Понятие учета, виды учета, измерители, применяемые в учете.

Понятие учета, виды учета, измерители, применяемые в учете.

Хозяйственный учет-количественное отражение и качественная характеристика хоз-х процессов в целях контроля за их развитием и управлением ими. Требованияпредъявл.кхоз.учету: 1)Сопоставимость показателей учета с показателями плана.2)Своевременность учета3)Точность и правдивость4)Полнота учета(обеспечивается регистрацией всех операций,происх.в организации) 5)Ясность и доступность6)экономичность учета. 3 вида хоз.операций: 1)Оперативно-технический 2) Бухгалтерский 3) Статистический Оперативно-технический отражает отдельные факты явления оперции в процессе наблюдения с целью получения опер-х сведений и использ.для руководства и контроля за производ-ной деят.организации. Бухгалтер.учет отражает хозяйственные средства,процессы и отдельные операции при спошной и непрерывной регистрации. Статистический учет-это учет соц-эк-х явлений и процессов, в результате сбора и изучения информации. По данным статистического учета получ.колич-е и кач-е показатели,а также обобщенные данные о деят-ти субъектов хозяйствования. Данные стат-го учета исп.для выявления резервов производ-ной программы. Все три вида учета образуют систему хоз-го учета, они дополняют друг друга и обесп.постребность управления разл.уровня. В учете прим.3вида измерителя:·Натуральные(кг,шт,тонны,км) ·Трудовые(дни,часы) ·Денежные\(рубли и др.ед-цы измерения ден-х средств). Натур.измер-ли исп.приимущественно-оперативном учете. Ден.измерителиисп.вбухг.учете. Трудовые измер-ли также исп.вбухг.учете при рассчетах персонала при оплате труда.


2)Бухгалтерский учет, его задачи и требования.

Бухг.учет-это упорядоченная с-масбора,регистрации и обобщения информ. в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем слошного,непрерывного и документированного учета. Б/у выполняет несколько функций,Информационная ф. позволяет предоставлять инф-ю как внутренним так и внешним пользователям. Контрольная обеспечивает контроль за имуществом орг-ии и сохранность ее соб-сти. Задачи б/у: 1)контроль за выполнение плана 2) Обеспечение сохранности всех видов соб-сти3)контроль за мерой труда и мерой потребления 4)укрепление режимаэкономии и хозяйственного расчета. Требованияпредъявл.к б/у: 1)Обесп.сопоставимости2)Своевременность учета 3)точность и объективность учета4)Полнота учета 5)Ясность и доступность 6)экономность учета Особенности б/у: 1.Прим.все 3 вида измерителей,но особенным явл.денежный. 2.б/у присуща строгая документальность,не одна документация не может остражаться без док-та. 3.В б/у прим.инветаризация, рез-ты которых оформляются док-но.4.Данные отраж.вбухг.документе-балансе.

Предмет и объект бухгалтерского учета. Классификация имущества и обязательств организации. Хозяйственные процессы и хозяйственные операции.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства, источники формирования имущества и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Все средства п/п подраздел-сяпо видам и размещениям и по источникам их образования и назначения: 1)Долгосрочные активы(ОС,Немат.ср,вложения в долгосроччные активы, долгоср.финансовые вложения, долгосрочная дебиторская задолженность) 2)Краткосрочные активы(Запасы(матер-лы,незаверш.про-во),Ден.средства,Краткосрочныефин.вложения,кратк.дебиторскаяь



задолженность). Краткосрочные запасы: Материалы-это предметы труда,кот однократно и полностью потребляются в одном производственном цикле. Полуфабрикаты,Незавершенное про-во,Готоваяпр,Ден.средства,Краткосрочнаядеб.задолж-сть-это задолж.др. п/п нашему п/п сроком до 12 мес.Ср-ваорг-ии по источникам образования и назначения дел.на:1)Собственный капитал(прибыль(нераспредел.),фонды,уставн.фонд)2)заемный капитал(долг.икраткоср.кредиты и займы). Прибыль-фин.результат прошлых лет или отчетного года,кот.осталась после уплаты налогов(чистая прибыль). Хозяйственный процесс-это совокупность однородных операций.Хоз.операция-это движение ср-в и их источников при осуществлении хоз-х процессов. 3 основных процесса(кругооборот средств п/п): 1)Снабжение 2)Производство 3)Реализация. Снабжение-заключение договора,выпискасчета,оплатасчета,доставка,разгрузка,оприходывание на склад, определение фактич.себестоимости мат-ла Производство-передача материала со склада в цех про-ва, аммортизация ОС, з/п раб-х цеха, разл.услугипроизв-го характера, оприходываниепр.на складе готов.пр.,определение себестоимости готов.пр. Реализация:закл.договора с покупателем выписка счета, оплата прод. покупателем,отгрузкапр.,определение фактической стоимости. Сущность процессов пр-ва:ср-ва труда воздействуют на предметы труда с пом.ср-в труда(раб.сила) и превращ.вготов.пр.

Метод бухгалтерского учета

Метод б/у-совок-ть способов и премов,позволяющих получить всестороннюю хар-ку хоз.деят-тиорг-ии. Методы б/у:1)Документация,инвентаризация2)Оценка,калькуляция3)С-масчетов,двойная запись 4) балансовое обобщение,отчетность5) анализ хоз. деят-ти. Документация-письменное свид-во о совершении хоз.операции или указание на ее исполнение. Инвентаризация-прим.для сравнения данных учета и фактич-го наличия ср-в в орг-ии. Оценка-способ ден.выражения объектов б/у. Калькуляция-способ исчисления в ден.выражениифакт.себестоимостиизгот-ой ед-цы пр. Текущий учет хоз.средств и их движение ведется с пом.с-мы бухг.счетов. Двойная запись-способ взаимосвяз.отражения и контроля каждой хоз.опреации одновременно на двух счетах(обычно на первое число месяца). Отчетность-с-ма эк-х показателей характерезующих рез-ты хоз.деят-тиорг-ий, объединений, степень выполнения ими плановых заданий.


Бухгалтерский баланс: построение и значение. Виды балансов

Баланс-способ экон.группировки и обобщающего отражения в ден.выражениихоз.ср-в орг-ии по составу и размещению, а также по источникам их образования. Баланс организиции:

актив Отч.период пассив Отч.период
начало конец начало Конец
Долгоср.акт-вы Кратк.акт.       К-л и резервы Долг.обяз-ва Кратк.обяз.  
Баланс     Баланс    

 

Всегда д.б. равенство актива и пассива,а это равенство обусловлена двойной записью операций на счетах б/у. Активотраж.действующие ср-ва(куда пошло?!) В пассиве отражается источники образования ср-в или обяз-ва за получ.данные ср-ва(откуда взялось?!) Статья баланса-каждая отдельная группа ср-в или источников, показанная под своим наименованием и выраж.опер-ой суммой как в активе,так и в пассиве. За балансов учитыв.матер.ценности,непринадлеж-иеорг-и, но временно наход.ворг-ии. Забалансовые счета:1)арендов.ОС2)товарно-матер.ценности,принятые наответствен.хранение3)мат-лы,принятые на комиссию 4)товары,принят.на комиссию 5)обор-е,принятое для монтажа 6)бланки строгой отчетности 7)списанная в убыток неплатежеспособность дебиторов 8)ОС сданные в аренду 9)немат.активыполуч.в пользование 10)имущ-во,нах в совм.владении11)мат-лы,оборуд-я принятые в рамках гарантийныз обяз-в.12)обоспеч-е обяз-в и платежей получ-ые13)обеспечение и обязательсв и платежей выданны и т.д.Бухг.баланс отражает состояние хоз.ср-ви источников их образования на опр.дату.

Учет процесса заготовления (снабжения).

Стоим-ть, по кот приобр предм труда- заготовительная.Расходы, связан с погруз, доставкой и разгрузкой, – транспортно-загот-е.В сумме = фактическая с/с загот-х мат-лов.Кроме факт с/с примен-ся учет цена, кот явл неизменн в теч года. Кач-ве учет цены м/б либо покупная, либо плановая стоимость.

Напр, процесс снабж-я предметами труда отраж-ся след образом: Д10 К60 – оприход мат-лаы от пост-ка, Д18 К60 отражен НДС, предяв-го поставщиком, Д60 К51 – оплата посатвщику за мат-лы. Напр, процесс снабж-я ср-ми труда отраж-ся: Д08 К60 оприход комп, получ от пост-ка, Д18 К 60 отражен НДС, Д01 К08 ввод в экспл-ю компа , Д60 К51- оплата пост-у. Пред труда сначала отраж-ся на сч 08 «Влож-я в нематер активы»


 

Учет процесса производства

Прц произ-ва – совок-ть опер-й по изгот-ии прод-ии, при кот потребл-ся ср-ва труда, предм труда и сам труд, а также пороизв-ся разл ден расх по обслуж и упр-ю произ-вом. Все затраты, связ с проц-ом произ-ва собир-ся на сч 20,25,26.

Д25,26 К02 – начисл аморт осн ср-в, исп-х в цеху (25), в заводоупр-ии(26), Д20 К02- начисл аморт ОС в малых п/п, кот заним одним видом деят-ти. Д25,26 К05 – начисл аморт немат активов, исп-х в цеху (25), в заводоупр-ии(26), Д20 К05- начисл аморт НА в малых п/п, кот заним одним видом деят-ти. Д26 К10 отпуск мат-ов для завод нужд, Д25 К10 – отпуск мат-ов для нужд цеха осн произ-ва, Д20 К10- отпуск мат-ов со склада в осн пр-ва, Д20 К70 начисл з/п рабочим за изгот прод-и, Д25 К70 начисл з/п цеховому персоналу, Д26 К70 нач з/п раб-кам заводоупр-я. Д20 К69 произв отчисл от з/п осн пр-ва в ФСЗН (34%), Д25 К69 -//- от з/п раб-ов цеха, Д26 К69 -//- от з/п раб-ков заводоупр-я. Затр орг-ии от начисл з/п на пенсион страх-е. Д20 К76/2 произв отчисл от зп рабоч осн произ-ва в Белгосстрах (0,6%) Д25 К76/2- -//- раб-ов цеха, Д26 К76/2 -//- раб-ов заводоупр-я. Д25,26 К60(76) – начисл различ услуги по отслеж и обслуж цехов. Д20 К60 в малых п/п, Д25,26 К71 прин расходы по авансовым счетам подотч лиц. Д25,26 К94 – спис-е недостач в цеховых кладовых (25), заводских(26) в пределах нормы устан-й убыли, Д25,26 К97- спис-е расхода буд пер-ов, приход-ся на отчет пер-д. Собран затраты спис-ся след образом: Д20 К25 – спис-ся и распр-ся между видами прод-ии общепроизв-е расх (25), Д90 К26 – спис расх заодоупр-я (26 закр), Д28 К20 – спис с/с забраков прод-ии, Д43 К20- оприход на склад гот прод-ии по факт с/с. С/с прод-и = Сн + затраты – Ск.


 

Учет процесса реализации

Суть процесса реализ-ии сост в обмене гот прод-и на ден ср-ва, кот озмещ произв-ю с/с (затр на произв, коммерч, расх, на реализ-ю). При методе реализ по отгрузке (м-д начислений) прод-я счит-ся реализ при отпуске ее покуп-лю и пред-явл ему расч док-ов, т.е без оплаты. С/с пр-ва + комм расх + приб + НДС = отпуск цена. 1+2 –полная с/с, 1+2+3 – цена без НДС, 1+2+3+4 = выручка. Пок-ли обеспеч получ-е прибыли и оплач НДС для оплаты в бюджет. Процесс реализации по методу начислений: Д90/4 К43 – отгруж и реализ прод-я, Д62 К90/1 отражена задолж покуп за отгруж ему товар, Д90/6 К44- спис коммерч расходы, Д902 К68 вычисл НДС, Д90/9 К99 – спис прибыль от реализ-ии (К90-Д90), Д51 К62 – поступило от покуп-ля в погаш-и задолж-ти при убытке Д99 К90. Прибыль м/б убытком, но тогда она запис-ся к кредит.

Учёт выбытия ОС и НА

Выбытие ОС(01/9):

-безвозм-я передача;-списание ОС (91 счёт); - реализация(91): а)покупателям(62сч); б)учредителям(75/2сч); - списание недостач(94,91)

- передача в УФ (91)

Выбытие ОСоформл-ся след-ми первич-ми док-ми:

1) Акт о передаче-приёме объектов ОС, форма №ОС-1.

2) Акт о ликвидации ОС, форма №ОС-4.

3) Акт о списании автотранчп-х ср-в, форма №ОС-4а.

Если списание с бал-са машин и др трансп-х ср-в произв-ся в след-е аварии, то к акту прилаг-ся копия акта об аварии, где указ-ся причины и винов-ки. Ликвидация– выбытие ОС в след-е ветхости, полного износа, аварий, стихийных бед-й и в св. со строит-м, расширением, реконстр-й и тех перевоор-м п/п. На осн-нии указ-х док-в бух-я делает соотв-е записи в инвентар-х картах объектов учёта ОС.

Выбытие ОС в рез-те продажи:Выр-ка от реал-ции прин к БУ в сумме, устан-й договором на сн-нии док-в, оформл-х в уст-м законодат-м порядке.

Выбытие в рез-те ликвидации или списания:Спис-е ОС, сод-х драгметаллы и алмазы, произ-ся на осн-и акта списания формы ОС-4. Сдача на склад лома или отходов оформл-ся наклад-й, в кот-й указ-ся отдельно масса изъятых деталей из драгметаллов и их сплавов и отдельно масса деталей с покрытием из драгмет-в, а также масса в чистоте драгмет-в согл-но паспорту или учёт-м док-м на дан-й прибор или изд-е. Для реш-я вопросов списания приказом рук-ля в орг-ях созд-ся спец-но дейст-е комиссии. Рез-ты принятого комис-й реш-я утв-ся рук-лем. Ист-к за счёт кот-го погаш-ся остат-я стоимость объекта, опред-ся собственником. В соотв-вии с постан-м Минфина РБ ост-я стоим-ть приш-х в негод-ть и неисп-х объектов ОС спис-ся в дебет сч 83 «Доб. капитал» по соотв-м субсчетам.

Выбытие в кач-ве взноса в УФ др юр лица:Передача об-в ОС в сч вклада в УФ др юр лица пр-ся по ст-ти, согл м/у учред-ми на дату прин-я реш-я о созд-и орг-и. счёт 91/4.

Выбытие в рез-те безвозм-й передачи: Безв-я передача об-в ОС м.б. в пред-х 1 собств-ка(83/3) или других юр лиц(91/4). В соответ-и с законодат-м РБ начис-е НДС при безв-й пер-че др юр лицам произ-ся от недоамортиз-й ст-ти ОС. НДС не нач-ся в пред-х 1 собств-ка.


 

19.Учет переоценки основных средств и их амортизации

Переоценка ОС по восстан-й ст-сти должна проводиться дост-но регулярно, чтобы балансовая ст-сть существенно не отличалась от справ-вой ст-сти на отчетную дату. Ст-сть некот-х ОС изменяется значит-но, поэтому они требуют ежегодной переоценки. Выбор метода пересчета д/б обоснован и закреплен в учетной политике п/п. Переоценка индексным методом производится путем применения индексов пересчета, разраб-х госуд-ми ведомствами, когда воост-я сто-сть опред-тся путем умнож-ния первон-й ст-сти объекта, по кот-й он отражен в учете, на индекс пересчета. Метод прямого пересчета базируется на ценах, сложившихся на новые объекты, аналог-е оцениваемым, на момент пров-я переоц-ки. Переоц-ка методом пересчета валютной ст-сти произ-тся на основ-и пересчета в белор-е рубли ст-сти объекта в валюте по офиц-му курсу Нацбанка на момент переоц-ки.

После переоценки ОС отражают в учете по восстан-й ст-сти. Результаты переоценкиОС отражаются в бух балансе субъекта хоз-ния на первое число месяца, следующего за датой переоценки. Для цчета разницы между суммой, отраж-й в учете, и восстан-й ст-стью пред-рен счет 83 «Добавочный фонд», к кот-му открыв-тся субсчет 83/1 «Фонд переоценки активов».

При проведении переоценки изменяется первонач-ная ст-сть и сумма начисленной амортизации таким образом, чтобы доля амортизации в восстан-ной ст-сти осталась прежней. Если в рез-те переоценки происходит уменьш-ние ст-сти объектов ОС, в учете их оценка отражается сторнировочными записями.

Дополнительно про амортизацию:

Аморт-я об-ов ОС, использ-ых в предприним-ой деят-ти- процесс перенес-ия их стоим-ти на себест-ть выработ-ой прод-ции, работ, услуг в теч. полезного срока службы. Аморт-я об-ов ОС, неиспольз-ых в предприним-ой деят-ти- процесс потери их стоим-ти, кот. списыв-ся за счет собств-ых источн-ов в теч. нормат-го ср. службы. Ср. службы-период, в теч. кот. ОС сохран-т свои св-ва. Нормат. ср. службы- нормат. установл-ый период, в теч. кот. происх-т потеря стоим-ти ОС: 1) неиспольз-ых в предприним-ой деят-ти; 2) кот. временно не работ-т. Амортизац-ая стоим-ть - стоим-ть, от кот. рассчитыв-ся амортизац-ые отчисл-ия. Норма А- величина обратная сроку полезного или нормат-го использ-ия. Годов. Норма А (На) рассч-ся: На=1/СПИ*100%, где СПИ- ср. полез-го использ-ия. А начисл-ся по всем об-ам ОС, кроме:1.библиот-ых фондов, 2.музейных и худ-ых цен-ей, 3.зданий и сооруж-ий, явл-ся памятн-ми архит-ры, 4.ОС гос п/п за рубежом. Начисл-ие А не произв-ся: 1) во вр. модерн-ции или реконстр-ции; 2) по об-ам, не введен-ым в экспл-цию, или находящ-ся в запасе. В плане счетов для учета амортиз-ых отчисл-ий и накопл-ия суммы А предназн-н сч. 02 «А ОС». Способы начисл-ия А: линейн.; нелинейн.: (1.обратн. м-д суммы чисел лет, 2.суммы чисел лет, 3.м-д уменьш-го остатка.); производит-ый.


 

Учет расчетов с поставщ-ми

Форма расч-ов- совок-ть спос-ов осущ-ия платеж-ей, порядок документооб-та и оборота ден-ых ср-в между участн-ми расчетов и учредит-ми банков. Осн-ые формы безнал-ых расч-ов: акцептная, аккредит-ая, расчеты чеками и чеками из лимитир-ых чековых книжек.

Акцептная форма расч-ов: пост-ка матер-ых ценност-ей пост-ам предш-т оплате. Если инициат-м платежа выст-т плат-к, банковск-е расч. осущ-ся кредит-ми перев-ми и оформл-ся плат-ми требов-ми.

А)Расчет плат-ми требов-ми-поручен-ми

Платежн. требов-ие-поруч-е – письм-ое требов-ие пост-ка или подр-ка к получ-лю ценност-ей или услуг оплатить стоим-ть матер-ых ценност. или оказыв-х услуг, отраж-ых в сопровод-ых докум-ах. Акцептомназ-ся соглас-е на оплату плат-го требов-я-поруч-я, получ-го от пост-ка ценнос-й. Б)Рсчет плат-ми поручен-ми Платежн. поруч-ие- письм-ое распоряж-ие влад-ца о перечис-ии денежн. сумм со своего счета на счет получат-ля. В)Расчет плат-ми требов-ми Платежн. требов-ие-письм-ое требов-ие получ-ля ден-ых ср-в к плател-ку обуплате денежн. суммы за отгруж-ые мат. цен-ти или оказ услуги ч/з банк. Аккретивн. форма расч-ов. Данная форма расч-ов предусм. предвар. оплату цен-ей или получ-ия гарантии этого платежа в виде зарезервир-ых ср-в на спец. счете в банке. Г)Расчет расчет-ми чеками. Для ускор и удобства покуп-ей ТМЦ с поставщ-м м.б. использ лимитир-ые чек книжки. Д)Расчет банк картами. Для расчета с поставщ-ми и подрядч-ми за товары и услуги орг-ции м.б. использ. корп. банк. карты. Учет расч-ов с поставщ-ми вед-ся на А-П сч. 60. По кредиту сч. отраж-ся задолж-ть перед поставщ-ми за поставл-е ТМЦ, а по деб-ту оплата вкл. предоплату и учет взаимн-х требов-ий.

Д60 К51-оплата с расч-го (валют-го) сч.

Д60 К55.1(2)- оплата аккредит-ом или чеком из чеков-ой книжки.

Д60 К66(67)- оплата за сч. получ-ых кредитов, без поступл-ия на р/с или валютн. сч.


 

Понятие учета, виды учета, измерители, применяемые в учете.

Хозяйственный учет-количественное отражение и качественная характеристика хоз-х процессов в целях контроля за их развитием и управлением ими. Требованияпредъявл.кхоз.учету: 1)Сопоставимость показателей учета с показателями плана.2)Своевременность учета3)Точность и правдивость4)Полнота учета(обеспечивается регистрацией всех операций,происх.в организации) 5)Ясность и доступность6)экономичность учета. 3 вида хоз.операций: 1)Оперативно-технический 2) Бухгалтерский 3) Статистический Оперативно-технический отражает отдельные факты явления оперции в процессе наблюдения с целью получения опер-х сведений и использ.для руководства и контроля за производ-ной деят.организации. Бухгалтер.учет отражает хозяйственные средства,процессы и отдельные операции при спошной и непрерывной регистрации. Статистический учет-это учет соц-эк-х явлений и процессов, в результате сбора и изучения информации. По данным статистического учета получ.колич-е и кач-е показатели,а также обобщенные данные о деят-ти субъектов хозяйствования. Данные стат-го учета исп.для выявления резервов производ-ной программы. Все три вида учета образуют систему хоз-го учета, они дополняют друг друга и обесп.постребность управления разл.уровня. В учете прим.3вида измерителя:·Натуральные(кг,шт,тонны,км) ·Трудовые(дни,часы) ·Денежные\(рубли и др.ед-цы измерения ден-х средств). Натур.измер-ли исп.приимущественно-оперативном учете. Ден.измерителиисп.вбухг.учете. Трудовые измер-ли также исп.вбухг.учете при рассчетах персонала при оплате труда.


2)Бухгалтерский учет, его задачи и требования.

Бухг.учет-это упорядоченная с-масбора,регистрации и обобщения информ. в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем слошного,непрерывного и документированного учета. Б/у выполняет несколько функций,Информационная ф. позволяет предоставлять инф-ю как внутренним так и внешним пользователям. Контрольная обеспечивает контроль за имуществом орг-ии и сохранность ее соб-сти. Задачи б/у: 1)контроль за выполнение плана 2) Обеспечение сохранности всех видов соб-сти3)контроль за мерой труда и мерой потребления 4)укрепление режимаэкономии и хозяйственного расчета. Требованияпредъявл.к б/у: 1)Обесп.сопоставимости2)Своевременность учета 3)точность и объективность учета4)Полнота учета 5)Ясность и доступность 6)экономность учета Особенности б/у: 1.Прим.все 3 вида измерителей,но особенным явл.денежный. 2.б/у присуща строгая документальность,не одна документация не может остражаться без док-та. 3.В б/у прим.инветаризация, рез-ты которых оформляются док-но.4.Данные отраж.вбухг.документе-балансе.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь