Продуктивный аспект памяти. Методы повторной и последовательной репродукции Ф.Бартлетта. Понятие «Схемы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктивный аспект памяти. Методы повторной и последовательной репродукции Ф.Бартлетта. Понятие «Схемы».



 

Память как репродуктивный процесс – это процесс точной репродукции запечатленного материала.

Память как продуктивный процесс – это процесс активного конструирования материала при воспроизведении.

Раздельное рассмотрение памяти как репродуктивного или продуктивного процесса является весьма условным. Ориентация на крайние точки континуума репродуктивность-продуктивность привела бы к исчезновению феномена памяти. В первом случае память превратилась бы в пассивное хранилище информации, в склад процессов восприятия; во втором случае – в воображение.

Преобладание того или иного аспекта памяти определяется:

Направленностью деятельности субъекта (какова цель – точно запомнить или установить суть)

Особенностями запоминаемого материала (стих воспроизводится репродуктивно, прочитанный роман – продуктивно)

Экспериментальными процедурами, к которым прибегает экспериментатор

Классификация воспоминаний по Ляудис (основание – качество и преобладание репродуктивного или продуктивного аспекта):

Неполное неточное воспроизведение

Полная точная репродукция

Реконструированное воспроизведение, связанное с вариативным использованием материала.

 

Память как продуктивный процесс.

Бартлетт утверждал принципиальную функциональность и социальность процессов памяти (родство с культурно-исторической концепцией Выготского)

Бартлетт создал методики повторной и сериальной репродукции.

1) Методика повторной репродукции. Испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15-минутным интервалом.

2) Методика сериальной репродукции. Игра «испорченный телефон» (во времена Бартлетта она называлась «русский базар»): первому участнику показывают изображение или зачитывают рассказ, а потом он пересказывает эту информацию второму, второй – третьему и т.д.

Результаты (и там, и там):

1. Происходят сокращения

2. Если на картине есть странности, они либо пропускаются, либо стандартизуются.

3. Ошибки и конфабуляции (культуральные и индивидуальные особенности людей).

По мнению Бартлетта, результаты обеих методик сопоставимы, т.к. разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды близки Выготскому). Задача исследователя: проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (инокультурный) материал при многократном повторении.

Вывод: вся информация приходит к схеме.

По Бартлетту результаты методик сопоставим, так как он считал, что психика имеет социальное происхождение. Методики делают видимым процесс «окультуривания» материала при повторяющихся воспоминаниях.

Задача исследователя – проследить, какие трансформации претерпевает непривычный материал (напр, инокультурный) при его многократном повторении, т.е. при его постепенном введении в коммуникационный контекст европейцев.

Испытуемые: студенты Кембриджа

Стимульный материал: конголезские сказки (например, сказка «Сын, который пытался провести своего отца»)

Результат: при многократном пересказе истории студентами европейцами:

История теряла название

Сокращалась в объеме

Архаизмы заменялись современными фразеологизмами

Появлялась «мораль», соответствующая европейской культуре

Исключались необычный или необъяснимые детали

От пересказа к пересказу материал становится более стандартным и схематизированным (т.е. подходящим к тому, что Бартлетт назвал термином *СХЕМА). Происходит приведение материала в соответствие с культурными правилами существования знания.

 

Найссер: «Схема – это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы» (с. 73).

Нейрофизиологической основой функционирования схем является система мозговых структур, состоящих из афферентных и эфферентных звеньев (ср. теория системной динамической локализации Лурия).

 

Аналогии (функции схем).

1) Схема как формат. Форматы определяют, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию.

2) Схема как план. Схема формирует план деятельности и является его исполнителем (Прибрам: лобные доли). Мотивы – более широкие схемы, принимающие информацию и направляющие действия в более крупном масштабе.

3) Схема как генотип (а не фенотип). Найссер: «восприятие является результатом взаимодействия схемы и наличной информации».

 

Сбор и сохранение информации. Гибсон и экологическая оптика: информация об объектах присутствует в свете, поскольку в силу оптических законов между ними существует зависимость. Информация остается неизменной, но схема собирает эту информацию и меняет ее. Развитие схем: сбор информации сначала происходит грубо и неэффективно, как и обеспечивающая непрерывность перцептивного цикла исследовательская активность. Только благодаря перцептивному научению (когнитивному развитию) приобретается способность к восприятию все более тонких аспектов окружения. Но схемы способны и сохранять воспринятое. Во-первых, это память, а во-вторых, через функцию сохранения формируется способность схемы к предвосхищению.

Истоки перцептивного цикла. Некоторые схемы наблюдаются уже у младенцев. Примеры. 1. Новорожденные смотрят в сторону звука. Чуть позже младенец уже лучше контролирует мышцы шеи и поворачивает голову в сторону звука точнее. Схема постоянно развивается в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному. 2. «Циркулярные реакции» (Пиаже). Ребенок дотронулся до игрушки → звук → еще и еще дотрагивается до игрушки. Схема изменяется – это аккомодация. Феномены Пиаже (напр., сохранение) Найссер интерпретирует не как неразвитость интеллекта, а как недостаточность опыта (ребенок мало наблюдал за тем, что происходит когда воду переливают). Это подтверждают и др. исследования: пигмеи, живущие в лесах, на полях видят вместо коров жуков; игроки в бейсбол неправильно оценивают траекторию полета мяча, а водители-новички сомневаются, влезет ли их машина на то или иное место. 3. Младенцы постоянно развивают свои схемы: смотрят на более разнообразные, движущиеся и т.п. предметы; смотрят фильмы со звуком и т.д.

Значение и категоризация. Каждый объект обладает значением; когда мы воспринимаем, мы не замечаем физических характеристик, а сразу осознаем значение (то что ассоцианисты называли «ошибкой стимула»). Гибсон: представление (affordance). Все потенциальные способы использования объекта (возможности действия с этим объектом) могут быть непосредственно восприняты. Воспринимающий делает выбор из свойств и предоставлений предмета благодаря специфической готовности к восприятию некоторых из них. (Ср. Выготский, Бернштейн и Левин.) Восприятие значения также зависти от процесса сбора информации посредством схем. Также работает перцептивный цикл. Генерализованные, определяющие значение схемы могут функционировать даже при неблагоприятных условиях (тахистоскоп). Здесь нужна установка. Распознавание конфигураций: 1) классификация на основе критического признака; 2) сопоставление входного сигнала с прототипом; 3) синтез внутренней модели и сопоставление ее с конкретной информацией. Но восприятие не сводится к процессам распознавания конфигураций! Восприятие изменчиво, протяженно во времени и т.д. У нас нет готовых схем на все случаи жизни, поэтому и нужен перцептивный цикл.

 

Факторы влияющие на актуализацию и работу схем:

1. Средовые:

1.Стимулы 2.Контекст 3. Инструкция

2. Субъективные:

· Мотивация

· Эмоции

· Прошлый опыт

· Культурная принадлежность

· Индивидуальные особенности (пол, возраст, темперамент и др.)

 

Функции схем:

1. Селекция видов окружения и памяти

2. Опознание и узнавание

3. Программирование действий сбора информации

4. Предвосхищение действий и событий

5. Интерпретация событий

6. Стереотипное и исследовательское поведение

7. Ответы на вопросы, умозаключения

 

Виды схем:

1. Схемы по Пиаже и Юнгу

2. Когнитивные карты

3. Схемы-прототипы. Обобщения

4. Схемы-сценарии. Поведение человека. Берн: неосознанные сценарии – «игры»

5. Активная часть семантических сетей

Согласно Норману, формирование навыков и умений – это процесс приобретения и/или изменения схем путем

o Настройки схем

o Наращивания схем

o Создания новых схем и структур.

 

Репродуктивное запоминание – обыкновенное заучивание наизусть. В жизни такое не особое нужно. Конструктивное запоминание – преобразование прошлого ради настоящих задач. Это не просто повторение прошлого.

Очень важна мотивация.

Эксперимент на последовательное припоминание.

Цель – установить, что происходит с запоминанием, когда мы, восприняв что-либо, без всякой мнемической цели пытаемся воспроизвести сущность этого материала.

Методика эксперимента.

Игра «испорченный телефон» - у англичан он называется «русский базар». J

Все, кроме одного уходят из комнаты. Дают картину, чтобы вся аудитория и первый подопытный её могли видеть. Приглашают второго. Первый описывает содержание картины второму. Описание протоколировалось. Потом второй описывает содержание картины третьему. И так далее. После того, как человек заканчивает описание картины, он присоединяется к аудитории и тоже видит картину.

Результаты. Многие детали переврали или забыли.

Вывод. На лицо – процесс немедленного забывания

Результаты(обобщённые) исследований:

1) при запоминании всякого материала (в особенности бессмысленного) большое количество материала забывается вскоре после запоминания;

2) результатом «усилия запомнить» часто оказывается непосредственное забывание;

3) расположение отдельных единиц или материала в той или иной последовательности, в какой нужно запомнить, играет большую роль при припоминании, причём лучшие для запоминания положения – начальное и конечное;

4) сон может остановить забывание и увеличить вероятность точного воспроизведения;

5) при заучивании материала до известной степени можно определить, в течение какого периода будет возможно его точное сохранение;

6) при запоминании большого или трудного словесного материала распределённое повторение на стадии заучивания обычно оказывается более экономным, чем концентрированное;

7) подобное запоминание (=) может быть следствием склонности завершать недоконченные или неполные действия (эффект Зейгарник).

 

Структурная многокомпонентная модель памяти. Аргументы в пользу выделения мнемических подсистем. Общая характеристика функциональных систем памяти: Сенсорный регистр, Рабочая память, Долговременная память.

 

Впервые идея представления памяти в форме совокупности взаимосвязанных структурных блоков – В.Джеймс

Первичная память – совпадает с содержанием сознания в данный момент, «текущее состояние сознания»

Вторичная память – содержит весь прошлый опыт субъекта, «знание о прошедших состояниях сознания, доступных после того, как они уже однажды покинули сознание»

За счет Джеймса понимание памяти значительно расширилось, было преодолено обыденное представление о памяти как о феномене, относящемся исключительно к давнему прошлому.

После второй мировой войны дискуссия о множественности или унитарности (целостности) памяти вновь разгорелась с совершенствованием нейрофизиологических исследований. Б.Милнер описала пациента Г.М., который перенес двустороннее иссечение височных долей в качестве терапевтической меры против прогрессирующей эпилепсии. Пациент помнил давно минувшие события своей жизни, но утратил способность запоминать новую информацию.

Поэтому – возвращение к идеям Джеймса; вывод о существовании как минимум двух подсистем памяти, каждая из к-ых мб избирательно поражена в рез-те специфических повреждений.

 

Современная структурная модель памяти – крайне сложная конфигурация взаимодействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение всех основных функций памяти: фиксацию, переработку, воспроизведение мнемических содержаний в поведении и сознании.

Подсистемы (Аткинсон, Шиффрин, 1968):

Сенсорный регистр

Блок распознавания информации (распознаватель)

Кратковременная (рабочая) память

Долговременная память

Сначала думали, что в этих подсистемах линейная переработка инфы: инфа попадает сначала в СР, где остается в течение очень короткого времени, затем стирается. КП – оперативная память, сюда попадает отобранная инфа из СР и ДП. ДП – достаточно постоянное хранилище инфы, которая переносится сюда из КП.

Это представление подвергнуто критике и расширено представителями когнитивной психологии (Найссер, Норман). Мнение об активной роли субъекта в процессах познания! Человек – не реактивная система. Начинает складываться представление о человеке как о системе, активно осуществляющей поиск и отбор инфы, максимально отвечающей его потребностям. Поэтому уместно говорить о нескольких восходящих, нисходящих или циркулирующих потоках информации.

­

 

Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во

вход
Первичная находится в сознании или покидает его легкое извлечение
Вторичная близкое и далекое прошлое информация сложно извлекается
Забывание

 


Факты «за» существование первичной и вторичной памяти:

1. Нарушение связи при синдроме Милнер (после травмы нарушен перевод информации ПП→ВП: в ВП хранится информация, полученная ранее, а новая поступить не может), Корсаковский синдром (внешне картина похожа, но сохранна аффективная память, после выздоровления больной помнит факт болезни).

2. Основная форма кодирования в ПП – вербально-акустическая. Ошибки смешения:

ü в ПП – фонематические (пруд – прут),

ü в ВП – семантические (пруд – озеро).

3. Эксперимент на свободное припоминание, позиционные эффекты. См. 13-В

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

1. удержание материала в первичной памяти

2. копирование информации из первичной во вторичную память

3. закрепление информации во вторичной памяти

4. кодирование информации в вербально-акустическую форму

5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. 1968 Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

Сенсорный регистр
Долговременное хранилище
Кратковременное хранилище
Генератор ответа
вход
выход
Грубые физические характеристики материала
Селективное внимание Развернутый ответ Опознание материала

 

 


Акцент сделан на процессах управления:

ü группировка элементов

ü кодирование: введение информации КВХ в более широкий контекст, поступающий из ДВХ

ü представление
перекодирование вербальной информации в зрительную форму

ü повторение

ü внимание

ü поиск и извлечение информации

 

Сенсорная память (или сенсорный регистр)

  Иконическая память Эхоическая память
Функция Удерживает информацию о стимуле в той индивидуальной конкретной форме, в которой он был первоначально предъявлен. Это удержание обеспечивает системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств.
Емкость 0.3-1 сек. Данные эксперимента Сперлинга (№ 7в) 0.25-2 сек. Данные эксперимента Морэя (№ 8в)
Вход Автоматические процессы, контролируемые только направленным вниманием. Вход осуществляет непосредственно соответствующий орган чувств.
Хранение Угасание, стирание, интерференция Интерференция
Выход Селективное внимание позволяет настроиться на нужную информацию, сосредоточиться на ней и отбрасывать все остальное. Пример: феномен «вечеринки с коктейлем» (№ 20в)
Форма кодирования информации «непосредственный отпечаток» Сенсорная копия акустической информации

Распознавание образов происходит путем сравнения поступающих сенсорных данных с информацией, полученной ранее и хранящейся в ДП: «сырая» информация → нечто осмысленное. Пример: распознавание букв: A a A A a a A

 

КП= первичная=непосредственная=рабочая память.

В КП удерживается информация, представляющая собой непосредственную интерпретацию произошедших событий.

Функция Отбор необходимой для решения конкретной задачи информации. Первичная ориентировка в окружающей среде.
Емкость По времени: 20 сек (Эксперимент Петерсонов с задачей-дистрактором, № 9в) По количеству единиц: 7±2 элементов по Миллеру (независимо от длины)*
Вход Перекодирование сенсорного сигнала в словесно-акустичскую форму + селективное внимание
Хранение Повторение; кодирование и укрупнение единиц
Выход Забывание, вызываемое стиранием следов памяти со временем, и интерференция**
Форма кодирования информации Словесно-акустическое перекодирование (ошибки припоминания, № 16а) Зрительные образы (эксперимент Познера, №12в)

*Структурирование и емкость КП

Объем памяти – число элементов, которые испытуемый может воспроизвести без ошибок.

Структурирование – перекодирование элементов в более крупные единицы – структурные единицы. При структурировании материала КП используется информация из ДП → структурирование связано с опосредствованием.

Условия структурирования:

ü Объединяемый материал должен поступать в КП одновременно

ü Структурирование облегчается, если объединяемые элементы обладают внутренним сходством.

Эксперимент Боуэра: изменял способы сочетания элементов и степень их соответствия информации в ДП.

1) УФОонфрГФнрю

2) УФоонФРГфнрю → лучше запоминается

→ знакомые сочетания букв служат основой для структурирования.

**Две гипотезы забывания в КП: интерференции и стирание следов со временем. Что верно?

Эксперимент. Дают ряд для запоминания. 30 сек решаем задачу выделение сигнала на фоне шума. Проверяем, что помнит испытуемый. Оказывается, помнит все безукоризненно. → верна гипотеза интерференции. НО сохранные следы памяти столь хрупки, что они разрушаются под действием самой незначительной интерфернции. → истина где-то посередине J

 

В ДП информация сохраняется неопределенно долго. Забывание обусловлено невозможностью извлечь нужную информацию.

В ДП информация может быть закодирована разными способами (в зрительной, слуховой, семантической форме). В ДП записано ВСЁ, что нам известно. Основная функция ДП – сохранение опыта, необходимого для успешной реализации деятельности. До каждого элемента ДП можно дойти разными путями.

ДП – высокоупорядоченная система, поиск в которой не является случайным ненаправленным процессом.

Структура ДП.

Браун и Мак-Нилл (№ 14в) описали закономерности хранения информации в ДП. ДП представляет собой семантические сети – модели хранения понятий в семантической памяти. В эксперименте изучали, что находится в узлах семантических сетей.

Сетевая модель ДП.

ДП – обширная сеть связанных между собой понятий. Сетевые модели сходны с концепцией «стимул→реакция», рассматривающей память как пучок ассоциаций.

Отличия:

1) Такие модели допускают образование ассоциаций разного рода, т.е. допускают, что не все ассоциации одинаковы.

2) Ассоциативные сети обладают максимально возможной упорядоченностью и компактностью.

Связи между понятиями круговые: слова определяются с помощью других слов. В сетевых теориях предполагается, что понятия приобретают смысл благодаря другим понятиям и ассоциациям с ними.

Центральное место в описаниях ДП занимает структура языка, т.к., возможно, благодаря языку объем ДП так велик.

Основные направления исследования:

ü Ранние воспоминания (Психоанализ, Адлер)

ü Ложные воспоминания

ü Яркие воспоминания (сильный аффект запечатляет все детали ситуации)

Эксплицитная (декларативная) – сознательное восстановление прошлого, память на факты, события. Осознаваемая Память духа (по Бергсону; № 1б). Прямодоступная. Методики исследования: воспроизведение и узнавание. Зависит от: возраста, амнезии, интерференции, интервала времени, приема лекарств/наркотиков  
Имплицитная (процедурная) память, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями, рефлексы, навыки, привычки (моторные, речевые, перцептивные). Неосознаваемая Память тела (по Бергсону; № 1б). Не подвержена амнезии. Косвеннодоступная. Методики исследования: сбережение. Не зависит от: возраста, интерференции, интервала времени, приема лекарств/наркотиков
Семантическая память – система для приема, хранения и восстановлениясистематизированного и обобщенного знания субъекта о мире. Содержит слова, их значения, символы, их референты, правила обращения с ними. Факты, не касающиеся определенного события. Редко изменяется, на нее не влияет факт извлечения, информация остается на месте. Мало подвержена забыванию.  
Эпизодическая память («автобиографическая») – хранит информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями, которые всегда автобиографичны (первый поцелуй, вступительные экзамены). В ней хранятся сведения, зависящие от контекста, события, относящиеся к определенному времени и/или месту. Информация легко может стать недоступной, т.к. поступают новые сведения.
ДП (по Тульвингу)

 


25.Научение. Классический условный рефлекс. Оперантное научение (Б.Ф.Скиннер). Викарное научение (А.Бандура).

Классический условный рефлекс

рефлекс, образующийся при сближении во времени индифферентного раздражителя с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В результате повторных сочетаний первый начинает вызывать к действию второй, приобретая свойства безусловного раздражителя. В отличие от инструментального условного рефлекса К. у. р. вырабатывается независимо от активности животного. Для выработки К. у. р. необходимо совпадение во времени двух раздражителей – условного и безусловного; действие условного раздражителя должно несколько предшествовать действию безусловного; условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным и не вызывать сильной реакции; нормальное состояние нервной системы; отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного состояния. При несоблюдении этих правил К. у. р. образуется с трудом или вовсе не образуется.

 

И. П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наиболее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу - выделением слюны.

Почему это происходит? Физиологическое объяснение таково. Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более сильной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздражителей во времени. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Бихевиористкое описание процесса формирования классического (павловского) условного рефлекса первого порядка происходит в соответствии со схемой:

Отсюда следует, что условный рефлекс возникает на основе безусловного, схема которого такова:

Sбез → Rбез,

здесь Sбез - безусловный стимул, т.е. такой раздражитель, который организм может воспринимать без какого-либо предшествующего опыта, организм на такой раздражитель настроен сам по себе, от рождения. Rбез - врождённая реакция на безусловный стимул.

Далее, согласно схеме, Sусл и Sбез должны предъявляться одновременно, или, по крайней мере, с интервалом не более нескольких минут; такое сочетание стимулов называется подкреплением.

Например, когда собаку кормят (Sбез), у неё выделяется желудочный сок (Rбез), - это безусловный рефлекс. Пусть при кормлении собаки, или за несколько минут до кормления включают звонок (Sусл). Иначе говоря, Sусл и Sбез сочетаются. Через 6-8 повторений такого сочетания, т.е. через 6-8 подкреплений, обнаружится, что достаточно позвонить, и желудочный сок будет выделяться без предъявления еды. Это значит, что сформировался классический условный рефлекс первого порядка. Его схема такова:

Sусл → Rбез.

До выработки условного рефлекса звонок для собаки был совершенно безразличен, а после, - он стал для неё значимым, так как связан с кормлением и вызывал выделение желудочного сока.

 

В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера, в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.
В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый "ящик Скиннера") и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее - получала желаемое.
Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессеклассического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.
Но сама по себе исследовательская активность ничего не дает - она лишь увеличивает шансы встретить те или иные последствия. То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий - от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннера называл "подкреплением".
Экспериментируя с разными типами подкрепления, Скиннер вывел одну бесспорную и всегда воспроизводимую закономерность: образцы поведения (операнты), вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает кусочек пищи.
Голубь, помещенный в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него. Но если сразу вслед за этим он получит пищу - зернышко, то этот оперант (действие в расчете на успех) будет чаще встречаться в будущем. Человек, которого вкусно накормят в одном из ресторанов города, будет чаще ходить в этот ресторан, даже если он довольно далеко расположен от дома. Эту закономерность Скиннер назвал "законом выгоды (приобретения)", иногда его еще называют первым законом оперантного научения.
Закон приобретения означал для Скиннера и его последователей следующее: если перед терапевтом или учителем встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то единственный способ, который дает предсказуемые и надежные результаты, состоит в том, что мы специально создаем позитивные последствия для так называемого "целевого" поведения, т.е. поведения, с которым мы бы хотели чаще встречаться впредь.
Подкрепляя это поведение, мы обязательно добьемся своего: это поведение будет встречаться чаще.
Логичным кажется и другой способ модификации поведения. Многие предполагают, что поведение, которое наказывается, штрафуется, т.е. ведет к последствиям, для индивида неприятным, должно исчезнуть. Этому выводу, однако, Скиннер не нашел подтверждения. С его точки зрения, наказание - довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.
Конечно, человек (или любое другое живое существо) склонен избегать неприятных событий. Это - факт. Однако предсказать, к чему приведут его поиски альтернативных форм поведения - практически невозможно, если только не оказывать ему помощь - не продемонстрировать в явной форме образцы поведения, которые позволят наказания избежать.
И здесь Скиннер еще раз напоминал о том, что предотвращение негативных последствий само вызывает позитивные последствия, т.е. само является подкреплением. И эту форму подкрепления, конечно, можно использовать.
Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения и (как мы увидим далее) - к состоянию выученной беспомощности.

 

Викарное научение (англ. vicarious learning) – введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения (observational learning). Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название – «обучение на чужих ошибках». В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием.

Викарное научение — это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.

А.Бандура также показал, что дети научаются и имитируют поведение взрослых, даже если оно не сопровождается награждением. В одном эксперименте детям показывали фильм, в котором мужчина или сидел спокойно рядом с куклой, или с неистовством набрасывался на нее. Потом детей оставляли одних в комнате с куклой. Те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, были более агрессивны. Кроме того, они в точности повторяли те формы агрессивного поведения, которые они видели, то есть научение возможно без подкрепления.

 

26. Научение. Теория научения Н.А.Бернштейн. Принципы: упражняемости, повторения без повторения, сенсорных коррекций.

 

Принцип упражняемости.

Если бы в упражняемости все дело сводилось к разработке суставов и связок и к разрастанию мышц, то последствия упражнения, например, правой руки в каком-либо виде работы должны были бы сказаться положительным образом на любом виде работы, производимой той же правой рукой. А между тем на самом деле упражненность распространяется только на немногие сходные виды работы, тогда как по отношению к другим рука остается такой же неработоспособной, как была и раньше.

Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения. Повторные решения этой задачи нужны еще потому, что в естественных условиях никогда ни внешние обстоятельства не бывают два раза подряд в точности одинаковыми, ни сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо набраться опыта по всему разнообразию видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и прежде всего по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения.

В связи с этой возраставшей требовательностью жизни естественно получилось, что более новые мозговые устройства, вырабатывавшиеся позднее и присущие более высокоразвитым живым существам, оказывались наделенными и все большею упражняемостью. Чем новее уровень построения движений, чем он выше стоит по смыслу и сложности доступных ему задач, тем он в тоже время гибче, приспособительнее, как говорят, «пластичнее», и тем больше он упражняем.

Принцип повторения без повторения.

человек принимается за разучивание тех или иных движений именно потому, что не умеет их делать. Поэтому в начале разучивания навыка ему, в сущности, нечего проторять или же проторяться и запечатлеваться у него начнутся те самые неловкие и неправильные движения, какие он единственно в состоянии совершить в начале работы над навыком.

Для того, чтобы что то «проторилось» в смысле, придаваемом этому слову сторонниками соответственной теории, необходимо, чтобы это «что то» повторялось раз за разом так же одинаково и точно, как повторяются условные сигналы в опытах с условными рефлексами. Но если учащийся все время повторяет свои неумелые, неправильные движения новичка, значит, упражнение не приносит ему никакой пользы, так как вся суть и цель упражнения в том, чтобы движения улучшались, т. е. изменялись. Следовательно, правильно проводимое упражнение есть, в сущности, повторение без повторения. Как же выйти из этого противоречия, которое почему то не замечалось до сих пор сторонниками теории проторения?

В действительности противоречие здесь только кажущееся, и мы обладаем уже совершенно достаточным материалом для того, чтобы разъяснить его по существу. Все дело в том, что при правильно поставленном упражнении учащийся повторяет раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, а повторяет процесс решения этой задачи, раз от разу меняя и улучшая средства. Совершенно очевидно, что теория проторения и запечатления следов бессильна объяснить закрепл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.15 с.)