Экспериментальные методы Г.Эббингауза. Метод сбережения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальные методы Г.Эббингауза. Метод сбережения.



Метод заучивания. Этот метод был предложен Германом Эббингаузом (1885). Флорес: метод последовательных воспроизведений. Цель – добиться полного усвоения материала испытуемым. Критерий усвоение – первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте – два безошибочных воспроизведения).

Методика: 1. Материал предъявляется в определенном темпе. 2. Испытуемый воспроизводит материал (в том же самом порядке, как он предъявлялся). 3. Материал предъявляется еще раз. 4. Испытуемый воспроизводит материал.

По полученным данным можно построить кривую научения: ось абсцисс – число проб; ось ординат – число правильных элементов в каждой пробе.

Подвиды метода заучивания:

a) метод постоянного числа предъявлений (критерий – определённое число предъявлений);

b) метод уравнивания (предъявление + воспроизведение удержанных элементов, правильно воспроизведённые элементы исключаются)

 

 

Метод антиципации. Был предложен Эббингаузом (1902). Антиципация – предвидение. Методика: пачки стимулов (a – b – c – d); испытуемый должен вспомнить все стимулы, соблюдая их порядок. Если испытуемый допускает ошибку, экспериментатор поправляет его, если испытуемый не помнит какой-то элемент, экспериментатор «подсказывает» его ему. И т.д. до первого безошибочного воспроизведения. Что получают:

ü Общее время заучивания

ü Число проб, необходимых для достижения критерия усвоения

ü Число ответов, правильно предвиденных в каждой пробе

ü Число ошибок в каждой пробе

 

Метод парных ассоциаций. Этот метод был предложен Калкинс (1894). Методика: даются пары, в которых первой частью пары является стимул, второй – ответ. Испытуемый должен запомнить пары таким образом, чтобы при предъявлении первой части пары, он в ответ называл вторую.

Эту методику можно использовать в сочетании с методом антиципации: при этом дается подсказка.

 

Метод узнавания. Варианты:

I. 1. Испытуемый должен выучит 10 элементов. 2. Во второй серии первые 10 элементов смешивают с 30 новыми (итого: 40). Испытуемый должен узнать первые 10 элементов.

II. 1. Испытуемый должен выучить 10 элементов. 2. Материал делится на 10 групп, где один элемент нужный, а 3 других – посторонние.

Важно учитывать вероятность того, что испытуемый выбрал правильный ответ наугад.

Есть и вариация этого метода: сначала стимулы даём всей кучей, а потом даём несколько рядов стимулов; в каждом ряду есть один элемент, который был в самом первом ряду (его и надо узнать).

Трудности этого метода:

1) увеличение числа новых стимулов;

2) большая степень сходства (между старыми и новыми стимулами);

3) случайность ответов.

 

Чтобы преодолеть эти трудности Постман придумал специальную формулу:

Rc=B-M/(n-1)

Rc – окончательное узнавание

B – число правильных идентификаций

M – число ошибочных идентификаций

n – количество элементов

 

 

Метод сбережения. Введен Эббингаузом (1885). Иногда испытуемый, выучив материал, не может никак его воспроизвести. Но это не значит, что он его забыл совсем. Что-то остается! Повторное заучивание требует гораздо меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа. Повторное заучивание:

§ Должно осуществляться тем же методом, что и первый раз.

§ Испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения.

Сбережение оценивается по следующим показателям. Абсолютное сбережение = первоначальное заучивание повторное заучивание. Абсолютное сбережение оценивается временем или количеством проб/ошибок. Относительное сбережение = абсолютное сбережение / (первоначальное заучивание – критерий усвоения) × 100%.

Эббингауз.

Заучивал 8 рядов по 13 слогов за сеанс. Через определенный интервал времени осуществлял повторное заучивание. Смотрел % сбережения (насколько быстрее заучивается ряд по сравнению с первым заучиванием).

Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и, наконец, совсем незначительным.

Пьерон.

Считал, что быстрый и значительный спад кривой непосредственно после заучивания объясняется интерференцией, возникающей при последующем заучивании однородного материала.

Заучивал 5 различных рядов по 10 цифр (от 0 до 9). Повторное заучивание производил через 7, 14, 28, 60 и 120 дней. На каждый интервал – свой ряд.

Получил 100% сбережения в течение 7 дней, потом резкий спад, потом постепенное выравнивание и уже незначительный спад.

0 1 2 7 14 28 60 120 интервал времени, дни
 
Пьерон
Эбингауз
Результаты Пьерона более приемлемы, т.к. они лучше согласуются с феноменами реминисценции.

 

 

20. Детерминация эффективности мнемических процессов местом материала в структуре деятельности.

Смирнов. Источник мнемической направленности (МН): сознательное намерение запомнить (произвольное запоминание). Противоположное – непроизвольное запоминание. Наличие МН имеет важное значение для продуктивности запоминания. Пр.: 1. если испытуемый не понимает, что нужно слоги заучить, а не просто прочитать, он не запомнит их. 2. у экспериментаторов нет МН, цели запомнить материал, они его не запоминают, а у испытуемых она есть и они запоминают.

МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания:

1. На полноту (запоминаем материал выборочно или весь)

2. На точность (дословно, буквально или своими словами)

3. На последовательность

4. На прочность и длительность (запоминаем на короткое время или навсегда).

5. На своевременность.

Факторы мнемической направленности:

1) Мотив запоминания. Оценка: поощрение/наказание. Величина оценки. Ориентация на личные/деловые интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности (см. исследование Истоминой ниже).

2) Цели запоминания.

3) Требования к запоминанию.

4) Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.).

5) Индивидуально-психологические свойства запоминающих:

ü Мнемические способности

ü Черты характера

ü Привычки

ü Эмоциональное отношение к материалу (интерес, отвращение и др.)

ü Желание запомнить материал

6) Особенности материала

7) Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности.

8) Осознание своеобразия материала и предъявленных требований.

Исследование Истоминой.

Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.

3-4 года – непроизвольное запоминание

5-6 лет – развитие мнестической деятельности.

I серия: лабораторный эксперимент.

II серия: запоминание включено в игровую деятельность («Магазин»).

Мотивы в обеих сериях различны. Результаты:

Дети 3-х лет. Не запоминают то, что сказал воспитатель, т.к. нет еще мнестической деятельности.

Дети 4-х лет. Внимательно выслушивают, что надо «купить в магазине». Но только у части детей была цель запомнить.

Дети 5-и лет. Повторение вслух во время подачи инструкции.

Дети 6-и лет. Повторение вслух и про себя после подачи инструкции. Интеллектуализация действий ребенка.

Дети 6-7-и лет структурируют материал соответственно целям.

Уровни поведения при запоминании:

1. Цель припомнить слова не вычленяется

2. Цель припоминания вычленяется, но приемы припоминания отсутствуют

3. Используются приемы припоминания.

Развитие произвольной памяти: произвольное воспроизведение → произвольное запоминание.

Ребенок выделяет мнемические цели только тогда, когда условия требуют активного запоминания и воспроизведения. Очень важен мотив (игра).

Переход к произвольной памяти (этапы): 1) выделение и осознание ребенком мнемических целей; 2) формирование действий и операций, согласованных с целями.

 

Влияние сходства и различия на запоминание, эффект фон Ресторф.

Эффект фон Ресторф

Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные

 

Признаки сходства:

ü Однородность материала (слово и слово)

ü Много общих идентичных элементов, образующих эти стимулы. Пр.: сходны: ФЕД и НЕД; не сходны: ФЕД и ХОН

ü Идентичность структур (2 квадрата)

ü Отношение к одной семантической категории (стол, стул, шкаф, кровать)

ü Вызывают идентичные ответы (2 любых резких слова вызывают всплеск на КГР).

Сходство материала. Гибсон и Андервуд: число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения возрастает с увеличением сходства между элементами. Т.е., если все элементы материала схожи, то такой материал труднее запомнить.

Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях.

1 опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% – если только одна пара фигур среди 7 других пар.

2 опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы:

ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов

ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел

ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ

Результат:

· лучше всего (70%) воспроизводятся изолированные элементы ряда (I – 1 цифра, II – 1 слог)

· количество правильных воспроизведений тех же элементов в ряду III – 40%

· однородные элементы рядов I и II правильно воспроизводились в 22% случаев.

Вывод: Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов.

 

Влияние осмысленности материала на запоминание.

Степень осмысленности (ассоциативная сила) – относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении стимула испытуемым.

Методы определения ассоциативной силы: испытуемым предъявляется ряд стимулов (напр., слоги или a – b – c), и спрашивается: «какие ассоциации вызывает этот стимул?».

Получили следующие закономерности:

1. При одинаковом времени упражнения число запомненных стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов (Мак-Геч).

2. Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала (Гилфорд).

15 бессмысленных слогов → 20 проб

15 слов → 8 проб

15 слов, связанных по смыслу → 3 пробы.

 

Влияние сходства материала на запоминание

Сходство бывает разным.

1. Два слова более сходны, чем слово и цвет. Однородность стимулов.

2. Сходство по идентичным элементам. Слоги ФЕД и НЕД более сходны, чем слоги ФЕД и ХОН.

3. Структурное сходство. Два квадрата разной величины сходны.

4. Семантическое сходство. Слова «стул», «шкаф» и «кресло» более сходны, чем слова «абрикос», «газета» и «художник».

5. Сходство по ответу. Два разных резко звучащих слова вызывают одинаковую очень сильную кожно-гальваническую реакцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.7 (0.024 с.)