Классические социологические теории.


. классические социологические теории: Маркс, Вебер, Спенсер, Дюркгейм.

Эмиль Дюркгейм. Первым, кто дал "узкое" толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками - историей, философией, политэкономией т.д. Он предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под ними он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Главным, что сплачивает общество, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, – разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Эмиль Дюркгейм изучал самоубийства. Предмет социологии по Дюркгейму – совокупность социальных фактов, плотность населения, уровень их интеграции и сплочённости. Ему принадлежит произведение «Самоубийства». По его мнению самоубийства – социальное явление, а не индивидуальный случай. Главная причина самоубийств – распад социальных связей, ослабление социальной дисциплины и разобщённость.

Выделял 3 вида самоубийств:

1.Эгоистическое (его вызывает отчуждение индивида от общества, социальных групп, утрата социумом возможности регулировать поведение человека и воздействовать на него)

2.Альтруистическое самоубийство. Такой тип самоубийство характерен по Дюркгейму для низших обществ

3.Аномическое. (Аномия – ослабление и отсутствие норм и ценностей в обществе.) Характерен для эпох быстрых и бурных общественных перемен (экономические кризисы, революции.

Дюркгейму принадлежит понятие солидарность.

Выделял 2 типа солидарности:

1.Механическая – типична для традиционного общества. Основывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей.

2.Органическая – возникает в связи с разделение общественного труда и основано не на сходстве, а на различиях индивида.

Дюркгейм считал признаком прогресса переход общества от механической солидарности к органической.

Социологию Дюркгейм делил на 3 части:

1.Социальная морфология (аналогична анатомии). Исследует структуру общества. В эту сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией и народонаселением.

2.Социальная физиология. Исследует жизненные основы обществ и охватывает ряд частных наук (социология религии, морали, юридическая социология, экономическая, лингвистическая и эстетическая).

3.Общая социология – устанавливает общие законы в обществе и осуществляет теоретический синтез.

Герберт Спенсер – представитель органической школы, который рассматривал общество по аналогии с живым биологическим организмом. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социальную функцию. Разница только в том, что в организме части служат для целого, а в обществе – целое для частей. В основе взглядов Спенсера лежат 2 положения, тесно связанных с дарвинским учением.

1.Общество – это социальный, но и биологический организм, подчиняющийся биологическим законом организации и развития.

2.Учения о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление окружающей действительности представляет собой часть общего процесса эволюции.

Главный труд Спенсера «Основание социологии» (1896 г.). Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а социальный прогресс видел в последовательном подъёме на более усложнённые ступени организации общества. Простые общества, сложные общества, вдвойне сложные, втройне сложные. Общества по Спенсеру – совокупность индивида, характеризующаяся определённым сходством и постоянством их жизни. Общества подобно биологическому организму растёт и увеличивается в своём объёме, усложняя структуру и разделяя функции.

Что касается социальной динамики, Спенсер сформулировал эволюционную теорию исторического развития, основанную на теории прогресса. Заинтересовавшись дарвинской теорией, он применил понятие выживания сильнейшего к социальному миру. Этот подход получил название «социального дарвинизма». Спенсер был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь. Только в таких условиях люди приспособленные будут выживать, а неприспособленные - вымирать.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутренняя подсистема ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды. Внешняя регулирует и контролирует взаимоотношения организма с внешней средой

Он считал, что существует 3 формулы объяснения социальной эволюции:

1.Естественный отбор

2.Борьба за существования

3.Выживание сильнейшего

Типы обществ по Спенсеру:

1.По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2.По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).Социальное развитие Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

Макс Вебер – немецкий социолог, которому принадлежит теория социального действия.

Он считал, что каждому человеку свойственно 4 вида действия:

1.Целерациональное – действие при котором человек идёт к цели определёнными средствами.

2.Ценностнорациональное – в основе лежит определённая иерархия ценностей.

^ По его мнению, это социальные действия ^

3.Традиционные действия – совершаются автоматически, в силу привычки.

4.Аффективное – в состоянии крайнего социального напряжения (фанаты)

Вебер является сторонником «понимающей» социологии.

Превыше всего он ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по Веберу:

1. Статистика.

2. Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

1) целерациональное;

2) ценностно-рациональное;

3) традиционное;

4) эффективное.

Только первые два Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Карл Маркс (1818–1883) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Он выступал за революционный путь изменения общества.

Карл Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм– непримиримое противоречие основных классов любого общества. Везде, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой. Его нельзя разрешить в рамках существующего строя, т.к. эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Он уделял особое внимании экономической сфере общества. Является сторонником экономического детерминизма. Материальное первично, а духовное вторично. В основе развития общества лежит классовая борьба (рабочие и буржуазия).









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь