Билет 25 Социальные конфликты в современных условиях


Вопросы к экзамену по «Социологии».

1.Объект и предмет социологии.

2.Социальные условия и теоритические предпосылки возникновения социологии.

3.Отличие предмета социологии от предмета социальной философии.

4.Отличие предмета социологии от предмета экономики.

5.Отличие предмета социологии от предмета политологии.

6.Отличие предмета социологии от предмета правоведения.

7.Отличие предмета социологии от предмета истории.

8.Отличие предмета социологии от культурологии.

9.Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии.

10.Прикладная социология и ее место в структуре социологической науке.

11.Теоритический и эмпирический уровни социологического знания.

12.Функции социологии.

13.Категории и законы социологии.

14.Развитие социологической мысли в России.

15.Социология в современной России: состояние и проблемы.

16.Природа и общество.

17.Общество как социальная система.

18.Социальная структура общества.

19.Социальные связи и социальные отношения.

20.Социальные группы и социальные общности.

21.Социальные институты и социальные общности

22.Социальные ценности и нормы.

23.Подготовка информационных носителей к обработке.

24.Социальная дифференциация и социальная поляризация.

25.Социальные конфликты в современных условиях.

26.Современное российское общество: состояние и проблемы.

27.Сущность социологического исследования.

28.Виды социологического исследования.

29.Основные этапы социологического исследования.
30.Характеристика основных разделов программы социологического исследования.

31.Формулировка темы исследования и описание проблемной ситуации.

32.Определение цели и задач социологического исследования.

33.Интерпретация и операционализация как логический анализ основных понятий исследования.34.Роль гипотез в социологическом исследовании.

35.Проверка гипотез исследования и решение его задач.

36.Общая характеристика опроса и его особенности.

37.Выборкав социологическом исследовании.

38.Анкетирование как наиболее распространенный вид опроса.

39.Интервью как вид опроса.

40.Экспертный опрос.

41.Анализ документов и его методы.

42.Виды, этапы и способы регистрации наблюдения.

43.Эксперимент в социологии.

44.Способы измерения социальных явлений, их точность и надежность.

45.Основные виды информационных носителей.

46.Процедура кодирования информационных носителей.

47.Технологический цикл обработки первичной информации на компьютере.

48.Количественный анализ эмпирической информации.

49.Качественный анализ эмпирической информации.

50.Использование результатов социологических исследований в профессиональной деятельности специалиста.

 

 

Билет 25 Социальные конфликты в современных условиях

Современные социальные конфликты в России

Непосредственно в конфликте сталкиваются интересы двух сторон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д.

Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что это открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений. Так, претенденты на одно место оказываются не просто равновеликими личностями, обладающими одинаковыми правами и притязаниями на должность. Каждый из претендентов поддерживается определенной группой людей. Если должность или позиция, по поводу которой разгорается конкуренция, имеет отношение к власти, к возможности распоряжаться другими людьми, то эта то позиция является престижной, оцениваемой достаточно высоко со стороны общественного мнения. Поэтому не исключается, что открытое столкновение двух противоборствующих претендентов может быть инициировано третьей стороной или третьим участником, который до поры до времени остается в тени.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:

1. конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

2. роль власти в конфликтах в различных сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

3. роль государственной власти как посредника.

Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как:

· конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);

· конфликты внутри парламента (как между Государственной Думой и Советом Федерации, так и внутри каждого из этих органов);

· конфликты между политическими партиями и движениями;

· конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.

Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов.

Возрастает значение характера отношений по линии "предприниматели - основная масса населения". Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между богатыми и бедными.

В социальных конфликтах России важное место занимают межнациональные и межэтнические конфликты. Эти конфликты являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена главным образом тем, что разбуженное национальное самосознание нередко обостряют межэтнические противоречия дестабилизируют социально-политическую ситуацию в стране. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают существенную ущемленность, когда каждый другой, даже не большой по численности народ, может предстать перед ним в качестве врага.

Билет 26 Современное российское общество: состояние и проблемы.

Современные социальные движения как фактор структурных изменений современного российского общества: проблемы состояния и развития.

Строкова Е.Е.

 

Особенности социальной структуры современных обществ остаются важнейшим предметом глубинного анализа в социологии. Для российских исследователей, принимающих сторону классового подхода, острые дискуссии вызывает проблема наличия и состояния среднего класса.

 

Обращение к этой теме тесно связано с проблемой возможности функционирования гражданских структур. Как отмечает ряд авторов, одним из принципиальных направлений трансформационных процессов в обществе является «изучение его средних слоев, классообразование срединного среза социальной структуры. Современные страны с рыночной экономикой обладают высоким уровнем социального и политического равновесия потому, что в них существует устойчивое социальное образование - средний класс, наиболее массовая и активная часть граждан» [2;93]

 

Гражданское же в нашем понимании принимается как осознаваемая деятельность, оформляющаяся под воздействием интересов личностей или групп, независимая от власти, но не выходящая за рамки общественной морали и способная воздействовать на государство.

 

В периоды социальных изменений, носящих институциональный характер, возникает множество вариантов дальнейшего развития общественной структуры, сопровождающихся социальной мобильностью, явлениями маргинализации, появлением новых социальных групп. Как анализирует И.Халий [74; 16], социальная активность граждан начиналась в нашей стране тогда, когда происходили те или иные трансформационные процессы. Затем движения сами становились акторами этих процессов, преобразуя структуру общества, однако на протяжении всей истории заключительным правом распоряжения обладало государство, которое могло управлять их деятельностью.

 

В конце 80-х годов в советском обществе сложился «выгодный социально-политический контекст, когда для успешного формирования новой политической системы необходима была поддержка со стороны организованных гражданских структур.

 

Ядром происходящих социальных изменений принято считать средний класс, а именно интеллигенцию. Как пишет Б. Кагарлицкий [4;56], «именно в России сформировалось самосознание интеллигенции. Интеллигент должен был осознавать, что его роль в обществе не только техническая, но и нравственная.

 

Однако в нашей стране существует ряд проблем:

1. в 90-е годы базовая часть традиционного среднего класса – в большинстве своем интеллигенция - стала маргинальной.

2. новый средний класс образуется довольно медленно

3. упрочению позиций среднего класса не способствует создание «инициатив сверху».

 

В попытках определения социальных классов одним из важных критериев является возможность их участия в событиях общественно-политической, экономической и духовной жизни. Категория социального интереса является довольно абстрактной и определяется разными авторами по-своему. На наш взгляд, ее можно интерпретировать через участие. В политической науке эта составляющая объясняется, в частности, через доминирование тех или иных типов политической культуры – в данном случае, гражданской культуры участия.

 

Мы попытаемся дать краткое видение процессов изменения и воспроизводство социальной структуры через возникновение и функционирование социальных движений. В том числе применительно к среднему классу.

 

Социальное движение может быть определено как «коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов. Социальные или общественные движения являются субъектами социального процесса и социального действия, при благоприятной деятельности которых могут образовываться новые социальные институты, адекватно отвечающие условиям, в виде устойчивых социальных практик, норм, правил жизнедеятельности» [6;47]. Происходит корректировка и даже полное изменение существующих норм законодательства в соответствии с потребностями и интересами различных социальных групп.

 

Учитывая различный характер движений, существует множество различных их классификаций. В процессе структурообразования спектр возникающих социальных движений достаточно широк: от социально-одобряемых, действующих в рамках существующих законов, до полулегальных и даже подпольных.

 

Иногда последовательная деятельность социальных общественных движений может изменять частично или полностью сами законы. Например, рабочие объединения, занимавшиеся организацией забастовок, действовали в свое время незаконно, их участникам грозили наказания разной степени тяжести в зависимости от того, в какой стране они действовали. Однако впоследствии соответствующие законы были изменены, забастовка стала допустимой тактикой решения производственных конфликтов и своеобразной формой политического участия. Другие формы экономического протеста во многих странах остаются вне закона и по сей день, например, сидячие забастовки на заводах или на рабочих местах.

 

Исследователи определяют границы между неформальными и формальными общественными движениями как довольно призрачные. Действительно, организованные социальные движения могут постепенно превращаться в формальные организации, или наоборот, хотя это случается реже и в соответствии с требованием времени.

 

Современные исследователи социальной активности предлагают множество различных способов классификации общественных движений.

 

Теории революций и теории социальных движений с неизбежностью пересекаются. Так, например, концепция Тилли "мобилизация ресурсов” начинает иметь все более широкое применение и используется теми, кто изучает социальные движения. Интерпретация Дэвисом протеста и роста ожиданий также оказала существенное влияние на анализ социальных движений. Следует отметить, однако, особую роль двух других подходов, как с точки зрения теоретической полноты, так и в плане стимулирования последующих эмпирических исследований. К ним относятся теории Нейла Смелзера и Алена Турена [1;12]. Социальное поведение индивида, являющегося частью социальной общности - такой, как социальное движение, обусловлено его принадлежностью к данной общности и потому, что именно здесь он получает такие мощные импульсы поведения, которые нигде он больше не получит; ради защиты интересов своей группы, слоя, но особенно семьи, национальной, религиозной общности.

 

Социальное движение возникает в пределах определенной социальной общности, первичной форме ассоциации индивидов.

 

Во взаимодействии индивидов, объединенных в социальные общности, формируются и выходят на поверхность наиболее острые и трудные проблемы и конфликты, движения и столкновения, даже войны.

 

Новые движения и организации создаются в первую очередь для реализации своих интересов. Их представители находятся в постоянном социальном движении. В первую очередь социальные движения являются моделью становления новых социальных структур, моделью превращения мотивов в социальные явления – то есть движение выступает источником формирования новой реальности. По Гидденсу, новые социальные движения являются носителями новых образцов жизнедеятельности. Сфера их интересов и есть свобода как независимый выбор жизненных стилей.

 

Рассуждая о проблеме идентификации классов в современном российском обществе, следует оценить ситуацию с характеристиками гражданской активности. В последние годы в российских условиях наблюдается противоречивая ситуация низкой активности социальных движений на фоне резкого усиления протестных настроений в обществе. По данным всероссийских исследований, процент неудовлетворенности результатами государственной политики растет, то есть обозначается потенциал протестного движения как одной из форм выражения собственных интересов.

 

Что же происходит в реальности? Государство берет на себя создание двух параллельных проектов: создание среднего класса, и гражданского общества. И если первый вызывает не вполне радужные настроения у самой власти, в том числе в связи с экономическим кризисом, то второй проект формально практически выполнен. По данным государства, гражданское общество в России уже существует. Однако власть в России по-своему подходит к определению смысла гражданского общества, для нее данный феномен ни что иное, как образование, зависимое от государства, государством же созданное и контролируемое, послушно исполняющее законы. Однако суверенитет закона имеет ряд недостатков: это произвол закона над личностью и ее правами, если он создается нелигитимными структурами.

 

Хотя во время социальных трансформаций у индивидов появляется больше шансов для выбора поведения, изменения социального статуса, возрастает степень неопределенности и риска, усиливаются явления маргинализации, заставляющие обращаться к поиску идентичности, в том числе и классовой. В условиях отсутствия солидарности и социальной поддержки, шансы на адекватное поведение снижаются. Российское общество по мнению многих исследователей является атомизированной структурой, причем на всех уровнях организации. Концепции «коллективного действия», «новых социальных движений» и возвращение «человека действующего» обращают нас к возможностям изменения структуры и природы самих групп и уровней организации общественной системы.

 

В движениях появляются не только те конкретные потребности и интересы которые приводят к их возникновению, но и глубинная социально-интегративная потребность, присущая человеку. Общественные движения дают возможность проявлять социально-политическую активность. Так, в конце 1980 годов общественно-политические движения играли огромную роль в жизни страны. Эти движения характеризовались массовостью и инициативностью, широким спектром интересов и ценностей. Если возвращаться к классике эпохи советского периода, то примером группообразования стали экологические движения.

 

После 1990 г. большинство таких образований стало создаваться сверху с целью обеспечить представительство своих интересов. Неформальные объединения граждан играют огромную роль в политической жизни общества. Это основные способы проявления политической активности граждан.

 

Так, Здравомыслова [6; 52] выделяет следующие группировки социальных движений:

1. реформистские

2. социально-экономические группы

3. экологические группы

4. национально-культурные

5. эколого-культурные

6. религиозные

Другая классификация современных социальных движений:

• Концепция рационального выбора.

• Персонализированные

• Общественные

• Целевые общественные.

Основные выводы, которые делаются исследователями на сегодняшний день:

Если общественно-политическая активность не выступает в качестве социального лифта – то жизненная энергия людей направляется в иные сферы. Во многом это определяется политикой правящей элиты, и авторитарностью власти. По мнению экспертов [3:37], авторитарного запаса у нынешней власти хватит еще лет на 20. Если сравнить это предсказание с полученными данными о росте протестных настроений, но отсутствием их реального проявления, можно предположить, чтоособенности досоветских и постсоветских социальных движений схожи.

 

Активность новых социальных движений проявляется чаще всего на низовом уровне – в локальных сообществах. Но мотивы такой активности связаны с покушением госструктур на личную собственность граждан (обманутые дольщики) и / или с активным проявлением сочувствия и сопереживания тем, кто оказался жертвой произвола (уплотнительная застройка, жертвы Норд-Оста и др. примеры).

 

Проблема отсутствия социальной солидарности в контексте групповой социальной идентичности вызвана в том числе отсутствием профессиональных объединений высококвалифицированных работников, профессионалов. Так, профсоюзы в сфере здравоохранения, образования, культуры существуют лишь формально, не изменяя на структуру неравенств в этих сферах. Для анализа: ситуация целенаправленного создания неравенства в профессиональном сообществе врачей, а именно оплата первичного звена в несколько раз больше оплаты труда узких специалистов, ситуация в школах в связи с введением НСОТ и утрата специалистами в связи с этим многих видов своего капитала и т.д.

 

Таким образом, государство, хоть и оторвано от большей части общества преобладает как субъект создания общественных структур, загоняя деятельность индивидов и статусных групп в искусственные рамки. Формирование среднего класса сводится к созданию социальных слоев, зависимых от государства или крупных корпораций. Роль интеллигенции и высококвалифицированных профессионалов сводится к единичным актам.

 

Происходящее выражается в неоднозначном лозунге правящего класса, сливающегося практически с правящей партией: развитие в стабильности. Не добиваясь результатов в выражении собственных интересов, средний класс (точнее те категории, которые должны в него входить), переводит свой потенциал в иные сферы, или дистанцируется от участия в общественных отношениях.

 

Билет27.Сущность социологического исследования.

Сущность социологического исследования

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

В широком смысле социологическое исследование это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическое исследование это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Самойленко Е.Н. Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций».Тема 9. Методы социологического исследования. - Киев, КНУСА, 2005. - С.125.

Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают, и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические и эмпирические (теоретическая и прикладная социология), фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования - теоретических и эмпирических - условно, так как эмпирические исследования могут быть как фундаментальными, так и прикладными. И если теоретические социологические исследования ставят целью развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом предмете, то прикладные посвящены решению конкретной социальной проблемы.

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.

Эмпирическое социологическое исследование - это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Логос, 2000. - С.265.

Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:

ѕ поведение индивидов, социальных групп;

ѕ продукты человеческой деятельности;

ѕ вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

ѕ надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

ѕ репрезентативной, информации.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также специальные социологические технологии.

Что же понимается под методологией, методикой и техникой социологического исследования?

Методология исследования (от греч. methodos - путь исследования, познания и logos - слово, понятие, учение) - это стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - Политиздат, 2001. - 480 с. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: Логос, 2000. - С.268.

Метод в социологии - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Таким образом, если методология - область общей стратегии, то методика - тактика исследования.

Техника социологического анализа (греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изучения, т.е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности. Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

Билет 40.Экспертный опрос.

Опрос специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают "ловушки", так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем.

Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных СОЦИАЛЬНЫХ явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.

Важный момент: отбор экспертов прежде всего по уровню их компетентности, (численность и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу.

Тема опроса четко обозначается в строгих формулировках, задачи исследования также должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального мнения специалистов (в массовых опросах, напротив, подчеркивают, что мнение опрашиваемого учитывается в рамках общей статистики). Для ответа на каждый вопрос оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных, чем количественных.

Один из вариантов техники экспертного опроса ("метод Дельфы") — неоднократное обращение к экспертам, вначале — для выявления существа позиций, а затем — для оценки уровня согласованности мнений по наиболее важным пунктам. После первой экспертизы высказанные оценки предлагаются для упорядочения по уровню правдоподобности, вероятности, достоверности, приоритетности.

Типичная логика развертывания экспертного опроса такова: (1) указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; (2) сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация; (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме; (4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы; (5) оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта; (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения.

 

 

Вопросы к экзамену по «Социологии».

1.Объект и предмет социологии.

2.Социальные условия и теоритические предпосылки возникновения социологии.

3.Отличие предмета социологии от предмета социальной философии.

4.Отличие предмета социологии от предмета экономики.

5.Отличие предмета социологии от предмета политологии.

6.Отличие предмета социологии от предмета правоведения.

7.Отличие предмета социологии от предмета истории.

8.Отличие предмета социологии от культурологии.

9.Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии.

10.Прикладная социология и ее место в структуре социологической науке.

11.Теоритический и эмпирический уровни социологического знания.

12.Функции социологии.

13.Категории и законы социологии.

14.Развитие социологической мысли в России.

15.Социология в современной России: состояние и проблемы.

16.Природа и общество.

17.Общество как социальная система.

18.Социальная структура общества.

19.Социальные связи и социальные отношения.

20.Социальные группы и социальные общности.

21.Социальные институты и социальные общности

22.Социальные ценности и нормы.

23.Подготовка информационных носителей к обработке.

24.Социальная дифференциация и социальная поляризация.

25.Социальные конфликты в современных условиях.

26.Современное российское общество: состояние и проблемы.

27.Сущность социологического исследования.

28.Виды социологического исследования.

29.Основные этапы социологического исследования.
30.Характеристика основных разделов программы социологического исследования.

31.Формулировка темы исследования и описание проблемной ситуации.

32.Определение цели и задач социологического исследования.

33.Интерпретация и операционализация как логический анализ основных понятий исследования.34.Роль гипотез в социологическом исследовании.

35.Проверка гипотез исследования и решение его задач.

36.Общая характеристика опроса и его особенности.

37.Выборкав социологическом исследовании.

38.Анкетирование как наиболее распространенный вид опроса.

39.Интервью как вид опроса.

40.Экспертный опрос.

41.Анализ документов и его методы.

42.Виды, этапы и способы регистрации наблюдения.

43.Эксперимент в социологии.

44.Способы измерения социальных явлений, их точность и надежность.

45.Основные виды информационных носителей.

46.Процедура кодирования информационных носителей.

47.Технологический цикл обработки первичной информации на компьютере.

48.Количественный анализ эмпирической информации.

49.Качественный анализ эмпирической информации.

50.Использование результатов социологических исследований в профессиональной деятельности специалиста.

 

 

Билет 25 Социальные конфликты в современных условиях









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь