Таковы десять случаев для усердной и основательной практики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таковы десять случаев для усердной и основательной практики.



 

VIII

Десять случаев, в которых следует усердно практиковать35
(нан.тан.ду.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Начинающий да будет усерден в слушании и осмыслении [ Учения ].

2. Породив духовный опыт (ньямс.мйонг), будь усерден в медитативной реализации (сгом.сгруб)36.

3. Усердно упражняйся в уединении, пока не достигнешь внутренней устойчивости (неколебимости) ума (бртан.па).

4. Если велика необузданность-и-неукротимость [психики]37, следует усердно укрощать ум (риг.па).

5. Если сильна погруженность в сонливость38 [при медитации ], следует усердно приводить ум к ясности (гйер).

6. Если ум не устойчив39, следует усердствовать в его сосредоточении (мньям.бжаг).

7. Достигнув медитативного равновесия (мньям.бжаг), усердно упражняйся в осознавании (рджес.тхоб) 40.

8. Если возникают многочисленные помехи и препятствия, следует упорно упражняться в трех видах терпения41.

9. Если [возникает] сильное желание, чувственные страсти и приверженности, усердно упражняйся в энергичном отвержении их.

10. Если слабы любовь и сострадание 42, усердствуй в практике бодхичитты (джанг.чхуб.кйи.семс.сбйонг).

Таковы десять случаев для усердной практики.

 

IX

Десять вдохновляющих стимулов43
(бскул.ма.гдаб.па'и.чхос.бчу)

1. Размышление (бсамс) о труднообретаемом драгоценном человеческом рождении да будет стимулом [к практике ] Святой Дхармы.

2. Размышление о смерти и невечности да будет стимулом к практике добродетелей (дге.сбйор).

3. Размышление о неотвратимости кармических причин-следствий да будет стимулом для отказа от порочного и неблагого (сдиг.па.ми.дге.ба).

4. Размышление о злосчастиях (ньес) самсары да будет стимулом для достижения Освобождения.

5. Размышление о страданиях существ в самсаре да будет стимулом для упрочения [ практики ] (сбйонг) бодхичитты.

6. Размышление о ложных взглядах 44, присущих умам существ, да будет стимулом для слушания и осмысления.

7. Размышление о том, как трудно избавиться от ошибочных тенденций (,кхрул.баг.чхагс)45 да будет стимулом для практики медитации (сгом.бсгруб).

8. Размышление о безудержности клеш в этом веке упадка да будет стимулом для противодействия им.

9. Размышления о многочисленных препятствиях в этом веке упадка да будет стимулом для [ практики ] терпения.

10. Размышление о том, что жизнь человека иссякает понапрасну там и сям в рассеянности и отвлечениях, да будет стимулом для энергичной [ практики ].

Таковы десять вдохновляющих стимулов.

 

X

Десять возможностей для ошибок46
(,чор.са.бчу)

1. Если вера мала, а познания велики, легко впасть в теоретизирование (кха.бшад.мкхан).

2. Если вера велика, а познания малы, легко впасть в жесткий догматизм47.

3. Если велико Устремление48, но нет подлинных наставлений, легко возникнут пороки и ошибки (скйон.данг.гол.са).

4. Если предварительно посредством слушания и осмысления не осознать [свои] иллюзорные проекции49, то во время медитации (сгом) легко впасть в бессознательное состояние50.

5. Если новые познания [ Учения ] не вводить в практику(ньямс.лен), легко можно стать бездуховным знатоком традиций Дхармы.

6. Если не упражнять ум (бло.ма.сбйонг) в великом сострадании к другим и в средствах [достижения Пробуждения ], то легко соскользнуть на путь хинаяны.

7. Если не упражнять ум [в постижении] Мудрости и Пустоты, легко скатиться на путь мирской суеты.

8. Если не выровнять «бугры» восьми мирских дхарм 51, легко можно затеряться в потоке всяческих мирских дел.

9. Если вера и преданность [окружающих тебя] легковерных мирян велики, легко впасть в заблуждение и самообольщение, угождая им.

10. Если велики достоинства, способности и силы (йон.тан.данг.нус.мтху), но неустойчив ум (бло.ми.бртан), то легко впасть в порок демонстрации их во время мирских ритуалов.

Таковы десять возможностей для ошибок.

 

XI

Десять ложных отождествлений52
(,дра.мин.гйи.нор.са.бчу)

1. [Cильное] желание (,дод.па) можно ошибочно принять за веру (дад.па).

2. Страсть-привязанность (чхагс.па) можно ошибочно принять за любовь и сострадание.

3. Пустоту (стонг.па) реальности (гшис), подлежащую познанию, можно ошибочно принять за пустоту, порожденную умом (бло).

4. Нигилистические воззрения (чхад.лта)53 можно ошибочно принять за сферу дхарм (чхос.дбйингс) (Высшую Реальность).

5. Относительный (обусловленный) духовный опыт (ньямс.мйонг) можно ошибочно принять за высшее постижение (ртогс.па).

6. Лицемерную религиозность (цхул.,чхос) можно ошибочно принять за подлинную.

7. Приверженца Мары можно ошибочно принять за постигшего Пустоту (Шуньяту).

8. Шарлатана-обманщика (зог.по) можно ошибочно принять за совершенного подвижника- сиддха.

9. Своекорыстную деятельность (ранг.дон.бйед) можно ошибочно принять за деятельность на благо других.

10. Лицемерие-и-хитрость (гйо.сгйу) можно ошибочно принять за искусность в средствах (тхабс) [достижения Пробуждения и деятельности на благо других].

Таковы десять возможностей
для ошибочного отождествления того, что [на самом деле] различно.

 

XII

Десять вещей, не являющихся ошибками
(ма.нор.ба'и.чхос.бчу)

1. Не испытывая привязанности к вещам, уйти из дома в бездомье54, приняв монашество, не является ошибкой.

2. Носить на голове, подобно короне, своего святого учителя, благородного духовного друга55, не является ошибкой.

3. Слушание, осмысление и медитация о Дхарме [выполняемая тщательно и заботливо, так, как воспитывают маленького ребенка], не является ошибкой.

4. Имея возвышенные взгляды (лта.ба.мтхо), вести себя смиренно, не является ошибкой.

5. Обладая широтой ума (бло.йангс), соблюдать строгие обеты (дам.'ча), не является ошибкой.

6. Обладая обширными познаниями, не иметь гордыни (нга.ргйал), не является ошибкой.

7. Обладая богатством духовных наставлений, усердно применять их на практике, не является ошибкой.

8. Хорошо зная сущность вещей (ньямс.ртогс)56, не быть высокомерным (рлоб.семс) и гордым, не является ошибкой.

9. Вести жизнь в уединении, хотя есть возможность жить в обществе, не является ошибкой.

10. Не ища собственной выгоды, обретать искусность в методах-и-средствах (тхабс) ради блага других, не является ошибкой.

Таковы десять вещей, не являющихся ошибками.

 

XIII

Четырнадцать вещей, лишенных смысла и пользы
(дон.мед.па'и.чхос.бчу.бжи)

1. Нелепо было бы, родившись человеком, не обратиться к Святой Дхарме, уподобляясь тому, кто, попав на остров сокровищ, возвратился [назад] с пустыми руками.

2. Нелепо было бы, вступив во врата Дхармы, снова заботиться и о мирских делах, уподобляясь мотыльку, влетевшему в пламя светильника.

3. Нелепо было бы жить без веры возле практикующего Дхарму, уподобляясь тому, кто умирает от жажды на берегу огромного озера.

4. Нелепо было бы не применять Дхарму как средство против эгоизма и четырех корней [безнравственности]57, уподобляясь топору, [без толку] лежащему возле дерева, [которое надо срубить].

5. Нелепо было бы не применять устные духовные наставления (ман.нгаг) как средство против страстей (клеш), уподобляясь больному, который повсюду носит кожаный мешок с лекарствами, не используя их.

6. Нелепо было бы словословить о том, что не реализовано во внутреннем опыте (ргйуд.тхог), уподобляясь говорящему попугаю.

7. Нелепо было бы, воровством и обманом присвоив не данное, заниматься благотворительностью, уподобляясь молнии, ударившей в воду58.

8. Нелепо было бы жертвовать что-либо [ Трем ] Драгоценностям, нанося при этом вред живым существам. Это все равно, что подносить матери отрезанную плоть [ее собственного] ребенка.

9. Нелепо было бы терпеливо и усердно, но чисто внешне и лишь ради эгоистических прихотей исполнять религиозные ритуалы (цхул.'чхос), уподобляясь коту, подстерегающему мышь.

10. Нелепо было бы стяжать великие добродетели, [но] из желания славы, известности, богатства и почитания в этой мирской жизни. Это все равно, что менять кошель, полный исполняющих желания драгоценностей (с.: чинтамани), на единственное зернышко, ложку грубой каши или кусочек какой-либо другой снеди.

11. Нелепо было бы, долгое время слушая и изучая [ Учение ], оставлять свое естество (ранг.гйуд) обыденным (тха.мал), уподобляясь врачу, страдающему от хронического недуга.

12. Нелепо было бы, хорошо зная духовные наставления (гдамс.нгаг), не иметь [соответствующего] внутреннего опыта (ньямс.мйонг), уподобляясь богачу без ключа от своей сокровищницы.

13. Нелепо было бы, самому не поняв смысла Учения, разъяснять его другим, уподобляясь слепому, ведущему слепого.

14. Нелепо было бы, принимая опыт (ньямс.мйонг) относительных ступеней (тхабс) за высший (мчхог), не стремиться [к реализации] абсолютного смысла (гнас.лугс.кйи.дон). Это все равно, что принимать латунь за золото.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.019 с.)