе к вечеру фарватеры начинают

пустеть, и последние кораблики пропадают из виду в лучах заходящего солнца.

Последнее, что вы замечаете, — на судах вспыхивают огни, и ориентироваться там

начинают, очевидно, по звездам. Вы не знаете, откуда приплыли эти корабли; вам

неизвестна также причина, побудившая их отправиться в путь. Наконец и они

растворяются в темноте, и зеркальная гладь моря под вами снова неподвижна. Можно

оставить свой наблюдательный пост. Перед тем как выйти из вертолета, воскресите в

памяти все, что вы видели, зависнув над парком и над морем. Вспомните и тех людей,

которые шли по асфальтированным аллеям, и тех, которые сворачивали на тропинки.

Задумайтесь о тех, кто исчез в зарослях кустарника. Представьте себе кораблики в

море, вспомните маршруты их движения и рисунок, образуемый волнами. В какое-то

мгновение картинки накладываются одна на другую, и вы видите, что, собственно

говоря, лодки тоже передвигались по некоему парку. А теперь распрощайтесь с

вертолетом и возвращайтесь к обыденной жизни.

Образ вертолета, зависшего сперва над парком, а затем над морем, будет

символизировать фундаментальную задачу, которая встает перед теми, кто пытается

изучать общество. Парк — это символ того, что в социологии именуется социальной

структурой общества, или, если короче, общественной структурой. Общественная

структура — это организация общества, своего рода канва, заранее установленный

порядок, точно так же, как аллеи и тропинки, пруды, деревья и газоны образуют

канву парка, или его план, если вы смотрите на этот парк сверху. Со своего

наблюдательного поста в вертолете вы разглядывали этот рисунок еще до того, как в

парк пришли посетители; вы продолжали его наблюдать и после того, как последние

прохожие ушли. Люди, пришедшие в парк, воспринимали его как некий заранее

установленный порядок — аналогичным образом человечество воспринимает

социальную структуру общества. Большинство пришедших в парк двигались по

асфальтированным аллеям, символизирующим то, что в социологии называется

социальными институтами. Примерно так же, как можно представить парк в виде

канвы, образованной аллеями и тропинками, можно представить и общество в виде

канвы из социальных институтов. Основные институты общества — те «аллеи», по

которым идет большинство людей, однако имеются менее значительные группы тех,

кто «выбирает тропинки». И подобно тому как в парке встречались посетители,

топтавшие клумбы, в обществе есть люди, «спотыкающиеся на ровном месте». Это

явление в социологии называется отклоняющимся поведением, и во множестве как

теоретических, так и прикладных исследований содержатся попытки объяснить,

почему люди определенного сорта непременно будут «вытаптывать клумбы». Однако

важно заметить, что «отклоняющееся поведение» является «отклоняющимся» на

фоне «нормального» и, следовательно, отклонения изначально заложены в

общественные структуры. Без одного нет другого.

В парке были и такие, кто не только не удовлятворился прогулкой по ранее

проложенным тропинкам или даже вытаптыванием клумб, а ринулся в непролазный

кустарник. Они не признали существующую канву парка и пошли туда, откуда

впоследствии нельзя будет выйти. Возможно, они пытались найти кратчайший путь

или протоптать новые дорожки, которые — если следом двинутся другие люди — со

временем превратятся в широкие асфальтированные аллеи. Посетители парка будут

гулять по ним и думать, что эти аллеи были всегда. В таком случае, возможно,

прежние аллеи начнут зарастать и вскоре станут непроходимыми. Феномен

«протаптывания тропинок» и «зарастания аллей» в социологии обозначается термином

социальные изменения. Социальные изменения довольно сложно объяснить с помощью

понятия общественной структуры, так как последняя в ближайшей временной

перспективе может считаться такой же стабильной, как и структура парка. Поэтому

46 возникает вопрос, почему отдельные индивиды упорно искали кратчайший путь или

хотели «протоптать новые дорожки», т.е. создать новые возможности, ранее не

существовавшие в социальной структуре. В связи с этим следует рассматривать

общественную структуру в диахронической перспективе, т.е. считать ее исторически

изменяемой. Обычно социальные структуры рассматривают синхронически, как они

возникают и функционируют в ближайшей, непосредственной временной перспективе.

В этом случае социальная структура представляется как некий самовоспроизводя-

щийся стабильный порядок, который поддерживается с помощью социального контро-

ля, осуществляемого людьми друг над другом. Наличие этого контроля приводит к

тому, что дозволенные и запрещенные пути, возможные и невозможные направления

движения отделяются друг от друга, и большинство людей продолжает идти по

«асфальтированным аллеям».

Картина поведения посетителей парка является с вое го рода моделью и

характеризует то направление в социологии, что изучает общество независимо от тех

или иных основополагающих образцов поведения, которых отдельный человек

придерживается в течение своей жизни. При этом в первую очередь абстрагируются

от того, почему индивид выбирает какой-нибудь образец поведения, установленный

коллективом. Такой подход называется структуралистским направлением социологии

и является, вероятно, одним из наиболее значительных. Основная идея его состоит в

том, что общество лучше всего изучать в виде стабильной социальной структуры,

отдельные социальные институты которой по частям дают нам информацию о людях,

живущих в данное время. Отдельный человек не может протоптать своей особой

дорожки вне существующих общественных структур. Поэтому каждый отдельный

человек, независимо от его места в этой системе, более интересен как часть общей

картины, даже если сам он считает себя выше ее. Люди не могут или не желают жить

вне социальных связей, поэтому жизнь каждого человека осуществляется как процесс

выбора направления на перекрестках, предложенных ему обществом. Большинство

выбирает прямую широкую дорогу, не задумываясь особенно о том, что скрывается в

зарослях. Иных, возможно, и разбирает любопытство, но отпугивают острые

колючки.

Другой образ, «корабли в море», символизирует восприятие человека как творца

собственной жизни. Здесь нет видимых глазу путей, однако каждое судно знает, как

определить свое направление движения. Это символ человека, обладающего свободой

воли. Мы, по выражению Ж.-П. Сартра, «приговорены к свободе». Если мы считаем,

что наша жизнь должна идти по определенному пути, пути, заданному извне, значит,

мы выбрали несвободу, выбрали отсутствие выбора. Оправдывать нацистских палачей

тем что они «только подчинялись приказам», — значит отрицать их моральную

ответственность, присущую каждому свободному человеку: даже перед угрозой

расстрела а можно выбрать — жить дальше или нет, и при э том отвечать за свой

выбор.

В приведенном примере, таким образом, отправным пунктом являются свобода

человека и его ответственность за свою (и чужую) жизнь. Это так называемое

экзистенциалистское направление социологии, где общество всегда рассматривается

как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой выбора. В

сущности, вне человека нет ничего такого, что принуждало бы его действовать тем

или иным образом; также общество в целом должно признавать выбор человека

присущим его индивидуальной экзистенции. Точно так же, как спокойно зеркально

гладкое море, социальные структуры «пусты», если не по являются люди,

оставляющие за собой «след». Можно заметить, что подобно тому, как большинство

кораблей плыли по морю, следуя определенными фарватерами, большинство людей

проживает свою жизнь весьма упорядоченно и относительно предсказуемо.

Экзистенциалистски настроенный исследователь должен поэтому суметь объяснить

47 наличие социальной канвы. Если мы опускались на вертолете ближе к поверхности

моря, то замечали, что в глубине есть скрытые отмели и впадины. Аналогичным

образом можно отыскать определенное количество «скрытых причин», порождающих

разнообразные стабильные общественные устои. Для всех людей важным является

существование некоторого количества «социоматериальных» факторов, окружающих

нас в повседневной жизни и сильно влияющих на нашу теоретическую свободу. Это

главным образом «преобразованная материя», начиная с жилья, одежды, автомобилей

и стереоаппаратуры и кончая индустрией развлечений, компьютерными терминалами

и кожаными креслами. В том, что из этого может быть создано, всегда присутствует

определенное намерение, намерение, в значительной степени определяющееся

возможностями. Если строится дом, в котором большинство квартир многокомнатные,

тем самым облегчается существование больших семей, но при совместном проживании

возникают свои сложности, подобные проблемам, возникающим на автострадах, хотя

последние строились именно для того чтобы ездить быстро. Человек поэтому может

рассматриваться как «результат своих собственных результатов» (Сартр), и поэтому

на каждую человеческую жизнь влияет повседневный выбор, тысячекратно соверша-

емый другими людьми. Можно сказать, что мы живем в «социоматериальной

структуре», которая совершенно очевидна для всех нас, даже если мы ее и не

воспринимаем подобным образом.

Мы можем также «посмотреть вверх» и заметить, что человечество ориентирует

свой жизненный путь еще и по солнцу и звездам. Насколько нам известно, человек —

единственное существо, которое осознает, что живет один раз и не всегда будет

существовать. Он является единственным экзистенциалистски мыслящим существом,

знающим, что смерть неизбежна. Это своего рода «экзистенциальное обрамление»

нашей жизни, когда ощущение своего «бытия» и предчувствие «не-бытия» может

стать причиной отчаяния и тем самым побудить нас искать смысл жизни. Если же мы,

как выразился другой экзистенциалист, «заброшены в мир без какого бы то ни было

смысла или цели», то обязаны создать себе сами цель, не существовавшую до нас.

Поэтому мы рассматриваем жизнь как «сумму проектов», мы загадываем наперед,

что-то планируем, ставим перед собой цели, которых хотели бы достичь. И цель, и

средства ее достижения могут придать нашей жизни смысл. В то же время мои

проекты собственной жизни переплетаются с судьбами других людей, а те в своих

проектах, наверное, соотносят себя с другими. Когда достаточно много людей создает

одинаковые или сходные проекты, возникают социальные институты. Семья,

принадлежность к религиозному течению или спортивные пристрастия могут служить

примерами проектов, создающих цели, но придать жизни определенное содержание

могут и такие важные житейские вещи, как работа и деньги. Мы можем тогда

закрыть глаза на вопросы типа «откуда и куда» и ограничить свой кругозор

непосредственно наблюдаемым пространством. Поэтому общество может представ-

ляться и как своего рода результат наших попыток найти свое место в бытии, и как

сумма наших (необходимых) жизненных обманов. Следовательно, социальная

структура во многом условна и перегружена человеческими условностями. Она всегда

является результатом целеполагающей активности человеческой мысли, — это

относится также и к исследователю общества, способному освободить разнообразные

социальные феномены от этих условностей. Точно так же, как в процессе движения

судов складывалась особая картина морской поверхности, так и общественные

структуры формируются из человеческих стремлений (как индивидуальных, так и

коллективных) к жизненным горизонтам. При таком понимании изучение общества в

первую очередь означает изучение человечества как суммы индивидуальных

экзистенций и, кроме того, анализ образованной ими общей картины, оставленных ими

напластований и следов. Экзистенциалистский анализ общества (и другие близкие к

нему направления) в течение долгого времени был гораздо менее распространен в

социологии, чем структуралистский подход. Но в последние десятилетия постановка

48 структуралистами проблемы понимания человека дала повод для оживленных дебатов

о соотношении «индивида» и «общества» или «действия» и «структуры». Раньше эти

столь разные направления сосуществовали параллельно, а теперь все чаще ставится

вопрос об их взаимодействии. В этом смысле можно сказать, пользуясь приведенными

метафорами, что современная социология все в меньшей степени изучает общество

как структурированный «парк» или как «зеркальную гладь моря с плывущими по ней

кораблями». Картинки в значительной мере наложились одна на другую, и изучение

общества все в большей мере становится изучением модели «лодки на аллеях парка».

СОЦИОЛОГИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта.

 

СОЦИОЛОГИЗМ

Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм".

Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.

 

В современной социологии СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТАМИ принято считать:

1)совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

2)совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

3)совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

4)в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

АНОМИЯ - понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ - различие, идущее от Дюркгейма между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидов формой солидарности, преобладающей в простых и менее развитых обществах, и органической, основанной на разделении труда, характерной для современных развитых обществ.

Уже в период феодализма, по Дюркгейму, между работником и хозяином возникла механическая солидарность: хотя работник и не был юридически равноправен хозяину, он пользовался определенной частью получаемого продукта. Тем самым разделение труда становится, по Дюркгейму, условием воспроизведения органической солидарности, так как связывает между собой работников, группы, классы, участвующие своим особым способом в социально-экономическом развитии общества.

 

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

 

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМА

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер.Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания.

 

9. СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА (1864–1920) – немецкий социолог.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Общее понятие социального действия Вебер специфицирует с помощью четырех идеальных типов рационального действия, при этом каждый модус рациональности можно рассматривать как разновидность осмысленности социальных действий больших групп людей.

 

1) Целерациональное действие (позднее называлось также инструментальным) - это действие, структурированное в категориях цели и средства, когда внешние объекты и действия других людей выступают в качестве ориентиров. Ключевым здесь является модус целевой рациональности, характерный, например, для хозяйственной деятельности участников рынка.

2) Ценностно-рациональное действие основывается на вере в самодостаточную ценность самого действия и его смысла независимо от его успеха и является характерным модусом ориентации, например, религиозных или культовых действий.

3) Аффективное действие - это действие, направляемое аффектами и чувствами, не подчиненное какой-либо внешней цели, служащее скорее удовлетворению непосредственных побуждений и желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

4) Традиционное действие (или действие по привычке) - это действие, ориентированное на традицию, обычай, предание, обряд. Смысл такого действия состоит в том, что действующие ставят себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного М.Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

 

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:

 

1) в области экономической организации - организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур;

2) в религии – развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью;

3) в области права – вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов;

4) в политике – уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной;

5) в области морали – больший акцент на дисциплине и воспитании;

6) в науке – снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством;

7) в обществе в целом – распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.

ТИПЫ ГОСПОДСТВА

1) рациональный тип основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционный тип основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматический тип основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

СТАНОВЛЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА И РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ

Капитализм - общественная система, основанная на формально свободном наемном труде, допускающая рациональный расчет, широкое применение технического знания и науки, требующая рационально-правовых оснований действия и взаимодействия

В отличие от Маркса, Вебер не считал, что лучшая, более справедливая система придет вместе с социализмом. Он полагал, что созданной капитализмом форме рациональной организации — при всех ее недостатках и противоречиях — принадлежат будущее.

Вебер обозначал словом "капитализм" совокупность типов цивилизованного действия, которые, в самом деле, были вызваны к жизни на заре Нового времени и без которых уже не могла и не может обойтись ни одна социальная система.

По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М. Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма.

P.S. Протестантская этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

 

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Социология в России в своем формировании прошла 3 этапа:

1) Дореволюционный период,

2) Советский,

3) Современный российский этап.

Развитие этой науки сильно зависело от идеологии, деятели общественных движений уделяли много внимания социальным явлениям. Поэтому развитие социологии в России находилось в тесной взаимосвязи с общественными движениями, религией, массовым сознанием. Концепции которые выдвигали российские ученые, признаны остальным научным сообществом и влияли на общее развитие этой науки.

ТРАДИЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

2) История социологии в России представлена двумя течениями:

• история социологии как теоретико-методологическая;

• история социологии как научная дисциплина.

3) Социологическая мысль в России на первом этапе находилась в тесной связи с развитием социологии на Западе. Первые исследователи социальных явлений в России испытывали влияние разных западных философских течений и социологических учений, подстраивая их под реалии России. Наряду с западными течениями в России появлялись свои идеи, что обусловило огромное разнообразие школ:

• революционно-демократическая;

• буржуазно-демократическая.

• марксистская;

• религиозная, или христианско-православная;

АНАРХИЗМ предусматривает следующие принципы:

1. отсутствие власти

2. свобода от принуждения

3. свобода ассоциаций

4. взаимопомощь

5. разнообразие

6. равенство

7. братство

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ (сложилось в 1890-е) К нему были близки многие социологи: ПЛ. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др. Представители этого направления главное внимание уделяли изучению психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивидов и групп. Психологический подход к анализу социума превращался в творчестве сторонников этого направления в главный, доминирующий над другими. Для всего психологического направления в российской социологии типичным было рассмотрение общества как совокупности психических связей, взаимодействий, явлений, процессов, характерных для межличностных отношений. Отсюда следовал показ зависимости общества от личности и провозглашение ее главным объектом социологического внимания.

СОЦИАЛ-ОРГАНИЦИЗМ - методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма. Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер, также большой вклад внес Альберт Шеффле. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, трудами Александра Стронина и Павла Лилиенфельда.

МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.

СУБЪЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в наиболее полном виде дает представление о всей социологической мысли в России. Следует отметить, что представители других школ также разделяли многие идеи о социальной сущности человека, о его сознании и участии в решении общественных проблем. Иначе говоря, практически все социологи России в ХIХ – начале ХХ века прямо или косвенно выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития отечественной социологии в этот период.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ 20 ВЕКА. (МАКРО)

В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям.

МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ –анализирует общ-во как целостность, устанавливает основные этапы жизни общ-ва; основные структуры общ-ва законы развития общ-ва.

Парадигма - совокупность основных методологических положений, принципов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание социальных явлений, соответствующий подбор и интерпретацию эмпирических факторов.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ - методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс.

Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1) Общество - это система частей, объединенных в единое целое.

2) Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.

3) Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе.

4) Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5) Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

1) Согласно концепции Л. Козера:

• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

2) Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь