На заседании ЦМК Методического совета

Протокол заседания № _____ колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № ____

Председатель _______________ от «___»___________20____г.

(ФИО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Для специальности 060301 Фармация

 

 

ОП.05. Гигиена и экология человека

 

Тема 3.2. Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения

 

Практическое занятие № 2

Тема: «Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения»

 

 

Составил преподаватель

Т. В. Морозова

 

Братск, 2013г.

Тема: «Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения»

Продолжительность занятия -180 минут

Цель занятия:

Изучить принципы отбора проб воды на бактериологический и химический анализы. Научиться оценивать показатели качества питьевой воды, оформлять направления на лабораторные исследования.

 

В результате изучения темы обучающийся должен:

иметь практический опыт:

интерпретации результатов комплексной санитарно - гигиенической оценки качества воды.

 

уметь:

1. производить отбор проб воды на бактериологический и химический анализы;

2. разрабатывать различные мероприятия по улучшению качества воды;

3. давать заключение о санитарно - гигиенической оценке качества воды;

4. оформлять нормативную документацию.

 

знать:

1. основные гигиенические требования, предъ­являемые к качеству питьевой воды и источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения;

2. влияние качества воды на организм человека

должен владеть общими компетенциями:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.



ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Методическое оснащение занятия:

ü Приборы:

Для определения прозрачности воды:

1. Прибор Снеллена

2. Стакан химический

Для определения органолептических свойств воды:

1. Колба с притертой пробкой

2. Электрическая плита

Для отбора проб на бактериологический и химический анализ:

1. Стерильная колба (бутылка) с пробкой 0,5 л

2. Спиртовый факел

3. Стерильная колба (бутылка) с пробкой 1,0 л

ü Нормативная документация:

1. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»

2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»

3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»

4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды не централизованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»

5. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы»

ü ТСО:ноутбук для демонстрации слайдов

ü Раздаточный материал:

Методическая разработка практического занятия для студентов, таблицы, алгоритмы, итоговый тест.

Место проведения:

Лаборатория Гигиены и экологии человека

 

Литература для подготовки:

Основная:

1. Большаков А.М. «Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене» - М.: Медицина, 2004.

2. Крымская И.Г., Рубан Э.Д., Гигиена и основа экологии человека. Учебное пособие г. Ростов на Дону, Феникс, 2007.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» -М.: ACADEMA, 2006

4. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: М.: учебное пособие для ССУЗов - М.: Проспект,2006.

Дополнительная:

1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2012

2. Стожаров А.Н. «Медицинская экология» - Минск, «Высшая школа», 2007

 

 

План занятия

1. Вводная часть – 30 минут

— Организационный момент;

— Мотивация занятия;

— Контроль исходного уровня знаний.

2. Основная часть – 120 минут

- Изучение нормативной документации в области хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- Изучение контроля качества питьевой воды;

- Самостоятельная работа студентов по отработке навыков оформления направлений на лабораторные исследования;

- Решение ситуационных задач.

3. Заключительная часть – 30 минут

— Итоговый тест;

— Подведение итогов;

— Домашнее задание.

 

Ход занятия

Откройте дневник и запишите тему и цель занятия.

Мотивация занятия:

Изучение данной темы дает представление о «воде питьевой» - так называется вода, которую получает население из систем водоснабжения. Откуда берут эту воду, какого она качества, какую очистку проходит. Какие приборы для этого используют. Какие показатели характеризуют качество питьевой воды. Как осуществляется постоянный контроль за качеством питьевой воды. Знания эти необходимы медицинским работникам, так как существуют причинно-следственные связи между заболеваниями и действием на организм человека факторов окружающей среды.

 

2. Ответьте устно на вопросы:

1. Какая вода называется «вода питьевая»

2. Перечислите качества питьевой воды

3. Какие существуют систему водоснабжения

4. Какие водоемы или воды могут быть использованы для централизованного водоснабжения

5. Какие требования предъявляют к водоемам как к источникам водоснабжения

6. Какими способами улучшают органолептические свойства воды на ВОС

7. Какими способами обеспечивают отсутствие болезнетворных микроорганизмов в воде на ВОС

8. Перечислите специальные методы улучшения качества воды

9. Перечислите инфекционные заболевания возбудители, которых передаются через воду

Какими методами можно улучшить качество воды в домашних условиях

3. Ознакомьтесь с дополнительной информацией по теме и выполните задания

Изучите нормативную документацию в области хозяйственно-питьевого водоснабжения

Перепишите перечень нормативных документов в тетрадь (приложение № 1)

Изучите контроль качества питьевой воды

Составьте краткий конспект.

Перепишите алгоритм № 1, 2 в тетрадь (приложение № 2)

 

Самостоятельно оформите направления на лабораторные исследования качества воды

В тетрадях выпишите направления на лабораторные исследования воды, используя форму № 1, на каждую предложенную ситуацию (приложение № 3).

Решите ситуационные задачи

Совместно с преподавателем разберите задачу № 1 (приложение № 4).

Последующие задачи выполните самостоятельно, анализируя показатели и сопоставляя их с гигиеническими нормами (таблица № 1, 2, 3, 4) (приложение № 5, 6, 7, 8).

В тетрадях запишите только номер задачи и ответ.

Заключительная часть

Итоговый тест

Ответьте на вопросы итогового теста (приложение № 9)

Подведение итогов

- выявление недостатков при изучении темы и пути их устранения;

- рекомендации по дальнейшему углублению знаний по данной теме;

- оценивание работы студента на практическом занятии.

Запишите вопросы для подготовки к следующему практическому занятию:

 

1. Расскажите о рациональном питании и его основных принципах.

2. Дайте определение сбалансированному питанию.

3. Какие факторы положены в основу при разработке фи­зиологических норм питания взрослого трудоспособного населения?

4. Какие показатели определяют физиологические нормы питания?

5. Какое оптимальное соотношение белков и жиров расти­тельного и животного происхождения должно быть в суточном рационе взрослого человека?

6. Назовите количественное содержание минеральных ве­ществ и их оптимальное соотношение в физиологических нормах питания.

7. Перечислите основные факторы, определяющие энергот­раты человека.

8. Как проводится расчет нормальной (идеальной) массы тела человека?

9. Расскажите о методах оценки полноценности питания.

10. Какое принято оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в современных рационах питания?

11. Каковы особенности питания при умственном и физи­ческом труде?

12. Каковы научные основы рационального режима питания?

 

Литература для подготовки:

 

Основная:

1. Большаков А.М. «Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене» - М.: Медицина, 2004.

2. Крымская И.Г., Рубан Э.Д., Гигиена и основа экологии человека. Учебное пособие г. Ростов на Дону, Феникс, 2007.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» -М.: ACADEMA, 2006

4. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: М.: учебное пособие для ССУЗов - М.: Проспект,2006.

Дополнительная:

1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2012

2. Стожаров А.Н. «Медицинская экология» - Минск, «Высшая школа», 2007

 

Приложение № 1

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь