Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Социальное взаимодействие - это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детальному исследованию социальное взаимодействие подверг П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

наличие двух или более индивидов, обуславливающих поведение и переживания друг друга;

совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие.

То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к этому уровню.

Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.



Понятие социального статуса. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Социальный статус

Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.

Основные положения ролевой теории личности были сформулированы американскими социологами Дж.Г. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.

В качестве базовой единицы социальной системы Парсонс использовал статусно-ролевой комплекс, как структурный компонент социальной системы. Статус является структурной позицией в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Следовательно актор рассматривается Парсонсом не более чем набор статусов и ролей.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает поло-возрастные характеристики человека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус - это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный - позиция, занимаемая им в большой общности.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Социальная стратификация - центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главные измерения стратификации - доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами - основное свойство стратификации.

 

Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, оброазование, власть и престиж. П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерная и многомерная стратификация. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религия, профессия, собственность и т.д. ). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастной признак; социально-демографический; профессиональный; расовые общности; объекты и субъекты власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.

Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берется сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

1. Рабство - закрепощение людей, граничащее с полным бесправием.

2. Касты - группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту.

3. Сословия - своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны.

4. Этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы - племя, народность, нация.

5. Социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни.

6. Общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.

П. Сорокин в рамках данной проблемы занимался отдельно вопросом о классах. Он считал, что классы возникли в новое время в связи с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцев средств производства. Ученые активно интересовались классами, но по словам П. Сорокина «класс ускользал от теоретиков». Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков.

Макс Вебер главным регулятором классовых отношений выдвигал рынок и отношения собственности. Таким образом, он делил классы на следующие группы: рабочий класс, который лишен собственности и продает свою рабочую силу на рынке труда; мелкая буржуазия - мелкие бизнесмены и торговцы ; «белые воротнички» - технические специалисты и интеллигенция; администрация и менеджеры; собственники, которые стремятся получить образование, чтобы владеть всеми преимуществами интеллектуалов. Причем, собственников он делит на два субкласса: класс собственников, которые получают ренту от шахт, земель и т.п. , и коммерсанты-предприниматели, занимающиеся практической деятельностью. Если собственники - позитивно привилегированный класс, то лишенные собственности - негативно ориентированный класс, а между ними находится средний класс, основа демократии и стабильности в обществе.

Социальная мобильность

П. Сорокин не только создал теорию социальной стратификации, но и сделал важный вывод о социальной мобильности слоев и групп людей в обществе. Каждый человек мобилен, подвижен, он может переходить из одного слоя в другой в зависимости от обстоятельств, стремлений. Теория социальной мобильности отражала реальное положение вещей в обществе.

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные и коллективные переходы, подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что интенсивность социальной мобильности меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность же общественного развития состоит в балансировке страт.

Два основных вида социальной мобильности - межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции).

Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи.

Выделяют еще организованную и структурную мобильность. Организованная добровольная - комсомольские стройки, недобровольная - раскулачивание. Структурная связана с изменением структуры, например, сокращение малых деревень в 50 - 70 годы в СССР. В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, в этих странах профессиональная мобильность зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики. Например, в США с 1900 по 1980 годы количество людей,занятых в сельском хозяйстве, сократилось в 10 раз (мелкие фермеры стали буржуа, а сельхозрабочие пополнили ряды рабочего класса), количество менеджеров-профессионалов за это время удвоилось (с 10 % до 22 %), а численность торговых работников и служащих увеличилась в 4 раза (с 7,5 % до 30 %). Структурную мобильность в середине ХХ века определяли три фактора: изменение структуры народного хозяйства и расширение управленческих вакансий; нехватка молодежи в среднем классе; доступность образования.

Для большинства людей продвинуться вверх по стратификационной лестнице очень трудно. Причины, позволяющие достичь успеха - социальный статус семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Мобильные индивиды часть не могут приспособиться к новым условиям.

Для жизни человека важны социальные институты, которые являются каналами вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, которые как бы фильтруют и отбирают индивиды, осуществляя своеобразную селекцию. Так формируется элита, сливки общества, различные типы людей.

Известно, что роль армии велика в военное время - из 92 императоров в Древнем Риме 36 достигли этого звания, начав карьеру с низов, из 65 византийских императоров 12 выдвинулись, благодаря армейской карьере.

Церковь как канал вертикальной стратификации часто выдвигала простых людей.

Школа - мощный канал вертикальной стратификационной мобильности.

Собственность - один из действенных способов продвижения.

Семья тоже служит интересам социального отбора, однако сейчас ценится не происхождение и знатность рода, а личные качества.

Но иногда мобильность ограничавется, группа становится закрытой. В молодом обществе мобильность высока, потом происходит закрытие высшего класса.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь