Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.


Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.). Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие. Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии. 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация.



2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.

Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии:

1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими;

2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации.

Субъективные причины:

1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов);

2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.

Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.

Этапы развития социологического знания за рубежом.

Социальная организация.

понятие организация (франц. organisation, от позднелат. organizo — сообщаю, стройный вид, устраиваю) употребляется в следующих значениях: 1. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые обусловлены его строением. Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей. Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация». Характеристика социальных организаций:Во-первых, это «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции» Т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу. Во-вторых, это «определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.» . В данном случае под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание», и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает. В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы. Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта. В.И.Франчук в своей работе «Основы современной теории организаций» (М., 1995) приводит более расширенную трактовку понятия социальной организации, под организацией он понимает «любую достаточно устойчивую социальную группу с регламентированным поведением людей. Регламентированное поведение означает, что поведение людей в организации носит нормативно-правовой характер, Т.е. определяется нормами, положениями, правовыми актами, общими для всех ее членов» , ключевым в определении организации в данном случае выступает свойство устойчивости.

Устойчивость — как одно из основных свойств организации. Ключевым элементом организации выступает цель. Именно для достижения определенной цели люди объединяются в организации, организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать продолжительное время. Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:

во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации. По мнению А.И.Пригожина , цели организаций бывают трех разновидностей: • цели-задания • цели-ориентации • цели системы. Существует большое множество разного рода типологий организаций. Наиболее распространенной в настоящее время является типология организаций по отраслевому признаку: • производственные, • образовательные, • лечебные, • культурные, • транспортные и пр.

А.Этциони все организации делит на три следующих класса: 1) добровольные организации (voluntary organizations), члены которых объединяются на добровольной основе: политические партии, церкви, клубы, университеты; 2) принудительные организации (coercive organizations), членами которых становятся принудительным путем: начальная школа, армия, психбольницы, концентрационные лагеря; 3) утилитарные организации (utilitarian organizations), члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: предприятия, заводы, фирмы .

А.И.Пригожин выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых — собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации.

Социальные процессы.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу (192, с. 89) создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи. Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют. Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Социальные движения.

Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения - сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других. Другая теория - мобилизиции ресурсов - делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований.

Социальный статус

Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.

Основные положения ролевой теории личности были сформулированы американскими социологами Дж.Г. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.

В качестве базовой единицы социальной системы Парсонс использовал статусно-ролевой комплекс, как структурный компонент социальной системы. Статус является структурной позицией в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Следовательно актор рассматривается Парсонсом не более чем набор статусов и ролей.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает поло-возрастные характеристики человека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус - это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный - позиция, занимаемая им в большой общности.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Социальная стратификация - центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главные измерения стратификации - доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами - основное свойство стратификации.

 

Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, оброазование, власть и престиж. П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерная и многомерная стратификация. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религия, профессия, собственность и т.д. ). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастной признак; социально-демографический; профессиональный; расовые общности; объекты и субъекты власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.

Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берется сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

1. Рабство - закрепощение людей, граничащее с полным бесправием.

2. Касты - группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту.

3. Сословия - своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны.

4. Этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы - племя, народность, нация.

5. Социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни.

6. Общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.

П. Сорокин в рамках данной проблемы занимался отдельно вопросом о классах. Он считал, что классы возникли в новое время в связи с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцев средств производства. Ученые активно интересовались классами, но по словам П. Сорокина «класс ускользал от теоретиков». Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков.

Макс Вебер главным регулятором классовых отношений выдвигал рынок и отношения собственности. Таким образом, он делил классы на следующие группы: рабочий класс, который лишен собственности и продает свою рабочую силу на рынке труда; мелкая буржуазия - мелкие бизнесмены и торговцы ; «белые воротнички» - технические специалисты и интеллигенция; администрация и менеджеры; собственники, которые стремятся получить образование, чтобы владеть всеми преимуществами интеллектуалов. Причем, собственников он делит на два субкласса: класс собственников, которые получают ренту от шахт, земель и т.п. , и коммерсанты-предприниматели, занимающиеся практической деятельностью. Если собственники - позитивно привилегированный класс, то лишенные собственности - негативно ориентированный класс, а между ними находится средний класс, основа демократии и стабильности в обществе.

Социальная мобильность

П. Сорокин не только создал теорию социальной стратификации, но и сделал важный вывод о социальной мобильности слоев и групп людей в обществе. Каждый человек мобилен, подвижен, он может переходить из одного слоя в другой в зависимости от обстоятельств, стремлений. Теория социальной мобильности отражала реальное положение вещей в обществе.

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные и коллективные переходы, подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что интенсивность социальной мобильности меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность же общественного развития состоит в балансировке страт.

Два основных вида социальной мобильности - межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции).

Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи.

Выделяют еще организованную и структурную мобильность. Организованная добровольная - комсомольские стройки, недобровольная - раскулачивание. Структурная связана с изменением структуры, например, сокращение малых деревень в 50 - 70 годы в СССР. В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, в этих странах профессиональная мобильность зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики. Например, в США с 1900 по 1980 годы количество людей,занятых в сельском хозяйстве, сократилось в 10 раз (мелкие фермеры стали буржуа, а сельхозрабочие пополнили ряды рабочего класса), количество менеджеров-профессионалов за это время удвоилось (с 10 % до 22 %), а численность торговых работников и служащих увеличилась в 4 раза (с 7,5 % до 30 %). Структурную мобильность в середине ХХ века определяли три фактора: изменение структуры народного хозяйства и расширение управленческих вакансий; нехватка молодежи в среднем классе; доступность образования.

Для большинства людей продвинуться вверх по стратификационной лестнице очень трудно. Причины, позволяющие достичь успеха - социальный статус семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Мобильные индивиды часть не могут приспособиться к новым условиям.

Для жизни человека важны социальные институты, которые являются каналами вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, которые как бы фильтруют и отбирают индивиды, осуществляя своеобразную селекцию. Так формируется элита, сливки общества, различные типы людей.

Известно, что роль армии велика в военное время - из 92 императоров в Древнем Риме 36 достигли этого звания, начав карьеру с низов, из 65 византийских императоров 12 выдвинулись, благодаря армейской карьере.

Церковь как канал вертикальной стратификации часто выдвигала простых людей.

Школа - мощный канал вертикальной стратификационной мобильности.

Собственность - один из действенных способов продвижения.

Семья тоже служит интересам социального отбора, однако сейчас ценится не происхождение и знатность рода, а личные качества.

Но иногда мобильность ограничавется, группа становится закрытой. В молодом обществе мобильность высока, потом происходит закрытие высшего класса.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.). Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие. Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии. 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация.

2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.

Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии:

1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими;

2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации.

Субъективные причины:

1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов);

2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.

Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь