Отношение героического эпоса Гомера к войне.


Автор отнюдь не одобряет войну, ведущую к худшему из зол — смерти. Об этом свидетельствуют как отдельные реплики автора и его героев, так и явное сочувствие Гектору и другим защитникам Трои, которые в этой войне являются страдающей стороной. Симпатии автора принадлежат воинам обеих враждующих стран, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают его осуждение. В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть. Жизнь в представлении гомеровских героев настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

Героизм и патриотизм – не главные ценности, которые интересуют Гомера. Главное – проблема смысла человеческой жизни, проблема ценностей человеческой жизни. Тема человеческого долга: перед родиной, перед племенем, перед предками, перед умершими. Жизнь во вселенском масштабе представлена как вечнозеленая роща. Но смерть не повод для горя – ее нельзя избежать, но надо достойно встретить. Формируются представления о человеческой дружбе. Одиссей и Диомед, Ахилл и Патрокл. Все они уравновешены. Проблемы – что есть трусость? Храбрость? Верность дому, народу, супругу? Верные жены: Пенелопа, Андромаха.

5. Концепция эпического героя в «Илиаде». Сравнительная хар-ка Ахилла и Гектора(вспоминай!).

Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может.

Удивительная нравственная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это доля. Поэтому обреченности нет. Поступки героев не связаны с божественным влиянием. Но существует закон двойной мотивации событий. Как рождаются чувства? Легче всего объяснить это божественным вмешательством Талант Гомера: сцена с Ахиллом и Приамом.

Образ Елены в «Илиаде» - демонический. В «Одиссее» же она домохозяйка. Описывается не ее внешность. А реакция старцев на нее. О ее чувствах мы знаем очень мало. В «Одиссее» она другая – ничего таинственного нет.

Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. В поэме есть типы: старцы, жены и т.д. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен. Гомер хотел изобразить поэтический апофеоз героической Греции. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Чтобы герои были разные, количество различных качеств разное – индивидуальная характеристика. Ахилл обладает импульсивностью и безмерностью. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. Второй по силе воин – Аякс Большой. У него чрезмерно много честолюбия. Ахилл быстроног, Аякс неповоротлив, медлителен. Третий – Диомед. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами. Эпитеты: у Ахилла и Одиссея более 40. В битве Диомед не забывает о хозяйстве. Предводители похода изображены в противоречии с эпическими законами. Авторы эпоса пишут объективно. Но у Гомера много эпитетов у любимых героев. У Атридов эпитетов мало. Диомед упрекает Агамемнона «Доблести ж не дал тебе (Зевс)». Другое отношение к Нестору, Гектору и Одиссею. Гектор – один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.



Прославление мудрости. Старцы: Приам и Нестор. Нестор пережил три поколения людей по тридцать лет. Новая мудрость: интеллект Одиссея. Это не опыт, а гибкость ума. Еще Одиссея отличает: все герои стремятся к бессмертию – ему оно дважды предлагается, но он меняет его на родину.

 

Прежде чем мы начнем осмысливать кульминационный эпизод поэмы “Илиада” - “Поединок Ахилла и Гектора”, проследим, что предшествовало поединку, как готовились к нему герои. Начнем с Гектора. Гектор человечный. Он ни раза даже косо не взглянул на Елену, а она виновна во всех бедах троянцев, не упрекнул ее ни одним словом. И к брату своему Парису, виновнику Троянской войны, он не ощущает ненависти. Ему досадно от изнеженности Париса и поэтому он бросает ему в лицо горькие укоры. Но следует Париу признать его, Гектора, правоту и попросить прощения, как гнев Гектора охлаждается, и он готов уже все простить Парису. Он любящий муж и отец. Таким есть Гектор. И вот настало его последнее время. Охваченные паникой троянцы убегают в город, второпях закрыв ворота, они забывают о Гекторе. Он один остается за стенами города, один перед огромным сосредоточением врагов. Вздрогнуло сердце Гектора, и испугался он на миг Ахиллеса!

То, что Гектор сначала убегает от могущественного Ахилла, отнюдь не свидетельствует о его трусливости, просто на Олимпе еще окончательно не решена судьба героев. Еще не настало время им сражаться. За бегом героев наблюдают со стен осажденного города все троянцы, среди которых мы видим Приама, отца Гектора, который умывается горькими слезами, и все боги смотрели на них. Добросердечный Зевс сочувствует Гектору и уже был готов освободить его из беды, но вмешивается Афина и напоминает властителю Олимпа, что издавна судьба начертила людям “печальную смерть”. И Зевс ускоряет кровавую развязку…

Как жизнь людей, так и поступки богов, по представлениям древних греков, находились в руках Судьбы. И Зевс не может ей противиться, он также выполняет то, что ему определено Судьбой - решать вопрос жизни и смерти людей, бросая жребий на весы. В словах Гектора нет пренебрежения, превосходства. Он обращается как равный к равному. Ахиллес же показывает полное пренебрежение к неприятелю - “Гекторе проклятый”, “между волками и ягнятами согласия никогда не будет” (с кем себя ассоциирует Ахилл?), гнев и “печаль моя по друзьям моим, убитых тобой!” двигают Ахиллом (разве он менее злой, чем Гектор?). Как эпический автор, Гомер старается не высказывать открыто ни сочувствия, ни давать оценку действиям и словам героев, он все связывает с волей богов. Для Гектора - “Там лишь, где кости ключицы объединяют шею с плечами, Горло белело, быстрее души там достигает гибель… “. Для Ахилла единственным его уязвимым местом была пята.

Знал ли Гектор о слабом месте Ахилла? Почему тогда он не воспользовался этим знанием? Определенной была в этом поединке именно смерть Гектора, и он, это понимая, все равно встречает свою смерть лицом к неприятелю. Возможно, потому, что поединок Ахилла с Гектором выглядел бы ужасным убийством, поскольку перед ним троянец был абсолютно незащищенным, безоружным. Думаем, что главная вина Ахилла состоит в потере чувства меры. У древних греков существовала одна из важнейших заповедей и жизни, и искусства - чувство меры. Любое преувеличение, любой выход за границы меры оборачивается бедой, а Ахилл постоянно нарушает границы. Он чрезмерно любит, чрезмерно ненавидит, чрезмерно сердится, обижается, мстит. В этом и заключается его трагическая вина. Он нетерпеливый, щепетильный, неудержимый в своем раздражении. Даже ближайший к нему Патрокл опасался Ахилла и его гнева. И Гектор, и Ахилл - лучшие из лучших среди участников Троянской войны. Оба сильные, мужественные, выносливые, истинные воины, прекрасно владеют всеми видами тогдашнего оружия. Не случайно Гомер поочередно называет их “богоравными”. Но главным отличием является чрезвычайная человечность порядочность Гектора и чрезмерная гневность и жестокость Ахилла.

 

6. Сюжет и композиция «Одиссеи» ( прочесть краткое содержаниеL)

«ОДИССЕЯ» — греческая эпическая поэма, вместе с «Илиадой» приписывавшаяся Гомеру. Будучи законченной позже «Илиады», «О.» примыкает к более раннему эпосу, не составляя однако непосредственного продолжения «Илиады». Тема «Одиссеи» — странствия хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращавшегося из троянского похода; в отдельных упоминаниях проходят эпизоды саги, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи». КОМПОЗИЦИЯ «О». построена на весьма архаическом материале. Герой Одиссей — старинная, повидимому еще «догреческая» фигура с несколько эллинизованным народной этимологией именем. Сюжет о муже, возвращающемся после долгих странствий неузнанным на родину и попадающем на свадьбу жены, принадлежит к числу широко распространенных фольклорных сюжетов, равно как и сюжет «сына, отправляющегося на поиски отца». Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Самая форма рассказа в первом лице, примененная для повествований о странствиях Одиссея, является традиционной в этом жанре и известна из египетской лит-ры начала 2-го тысячелетия.

Техника повествования в «О.» в общем близка к «Илиаде» (см.), но младший эпос отличается бо́льшим искусством в объединении разнообразного материала. Отдельные эпизоды имеют менее изолированный характер и складываются в целостные группы. По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях. «Песенная» теория, объяснявшая возникновение больших поэм механическим «сшиванием» отдельных «песен», редко применялась поэтому к «О.»; гораздо большим распространением пользуется у исследователей гипотеза Кирхгофа, что «О.» является переработкой нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. Д.

Центральная роль главного героя выдвинута в «Одиссее» резче, чем в «Илиаде», где одним из организующих моментов поэмы являлось отсутствие Ахилла, его безучастное отношение к ходу военных действий. В «Одиссее» отсутствием героя определяется только первая линия рассказа (кн. 1 — 4), показ обстановки на Итаке и путешествие Телемаха, а с 5-й? книги внимание концентрируется почти исключительно вокруг Одиссея: мотив неузнаваемости возвращающегося мужа использован, как мы видели, в той же функции, что и отсутствие героя в «Илиаде», а между тем слушатель не теряет Одиссея из виду, — и это также свидетельствует о совершенствовании искусства эпического повествования.

7. Поэма «Одиссея» как исторический источник (сведения духовной и материальной культуре, общ. устройстве и быте др. греков).









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь